"Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка"
"Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка"
Разработка внеклассного мероприятия о влиянии молодежных субкультур на развитие личности подростка. Мероприятие проводилось в рамках недели педагогического мастерства для воспитанников детского дома в возрасте 13-15 лет. В театрализованной форме были представлены молодежные субкультуры. Участники разделившись на 2 группы экспертов - оптимистов и пессимистов, анализировали представленое и делали выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка" »
"Влияние молодежных субкультур на развитие личности".
Пояснительная записка
Тема моей работы "Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка". Я выбрала эту тему по нескольким причинам. Во-первых, в наше время эта тема крайне актуальна. Во-вторых, она интересна мне и, главное, она интересна подросткам. Подростков в силу их возрастного максимализма всегда притягивает что-то новое, необычное. Они могут вступить в какую-нибудь субкультуру и ошибиться, не зная о ней ничего, кроме внешних атрибутов. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни, рассказать им как можно больше, объяснить суть субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи. Часто на улицах города можно видеть подростков с необычным внешним видом и неадекватным поведением. Это неформалы. Неформальные субкультуры существуют, но мы не знаем их сути. Полная информация о существующих в молодежной среде субкультурах и их характеристике с точки зрения подростка отсутствует. Поэтому целью моей работы стало: изучить негативные и позитивные стороны существующих субкультур и выяснить влияют ли неформальные молодежные субкультуры на развитие личности подростка. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: собрать материал по теме, проанализировать его и сделать выводы. Предметом исследования стали наиболее распространенные молодежные субкультуры. Мероприятие проводится в форме "защита проекта". Ребятам 5 группы было дано задание собрать материал о молодежных неформальных организациях, проанализировать его и продемонстрировать предмет исследования наглядно. Сразу хочу сказать, в связи с тем, что в наших условиях найти соответствующий материал нелегко, часть информации я подготовила сама. Ребята же структурировали материал, выбрали самое главное и подготовили презентацию. Также мы привлекли к участию девочек 2 группы и пригласили в качестве зрителей и экспертов мальчиков 6 группы.
Тема занятия: "Влияние молодежных субкультур на развитие личности".
Цель: 1. Формирование информационной компетентности, изучение негативных и позитивных сторон существующих субкультур. 2. Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, умения работать с информацией. 3. Воспитание культуры обмена мнениями, умения выражать свою точку зрения, ведения дискуссии.
Задачи: 1. Познакомить детей с молодежными движениями. 2. Выявить причины появления субкультур в обществе и установить их влияние на развитие подростка. 3. Организовать работу учащихся в группах, формируя и развивая при этом навыки коммуникативного взаимодействия.
Оборудование: экран, проектор, слайды с текстами, презентации учащихся, таблички с названием групп.
Форма проведения: защита проектов о молодежных течениях, подведение итогов работы по группам и коллективный поиск решения.
Ход мероприятия.
1.Организационные моменты: приветствие, тема и цель занятия, краткий план работы.
Здравствуйте, ребята! Приветствую вас на нашей встрече. Сегодня мы поведем разговор о молодежных субкультурах. Я уверена, что каждому из вас случалось идти по улице, ехать в транспорте или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы - представители современных субкультур.
Неформальные субкультуры существуют, но мы не знаем их сути. Цель нашего занятия: выяснить, что же такое неформальные молодежные субкультуры и почему все больше подростков становятся неформалами, а также влияют ли неформальные молодежные субкультуры на развитие личности.
Для работы мы создадим 2 экспертные группы: оптимистов и пессимистов.
Кто такие оптимисты? (оптимист - это тот, кто придерживается убеждения, что все на свете идет к лучшему) Группа оптимистов будет отмечать все положительное.
Кто такие пессимисты? (пессимист - это тот, у кого все на свете идет к худшему, глядящий на все мрачно) Группа пессимистов будет отмечать все отрицательное.
В конце мероприятия мы все вместе подведем итог.
