Внеклассное мероприятие для начальных классов: "Забота юных рук о Волгограде"
Внеклассное мероприятие для начальных классов: "Забота юных рук о Волгограде"
Название мероприятия: «Забота юных рук о Волгограде»
Форма проведения: исследование
Цели и задачи: создать условия для формирования знаний обучающихся о животном, растительном мире родного края; способствовать экологическому воспитанию детей, вызвать желание беречь природу, соблюдать правила поведения в природе.
Планируемый результат:
Предметные – обобщение знаний обучающиеся о животном, растительном мире г. Волгограда; получение представлений о разнообразии предприятий, животных Красной книги, лекарственных растениях города.
Личностные – мотивация учебной деятельности, формирование ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Метапредметные:
- из познавательных УУД (умение извлекать необходимую информацию, умение анализировать и сравнивать, оценивать полученную информацию);
- из регулятивных (самоконтроль, оценка);
- из коммуникативных (умение организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом), умение вступать в диалог, слушать собеседника, отстаивать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий).
Участники: обучающиеся третьего класса
Время: 35 минут
Наглядность: презентация; карта районов Волгограда; картинки с изображением растительного и животного мира; гербарий лекарственных трав; солнышки, тучки.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Предварительная работа с детьми:
1. Распределение детей на группы (по желанию);
2. Самостоятельная исследовательская работа.
Задание для 1-ой группы: изучить расположение районов Волгограда, символы г. Волгограда.
Задание для 2-ой группы: составить перечень основных предприятий города.
Задание для 3-ой группы: подготовить сообщения о лекарственных растениях г. Волгограда.
Задание для 4-ой группы: найти в Красной книге Волгоградской области представителей животного мира, обитающих и у нас в городе.
3.Разучивание стихотворения с отдельными учащимися.
Педагогические возможности: подобные мероприятия являются наиболее эффективным средством решения воспитательных задач, связанных с привлечением внимания детей к бережному отношению окружающей среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для начальных классов: "Забота юных рук о Волгограде" »
Краснооктябрьское территориальное управление департамента по образованию города Волгограда
Краснооктябрьский отдел муниципального казенного учреждения «Волгоградский методический центр»
Методическое объединение классных руководителей Краснооктябрьского района города Волгограда
Методическая разработка внеклассного мероприятия на экологическую тему:
«Забота юных рук о Волгограде»
( для третьих классов)
Автор: классный руководитель
3 «Г» класса, Зарубина Е.И.,
МОУ лицея №2
Волгоград, 2013
Название мероприятия: «Забота юных рук о Волгограде»
Форма проведения: исследование
Цели и задачи: создать условия для формирования знаний обучающихся о животном, растительном мире родного края; способствовать экологическому воспитанию детей, вызвать желание беречь природу, соблюдать правила поведения в природе.
Планируемый результат:
Предметные – обобщение знаний обучающиеся о животном, растительном мире г. Волгограда; получение представлений о разнообразии предприятий, животных Красной книги, лекарственных растениях города.
Личностные – мотивация учебной деятельности, формирование ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Метапредметные:
- из познавательных УУД (умение извлекать необходимую информацию, умение анализировать и сравнивать, оценивать полученную информацию);
- из регулятивных (самоконтроль, оценка);
- из коммуникативных (умение организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом), умение вступать в диалог, слушать собеседника, отстаивать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий).
Участники: обучающиеся третьего класса
Время: 35 минут
Наглядность: презентация; карта районов Волгограда; картинки с изображением растительного и животного мира; гербарий лекарственных трав; солнышки, тучки.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Предварительная работа с детьми:
1. Распределение детей на группы (по желанию);
2. Самостоятельная исследовательская работа.
Задание для 1-ой группы: изучить расположение районов Волгограда, символы г. Волгограда.
Задание для 2-ой группы: составить перечень основных предприятий города.
Задание для 3-ой группы: подготовить сообщения о лекарственных растениях г. Волгограда.
Задание для 4-ой группы: найти в Красной книге Волгоградской области представителей животного мира, обитающих и у нас в городе.
3.Разучивание стихотворения с отдельными учащимися.
Педагогические возможности: подобные мероприятия являются наиболее эффективным средством решения воспитательных задач, связанных с привлечением внимания детей к бережному отношению окружающей среды.
Ход мероприятия (сценарный план)
1. Организационный момент
Учитель: Дети, давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний классный час?
Ученики: Весёлым, интересным, чтобы узнать что-то новое и т.д.
2. Актуализация знаний, формулирование темы классного часа.
Учитель: 2013 год в России по указу главы государства Владимира Путина был объявлен Годом окружающего мира. Губернатор Волгоградской области Сергей Боженов предложил объявить 2013-й годом благоустройства в Волгоградской области, а комитету по природопользованию – взять шефство над Волгоградом в плане озеленения и благоустройства. Как вы думаете, почему?
Ученики: Окружающая среда загрязнена. Все должны заботиться о природе. В руках человека красота и богатство родной земли. Человек зависит от природы, он не может без нее существовать.
Появляется схема:
Учитель: Посмотрите на репродукции картин художников. Какие чувства они у вас вызывают?
Вот натюрморты художника Ивана Хруцкого, изображающие цветы и фрукты.
Ученики: Они наполнены жизненной силой природы.
На картине Аркадия Пластова «Сенокос» - жаркий летний день и море луговых цветов. Ученики: Весь пейзаж дышит радостью и теплотой.
Александр Герасимов очень любил писать сирень. Посмотрите, как прекрасен этот букет белой и лиловой сирени в простой вазе на открытом окне (картина «Полдень. Теплый дождь»).
Ученики: Картина пронизана свежестью и спокойствием.
Учитель: Может, кто-то хочет еще дополнить нашу схему?
Ученики: Природа поднимает нам настроение, дает возможность ею любоваться.
Учитель: Природа всегда вдохновляла не только художников, но и музыкантов, поэтов.
Ученик: Город-герой Волгоград
Есть на земле Великий город,
Который знает стар и млад.
Причислен он к большой России
С названьем громким – Волгоград.
Его просторы необъятны,
Ромашки, сосны и грибы.
Настолько он разнообразен,
И здесь сбываются мечты.
Над Волгоградом небо голубое,
Ветра парят, как паруса.
Храню я в сердце имя дорогое,
Изгиб реки, высоток корпуса…
Раскинулся над Волгой город,
Царит здесь красота и тишина,
Которые дались тебе настолько сложно,
Что трудно подобрать слова. (Щипанов Матвей)
Учитель: Чему будет посвящен наш классный час?
Ученики: Окружающей среде нашего города, мерам защиты от загрязнения.
Учитель: Итак, тема классного часа «Забота юных рук о Волгограде»
3. Работа над новым материалом.
Учитель: Отправляемся в путешествие по родному Волгограду.
Вы поделены на 4 группы. Каждая группа дома проводила свои исследования по нашей тематике, о которых вы поделитесь с нами позже. Сейчас вы получите еще одно задание, которое должны выполнить сейчас.
Задание для 1-ой группы: расположить на доске районы города в правильном порядке, чтобы получилась целостная карта Волгограда.
Задание для 2-ой группы: из найденных дома предприятий города выбрать наиболее экологически опасные.
Задание для 3-ой группы: выбрать из предложенных учителем изображений растений те, которые составляют растительный мир Волгограда.
Задание для 4-ой группы: выбрать из предложенных учителем изображений животных те, которые составляют животный мир Волгограда.
Групповая работа– 3-5 мин.
Выступление 1-ой группы:
На доску прикрепляют районы города в правильном порядке;
Рассказывают о выполненном домашнем задании: географическое положение города, символы Волгограда.
Примерный ответ учащихся: Волгоград - это крупнейший город, расположенный в европейской части России. Волгоград - это административный центр Волгоградской области. По данным на 2010 год, население Волгограда составляет 979 617 человек.Город протянулся примерно на 90 км вдоль реки Волги и является одним из самых протяженных городов России. Волгоград находится на правом берегу реки Волга в её нижнем течении.
Герб Волгограда представляет собой щит золотистого цвета, разделённый на две половины лентой медали “За оборону Сталинграда”. В верхней половине изображена медаль “Золотая Звезда” на символической красной крепостной стене. В нижней половине герба изображена золотистого цвета шестерня, символизирующая развитую промышленность города, и золотистого цвета сноп пшеницы — символ изобилия волгоградской земли. Голубой цвет символизирует Волгу.
Флаг Волгограда представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с двухсторонним изображением в центре герба Волгограда.
Выступление 2-ой группы:
Рассказывают о выполненном домашнем задании: основные предприятия города Волгограда;
Крепят на доску значки наиболее экологически опасных предприятий города.
