Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Мы-друзья природы"»
ГБОУ школо-интернат №4 г.о. Самара
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
« Мы - друзья природы»
Разработала и провела:
учитель первой
квалификационной категории
Сулейманова Ф.А.
«Мы – друзья природы»
Цели:
Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности человека за окружающий мир; показать, что человек – частица природы; учить детей выполнять законы природы и понимать необходимость этого, как для человека, так и для природы; воспитывать у учащихся экологическую культуру, чувство единства с окружающим миром.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийная установка, аудиомагнитофон, кассеты с фонограммами песен, магнитная доска и буквы разрезной азбуки, карточки с пословицами, проверочный тест на листах, карточки со словами «хорошо» «плохо», заранее подготовленные рисунки детей.
Примечание:
Перед началом мероприятия все учащиеся класса были разделены на четыре группы по шесть человек, каждая группа занимала отдельный стол. Заранее ученики нарисовали представителей живой и неживой природы, продумали комментарии к своим работам и выучили стихи к рисункам от каждой группы.
Во время перемены на экране появляется название мероприятия и звучит песня Юрия Антонова «Родные места». / слайд№1 /
Ход мероприятия
Учитель: / слайд№2 /
Прекрасна наша Земля! Её природа – источник здоровья, радости и красоты для человека! Человек использует богатства природы, приспосабливает их к своим нуждам. Необдуманно вмешиваясь в жизнь природы, легко нарушить её красоту.
Ты уже знаешь, что вода, воздух, солнце оказывают влияние на твоё здоровье. Ведь человек – часть природы, а это означает, что он связан с окружающим миром тысячами невидимых нитей.
Ученик: Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нём времени года,
И особый в нём музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнём.
Человек – он зима. Или лето.
Или осень с грозой и дождём.
И какая в нём брезжит погода?
Сколько в нём одиночеств? И встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь.
(С. Островой)
Песня на мелодию «Вместе весело шагать»
Нам природа – дом родной, пойте звонче,
пойте звонче, пойте звонче.
Будем счастливо мы жить все под небом,
Синим небом и под солнцем.
Припев:
Вот ручей звенит и солнце улыбается,
А зелёный лес нам эхом отзывается,
Птицы звонкие поют и звёзды падают,
Это всё – мой край родной, он сердце радует.
2. И куда бы ни пошёл я по краю,
По родному, я по краю,
Я люблю тебя, Земля, и в дороге
Всё я знаю, замечаю.
Припев.
Вот ручей звенит и солнце улыбается,
А зелёный лес нам эхом отзывается,
Птицы звонкие поют и звёзды падают,
Это всё – мой край родной, он сердце радует.
Учитель: / слайд№3 /
В игре «Друзья природы» принимают участие 4 команды.
1 задание.
«Слово рассыпалось» Из букв разрезной азбуки составить слова и объяснить их значение:
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились, притёрлись друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются природные законы.
В ходе игры мы повторим законы природы, узнаем о том, как сохранить природные богатства для себя и для тех, кто будет жить на Земле после нас.
2 задание.
Собери пословицу./ слайд№4 /
У вас на столах первая часть пословицы, решите пример, на экране найдите выражение с таким же ответом. Это и будет вторая часть пословицы. Прочитайте и поясните, почему так говорят.
Не высок лесок, а от ветра защита. / 5*8 = 54 – 14 /
Возле леса жить - голоду не видать. / 17+15 = 8*4 /
Дерево ценят по плодам, а человека по делам. /13+15 = 4*7 /
Растение - берегам спасение. / 9*3 =39 – 12 /
3 задание.
А сейчас узнаем какие вы знатоки природы.
На столах проверочный тест.
Выберите правильный ответ и составьте слово из полученных букв.
/ слайд№5(а) /
1) Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
и) из-за пожаров и стихийных бедствий
б) из-за изменения климата на Земле
э) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей
2) Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
а) прозрачные
ж) бесцветные
к) чистые
3) От чего загрязняется вода в реках и озёрах?
ы) от использования воды в быту
р) от использования воды в производстве
о) от слива сточных вод заводов и фабрик
4) Что люди делают для спасения живой природы?
л) создают заповедники, ботанические сады
п) создают бульвары и скверы
м) создают фермы, пасеки и птицефабрики
5) Что такое заповедники?
о) это участки земли, где всякая природа неприкосновенна
ъ) это участки земли, где выращивают редкие растения
в) это участки земли, где обитает много зверей, птиц и насекомых
6) Овраги портят землю. Как уменьшить этот вред?
н) засыпать землёй
г) посадить на склонах деревья
ф) превратить овраг в свалку
7) Все знают, чем опасен автомобиль. Как уменьшить количество выхлопных газов?
ь) ходить пешком
и)ставить на автомобили специальные фильтры
ц) сажать деревья
8) Вокруг городов необходимо большое количество деревьев, для чего?