Ребята делятся на 2 группы. Рассаживаются за столы. На столах таблички – «оптимисты», «пессимисты».
2. Основная часть. (Все вопросы сопровождаются показом слайдов)
В.: - Молодежная субкультура, что это такое? Субкультура - это часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традиций, присущих большой социальной группе. Данные объединения могут быть легальными и нелегальными, т.е. формальными и неформальными.
В.: - Как вы думаете, что значит формальные и неформальные молодежные объединения?
Формальные - это детские и молодежные организации, деятельность которых регулируется государством. Например: спортивные организации, клубы по интересам, Неформальные - отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. Создают группы, имеют свой имидж, имеют свою символику и атрибуты.
В.: - Какие вы знаете неформальные молодежные объединения? Предполагаемые ответы детей: Рокеры, байкеры, эмо, скинхеды, панки, фрики, и др.
В.: - А как вы думаете, почему подростки вступают в такие объединения? Каковы причины? Предполагаемые ответы:
- Некоторые это делают из подражания. - Кто-то думает, что таким образом он кажется взрослее. - Есть очень одинокие люди, вступающие для того, чтобы быть в коллективе. - Быть неформалом - сегодня это возвышает подростка в кругу сверстников. - Стремление быть не таким, как все, обратить на себя внимание родителей и сверстников и т д.
В.: - А вы никогда не хотели стать неформалом, вступить в какую-либо неформальную молодежную организацию?
Я думаю, что в этом нет ничего плохого. Просто вы стремитесь быть самостоятельными, не зависящими от мнения взрослых, вам хочется выделяться среди сверстников. Например, моя младшая дочь Алёна несколько лет назад причисляла себя к субкультуре «анимешников». Она увлекалась японскими мультфильмами – аниме, читала японские комиксы – мангу, одевалась в стиле «анимешников». Я не была против такого увлечения дочери, т.к. это никак не отражалось на ее поведении и учебе. Со временем это увлечение прошло. (Рассказ сопровождается показом слайдов)
Сейчас я предлагаю вам рассмотреть историю некоторых группировок. Напоминаю нашим экспертам, что они должны внимательно смотреть и слушать, анализировать информацию, делать выводы, так как в конце мы должны подвести итог - влияют ли неформальные молодежные субкультуры на развитие личности подростков. (Работа по группам с заранее подготовленным заданием - презентацией.)
1. Начнем с наиболее известного молодежного течения ГОТЫ.
(Подготовленная группа делает сообщение с презентацией, муз. сопровождением, дети одеты в стиле представляемой субкультуры, просматривается видеоролик.)
"Готы" (от англ. goths - готы, варвары) - молодежная субкультура и связанное с ней молодежное движение, которое характеризуется мистически мрачным, депрессивным отношением к жизни. Идеология движения "готов" основана на идее романтизации смерти, боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления. Отсюда соответствующий стиль в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды. Культивируется все, что каким-либо образом относится к "темной стороне бытия", что как-то связано со смертью, с фатализмом. Для субкультуры "готов" характерна театральность. Им нравится ощущение собственной порочности и неординарности. Поэтому они охотно заимствуют кладбищенскую и вампирскую эстетику. Они часто находятся в депрессивном психологическом состоянии, иногда вызывая его искусственно, принимая наркотики. Их взгляд на жизнь равнодушен и меланхоличен. Средний возраст "готов" - 15-19 лет. Внешние признаки "готов": Длинные волосы, окрашенные в иссиня черный цвет. В одежде используется исключительно черный цвет. Одежда обычно длинная. Девочки-готы предпочитают носить корсеты, зачастую носят длинные платья, стилизованные под старину, либо длинные черные юбки в сочетании с черными блузами. "Готы" носят черные высокие ботинки со шнуровками. Также для готов характерно ношение колец, кулонов, подвесок, значков, брошей с сатанистской символикой, символикой смерти (изображения черепов, скелетов, гробов). Готическая субкультура не вписывается в окружающий мир: люди с разными чувствами сторонятся готов, оглядываются, если проходят готы. И готы это понимают: они не любят рассказывать о себе, не разрешают себя фотографировать.
