Внеклассное мероприятие этико-правовая беседа "Природа Сочи и подвиг города-госпиталя во имя жизни"
Внеклассное мероприятие этико-правовая беседа "Природа Сочи и подвиг города-госпиталя во имя жизни"
Данное мероприятие нацелено познакомить учащихся с подвигом, совершенным сочинскими медиками во время ВОВ; с целебными свойствами лекарственных растений и значением природы Сочи для выздоровления раненых; развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание; воспитывать любовь к природе родного города, уважение к подвигу людей во имя жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие этико-правовая беседа "Природа Сочи и подвиг города-госпиталя во имя жизни" »
Внеклассное мероприятие
Этико-правовая беседа
Тема: «Природа Сочи и
подвиг города-госпиталя
во имя жизни»
Козина Елена Борисовна
гимназия №44
Цели: 1) познакомить учащихся с подвигом, совершенным сочинскими медиками во время ВОВ; с целебными свойствами лекарственных растений и значением природы Сочи для выздоровления раненых;
Как замечательна природа, которая нас окружает! Море, восхитительные снежные вершины Главного Кавказского хребта, блистающие блики солнца на волнах, экзотические растения. Всё это вызывает незабываемое впечатление у каждого человека. Ведь связь человека с природой очень тесная.
Красивое сравнение мы услышали в стихотворении Г. Скорик, что город дарит гармонию сердцам людей.
Человек часть природы и мы не можем прожить без неё. Почему? (ответы детей)
– Какие растения произрастают на Черноморском побережье? (ответы детей)
Сколько замечательных растений в нашем крае!
Мы с вами уже говорили, что связь человека с природой очень тесная. Поэтому можно сказать, что состояние природы влияет на состояние человека.
– У всех хорошее настроение? (да)
Значит и у природы «хорошее настроение».
А для того, чтобы природа всегда находилась в «хорошем настроении», нам надо её беречь, т. е. быть её защитниками, а значит защищать себя!
– Что мы можем для этого делать? (ответы детей)
Но, к сожалению, существуют разрушители природы.
– Как вы думаете, какие поступки они совершают? (ответы детей)
Разрушая природу – разрушают жизнь человека.
Огромным страшным разрушителем природы и человечества является война.
– Какие разрушения приносит война? (ответы детей)
– Какую самую разрушительную войну для нашей страны вы знаете? (ВОВ)
– Когда это было? (началась 22 июня 1941 года, закончилась 9 мая 1945 года)
– С кем воевали? (с фашистской Германией)
– Сколько жизней унесла ВОВ? (более 20 миллионов)
– Были не только погибшие, но и очень много раненых. Их привозили для лечения в наш город.
– Помните ли вы, когда прибыл первый эшелон? (5 августа 1941 года)
Этот день объявлен Днём Милосердия.
– Какое название получил наш город Сочи во время войны? (город госпиталь)
Сюжет, который близок учащимся.
Сегодня мы с вами поговорим о природе Сочи и подвиге города-госпиталя во имя жизни (открывается доска, на которой записана тема беседы).
Спасать раненых в городе-госпитале помогало всё (на доске появляются таблицы)
К началу августа 1941 года в Сочи было создано свыше сорока госпиталей. Когда свободных мест в санаториях уже не оказалось, пришлось занять вестибюли, клубы, кабинеты и другие помещения. Раненые размещались на койках по двое. А нередко на полу – матрацами служило накрытая простынями солома. Во время обхода врачи опускались на колени, чтобы осмотреть раненого.
В городе-госпитале был совершен воистину подвиг во имя жизни.
3. Обсуждение сюжета, оценка учащимися действующих лиц, их поступков.
Выступление заранее подготовленных учащихся:
«Как привычное дело творили сочинские медики свой тяжелый повседневный подвиг – извлекали из тел раненных пули и осколки, накладывали повязки, кормили, поили, топили печи, бегали за водой, стирали бинты».
