Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс начальной школы
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс начальной школы
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования, а именно, внедрение новых государственных стандартов образования в начальной школе, становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Данный проект направлен на поиск таких технологий работы с учащимися, которые способствовали бы решению поставленных проблем.
В нашем проекте применяются различные методы работы: изучение литературы, педагогическое, психологическое и медицинское наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс начальной школы »
9
Жовтневый территориальный отдел
образования, молодежи и спорта.
Запорожская гимназия № 11
Запорожского городского совета.
Запорожской области.
Научно - методический проект «Планета счастья»
Тематическая направленность:
«Внедрение здоровьесберегающих технологий
в учебно-воспитательный процесс начальной школы»
Руководитель проекта:
Жучкова С.А. –заместитель директора
по УВР, высшая категория, учитель-методист
Содержание
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Проблема
Актуальность проекта
Цель работы
Задачи
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
Теоретическое обоснование темы
Сущность темы проекта
Работа с родителями
Предполагаемый результат
План реализации проекта
Календарный план реализации проекта
План реализации проекта на 2014-2015 учебный год
Существующие ресурсы для реализации проекта
ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ ПРЕКТА
Мониторинг результативности
ВЫВОД
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа мероприятий по здоровьесбережению.
РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Участники проекта: обучающиеся начальной школы (целевая аудитория), педагоги, родители обучающихся, психолог, соц. педагог, логопед, мед сестра.
Проект внедряется в период с 01. 09. 2012 г. по 01.06.2015 г. и состоит из нескольких этапов:
Первый этап. Подготовительный, диагностический
Выявление проблемы.
Формирование проблемы.
Определение задач.
Подбор и изучение методической литературы по данной теме.
Составление плана работы, подбор методик.
Подбор и изучение необходимой литературы.
Проведение информационно-просветительской работы среди родителей школьников.
Анкетирование родителей на тему: «Ведёте ли Вы здоровый образ жизни?»
Второй этап. Основной
составление плана работы с педагогами и родителями;
консультирование педагогов по темам: «Овладение детьми элементами оздоровительных технологий», «Использование пальчиковой гимнастики в свободной деятельности»;
консультирование родителей по темам: «Нетрадиционные средства оздоровления детей», «Как избежать искривления осанки»;
проведение семинара – практикума по теме: «Оздоровительный массаж рук»;
организация спортивного развлечения с активным участием родителей по теме:« Мама, папа, я - здоровая семья»;
привлечение педагогов и родителей к поиску нужной информации в методической литературе, журналах, интернете и распространение её среди других педагогов и родителей;
повторная диагностика физического состояния детей.
Третий этап. Завершающий
Уточнение и обобщение результатов внедрения проекта.
І. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо.
Проблема: здоровый образ жизни в среде младших школьников.
Актуальность проекта.
Актуальность темы здорового образа жизни среди младших школьников подтверждает статистический показатель здоровья:
физически зрелыми рождаются не более 14%;
25-35% детей пришедших в первый класс имеют физические недостатки или хронические заболевания;
учащение случаев возникновения травмоопасных ситуаций во время образовательного процесса и в свободное время. Поэтому детский травматизм требует самого пристального внимания и внедрения профилактических мероприятий;
вопросами профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни занимаются 40% из опрошенных родителей нашей школы.
Практически
здоровы
Имеют функциональные
отклонения
Имеют хронические
заболевания
14%
50%
35-40%
Цель работы – найти эффективные здоровьесберегающие технологии для учащихся начальных классов.
Цель представленного проекта. Обеспечить благоприятные условия для воспитания у детей позитивного мышления и принципов здорового образа жизни, раскрытия их творческого потенциала.
Задачи:
Создать условия способствующие освоению младшими школьниками способов сохранения своего здоровья.
Организовать активный спортивный досуг через соревнования, конкурсы, игры, книжные выставки, прогулки, экскурсии, спортивные переменки, утреннюю гимнастику, занятия по ПДД.
Систематически проводить диагностику и мониторинг состояния здоровья младших школьников.
Развивать познавательные интересы к формированию знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни через личностно-ориентированное обучение.
Использовать комплексный подход к применению здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.
Вовлечь родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни.
Развивать понимание влияния физкультуры и спорта на здоровье.
Способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Формировать знания о правилах питания. Понятие гигиены и культуры питания.
Закрепить знания детей о витаминах и их пользе для здоровья человека.
Гипотеза - при условии формирования здоровьесберегающей образовательной системы появится возможность обеспечить сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
разработать действенные меры и механизмы внедрения норм здоровьесберегающего поведения в социальную практику;
взаимодействие с социальным окружением по решению проблем здоровьесбережения;
Разработка и реализация системы мер по обучению и воспитанию здорового человека – это комплексная задача, требующая скоординированных усилий всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей), опоры на социум.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
«Здоровье – не производное от лечения, а умение жить, учиться
и трудиться, не причиняя вреда своему организму»
(доктор медицинских наук, профессор Лебедев Н.Т.)
Теоретическое обоснование темы
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования, а именно, внедрение новых государственных стандартов образования в начальной школе, становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
В гимназии систематически используются социально-психологические и психолого-педагогические методы диагностики (методики выявления уровня тревожности, напряжённости, самооценки, характера взаимоотношений учащихся с педагогами, изучения социально-психологической комфортности ученического коллектива, уровня воспитанности, определения удовлетворённости жизнедеятельностью школы субъектов образовательного процесса). Результаты диагностики состояния психологического здоровья учащихся свидетельствуют о наличии у части школьников таких негативных черт характера как агрессивность, эгоизм и неуживчивость в коллективе, безволие и бесхарактерность, пристрастие к вредным привычкам и неумение противостоять формам безнравственного поведения, корыстолюбие и безлюбие, слабость психолого-смыслового ядра личности. Это лишь частичный перечень личностных свойств, относящихся к психологическому нездоровью, которое определяется не только генетическим кодом и неблагоприятными условиями развития ребёнка в неблагополучной семье, но и ошибками педагогического характера, собственной незаинтересованностью детей в работе над собой, в стремлении познавать и открывать новое, творить, трудиться.
Безусловно, основные предпосылки психологического здоровья формируются в
семье, которая призвана помочь ребёнку главными воспитательными методиками: любовью, радостью, ответственностью за разностороннее развитие ребёнка.
Но решение такой сложной задачи в сегодняшних условиях жизни не под силу одним родителям. Необходима помощь педагогов и психологов, умеющих организовать учебную и воспитывающую, развивающую деятельность так, чтобы она была успешна и творчески результативна.
Сущность темы проекта.
Данный проект направлен на поиск таких технологий работы с учащимися, которые способствовали бы решению поставленных проблем.
В нашем проекте применяются различные методы работы: изучение литературы, педагогическое, психологическое и медицинское наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование.
Работа с родителями.
1. Консультации:
«Нетрадиционные средства оздоровления детей», «Как избежать искривления осанки», «Использование пальчиковой гимнастики в свободной деятельности».
2. Анкетирование: «Сведения о ребенке»,«Ведёте ли Вы здоровый образ жизни?»
3. Беседа с родителями:
«Завтра в школу»;
«Ваш ребёнок пришёл в школу».
4. Памятки для родителей
«Использование здоровьесберегающих технологий в семье».
Предполагаемый результат:
Создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья детей на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.
Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни.
Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе, творческой.
Повышение профессиональной компетенции учителя в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников. Создание методической копилки инноваций по здоровьесберегающим технологиям.
Укрепление здоровья учащихся.
Приведение режима учебного труда и активного отдыха детей к оптимальному.
Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Сформированность основных двигательных умений и навыков.
При применении здоровьесберегающих технологий у учащихся начальной школы повыситься интерес к активному здоровому образу жизни.
Показатель результативности:
Воспитательный
Учащиеся понимают:
здоровье – важный показатель благополучия человеческой жизни;
здоровье – одна из ценностей человеческого бытия;
каждый человек ответственен за свое здоровье;
сохранение и приумножение здоровья требует определенных знаний о нем;
безопасное поведение связано с приобретением определенных умений.
Развивающий
Учащиеся
характеризуют признаки физического и душевного здоровья;
называют основные правила личной и общественной гигиены;
объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям (дать совет или оказать практическую помощь).
Учебный
Учащиеся узнают:
что здоровье свойство их организма;
о здоровье физическом и душевном;
теоритические и практические знания, которые они приобрели, можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья.
План реализации проекта
ДЕВИЗ: «В путь – дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся».
Проект «Планета счастья» стартовал в гимназии еще в 2012 году. Одновременно с введением новых Государственных стандартов образования.
Этапы реализации проекта
1этап - Информационно-подготовительный: анализ ситуации; обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе; выбор средств, материальных и технических; сбор информации, теоретическая подготовка. (2012-2013учебный год).
2 этап - Организационно-деятельный: обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию проекта. (2013-2014учебный год).
3этап - Аналитико-обобщающий: систематизация полученных результатов. (2014-2015 учебный год).
Календарный план реализации проекта
Наименование работы и основные этапы её выполнения
Введение и применение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
09.2013г.- 05.2015 г.
Рост мотивации к обучению, повышение качества знаний за счёт увеличения потенциала работоспособности, сбережение и укрепление здоровья учащихся.
Мониторинг состояния здоровья учащихся.
По четвертям
Получение данных для анализа и систематизации, укрепление морально-психологического здоровья учащихся.
Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
По плану работы школьного психолога
Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей.
Привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту.
По плану воспитательной работы и плану мероприятий учителей физкультуры
Пропаганда физической активности.
Проведение классных часов.
По плану воспитательной работы
Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.
Привлечение к занятиям в спортсекциях.
Сентябрь каждого года
Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни.
Просветительская работа.
В течение каждого учебного года
Развитие культуры здорового образа жизни на родительских собраниях и внеклассных мероприятиях, осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
3этап - Аналитико-обобщающий (2014-2015гг.)
Обобщение опыта реализации проекта.
Март 2015 г.
ШМО учителей начальных классов. Рекомендации к внедрению.
Роль здоровьесберегаю-щих технологий в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Анкетирование родителей.
Март 2013г.
Март 2014г.
Март 2015г.
Анализ анкет для получения информации по проекту.
Публикация педагогических обобщений.
Май 2015г.
Публикация.
Подведение итогов реализации проекта, анализ.
2015 г.
Отчёт. Обобщение опыта работы над проектом.
План реализации проекта на 2014-2015 учебный год
Месяц
Замысел
Цель
Деятельность руководителя
Деятельность учеников
сентябрь
Мы начинаем «Путешествия из страны Болезней в страну Неболейка».
Осознать опасность быть самому себе врагом, отнимающим у себя собственное здоровье.
Показать воспитанникам непривлекательность перспективы быть нездоровым человеком.
Активно включаются в игровую деятельность.
Познавательная игра: «Витамины каждый день».
Практическая игра «Чистота-залог здоровья!».
Праздник: «Путешествия к Мойдодыру».
Инсценировка: «Где живут вредные привычки?».
«Умей сказать - Нет! Вредным привычкам».
октябрь
«В городе Чистота».
Встречаемся с Мойдо-дыром и Зубной Феей.
Обогатить знания о том, как быть здоровым, развивать гигиенические навыки ухода за собой.
Познакомить воспи-танников с историей возникновения меди-цины;
-настроить на участие в программе, сформировать желания в ней участвовать.
Сдают экзамены Мойдодыру и Зубной Фее;
- беседуют с Мойдодыром и Зубной Феей у Чистого истока о здоровье и нездоровье человека;
- берут у Мойдодыра задания, талисманы и маршрутную карту путешествия по стране Неболейка.
ноябрь
«Отдыхаем у реки Мудрости».
Встречаем Айболита.
Формировать отношение к книге, как главной советчице и помощнице в осмыслении ценностей человеческой жизни;
-приобщать к мудрости человечества, говорящей о значении и ценности здоровья для человека.
Организовать встречу с медицинским работником
Встречаются с мудрецами, помогающими быть здоровыми;
- читают книги мудрые, ищут в них ответы, что есть здоровье.
декабрь
«В деревне Лесные Забавы».
Встречаемся с бабушкой Ведуньей и Банником.
Познакомить воспитан-ников с традициями Украинского народа.
Помочь освоить некоторые секреты поддержания и укрепления своего здоровья с помощью знаний и опыта, оставленного нам в наследство нашим народом.
Посиделки у печки с бабушкой Ведуньей и Банником, которые много знают- ведают о том, как человеку быть здоровым;
- играют в городке забытых игр и забав.
Январь
«В санатории на Поляне Здоровья»
Встречаемся с Медуницей.
Приобщать к общению с Природой, как источником красоты, гармонии и здоровья человека.
Открыть целительную силу Матушки - Природы.
Встречаются с Медуницей;
- открывают и осваивают секреты целительных сил в растительном мире Матушки-Природы;
- набираются сил и здоровья в санатории на Поляне Здоровья (Солнце, Воздух и Вода – наши лучшие друзья);
- участвуют в конкурсе «Лечебные травы».
февраль
« В гостях у Лешего»
Обучать учащихся экологической грамотности.
Организовать беседу по экологическому воспита-нию;
-привлечь родителей учащихся для участия в конкурсе «Кормушка».
- Становятся работниками и защитниками Матушки-Природы;
- учатся жить по законам Матушки-Природы в мире и согласии со всеми обитателями ее Великого Царства, даря себе и друг другу Красоту, Здоровье, Счастье;
- участвуют в конкурсе «Кормушка».
март
В городе «Здоровяков»
Формировать ценностное отношение к собственной жизни и здоровью;
-развивать устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.
Приобщать воспитанников к физической культуре и спортивнооздоровитель-ной работе;
-организовать встречу с юными спортсменами нашей школы;
-привлечь родителей к спортивному празднику «Мама, папа, я – счастливая семья».
Знакомятся с различными видами спорта и оздоровительными системами;
- встречаются со спортсменами нашей школы;
- участвуют в конкурсах «На зарядку становись», «Веселые старты»;
-участвуют в празднике «Мама, папа, я – счастливая семья».
апрель
« Деревня Витаминная»
Встречаемся со старой знакомой - Медуницей
Формировать знания о правилах питания;
-закрепить знания детей о витаминах и их пользе для здоровья человека.
Помочь воспитанникам раскрыть пользу овощей и фруктов.
Вместе с Медуницей изучают воздействие витаминов на здоровье человека;
- участвуют в конкурсе рисунков «Фрукты и Овощи».
Существующие ресурсы для реализации проекта:
Вид ресурсов
Перечень действий
1.Информационные
1.Спланировать рекламно – разъяснительную работу с родителями учащихся.
2.Подготовка к печати информационных памяток для родителей.
2.Нормативно –правовые
1 .Утвердить план мероприятий по внедрению новшества на родительском комитете.
2. Согласовать совместный план мероприятий с медработником гимназии.
3.Программно- методические
1. Изучить литературу по здоровьесберегающим технологиям.
2. Создать методическую копилку по данному вопросу.
3. Систематизировать виды упражнений.
4.Организовать родительские собрания по темам: «Физиологические особенности организма младшего школьника».
«Режим дня младшего школьника».
5.Организовать консультации школьного медработника с родителями по темам:
«Профилактика простудных заболеваний», «Витамины и их польза».
6. Разработать проект «Планета счастья».
7. Разработка мониторинга здоровья учащихся.
4.Материально – технические
1. Озеленить классные комнаты.
2. Проверить соответствие классной мебели росту ребенка.
