Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Экологическая пирамида"»
"Экологическая пирамида"
Цель: Познакомить обучающихся с экологической пирамидой.
Задачи:
-развивать умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями и повышением температуры воздуха.
-убедить в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга.
-закрепить умение различать деревья по их листве: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать.
« Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало. Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала»
- О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?
Обучающиеся: О весне.
Учитель: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц?
Обучающиеся: Дошла. Апрель.
-Сейчас мы поиграем в игру « У кого мяч, тот отвечает!»
В мире познавательного:
Какие признаки весны мы с вами наблюдаем?
Обучающиеся: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синее, кучевые облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки. Можно услышать капель, увидеть проталины и т.д.
- Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?
(обучающиеся подходят к уголку природы)
Обучающиеся: Растения лучше растут, расцвела герань, листва ярко зелёного цвета, посажена рассада, птицы на улице стали больше и энергичнее щебетать.
- Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?
Обучающиеся: Не хватает солнца, воды, тепла.
- Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями в уголке природы?
Обучающиеся: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем и протираем листву.
- А если мы перестанем это делать? Что произойдет?
Обучающиеся: Все завянет и погибнет.
- Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить. Мы растим их и обязательно должны заботиться о них, ухаживать за ними. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду. Послушайте загадку:
« Весной веселит, летом – холодит, Осенью питает, зимой согревает»
«В шубе летом, а зимой раздетый»
« Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем» «Он большой, густой, зелёный Представляет целый дом В нём найдут приют и птицы Зайки, волки и лисицы»
- Что это?
-Лес.
-: А почему вы так решили?
-: в лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.
- Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными.
Игра «С какого дерева листок?» У меня в вазах веточки деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одному листочку. И отнесет этот листочек к тому дереву, на котором он растёт.
Физминутка.
-Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев. А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса) На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?
Обучающиеся: Тепло, свет.
- А что нам дает тепло, свет?
Обучающиеся: Солнце.
- Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?
Обучающиеся: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)
- Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…
Обучающиеся: Насекомых.
- Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?
Обучающиеся: Птицы.
- Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?
Обучающиеся: Много разведется насекомых, которые съедят растения.
- А если убрать насекомых?
Обучающиеся: Некому будет опылять растения.
- А если убрать растения?
ДЕТИ: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.
-Хотим мы этого?
Обучающиеся: Нет.
Рефлексия. Подведение итогов:
- Оставим пирамиду жизни правильной, такой, какая она сейчас. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.
Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги свою планету»:
« Есть одна планета-сад в этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно. Береги свою планету, ведь другой на свете нету»