Работа групп. (помогать "экспертам" сформулировать выводы наводящими вопросами, подсказками)
Предполагаемый вывод пессимистов: готическая субкультура небезобидна. Она не учит подростка добиваться цели в жизни, искажает действительность. Постоянные мысли о загробной жизни подавляют психику, порождают пессимизм, уныние, нежелание думать о будущем. Не находит место в этой субкультуре жизнелюбие, радость от достигнутого, мотивация к учебе и труду, удовлетворение от жизни, чуткое отношение к родным, близким, друзьям, бережное отношение к собственному здоровью.
Предполагаемый вывод оптимистов: стремление к самовыражению, желание обратить на себя внимание, быть не таким как все.
2. Следующая субкультура ЭМО.
Сообщение об ЭМО-культуре. (Подготовленная группа делает сообщение с презентацией, муз. сопровождением, дети одеты в стиле представляемой субкультуры, просматривается видеоролик)
Эмо (англ. emo: от emotional - эмоциональный) - молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют эмо-киды (emo + англ. kid - молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy - мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl - девочка, девушка). Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски - два "маленьких хвостика", яркие "заколочки" - "сердечки" по бокам, бантики. Для создания этих причесок эмо используют большое количество фиксирующего лака для волос. Часто эмо-киды прокалывают уши. На лице и иных частях тела эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице). И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью. Ногти покрывают чёрным лаком. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый, хотя и другие яркие сочетания считаются допустимыми.Мироощущение Выражение эмоций - главное правило для эмо-кидов. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид - ранимый и депрессивный человек, его отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Внимание эмо чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события. Эмо-культура начисто лишена агрессивности.
Работа групп. Пессимисты: С нашей точки зрения, психически здоровый человек способен сдерживать свои эмоции, не будет плакать или смеяться по поводу и без повода. Есть даже пословица: "Смех без причины - признак дурачины". Настораживает факт, что среди подросткового суицида больший процент приходится на представителей эмо.
Оптимисты: стремление к самовыражению, желание быть независимым от мнения других.
В.: - Эмоциональным человек может быть только от природы. С одной стороны эмоциональный человек - сверхчувствительный (до слез) к чужому несчастью, в какой-то степени слабый: не умеет переживать неприятности. С другой стороны - это человек с повышенным чувством юмора, видит смешное там, где не видят другие. Вряд ли всех эмо можно отнести к тем или другим категориям людей.
3. Еще одна молодежная субкультура - ПАНКИ. Сообщение о ПАНКАХ.
(Подготовленная группа делает сообщение с презентацией, муз. сопровождением, дети одеты в стиле представляемой субкультуры, просматривается видеоролик)
Панки -от англ. punk- отбросы, гнилье, что-то ненужное. Движение панков возникло в 70-х годах 20 века, когда Запад переживал серьёзный кризис. Рост безработицы, снижение уровня жизни вызвали массовое недовольство молодёжи. Лозунг поколения - "НЕТ БУДУЩЕГО". Панки в нарочито бедняцких одеждах воплощали собой бунт в закостенелом обществе. Панки довольно агрессивны, по политическим пристрастиям считаются анархистами.Это, прежде всего, подростки 13 - 16 лет. Они демонстрируют пренебрежение к культуре, к общественным нормам. Панки не имеют своей программы, они слоняются по городу, бездельничают и хулиганят. От учебы отлынивают, паразитируют за счет родителей. Большинство панков - дети рабочих районов, хотя, встречаются исключения. Стандартной панковской прической считается "ирокез" - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Любые вызываемые им ассоциации имеют выраженный агрессивный характер - гребень на спине ящера, воинственно поднятый хохолок на голове птицы, украшение на шлеме древнегреческого воина или европейского кирасира, боевая прическа воинственного индейца-ирокеза. Но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волоcах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляются повсюду - в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Их лозунг: "Все мы разные, все мы равные!" Понятие "панк" уже давно стало синонимом антифашизма.
Работа групп. (помогать "экспертам" наводящими вопросами, подсказками)
Пессимисты: панковская субкультура может нанести вред неустойчивой психике подростка, специалисты-медики утверждают, что татуировки, пирсинг, порезы опасны для здоровья, чреваты попаданием инфекций, несоблюдение гигиены ведет к различным заболеванием, внешний вид панков не соответствует менталитету славянских народов.
Оптимисты: Может заслуживать уважения лозунг панков: "Все мы разные, все мы равные", а также то, что синонимом слова панк является антифашизм.
4. Еще одна всем известная субкультура БАЙКЕРЫ.
В.: - Я знаю, что вы знакомы с байкерами, что они приезжали к вам летом. (Попросить детей рассказать об этом)
Сообщение о субкультуре БАЙКЕРЫ. (Подготовленная группа делает сообщение с презентацией, муз. сопровождением, дети одеты в стиле представляемой субкультуры, просматривается видеоролик)
Байкеры (англ. biker, от bike ? motorbike ?"мотоцикл") - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Байкеры объединяются в клубы, которые в подавляющем большинстве случаев, носят мирный характер. Байкерское движение зародилось в США, проникло в Европу и Россию. Внешний вид байкеров: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или черная вязаная шапочка, "косуха" (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с "цветами" (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы. Тем не менее, в среде байкеров такой внешний вид не всегда является обязательным. Байкер может носить спортивную мотоодежду и экипировку. Символом байкеров является череп. Изображение черепа обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другой смысл использования символа черепа у байкеров - защита от смерти. Существует поверье, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак - череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека.Наиболее уважаемыми среди байкеров считаются мотоциклы, сделанные своими руками с умением и богатой фантазией. Не раз приходилось слышать, что байкеры - просто сумасшедшие люди, которым надоело жить. Более того, для большинства сторонних наблюдателей эти "всадники ночи" кажутся бездельниками, у которых действительно только ветер в голове. На самом деле тунеядцам среди байкеров делать нечего. Убеждаешься в этом, узнав хотя бы, сколько стоит хороший мотоцикл и сколько средств уходит на его содержание и бензин, во что обойдется вся экипировка стильного байкера. А среди "Железных братьев" много бывших офицеров, юристов, экономистов, художников, дизайнеров… Философия байкерства - это гимн мужественности и братству. Байкеры - одни из немногих, для кого слова "один за всех, все за одного" - не пустой звук, а стиль жизни.
Работа групп. (помогать формулировать выводы, "заставлять говорить")
Пессимисты: субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на "железного коня".
Оптимисты: заслуживает уважения философия байкерства - "Один за всех и все за одного".
5. - Есть молодежные группировки, говорить о которых больно и стыдно. Есть молодые люди, которые и сегодня кричат: " Хайль Гитлер", носят свастику, ненавидят людей других национальностей и используют фашистские методы. Это - СКИНХЕДЫ.
Сообщение о СКИНХЭДАХ.
(Подготовленная группа делает сообщение с презентацией, муз. сопровождением, просматривается видеоролик)
Скинхэд - произошло от англ. "скин хэд"- бритая голова. Их так и называют - "бритоголовые". Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами. На собрания чужие не допускаются. Организация военного образца. Идеология - подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь. Ненавидят, рэперов, хиппи, панков и людей с другим цветом кожи. К металлистам и большинству рокеров либо равнодушны, либо симпатизируют им. Байкеров побаиваются. Средний возраст скинов 17-18 лет. Скинхедов объединяет отсутствие внутренней культуры, образования, желание проявить свои способности в совершении насильственных действий по отношению к более слабым. Основой идеологии является воинствующий национализм и расизм. Культовым политическим деятелем для них является Адольф Гитлер. Это слово всегда звучит рядом со словом насилие. Внутри группировки царит жесткая военная дисциплина, а новичкам устраивают испытание, может быть, в виде группового избиения. Тем самым проверяют не только умение терпеть боль, но и быть униженным и покорным слугой вождя.
