kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие на тему: Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить предотвращать  и правильно  разрешать конфликты.
Задачи: 
Дать определение понятиям: Конфликт, Конфликтная ситуация, Инцидент, Конструктивное  и Деструктивное решение конфликта.
Показать из чего складывается конфликт.
Научить самостоятельно, принимать правильные решения в конфликтной ситуации.
Объяснить, как должны вести себя с другими при урегулировании конфликта.
Показать учащимся разные стороны конфликта.
Помочь учащимся управлять собой в назревшей конфликтной ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие на тему: Учимся предотвращать и разрешать конфликты.»

Внеклассное занятие на тему: Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

Цель: научить предотвращать и правильно разрешать конфликты.

Задачи:

Дать определение понятиям: Конфликт, Конфликтная ситуация, Инцидент, Конструктивное и Деструктивное решение конфликта.

Показать из чего складывается конфликт.

Научить самостоятельно, принимать правильные решения в конфликтной ситуации.

Объяснить, как должны вести себя с другими при урегулировании конфликта.

Показать учащимся разные стороны конфликта.

Помочь учащимся управлять собой в назревшей конфликтной ситуации.



Ход занятия:

Введение:

- Каждый из нас замечал, что мир, в котором мы живем, очень сложен и противоречив, так как каждый имеет свое мнение и свои взгляды на происходящее вокруг него. Часто эти мнения расходятся с мнением окружающих. В результате происходит столкновение сторон, несогласие, которое приводит к возникновению конфликта. Конфликты могут происходить везде: дома, на улице, в общественных местах, в кругу друзей, одноклассников, коллег, родственников. Но мы с вами можем научиться - не допускать их, научиться правильно вести себя в конфликтных ситуациях, а если конфликт возник - научиться правильно его разрешить.

Сегодня на занятии вы поделены на 3 группы и в каждой группе есть командир. Я прошу каждую группу подумать и сформулировать тему нашего занятия. Командиров по готовности прошу озвучить их.

(Учащиеся сами формулируют цель и тему занятия, поочереди озвучивают их)



- Основная часть:

1. Игра «Ассоциаии»

- Когда возникает Конфликт, человек начинает испытывать определенные чувства: обиду, гнев, страх, боль и др. В дальнейшем эти чувства остаются в памяти и вызывают ряд ассоциаций со словом «Конфликт»

Я предлагаю Вам поиграть в игру «Ассоциации».

Каждому из Вас потребуется ручка и карточка под № 1, которые лежат у вас на столе.

Правило игры следующее:

Я произношу фразу характеризующую конфликт, например: «Конфликт - это человек»

Сейчас у каждого возник свой образ человека: мужчина/женщина, молодой/старый, добрый или злой.

Под цифрой 1 напишите, какой это человек.

Следующие фразы: «Конфликт – это животное»; «Конфликт – это музыка»; «Конфликт – это природное явление»; «Конфликт – это цвет»; «Конфликт – это сказочный персонаж»

(диктую учащимся фразы, а они пишут их под соответствующим номером)

Я попрошу каждого прочитать свои ассоциации своим участникам группы, а командиры расскажут нам, встречались ли похожие ассоциации, какие не встречались больше ни у кого, какие вызвали интерес.

(командиры группы отвечают)

Ребята как вы думаете, зачем мы провели эту игру? Что она нам помогла узнать?

(Учащиеся думают и по желанию отвечают)

2. Теоретическая часть.

Что бы научиться предупреждать и разрешать конфликты, нам сначала потребуется немного теории.

Что такое Конфликтная ситуация? Что такое инцидент?

Что такое Конфликт? Виды конфликтов. Типы решения конфликта.

(Презентация)

На ваших столах лежит бланк терминами и их определениями.

1.

Конфликтная ситуация – скрытое или явное противоборство сторон.

Инцидент – действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующих начало борьбы между ними.

Конфликт - ситуация, в которой две или более стороны не уступают друг другу и не могут найти общее решение.

Пример:

Притча о сестрах с апельсинами:

Однажды две сестры проходили мимо одного дерева, и присели под ним отдохнуть. Вдруг одна сестра заметила на траве апельсин и показала его сестре. Обе сестры захотели его забрать, но каждая для себя. Они начали ругаться, кто больше достоин, чтобы его забрать. Между ними возникла борьба в ходе, которой они разорвали апельсин. Обидевшись друг на друга, сестры отвернулись и молчали. Через некоторое время одна сестра повернулась и спросила:

- Ребята как вы думаете, что она спросила?

Ответ: - Зачем он тебе нужен?

Другая сестра ответила: хочу пить

Повернулась к своей сестре и спросила: - А тебе он зачем нужен?

И сестра ответила: - Из корочки апельсина пирог спечь.

Ребята проанализируем ситуацию.

Вопрос первой группе: Кто участники конфликта и когда возникла конфликтная ситуация.

Вопрос второй группе: Когда произошел инцидент.

Третья группа: Когда произошел конфликт?

(учащиеся отвечают)

- 2. Ребята подумайте, как возникает конфликт? (т.е. что должно произойти, чтобы произошел конфликт)

Конфликт возникает, когда есть:

  1. Участники конфликта

  2. Конфликтная ситуация КОНФЛИКТ

  3. Инцидент



3.Типы конфликта:

Конфликт



Внутриличностный Межличностный Межгрупповой

(Задание по группам)

В каждой группе на столе карточка под № 2.

Ребята, подумайте и приведите примеры к каждому типу конфликта. По окончанию задания выслушаем каждую группу

1-я внутриличностный - …

2-я межличностный- …

3-я межгрупповой- …



Типы решения конфликта:

Деструктивное решение – итогом является неудовлетворение одной или обеих сторон, разрушение отношений.

Пример, уход или приспособление, борьба.



Конструктивное решение– полезное для участников конфликта, направленное на удовлетворение их интересов.

Пример, диалог или компромисс.



- Какое решение было принято двумя сестрами из прочитанной притчи?

(Деструктивное – борьба)

А какое решение было бы полезно им обеим?

(Конструктивное)

  1. Упражнение «Да» значит «Нет»

Вернемся еще раз к началу темы: учимся предотвращать конфликты.

Нередко в ходе общения мы не умеем соблюдать правила конструктивного общения и категоричны. Что соответственно приведет к возникновению КС.

Проведем небольшое упражнение «Да» значит «Нет».

На карточке под №3 написаны утверждения. Одна группа зачитывает его, а другие дают ответ в следующей форме: сначала соглашаются, а потом выражают свое согласие или несогласие с тем, что сказано.

Например: Да, однако…» «Да, и все же», «Да, а можно» и др.

(учащиеся читают утверждения и отвечают)

(утверждения: Все взрослые мудрые и спокойные, Все учащиеся учатся на соответствующие оценки, Родители не должны навязывать свое мнение)



- У Вас возникли трудности при выполнении этого упражнения.

- Как вы думаете, общаясь, таким образом, мы сможем предотвратить возникновение КС?

4. Упражнение «Лучшие качества»

Сейчас я Вас прошу выполнить еще одно упражнение «Лучшие качества»

У Вас на столе в каждой группе конверт, в котором заложены разные качества человека. Ваша задача выбрать те качества, которыми должен обладать человек, который умеет предотвращать КС. После выполнения командир группы перечислит эти качества.

(Качества:1. Спокойствие 2. Сочувствие 3. Уважение 4. Понимание 5. Доверие 6. Доброжелательность

7. Агрессивность 8. Самоуверенность 9. Бестактность 10. Равнодушие.)

- Ребята, как вы думаете, все ли эти качества у нас могут быть.

(Ответ: да, но мы их должны в себе раскрыть)

- Сейчас я предлагаю Вам посмотреть обучающее видео, которое сняли кореспонденты и операторы школьного телевидения «4 четверти».

- Ребята, о чем сюжет данного видео?

- Можем ли в реальной жизни так предотвращать конфликт?

- Да, такими способами можно предотвращать школьные конфликты.

5. Игра «Как разрешить конфликт»

- Ребята вернитесь еще раз к теме нашего занятия и озвучьте ее вторую часть.

(Учимся разрешать конфликт)

- Вспомните и назовите 2 типа решения конфликта.

(Деструктивное и Конструктивное)

- Какой тип решения вы считаете правильным?

(Конструктивный)

Я предлагаю, Вам поиграть в игру « Как правильно разрешить конфликт»

Исходя от названия, подумайте и сформулируйте цель игры.

( Научится конструктивно решать конфликты)

Игра групповая. Вам понадобиться карточка под №4

Задача каждой команды – придумать сценарий конфликта, описать КС, инцидент, выбрать участников конфликта. А главное в конце урегулировать конфликт, найти решение проблемы, чтобы оно было конструктивным. Свое решение конфликта запишите по пунктам в виде плана. После я попрошу участников каждой группы выйти к доске и обыграть конфликт вместе с его решением. Время не более 10 мин.

