kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Золотая хохлома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проводится с целью приобщения детей к русскому народному творчеству, знакомства с хохломской росписью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Золотая хохлома"»

8


Максимова Лариса Васильевна

Педагог дополнительного образования

КГКП «Школа искусств»

Жамбылского района

Северо-Казахстанской области

С.Казанка

ПРАЗДНИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»

Цель:приобщение детей к русскому народному творчеству, развитие художественного вкуса и творческих способностей посредством игры на ложках, расширение и активизация словарного запаса, развитие инициативы и самостоятельности, привычки к свободному самовыражению, уверенности в себе.

Ход мероприятия:


(№1) Музыкальный фон «Капустка».


Входит Хозяйка в русском народном костюме (ведущая).

Ведущая:

Открываются ворота – заходи, кому охота!

Добро пожаловать, гости дорогие.

Веселья вам да радости желаю!

Давно я вас жду, поджидаю,

Праздника без вас не начинаю.

На фоне музыки:

Ведущая:

Эге-гей! Честной народ!

Выглянь-ка из-за ворот,

Погляди сюда скорей –

И увидишь ложкарей.


Входят ложкари.

(№2) Номер ложкарей «За двором».

Ведущая:

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши,

Там травка вьётся и цветы

Растут не здешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем налитые?


(№1) Музыкальный фон «Капустка».

Заходят девочки 9-11 классов, в руках у них хохломская посуда, кружатся и показывают посуду.

- Ребята, а что это за предметы? (Посуда)

- Из какого материала она сделана? (Дерево)

- Знаете ли вы, какой росписью она расписана? (Хохломской)

Ведущая:

Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.

Хохлома – старинный русский народный промысел, возникший в XVIIвеке в Заволжье. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде.

Девочки читают стихотворение:

Хохломские краски, алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, солнечные всплески

Солнечно-медовой, золотой листвы.


У красы точеной сарафан парчовый,

По волнам узора яхонты горят,

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный, праздничный наряд?


- Посмотрите(внимание на девочек), это деревянные(девочки, поочередно): чашки, ложки, матрешки, кумысница, астау для бесбармака, пиалы, да плошки. Не простые, а золотые и расписные.

- А какое настроение вызывает хохломская посуда?(Ответы детей)

Девочки продолжают чтение стихотворений:

Деревянная чашка,

Деревянная плошка

И, как будто простая,

Деревянная ложка.


Но узорочьем дивным

Они расцветают,

Как посуда нарядна –

Она золотая!


Вся в цветах она, в листьях

И в ягодах алых,

На ветвях золотых

Стаи птиц небывалых.


До того хороша,

Восхищенья не скрою!

Называют её

Вместе:Золотой хохломою.

(№1) Музыкальный фон «Капустка».

Девочки устанавливают предметы посуды на заранее приготовленные выставки.

Ведущая: Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно-технического прогресса деревянные чашки, ложки, когда есть дешевые и удобные стеклянные, металлические? Дело в том, что в этом выражается потребность людей к красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, которые выпускаются на заводах, а рукотворные предметы декоративного искусства.


- Как вы понимаете слово «рукотворные»? (Ответы детей)

Ведущая:

Дети, вы только взгляните вокруг:

Вся наша жизнь – дела наших рук.

Сёла, мосты, города, виадуки,

Всё наши руки, всё наши руки.


Умелые руки – основа успеха,

Руки – мастерство человека.

Руки – о многом они говорят,

Глаз только видит, а руки творят.


- Ребята, обратите внимание на эти выставки. Здесь у нас находятся рукотворные предметы. Я предлагаю всем совершить увлекательное путешествие по Стране с волшебным названием «Золотая Хохлома».

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.


Хохломские росписи украшают разные предметы. Не только чаши, ковши, ложки, но и блюда, кувшины, кружки, блюдца, вазы, шкатулки, графины, сахарницы, чайники, кружки, мебель, подсвечники, разные сувенирыи даже часы и самовары.


(№3) Номер ложкарей «Самовар»


- А знаете ли вы, где находится родина хохломской росписи? (В России, Нижегородской области, городе Семенове)

- Что такое «баклуши»? («Баклушами» издревле называли не расписанную деревянную ложку – показываю на выставке).

- Ребята, вы, наверно, слышали такое выражение «бить баклуши»? Что оно означает?(Бездельничать, заниматься несерьезным делом, проводить праздно время. В старину кустари делали посуду из дерева. Для этого надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Это было легкое дело. Готовить такие чурки и называлось «бить баклуши».)

- Мастеров, которые вырезали ложки, называли? (Ложкари) - А как называлась некрашеная белая посуда? (Бельё)

Ведущая: Никто не знает, кто именно первый начал вырезать из дерева посуду, кто первый начал ее расписывать, придумал такое замечательное сочетание золота с черным. Послушайте интересную народную быль о возникновении хохломской росписи.