III. ИТОГОВАЯ (заключительная) часть
Мониторинг результативности
Показатели
1 класс
2 класс
3 класс
Нормосоматическое развитие
92,9 %
92,9 %
92,9 %
Основная группа
66,4 %
76 %
79 %
Подготовительная
19,2 %
19,2 %
19,2 %
Специальная
14,4%
4,8%
4,6%
Нарушение осанки
14 %
4 %
4 %
Нарушение зрения
9 %
9 %
9 %
Неболевшие дети
45 %
65 %
71 %
С целью определения необходимости использования на уроках физминуток мною был проведен мониторинг результативности. Во втором классе среди учащихся проводилось анкетирование.
Учащимся был задан вопрос: «Физкультминутки на уроках мешают или помогают?» Результаты были следующие:
помогают преодолевать сонливость - 15%
повышают работоспособность – 35%
создают хорошее настроение – 40%
способствуют общению – 10%
мешают уроку – 0%
ограничивают время урока – 0%
Из наблюдения видно, что ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Охват учащихся физкультурой и спортом:
1 класс
2 класс
3 класс
Только уроки физкультуры
100%
100%
100%
Спортивные секции вне школы
19,2%
19,2%
24%
Охват учащихся школьным
горячим питанием
100%
100%
100%
Состояние здоровья учащихся класса
Учебный год
2012-2013
2013-2014
2014-2015, (Ісеместр)
Индекс здоровья
47,7%
61,2%
65,1%
Диагностика отношения детей к ЗОЖ (от общего кол-ва уч-ся)
Общее кол-во учащихся
Имеют высокий уровень
Достаточный
уровень
Недостаточный уровень
Низкий уровень
360
26,4%
61,7%
8,3%
3,6%
С целью определения влияния здоровьесберегающих технологий на качество образования, я провела мониторинг результативности качества знаний.
Таким образом, теоритическая значимость проекта заключается в формировании и активизации субъектной позиции школьника как носителя здорового образа жизни, сознательно пропагандирующего цель и ценности здорового образа жизни, владеющего технологиями преумножения собственного здоровья в условиях положительных и негативных социально-экологических факторов мегаполиса.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа мероприятий по здоровьесбережению
№п/п
Содержание
Примечания
Сроки
Здоровьесберегающие технологии в урочной деятельности
1
Утренняя зарядка перед уроками
ежедневно
2
Проведение спортивных соревнований на уроках физкультуры
в течение года
3
Разработка и проведение «уроков здоровья», уроки на природе
в течение года
4
Приёмы для снижения напряжения:
игра «Путешествуем со звёздочкой»
таблица с выражениями, по заданию учителя, например, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, назвать ответ в примере, где остановилась звёздочка
Периодически на уроках математики
5
Смена динамических поз.
Пересадка детей за другие парты, на другой ряд
Во время урока дети могут встать и постоять
для смены угла зрения
ежедневно
1 раз в четверть
7
Использование офтальмотренажёра
Движение глаз по заданным цветовым траекториям, упражнения для глаз должны предусматривать движение глазного яблока по всем направлениям (в приложении)
ежедневно
8
Создание «зелёного уголка» (озеленение класса)
Зелёныекомнатные растения оказывают определённое воздействие на организм. (Герань – помогает неуверенному в себе, хлорофитум – очищает воздух, кактус – нейтрализует радиоактивность)
1 четверть
10
Ароматотерапия
Чтобы предупредить простудные заболевания, в классе использую бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока)
2 раза
в неделю в зимнее время
11
Цветотерапия (здоровьесберегающая технология цветового воздействия при обучении)
В классе развешиваю карточки, таблицы на разноцветных листах. Над доской в классе висят 4 круга (диаметр 20 см): красный, желтый, зеленый, синий цвет. Каждый цвет выполняет определённую функцию. С помощью цвета активизируется деятельность мозга, возбуждаются нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память
в течение года
12
Библиотерапия
Прививаю интерес к здоровому образу жизни на примере художественной литературы, дети посещают школьную, районную библиотеки
в течение года
13
Проверка настроя детей на урок.