«Казалось временами, что силы уже иссякли, что хирурги уже не в состоянии владеть скальпелем, а медсёстры – стоять на ногах».
«Но приходил во двор госпиталя очередной автобус с красными крестами, и наперекор всему люди в белых халатах продолжали своё благородное дело».
«И вновь повторялись бессонные ночи, вновь были долгие часы в полутьме над операционным столом, без еды, без отдыха.
«Только за шесть месяцев 1943 года в госпиталях было сделано 13558 операций и 613914 перевязок».
– Ребята, что из услышанного вас удивило? (ответы детей)
– Был ли кто-нибудь ранен из ваших родственников во время ВОВ? (ответы детей)
А сейчас вернёмся и продолжим разговор по схеме.
– Подумайте, в чём заключается уникальное расположение города Сочи? (ответы детей)
Сама природа способствовала, чтобы в нашем городе расположился госпиталь. Она надёжно оберегала раненых от фашистов.
Важнейшей составляющей спасения раненых стала сочинская растительность.
– Подумайте, как помогала растительность спасению раненых? (ответы детей)
Сочинская растительность пришла на помощь медикам, когда не хватало лекарств. Крымских партизан со смертельным заболеванием цингой, медицинский персонал лечил отварами из мандариновых и лимонных листьев, из шиповника. Целые бригады отправлялись в лес за черемшой, щавелем, молодой крапивой. Делали отвары также из хвои, пицундской сосны. На каждом этаже в корпусах стояли бачки с этим целебным напитком.
Вату заменили самшитовым мхом. Его промывали, сушили и выдавали в отделения.
В Хостинскую тисо-самшитовую рощу, где его было особенно много, снаряжали отряды женщин, школьников. Как величайшую драгоценность, приносили они оттуда в мешочках и наволочках дары реликтового леса.
– Что вас удивило? (ответы детей)
– Как вы думаете, какими ещё лекарственными растениями лечили раненых? (ответы детей)
Когда не хватало продуктов питания, снова растительность пришла на помощь. Целые отряды местных жителей отправлялись в леса и тоннами заготавливали дикие яблоки, груши, сливы, инжир, грецкие орехи, каштаны.
– Какими ещё фруктами и овощами кормили местные жители раненых? (ответы детей)
Выберите среди листьев растений лекарственные и плодовые растения и вывесите их на доску (работа нескольких учащихся с гербарием и иллюстрациями растений).
– Расскажите, как четвёртый фактор помогал выздоровлению раненых (ответы детей).
Обобщение.
– Вспомните, сколько раненых было спасено в городе-госпитале во время войны? (500000)
Природа и человек в единстве совершили подвиг во имя жизни.
– Где воздвигнут памятник, посвящённый подвигу во имя жизни? (около парка «Ривьера»)
– Кто знает, как он называется? ( стела «Подвиг во имя жизни»)
За подвиг милосердия, совершённый сочинцами, город в 1980 году был удостоен ордена Отечественной войны I степени.
Сегодня мы говорили о значении природы Сочи для спасения раненых. О пользе лекарственных растений во время войны рассказывали писатели. Послушайте отрывок и вспомните автора и название:
«…Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем… А этот вот жёлтый цвет на лекарство идёт, его и в аптеке берут. Ты бы нарвал их да снёс. Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством». (Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле»)
Земля даёт полезные растения и минеральные источники человеку.
– Чтобы быть здоровыми и сильными мы сегодня съедим за обедом эти листья полезных, даже лекарственных растений. Что это за растения? (черемша, щавель)
А сейчас восстановим свои силы минеральной водой из источников города Сочи. (дети пьют воду)
Сейчас представьте себя частицами воды и поиграем в игру «Молекула». (дети играют и в конце выстраиваются в круг)
– Ребята, подарите, пожалуйста, всем доброе слово. Что вам понравилось на занятии, что больше всего запомнилось. (ответы детей)
Задание по подготовке к следующему занятию.
– А мне понравилось, как вы сегодня работали, всем большое спасибо!