Стихотворение: Тяжелые злые ботинки с хрустом ломают ребра. Стоят над лежащим противником со взглядом жестоким и твердым. Строгая черная форма, на рукаве горит свастика, Память подскажет услужливо: еврейских погромов классика. Пахнет горящими шинами и дымом печей Бухенвальдских. И вспыхивает в подсознании холод расстрелов февральских. Для них не имеет значения цвет кожи, возраст и звания Они своего не стесняются, омытого кровью призвания. Поставив себя выше Бога, свое начинают судилище "Сверхлюдям" нашего времени не страшен ни Бог, ни чистилище. Не нужно дурной пропаганды, мне свой выбор сделать позвольте. В свое приглашают движение. А я им не верю, увольте.
В.: - Как вы думаете, почему мы не стали наглядно демонстрировать эту молодежную субкультуру? Ответы детей. Работа групп. (Предоставление слова "экспертам")
Пессимисты: это движение связано с фашизмом; скинхэды разжигают межнациональную рознь, вражду между людьми; их проявление патриотизма крайне неправильно; действия (насилие, убийства, нападения на людей) неприемлемы; они агрессивны, жестоки, опасны; скинхэды подрывают законность и порядок, дестабилизируют обстановку в стране.
В.: - Вот мы и познакомились с некоторыми группировками. Конечно, неформальных молодежных объединений существует намного больше и охватить все в рамках одного занятия просто невозможно. Мы постарались исследовать субкультуры, представители которых чаще всего встречаются нам на улицах наших городов, в телепрограммах или в средствах массовой информации. Сейчас я хочу предоставить слово представителям групп оптимистов и пессимистов. К каким выводам они пришли?
Пессимисты: негативными сторонами субкультур являются: внешний вид, от которого шарахаются прохожие; использование татуировок, проколов, порезов; отсутствие желания трудиться; многочасовые тусовки; алкоголь и наркотики (хотя нельзя сказать, что все неформалы являются алкоголиками или наркоманами, но ни в одной неформальной субкультуре это не возбраняется), нарушения закона.
Оптимисты: при незначительных отличиях все субкультуры имеют общие позитивные стороны: стремление к самовыражению, самореализации; желание быть независимым от мнения других, обратить на себя внимание, быть непохожим, самоутвердиться в среде сверстников. Это - тенденция подросткового возраста и это нормально. В рамках толерантности эти субкультуры имеют право быть, если не преступают закон.
В.: - Хорошо. Мы выслушали заключение наших экспертов. Согласны ли вы с этим?
- Давайте на основе того, что мы сегодня узнали, подведем итог: влияют ли молодежные субкультуры на развитие личности? ( Вызывать детей на разговор, "заставлять" их говорить)
Вывод: неформальные молодежные субкультуры влияют на развитие личности подростка. Тот, кто состоит в группировке, с юных лет портит свою жизнь (нарушение закона, заключение под стражу, отбывание срока наказания в тюрьме, учеба в спецшколе, тяжелые последствия употребления алкоголя и наркотиков) и жизнь окружающих. У этих людей обычно проблемы в семье, в школе, с милицией. Ни одна субкультура не способствует всестороннему развитию личности подростка.
Рефлексия. В.: - Понравилось ли вам занятие? Хотели бы вы узнать о других молодежных объединениях? А сейчас я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в подготовке нашего мероприятия - мальчиков 5 группы (имена детей), девочек 2 группы (имена детей), а также наших экспертов - оптимистов и пессимистов. Спасибо всем!