внеаудиторная методическая разработка "Лтеатурная гостиная"
Внеаудиторная методическая разработка "Лтеатурная гостиная"
Литературная гостиная с Магжаном Жумабаевым
"Есть душа, что свечу в урагане найдет "
М. Жумабаев
Образовательные задачи:
дидактическая - знакомство учащихся с поэтическим творчеством представителя казахской литературы М.Ж?мабаева;
развивающая - развитие познавательной активности учащихся, выработка навыка выразительного чтения поэтического и прозаического текста, его эстетического восприятия;
воспитательная - формирование гражданской позиции, нравственности, эстетического чувства, чувства казахстанского патриотизма.
Дидактический материал:
Магнитофонная запись мелодий: «Золотая степь» Курмангазы Сагырбаева; «История любви» Поля Мориа.
Видео слайды: «Казахская степь», кадры из фильма "Фартовый" по сценарию В.Высоцкого.
Наглядный материал:
Портрет М. Жумабаева и Зылейхи.
- Книжная выставка
Оформление:
1. Портрет Жумабаева, крупными буквами написано на двух языках:
А) «Ма?жан тірі - ортамыздан орын алып,
?айта жасап ел тірлігін орындап,
Алау отты жарып ?ткен батырсы?
Г?л жайна?ан заманыма а?ын болып»
Б) "Есть душа, что свечу в урагане найдет "
2. Журнальный столик, на нем портрет Магжана Ж?мабаева. Отдельно в кресле сидит юноша с пером, что-то пишет. Это ученик, загримированный под Магжана, когда он говорит, на него направлен луч света.
Форма проведения:
Интегрированный литературный вечер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«внеаудиторная методическая разработка "Лтеатурная гостиная" »
г. Кокшетау, СТК № 1,
преподаватель казахского языка и литературы
Гайни Дюсенова
Литературная гостиная с Магжаном Жумабаевым
"Есть душа, что свечу в урагане найдет "
М. Жумабаев
Образовательные задачи:
дидактическая - знакомство учащихся с поэтическим творчеством представителя казахской литературы М.Жұмабаева;
развивающая - развитие познавательной активности учащихся, выработка навыка выразительного чтения поэтического и прозаического текста, его эстетического восприятия;
воспитательная - формирование гражданской позиции, нравственности, эстетического чувства, чувства казахстанского патриотизма.
Дидактический материал:
Магнитофонная запись мелодий: «Золотая степь» КурмангазыСагырбаева;
«История любви» Поля Мориа.
Видео слайды: «Казахская степь», кадры из фильма "Фартовый" по
сценарию В.Высоцкого.
Наглядный материал:
Портрет М. Жумабаева и Зылейхи.
- Книжная выставка
Оформление:
1. Портрет Жумабаева, крупными буквами написано на двух языках:
А) «Мағжан тірі - ортамыздан орын алып, Қайта жасап ел тірлігін орындап, Алау отты жарып өткен батырсың Гүл жайнаған заманыма ақын болып»
Б) "Есть душа, что свечу в урагане найдет "
2. Журнальный столик, на нем портрет Магжана Жұмабаева. Отдельно в кресле сидит юноша с пером, что-то пишет. Это ученик, загримированный под Магжана, когда он говорит, на него направлен луч света.
Форма проведения:
Интегрированный литературный вечер.
Ход мероприятия.
С целью создания эмоционального настроя на экране кадры из фильма "Фартовый" (сталинские лагеря, жестокость и т.д.)
Ведущий:
Подобные унижения и произвол испытал на себе и Магжан Жумабаев.
Под огонь "беспощадной критики" попала в первую очередь интеллигенция. Мракобесы заточили в тюрьму лучшие умы целых народов. Для этого достаточно было хоть малейшего намека на инакомыслие, единого слова, подрывающего "авторитет" деспотического режима. Нависла туча ежовщины и над Магжаном Жумабаевым, начались нападки критиков, партийных активистов. Его обвиняли в том, что в его стихах часто встречаются слова "нация", "тюркские племена", "мой народ", следовательно, эти произведения имеют ярко выраженное националистическое направление. Более того, в конце концов, его обвинили в том, что он был агентом японского империализма.
Инсценировка: Мағжан сидит за столом, что-то пишет. Вдруг, стук в дверь, голоса работников НКВД:
- Вы агент японской империалистической разведки!...
Тогда Магжан:
- Я в жизни не видел живого японца. Более того, я с 1930 года по 1936 год был сослан в Сибирь. Когда бы я успел быть японским разведчиком?!
Мы Вам не верим! Вы – враг народа. (Надевают на его руки наручники и уводят).
Уходя навсегда из дома, арестованный Магжан Жумабаев, уже у двери говорит своей жене:
- Я не боюсь. Ты знаешь, что я не совершал никакого преступления....