а) для красоты
я) для очищения воздуха
в) чтобы селились птицы и животные
Какое получилось слово ? ( ЭКОЛОГИЯ )
Учитель: / слайд№5(б) /
Скажите, что обозначает это слово?
ЭКОЛОГИЯ – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей среде.
Учитель:
Люди безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. И для того, чтобы всё-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука экология. Повторите, что же это за наука?
Учитель:
Ребята, а вы знаете такого писателя Антуан де Сент-Экзюпери? Какое из его произведений вам уже знакомо? Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал всех людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.
ФИЗМИНУТКА «Приведём планету в порядок»
Что нам для этого понадобится? Какие предметы? / слайд№6 /
(ведро, тряпка, метла, совок, грабли)
А лично для вас что потребуется? (фартук, платок или бандана, перчатки и хорошее настроение) Все готовы? Начинаем! (дети показывают движениями, как привести в порядок планету).
Налейте в ведро воды. Намочите тряпку, полощем её, хорошенько отожмите.
Протрите небо, облака, солнышко.
Посмотрите, ничего не забыли? Нет. Ай да молодцы!
Какая красота! Солнышко ярче улыбается и вы улыбнитесь друг другу.
Сразу в классе и на Земле стало теплее и светлее от добрых улыбок. Садитесь на места.
4 задание.
Игра – дискуссия «Хорошо» - «Плохо». / слайд№7 /
Задача команд – обосновать положительное или отрицательное воздействие человека на те или иные компоненты природы.
Растения
Животные
Водоёмы
Воздух
Например, команда, получившая карточку «Хорошо» начинает: «Человек сажает и выращивает различные растения. Это хорошо, т.к. растения очищают воздух, защищают от пыли, дают возможность отдыхать в тени деревьев, наслаждаться красотой цветов и дают кров многим животным».
Команда с карточкой «Плохо» продолжает: «Но человек и губит растения. Он вырубает деревья для хозяйственных нужд, рвёт цветы для букетов. Тем самым лишает животных крова, а себя чистого воздуха и мест для отдыха»
Ученик: Я сорвал цветок – и он увял,
Я поймал мотылька – и он умер
у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.
Я хочу чтобы вы все это понимали и помнили. / слайд№8 /
5 задание.
Выставка рисунков с комментариями.
Солнышко я нарисую,
Землю круглую, большую,
Здесь цветы, леса, поля…
Рядом с ними – ты и я.
Видишь небо? Это воздух.
Облака в небе плывут.
Журавлей они с собою
В страны дальние зовут.
На просеке светится лужица
Синего неба синей.
Кружатся, кружатся, кружатся
Бабочки стайкой над ней.
Вот бежит, журчит ручей.
Расскажи-ка мне, ты чей?
Ты о чём всегда журчишь,
И скажи, куда бежишь.
Отвечает на бегу:
«К маме-речке я бегу».
Как много мы увидели:
И речку и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.
Учитель:
О чём мы с вами говорили?
Да, ребята, Земля наш общий дом.
Пока мал человек, этот дом кажется ему необъятным, удобным и надёжным. Взрослея, осознаёшь, что дому нужен заботливый хозяин. Что ясное небо и чистый дождь, ветер, безбрежный океан и тихий ручеёк, вековой лес и самая малая травинка, всякий зверь и птица, рыба и букашка – всё нуждается в любви и понимании. Всё должно жить.
Но жизнь не может быть полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.
Будем же беречь наш прекрасный общий дом – нашу Землю, нашу природу!
/ слайд№9 /
Ученик:
Смотрю на глобус –
шар земной
И вдруг вздохнул он,
как живой
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас,
береги».
В тревоге рощи и леса
Роса на травах,
как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас,
береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас,
береги».
Остановил олень
свой бег:
«Будь Человеком,
человек.
В тебя мы верим –
не солги,
Ты береги нас,
береги».
Смотрю на глобус – / слайд№10 /
шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы:
«Не солгу,
Я сберегу вас,
сберегу…»
Послушайте, как хорошо человеку, если он живёт в ладу с природой.
Ученики исполняют песню «Здравствуй, Родина моя!»
/ слайд№11(а) / Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт,
Выхожу из дома я, -
Здравствуй, улица моя!
/ слайд№11(б)/ Я пою и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
/ слайд№11(в) / Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я, -
Здравствуй, Родина моя!
/К. Ибряев/
Учитель:
Какой же вывод можно сделать в конце нашего мероприятия?
Вывод:
Если человек будет беречь природу, сохранит богатства родной Земли, то и сам человек будет богатым и счастливым. / слайд№12 /
Список используемой литературы:
1.Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением:1 – 4 классы. – М.: 5 за знания, 2007.
2.Кулинич Г.Г. , Сценарии общешкольных и клубных мероприятий:
1-4 классы . – М.: ВАКО, 2006.
3.Попова Г.П., Классные часы 2 класс.- Волгоград: Учитель,2008.