Примерный ответ учащихся:
В каталоге фирм Волгограда, на начало 2004 года, находилось 161 предприятие. Их можно разделить на следующие группы:
- энергетическая сфера (Например, Волжская ГЭС);
- топливная промышленность (Ведущее предприятие - это «Лукойл-Волгограднефтепереработка»);
- металлургия (ведущие предприятия - это Волгоградский алюминиевый завод и завод «Красный Октябрь»);
- пищевые предприятия (Компания «ЮНИМИЛК», «Волгомясомолторг», завод Пивовар, «Конфил», мясокомбинат и Волгоградский горчично-маслобойный завод «Сарепта», пекарни);
- машиностроительные предприятия («Волгограднефтемаш», «Завод оросительной техники», «Судостроительный завод», Волгоградский Тракторный завод, «Волгоградский завод буровой техники» и «Волгогазоаппарат»)
- строительные и деревообрабатывающие компании («Волгоградмебель», «Волгоградский керамический завод», «Завод силикатного кирпича», «Волгоградский завод железобетонных изделий № 1»);
- химические и нефтехимические предприятия («Каустик», «Химпром»)
- легкая промышленность (обувная и трикотажная фабрики, кожевенный завод);
Больше всего загрязняют окружающую среду, на наш взгляд, металлургические, машиностроительные, химические и нефтехимические предприятия. Например, «Каустик», «Химпром», «Волгоградский алюминиевый завод и завод «Красный Октябрь», «Волгоградский Тракторный завод», «Баррикады», так как они выбрасывают в атмосферу огромное количество отходов производства, вредные вещества.
Выступление 3-ей группы:
Крепят на доску изображения деревьев, кустарников, трав, относящихся к растительному миру Волгограда.
Рассказывают сообщения о лекарственных травах Волгограда, показывают рисунки лекарственных трав.
Учитель: Помимо представленногорастительного мира, у человека есть еще замечательное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни, пищи и здоровья для человека. Послушайте, какие из них растут в нашем городе.
Сообщения учащихся, показ ими иллюстраций:
Крапива. Многолетнее травянистое растение. Стебли и листья покрыты жгучими волосками. Листья крапивы содержат витамины, их завариваются как чай и применяют наряду с другими очищающими травами при нарушениях обмена веществ. Крапива помогает при болезнях легких. Трава и цветы крапивы входят во многие сборы, назначаемые как успокоительные и желудочные. Молодые побеги крапивы употребляют для супов и салатов, а также как корм для домашнего скота и птицы.
Подорожник большой. Многолетнее травянистое растение. В листьях содержится аскорбиновая кислота и дубильные вещества. Растет вдоль дорожек. Листья подорожника широко используют в медицине при заболеваниях органов дыхания. Врачи назначают при болезнях желудка. Люди используют это растение для лечения ран. Подорожник применяется и в ветеринарной практике. Также для подорожника нашлось применение в косметической промышленности и при изготовлении экзотических блюд.
Одуванчик лекарственный. Во Франции очень популярен салат из одуванчиков – это первые весенние витамины. В медицине применяют корни одуванчика, готовят из них отвар. Применяется отвар для повышения аппетита. Издавна им лечились не только люди, но и птицы, животные. К ним нужно относиться очень бережно: не рвать с корнем, не топтать без нужды.
Чистотел большой. Растет этот сорняк в тенистых местах светлых рощ и боров, около жилья – на огородах, в садах и старых парках. В народе его называют «желтомолочник», «чистая трава», «ласточкина трава», «бородавочник». Сильно ядовитое растение. Настой обладает противовоспалительными свойствами.
Тысячелистник. Если посмотреть на листочки, становится понятно, отчего пошло название – каждый лист разрезан на мелкие дольки. Это одно из древнейших лекарственных растений. Тысячелистник лечит раны, останавливает кровотечение.
Мать-и-мачеха. Листья мать-и-мачехи оказывают противовоспалительное и антисептическое действие. Применяют это средство для профилактики кариеса в виде полоскания.
Зверобой. Считается магическим, предохраняющим от порчи, привидений. Народная мудрость гласит: «Как нельзя без муки испечь хлеб, так без зверобоя нельзя лечить болезни», и называют его травой от 99 болезней. В медицине используют зверобой как противовоспалительное, противомикробное средство. Препараты из него обладают ранозаживляющими свойствами. Трава зверобоя входит во многие лекарственные сборы. Зверобой входит в состав зубных эликсиров, паст, лосьонов, шампуней.
Ромашка аптечная или лекарственнаяобладает противовоспалительным и противоаллергенным действиями. Настой ромашки полезен при заболеваниях желудка. Настойку ромашки используют для промывания язв, экзем, воспаленных век. А также используется в парфюмерии, стоматологии. Кроме того, известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый оттенок. Ромашку полезно держать в чуланах и кухнях, где хранятся съестные припасы. Где разложено это растение, там не будет мышей.
Мать-и-мачеха. В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзиночки. Цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
Крапива. Ее русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из стеблей получали волокно для выработки тканей. Огородники считают жгучим сорняком, но ведь от нее и польза людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение. Таблетки и порошки спрятаны в ее листьях и стеблях. Может прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.
Учитель: Проснулось солнышко, стало подниматься всё выше и выше над горизонтом. Вслед за солнышком проснулись цветы. Они стали вытягивать свои головки, листочки навстречу солнечным лучам. Запорхали над цветами бабочки, загудели шмели. На завалинку выползли жуки и стали греть то один свой бочок, то другой. Побежали по своим делам трудолюбивые муравьи. Подул легкий ветерок. Все травинки закачались. Набежали тучки, закрыли солнышко. Застучали по листьям первые капли. Всё сильнее, сильнее, сильнее. А после дождя снова выглянуло солнышко и согрело, высушило всех своими теплыми, ласковыми лучами.
Выступление 4-ой группы:
Крепят на доску изображения животных, относящихся к растительному миру Волгограда.
Рассказывают о выполненном домашнем задании: животные Волгограда из Красной книги.
Учитель: Почему кошек и собак поместили в животный мир Волгограда?
Ученики: Они относятся к домашним животным, но человек часто выгоняет своих любимцев на улицу, и они становятся бездомными, скитаются по улицам в поисках пищи.
Учитель: Какой выход из положения можно найти?
Ученик: Создание приютов для бездомных животных.
Учитель: Оказывается, в нашем городе водятся еще некоторые обитатели животного мира. О них нам расскажут ребята, поработавшие дома с Красной книгой Волгоградской области.
Сообщения учащихся, показ ими иллюстраций:
Жужелица Венгерская. Жук длиной 21-30 мм. Бескрылый. Тело массивное, черное, слабоблестящее.
Крупный парнопес.Тело удлиненное (8-14 мм), голова, грудь сине-зеленые, металлически-блестящие; брюшко в основном красновато-рыжее.
Мнемозина. Бабочка в размахе крыльев 50-70 мм. Крылья белые с черными пятнами, полупрозрачные. Бабочка летает с мая по июль.
Бражник-прозерпина. Бабочка в размахе крыльев 40-50 мм. Фон передних крыльев светлый, зеленовато-коричневатый, через переднее крыло проходит довольно широкая поперечная полоса, цвет которой может меняться от рыжеватого до оливково-зеленого. Бабочки летают в мае-июне.
Миктероплюс пурпурный. Размах крыльев 31-36 мм. Усики самца утолщены. Переднее крыло светлое. На нем выделяется размытая срединная тень, образующая крупный остроугольный зубец. Задние крылья желтоватые.
Учитель: Почему этих животных занесли в Красную книгу?
Ученик: Потому что их численность сокращается, они на грани исчезновения.
Учитель: Сегодня во многих странах введены специальные меры для обеспечения охраны окружающей среды. Какие из них вам известны?
Ученик: Ограничение выбросов вредных газов и веществ в окружающую среду. Ставят новые фильтры. Создание заповедников, национальных парков. Ограничение вылова рыбы, охоты. Ограничение выброса мусора. Введение современных методов переработки отходов.
4. Творческое задание.
Учитель: Ребята, вспомните название нашего классного часа. Кто объяснит смысл этой фразы?
Ученики: Наше будущее зависит от нас, детей. Мы должны беречь свой город и делать всё возможное для его процветания. Любить и заботиться о нашей Земле.
Учитель: Какой посильный вклад в охрану окружающей среды нашего города можете сделать вы? Подумайте и нарисуйте на ватмане.
Защита творческих работ.
5. Домашнее задание.
Учитель: Посмотрите на слайды, какая мера защиты окружающей среды здесь представлена?
Ученики: Использование бытовых отходов для изготовления поделок.
Учитель: Для тех, кому понравилось такое решение экологической проблемы, предлагаю дома изготовить подобные поделки и продемонстрировать их нам.
6. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Учитель: Что на вас произвело сегодня наибольшее впечатление? Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? Давайте обсудим работу в группах: кто был самым активным? Были ли разногласия в процессе работы?
Ответы учеников.
Учитель: Я вам сейчас раздам солнышки и тучки. Поднимите солнышки все те, кому очень понравилось занятие, кто получил много интересной информации; а тучки – занятие не интересное, не было никакой полезной информации
Учитель: Ребята, спасибо вам за работу! Вы молодцы! Мне было очень интересно с вами работать!
Приложения: картинки с изображением растительного и животного мира, презентация.
Литература для классного руководителя:
Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе/ Художники В.Х.Янаев, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с., ил.
Василенко Г.И. Дни школьных наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам.-Волгоград: Учитель, 2006.-156 с.
Брылев В.А. Красная книга: Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области.-Волгоград: Издательский отдел Волгоградинформпечати, 1992.-148 с.; ил.
Острая Т.И., Ундакова И.В., Мазина О.В. Буклет по материалам Красной книги Волгоградской области.- Волгоград, 2007.-34 с.