(За кадром: -Я не прощаюсь. Вы знаете, никакого преступления я не совершал)
Ведущий:
Спустя шесть дней после ареста, 6 января, Магжан Жумабаев собственноручно пишет признательное письмо о том, что работал на японскую разведку. Из воспомининаий бывшего Министра печати Шериаздана Елеукенова:
- Вы можете представить, почему он написал признательное письмо? Потому что за шесть дней к нему, конечно, применяли жестокие пытки. Ужасные пытки были, поэтому написал, видимо. Первый раз не признается, через неделю он уже признается... Видимо не выдержал ужасных пыток...
Текст признательного показания Магжана:
«Желая искупить свою вину перед Советской властью, чистосердечно заявляю, что предъявленные мне обвинения в том, что я, Жумабаев, занимался на протяжении нескольких лет шпионской деятельностью в пользу одного из иностранных государств, подтверждаю. Шпионажем в пользу Японии я, Жумабаев, начал заниматься с 1919 года и продолжал эту работу до 1929 года, то есть по день моего ареста и отправки в лагеря. По отбытии таковых и возвращении в Казахстан в 1936 году я возобновил свою шпионскую работу в пользу названного государства».
Ведущий:
Магжан был арестован в 1929 году, в 1930 году 4 апреля решением коллегии ОГПУ был приговорен к расстрелу. В 1931 году 13 января этот приговор был изменен и его на десять лет сослали в концлагерь. Но Максим Горький со своей женой Екатериной (из второго письма М. Жумабаева) приговор был сокращен до семи лет лагерей, в результате которого 1936 году Магжан Жумабаев был освобожден…. В 1937 году он снова был арестован и в 1938 году 19 марта был расстрелян...
Чтение стихотворения.
Ведущий:
Магжан сидел в заключении в городе Петропавловске, в Белой тюрьме в застенках республиканского НКВД, в Московской Бутырке, на Соловках, в Карельском лагере. Жизнь поэта оборвалась в 1938 году. Его расстреляли. Поэт опередил свое время. Достойных его имени в ряду казахских литераторов того времени практически не было.
(Слайд в лагере. Слайд «Алаш Орда». Слайд: фотография памятника Мағжану)
И тянутся люди, как к свету.
К ожившему чуду в стихах.
Незрим постаменту поэта.
Но жить его слову в веках!
(А.Ахматова)
Звучат звуки домбры
Ведущий:
Предки Магжана Жумабаева - выходцы из ветви Есентанрық рода Атыгай Среднего жуза. У прадеда Магжана - Шоная - было три сына. Последний из них, будущий дед Магжана - Жумабай родился в 1827 году в ауле на берегу озера Сасыккол.
(Ведущий рассказывает о родословной, на сцену по очереди выходят они. Дед – Жумабай, отец - Бекен, потом сам Мағжан)
Дед – Жумабай был авторитетным человеком среди аульчан. Он занимался разведением скота и торговлей. Накопив денег, совершил паломничество в Мекку и Медину - священные для мусульман города и получил звание қажы. У Жумабая было две жены. От первой жены он имел трех сыновей, вторая жена подарила ему трех дочерей. Своего младшего сына Бекмухамбета, родившегося в 1897 году, родители ласкательно звали Бекен. Так за ним это имя и закрепилось. Как младший сын Бекен стал хозяином шанырака. Отец женил его рано, когда у Бекена родился первый сын, ему было всего 15 лет. У Бекена было семь сыновей. Третьего сына, который родился в 1893 году, назвали Абилмагжаном. Чуть позже ласково все стали называть его Магжаном.
Магжан уже с детства показал себя смышленым. умным мальчиком. Дед Жумабай предрекал ему большое будущее. "Именно этот внук прославит мое имя'', - говорил он близким, лаская малыша. Его пророческие слова сбылись. Магжан Жумабаев, став замечательным поэтом, прославил не только имя деда, весь род Жумабаевых, но и весь казахский народ.
Слайды: Омская семинария, Московская семинария, учителя и наставники, первый труд.
Ведущий:
Особый интерес Магжан Жумабаев проявил к гуманитарным наукам. Первыми его учителями были местные учителя. которые научили его читать и писать на арабской письменности. После этого он посещал мусульманскую школу - медресе в г. Уфе, учился в Омской учительской семинарии, которую окончил с отличием. Здесь впервые приобщился к европейской науке, изучил русский язык. Познакомился и набирал опыт у Миржақыпа Дулатова, Михаила Светлова, Осипа Мандельштама, Валерия Брюсова, Максима Горького. В 1922 году издает первый свой научный труд «Педагогика»
В 1923 году работал в издательстве литературы восточных народов в Москве и одновременно - в литературном институте. Писать стихи Магжан начал с 14-ти лет. Первый сборник стихотворений «Шолпан» издан 19-летним Магжаном в Казани. С этих пор имя молодого поэта стало известно не только казахам, татарам, башкирам, но и другим представителям тюркоязычных народов.
Ведущий:
И засияло слово «Магжан», заворожило, как звезда, на поэтическом небосклоне. Неуклонно, следуя творческому наследию, Магжан своими необыкновенно лирическими, философскими произведениями занял достойное место в мировой культуре.