(Ребята обыграли свои конфликты)

Ребята подумайте, что общего во всех ваших решениях

(Ребята отвечают)







6. Для любого конфликта должно быть одно универсальное решение.

Я вам предлагаю единый алгоритм решения конфликта, в пошаговой системе.

5 шагов конструктивного решения конфликта: (слайд)

Шаг 1. Контролирование эмоций.

Например, вы можете сказать: «Я знаю, что вы раздраженны. Я раздражен не менее. Но если мы хотим разрешить проблему, то нам нужно успокоиться» или сказать себе « Я сердит, я в гневе. Но это не решит мою проблему»

Шаг 2. Установите правила:

- не перебивайте друг друга;

- выслушайте мнение друг друга внимательно;

- не сердитесь, даже если вы не согласны с мнением;

- уважайте и не осуждайте друг друга

Шаг 3. Выяснение позиций.

Задайте вопросы:

А)Что привело к Конфликту?

- Чего, я так хочу, что это привело к конфликту?

- Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?

Б) Из-за чего возник конфликт?

- Нам хочется одного того же или разного?

Шаг 4.Выдвижение альтернативных вариантов.

Разработайте максимальное количество качественных решений.

- Сколько решений я могу придумать; сколько мы можем вместе придумать; могут ли нам помочь другие его придумать?





Шаг 5. Принятие решения.

Выбираете лучший вариант решения конфликта.

Главное условие взаимная выгода!

7. Упражнение «Плюсы и минусы»

Даже если Вы не смоги вовремя предотвратить конфликт. Все не так плохо, так как во время поиска конструктивного решения конфликта люди учатся общению, учатся слушать, узнают что новое.

Я Вам предлагаю выполнить еще одно упражнение:

Упражнение «Плюсы и минусы»

На карточке под №5 – Таблица. В ней 2 столбца. В первом написано «Конфликт – это хорошо потому что,….», а во втором «конфликт – это плохо потому что,…» Подумайте, какие могут быть у конфликта положительные качества, а какие отрицательные. Впишите их в таблицу.

( учащиеся озвучивают ответы)

Заключительная часть.

Итак, Конфликт - это часть жизни, как результат общения человека. Но как часто они будут в нашей жизни, зависит от нас.

В качестве закрепления материала, я предлагаю вам составить Синквейн на слово Конфликт.

У каждой группы на столе карточка под №6 со словом Конфликт. Работа групповая.

Вам требуется вместо точек написать слова, которые характеризуют конфликт.

1 строка пропусков это прилагательные, например: межличностный.

2 строка – глаголы, например: разрушает, учит и др.

3 строка – фраза, раскрывающая суть термина, например: столкновение разных мнений

4 строка – существительное, синоним конфликта.

По завершению работы каждая группа прочитает свой синквейн участникам других групп.



Ребята, вернитесь к самому началу нашего занятия и вспомните все, о чем говорили.

Подумайте, какой вывод вы можете извлечь сегодня из этого занятия.

Сформулируйте вывод вместе со своей группой. И мы выслушаем вывод каждой группы.

(выслушиваем выводы всех групп)

Ребята, а сейчас я Вас попрошу ответить на несколько вопросов.

Выберите подходящий Вам ответ и обведите его кружком. Каждый индивидуально. Чтобы я могла посмотреть, понравилось ли Вам занятие, считаете ли Вы его полезным. Хотели ли бы вы еще похожих занятий.

- Я благодарю Вас за работу и желаю, что бы в вашей жизни как можно реже возникали конфликты.

Хочу посоветовать небольшой список литературы, которая поможет Вам при изучении этой темы. Также прикладываю к ней теоретическую часть занятия и единый план конструктивного решения конфликта.

( раздаю список и приложение каждому ученику)

Список рекомендованной литературы:

Н. В Гришина «Психология конфликта»; Джини Грехем Скот «Конфликты: пути их преодоления»;Стюарт Левин «Разрешение конфликтов. От конфликтов к сотрудничеству»; Н. Козлов «Как относится к себе и к людям или практическая психология на каждый день»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Внеклассное занятие на тему: Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

Автор: Миронова Ксения Алексадровна

Дата: 24.01.2019

Номер свидетельства: 497049

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства