Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Деловые бумаги: анкета, объяснительная записка, правила их составления" »
ГБОУ Республики Марий Эл
«Казанская школа – интернат»
Деловые бумаги: анкета,
объяснительная записка,
правила их составления.
Внеклассное мероприятие, 9 класс, 23.05.2014 год
Учитель СБО
Р.В.Романова
2013 – 2014 учебный год
Тема: Деловые бумаги: анкета, объяснительная записка, правила их составления.
Цели: 1. Знать правила (требования) оформления деловых бумаг.
2.Уметь анализировать деловые бумаги. Составлять их самостоятельно.
3.Развивать умения учащихся пользоваться деловой речью в определённой жизненной ситуации. Создание условий для успешной социализации обучающихся.
Оборудование и наглядные пособия: Раздаточный материал (Анкеты, образцы деловых бумаг, карточки – задания), толковый словарь Ожегова.
Литература: Т.А.Девяткова «Социально-бытовая ориентировка», с. 131- 135
Ход мероприятия:
1. Оргмомент: 1.1. Сообщение дежурного.
1.2. Приветствие, психологический настрой.
2. Актуализация. Сообщение темы мероприятия. В повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с деловыми бумагами: написать заявление, автобиографию при поступлении на работу или в учебное заведение; объяснительную записку, если пропустили занятие или опоздали на урок, ушли раньше с работы и т.д. Часто в таких бумагах допускают ошибки, а подчас и не знают, каким образом они оформляются. А ведь правильно составленное, без ошибок написанное заявление сразу вызывает у работодателя уважение и внимание к человеку, ищущему место службы.
Ребята, ставила ли вас когда-нибудь в тупик необходимость составления того или иного документа? Сегодня на занятии мы с вами научимся правильно оформлять деловые бумаги.
3. Вопросы и задания для повторения:
- Какие виды деловых бумаг вы знаете?
- Какие требования предъявляются к оформлению заявления?
- Почему слово заявление пишется с маленькой буквы?
- Рассмотрите образцы заявлений. Какие написаны правильно, а какие нет? Исправьте ошибки.
- Для чего нужна автобиография?
- Из каких элементов состоит автобиография?
- Проверка домашнего задания: зачитать свою автобиографию.
4. Новая тема:
4.1. Помимо знания стандартных форм и штампов, при составлении деловых бумаг не менее важны и знания по орфографии. Ведь грамотно составленный документ всегда произведёт более благоприятное впечатление. А сейчас мы проведём лексическую работу, поработаем над орфографией некоторых слов. При необходимости вы можете воспользоваться словарём, он у вас на парте.
А теперь проверим работу, выполненную на доске. (Слова представлены в раздаточном материале).
Взаимопроверка. (Сидящие за одной партой меняются выполненной работой для взаимопроверки, оценивают и помогают откорректировать работу).
4.2. Анкета. Что же такое анкета? Как вы думаете?
Ответы детей.
4.3. Работа со словарём Ожегова. Читает 1 ученик.
Анкета – это опросный лист, содержащий сведения о биографии человека. Анкета составляется при поступлении на работу, учёбу. Хранится в личном деле, заполняется от руки, без помарок и исправлений. Правильность изложенных в анкете сведений проверяется по представленным документам. Соискатель на работу или учёбу подписывает заполненный листок и ставит дату. Официально утверждённой формы не имеется. Каждая организация сама определяет необходимый перечень сведений о соискателе.
4.5. Следующее, что мы рассмотрим – это объяснительная.
Объяснительная записка – это документ, объясняющий причины какого – либо события, факта, поступка.
Ученик, Петя Иванов в очередной раз опоздал на урок и ему необходимо написать объяснительную записку на имя директора. Мы свами должны помочь ему оформить этот документ. Прежде чем приступить к оформлению документа, давайте обсудим несколько моментов.
Во-первых, кто и в каких случаях может потребовать от вас объяснительную записку?
Ответы учащихся – Учитель, завуч, директор. За прогулы, за опоздания, за невыполнение домашнего задания и т.д.
А теперь вернёмся к проблеме Пети Иванова. Как же оформить объяснительную записку? А как же оформляются другие официальные документы? Хотя у вас небольшой жизненный опыт, постарайтесь вспомнить деловые бумаги, с которыми вы уже сталкивались в жизни.
Сейчас я покажу вам примеры деловых бумаг, официальных документов, а вы постарайтесь определить структуру этих документов. Кто нам объяснит, что такое структура?
Структура – это взаиморасположение и связь составных частей, элементов чего-либо, строение.
4.6. Рассмотрение примеров: оформление приказов, заявления, справки и другие документы.
- Назовите, из каких частей состоит официальный документ?
А теперь возьмите лежащий у вас на столе образец «Объяснительной записки». Выделите структурные элементы этого документа и объясните, как они оформлены, то есть, какое форматирование применено к каждой части документа.
Теперь вы готовы к практической работе. Напишите объяснительнуюзаписку. Вы можете поменять героев, придумать свои причины для написания объяснительной записки.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление. Практическое применение знаний.
Представьте себе, что вы уже успешно окончили школу и решили поступить в учебное заведение или начать трудовую деятельность: пошли устраиваться на работу в престижную фирму. С какой первой деловой бумагой вы столкнётесь?
6.1. Выберите правильный ответ из записей, данных на доске:
6.2. Практическая работа. Написать заявление о приёме на работу. Или ситуация, более близкая: написать заявление о приёме на учёбу.
Составление деловых бумаг по образцу (дозированная помощь): по вариантам – заявление, расписка.
6.3. Сюжетно – ролевая игра «Приём на учёбу в ПТУ».
7. Итог занятия. Деловые бумаги должны быть составлены грамотно, чётко, коротко и ясно с соблюдением определённых стандартов. Чтобы в дальнейшем вы не испытывали трудностей, я дарю вам образцы деловых бумаг и семь основных правил, которыми должен руководствоваться работник при заключении трудового договора.
8.Рефлексия. Тестирование.
А сейчас я проведу с вами шуточный тест с геометрическими фигурами, который поможет немного разобраться вам в себе самом. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения 1 минута.
Музыка. Ученики выполняют задание.
А теперь подсчитаем количество треугольников.
Слушайте ключ к тесту:
Первый тип: 6-8 треугольников. Тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.
Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди, хорошие организаторские способности. До мелочей продумывают свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Он рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. Я буду рада, если тест поможет вам в выборе жизненного пути.