(Стихи о природе на двух языках. Переход к песне«Сен сұлу». (Восхваляет природу, но выше природы, ввернее, дитя природы – человек. Этому пример песня «Сен сұлу»)
Степные дали – мой край родной. Земля моя прекрасна не только летом, но и зимой, когда от села до села она расстилает белые ситцы. Под искрящими голубыми снегами отдыхают поля. Между ними вьются степные дороги.
Летнее приволье такое изумрудно-голубое, такое чистое и приветливое, что глаза не могут не смотреть, а душа нарадоваться. Открытые дали, широкий простор, на котором малахитовыми теремами с березняками да осинниками, насквозь пронизаны солнцем и звенящими многоголосым хором птицами. Прекрасно бескрайнее раздолье, глядя блюдцами озер в синее поднебесье, по которой плывут отары белых облаков. А по лугам и полям вдогонку им бегут холодками тени
степные дали.
Магжан: «Вот какая моя земля! Это она научила меня видеть цвет, образы. Это она дала мне способность слышать, как звучат живые краски, сливаясь в живописную гармонию родной природы, воспевать ее красоту. Только такая земля могла наделить большим и неповторимым талантом. Талантом, способным целый мир заворожить».
Ведущий:
Есть такая поговорка: "Цветок может прорезаться и сквозь асфальт". От чего так происходит? Почему? В чем сила?... Сила - в корнях.
Ведущий:
Вот так и творчество Магжана пробило себе дорогу к сердцам его почитателей. Это возвращенное миру имя талантливого поэта, человека беззаветно любившего свой край, свой народ. И куда бы судьба его ни закинула, он хранил эту любовь в своем горячем сердце.
Ночь темна. Возносит степной ураган
Над округой загробного царства курган.
Взял свечу, силюсь зажечь - робость берет.
Вспыхнет ли? Долгий ли свет ей дан9
Даже если ненастье, слякоть и грязь.
Или ветер свирепый дует, ярясь.
Ты гори, огонек. Я так искренне рад.
Что ты в слабой руке трепещешь, борясь.
Ведущий:
Огонь поэзии Магжана не погас, благодаря жене Магжана Зылейхе, сохранившей ему не только верность, но и его наследие.
Слайд - портрет Зылейхи. Звучит музыка Поля Мориа "История любви".
Ведущий на фоне музыки:
Личная жизнь поэта трагична. Зылейху он заприметил, когда ей было 15 лет, написал ей даже послание в стихах. Затем, будучи в Омске, узнал, что красавица тяжело больна. Примчался в Петропавловск. Зылейха уже 17 суток находилась в тифозном беспамятстве, а ее молодой муж умер.
Вновь они встретились на свадьбе друга, как дружки молодых. Приближался день свадьбы Магжана и родственницы Зылейхи, определенной в невесты родителями. Его отец уже приехал из родного аула со всеми свадебными атрибутами и скотом для калыма.
Инсценировка:
Но Магжан и Зылейха уже не в силах были противиться своим чувствам. Магжан просит Зылейху стать его женой - она отказывает. Магжан не уступает. Он ставит условие: завтра уезжает из города и будет ждать Зылейху в Челябинске две недели. Если она не приедет, он никогда не вернется в родные края. Не прошло и недели, как Зылейха появилась в Челябинске. Отсюда они уедут в Оренбург. Этот поступок поэта не только расстроил выгодный с точки зрения договаривающихся сторон брак, который все с нетерпением ждали, но и был вызовом традициям и обычаям народа.
Зылейха сыграла большую роль в трудной жизни и сложной судьбе поэта. Ей довелось испить чашу гораздо горше, чем в свое время женам декабристов. За семь лет, прожитых с Магжаном в Карельских лагерях, она 14 раз ездила на свидание к нему. Добиралась в глухие места Карелии всегда с огромным риском. Все друзья удивлялись самоотверженности Зылейхи.
По крупицам собирала она литературное наследие Магжана. Что ей это стоило, трудно теперь представить. Ведь она умела читать только по-арабски, не умела пользоваться каталогами. Не зная тонкости библиотечного дела, Зылейха буквально не выходила из библиотеки. Страницу за страницей она просматривала газеты и другие издания тех лет, которые выходили в Омске, Оренбурге, Троицке, Уфе, Казани, Петропавловске, Ташкенте, Алма-Ате. Одновременно изучала современную казахскую письменность. Результатом этого труда явилось три тома произведений Магжана.
Поэт верил..., верил в свой народ, особенно он верил в передовую интеллигенцию, в последующее поколение. Он знал, что они своими поступками будут стараться сделать для своей страны большие дела
и великие свершения.
Стих «Я верю молодым».
Ведущий:
Справедливость восторжествовала. Многогранное творчество Магжана, погибшего в расцвете сил и таланта в период культа личности, нынче вернулось к казахскому народу, который, кстати, никогда не забывал о своем великом сыне, и засверкало новыми гранями. В настоящее время по всему Казахстану его именем названы школы, улицы, университеты, библиотеки. Не исключением стал и наш город: Областная библиотека имени Магжана Жумабаева является крупнейшей в нашем регионе (слайд). В настоящее время снимается фильм о Магжане Жумабаеве в городе Петропавловске.