С помощью разноцветных кругов, обозначающих настроение: красный-радостно, синий-спокойно, серый-тревожно, чёрный-плохо
периодически
14
Гимнастика для глаз
По методической разработке
ежедневно
15
Пальчиковая гимнастика
В приложении
ежедневно
16
Дыхательная гимнастика
В приложении
ежедневно
17
Тренажёр «Ладошки»
В классе наклеила бумажные отпечатки рук, по которым дети, перебирая руками, выпрямляются во весь рост
ежедневно
18
Психогимнастика
Специальные игровые упражнения направлены на совершенствование внимания, памяти, воображения
2 раза в неделю
19
Релаксация (минутки покоя)
Дети ложатся на руки и закрывают глаза. Использую успокаивающие звуки природы (шум дождя, прибоя, листвы деревьев)
ежедневно
20
Проведение психологических тренингов
с целью формирования благоприятного морально-психологического климата в классе (с участием школьного психолога)
21
3. Физкультминутки:
Введение в урок
На регуляцию психического состояния
Способствующие снятию общего утомления
Упражнения для развития моторики кистей рук
Упражнения, корректирующие осанку
В приложении
22
Использование на уроках русского языка и литературного чтения
пословиц и поговорок о ЗОЖ
Например «Береги здоровье смолоду» и др.
периодически
23
Мониторинг состояния здоровья
(в презентации проекта)
1 раз в год
24
Мониторинг заболеваемости учащихся, выявление причин, анализ
Правильная организация учебной деятельности: эмоциональный настрой, дозировка учебной нагрузки, учёт работоспособности учащихся, повышение мотивации учения
Соблюдение норм САНПиНа
ежедневно
Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности
2
Проведение дней здоровья
1 раз в четверть
3
Памятки для детей: «Уход за зубами», «Правила личной гигиены», «Закаливание организма»
1 четверть
4
Проведение внеклассных мероприятий,
направленных на пропаганду ЗОЖ:
Тематические праздники здоровья:
праздник "Доктор Солнышко", «Витаминная сказка»;
Классные часы: «Волосы и ногти – производные кожи»,«Уход за телом», «Мы со спортом крепко дружим, спорт здоровью очень нужен», «Здоровый человек - это счастливый человек »;
Конкурсы и викторины: «В гостях у Айболита»; «Витамины и здоровый организм»;
Спортивно – оздоровительные праздники: «Путешествие в страну здоровячков и хлюпиков»
(в приложении)
По плану воспитательной работы
6
Проведение бесед по профилактике вредных привычек
С участием врача педиатра, медсестры гимназии
По плану
7
Проведение бесед по формированию у детей здорового образа жизни:
«Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Эти простудные заболевания», «Режим дня», «Свежий воздух и вода - наши верные друзья», «Спорт и мы»
С участием спортсменов гимназии
По плану
8
Проведение бесед по формированию гигиенических навыков:
«Личная гигиена», «Береги свои зубы», «Твоя зубная паста»
С участием врача стоматолога
По плану
Проведение месячников безопасности жизнедеятельности учащихся
Проведение классных часов: «Твой новый маршрут», «Виды транспорта»,
Практические занятия: «Учимся переходить дорогу», «Эти правила ты знай и всегда их выполняй», «Три цвета есть у светофора»
С участием сотрудников ГАИ
По плану
9
Организация походов, экскурсий
Экскурсии
По плану
10
Занятия в спортивных секциях в учреждениях дополнительного образования
Секция футбола, борьба и др.
Здоровьесберегающие технологии в работе с родителями
11
Проведение совместных спортивных мероприятий. Семейный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»
3 четверть
12
Памятки для родителей по ЗОЖ
Привлечение родителей к организации и проведению совместных досугов
Прогулки, поездки, экскурсии с привлечением родителей
Осень - весна
В результате реализации проекта:
1. Создана образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. 2. Обеспечена мотивация образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью. 3. Рационально организована двигательная активность. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни. 4. Обеспечено адекватное восстановление сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления детей.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.