Ученица:Жил в древние времена в Москве мастер. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал его за труд. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь. И поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, чтобы отразилась в нем красота родной земли. Слава о мастере разнеслась по всей земле. К нему приезжали люди полюбоваться его мастерством. Дошла слава и до царя. Повелел он своим стрельцам найти и привести мастера. Узнал мастер о своей беде. Собрал людей, раскрыл им свой секрет. А утром увидели, как изба горит ярким пламенем. Мастер исчез, а его мастерство живет до сих пор. Ярким пламенем горят хохломские краски!

Чтение учащимися стихотворений:

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома!


Хохлома ты, хохлома,

От тебя мы без ума,

Красных ягод переливы,

Сочной зелени мотивы,

Завиток, потом бутон,

Красный, желтый, черный фон.


Светом солнечным залита,

В росах утренних умыта,

Хохлома, ты, хохлома,

От тебя мы без ума!

Ведущая: Существует и другая легенда.


Ученица:Жил в одном из нижегородских сел искусный мастер. Построил мастер в лесу дом, на берегу Хохломки и начал мастерить посуду. Делал он чашки, ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел, да не жалел каши для птиц в саду – кормил их.

Вот раз прилетела к нему в сад сказочная Жар-птица, золотое перо. Мастер накормил ее крошками, а птица захотела его отблагодарить. Улетая, задела она своим крылом простую деревянную посуду и вмиг посуда стала, словно золотая.

Научила Жар-птица мастера расписывать посуду затейливыми узорами, да покрывать её так, чтобы она светилась.


Ведущая: Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия, так и, кажется, что тут сказочная птица постаралась.


Стихотворение

(Падалко Виолетта)

Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты.


Частушки (5 класс).

Хохлома, хохлома,

Разукрашу все дома.

А потом всю улицу

Петуха да курицу.


Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать.

Ведь в красивую посуду

Щи, приятно наливать.






Разрисую хохломой

Милую буренку.

Надою я молока,

Напою котенка.


У большого индюка

Порасписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.


Наши ложки хохломские

С позолотой не простые.

Самый лучший сувенир

Прогремели на весь мир.


Ведущая: Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».


Предлагаю вам посмотреть видеосюжет, чтобы узнать процесс изготовления посуды.

Видеосюжет.

- Давайте еще раз, пошагово вспомним, как же изготавливается хохломская посуда.

Процесс изготовления хохломской посуды:

1. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий.

2. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло.

3. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой.

4. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические.



5. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.

6. После этого заготовки можно расписывать.

- Какие цвета используют художники, расписывая изделия? (Главные цвета – это красный и чёрный, но допускается много других цветов – коричневых, зелёных, жёлтых, оранжевых).



- Кто мне скажет, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (Ягоды, листья, завитки).

- Послушайте, как расписывают художники свои изделия.

Сообщения учащихся:

1. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому. Реже можно встретить в хохломской росписи птиц, рыб и всяких зверушек.



2. Художники используют различные узоры. Например: «травку», «осочку», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики», «листочки», а также орнаменты с ягодками, листочками, травные орнаменты и другие.

3. Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

Ведущая:Давайте-ка, ребята, немного отдохнём и покажем, что мы играем на ложках хохломских хорошо.

Номер ложкарей «Сапожки».

Ведущая:Предметы из дерева делали в Семенове и других селах Нижегородской области, однако называется промысел Хохломским. Интересно, почему? (Ответы детей)

- Оказывается, яркие, красивые, расписные изделия народных умельцев из нижегородских сел продавались весной на ярмарке в большом торговом селе Хохлома, так и стали они называться хохломскими.

Чтение стихотворений (мальчики).


Мы ребята удалые,

Мы ребята озорные.

Нас на ярмарку позвали

Чтобы ложки продавали.


Мы ребята озорные,

Мы ребята удалые.

Приглашаем всех на поляну зелёную,

На ярмарку весёлую!


Ложки, ложки, расписные ложки!

Ложки золоченые, узоры крученые.

Хоть щи ими хлебай,

А хочешь – музыку играй.


Исполнение номера «Ярмарка».

Ведущая:Ребята, назовите ключевое слово нашего мероприятия (Хохлома).

Надеюсь, вам понравился наш праздник, и вы с пользой провели сегодня время.

Музыкальный фон «Капустка».


Ой, ребята и вы, гости дорогие,

У нас есть леденцы сладкие –

Примите их в подарки!

Раздача конфет-«петушков».

Музыкальный фон «Капустка».


Вот и солнышко садится,

Пришло время расставаться,

Пора домой собираться.

До свиданья!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Внеклассное мероприятие "Золотая хохлома"

Автор: Максимова Лариса Васильевна

Дата: 07.05.2019

Номер свидетельства: 509430

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) ""Золотая Хохлома""
    ["seo_title"] => string(20) "zolotaia-khokhloma-1"
    ["file_id"] => string(6) "250412"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447078621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства