Цель:
Систематизация знаний полученных на уроках столярного дела;
Повышение технологической культуры, расширение кругозора;
Развитие внимания, памяти; воспитание наблюдательности
Место проведения: столярная мастерская
Оборудование:
столярные инструменты;
карточки с пословицами и поговорками;
карточки с загадками;
рисунки: кроссворд, ребус;
металлический конструктор (2 шт.);
рисунок-схема объекта сборки;
карточки «В мире профессий»;
ученические ручки/карандаши;
Организационные вопросы:
в конкурсе участвуют две команды;
при выполнении заданий учитывается скорость и качество (точность) работы; результаты конкурсов оценивает жюри, фиксируя итоги в протоколе.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Пословицы и поговорки об инструментах.
Каждая пословица (поговорка) разрезана на две части. Каждый член команды берет 1 часть и по команде ведущего - находит вторую половинку поговорки (пословицы).
Плотник без топора -
что изба без угла
Для того кузнец и клещи держит,
чтобы руки не обжечь
По крыльям – полёт,
по делам - почёт
У семи дворов один топор,
да и тот без топорища
Солдат шилом бреется,
да дымом греется
Ножницы прямые,
да руки кривые
Без топора – не плотник,
без иглы – не портной
Портной без штанов, сапожник без сапог,
а плотник без дверей
Ножик тупой,
а хозяин скупой
Бей молотом -
не будешь жить голодом
Загадки об инструментах
Каждая команда получает список загадок и вписывает отгадки.
1 вариант
Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг,
Толстый тонкого побьёт –
Тонкий, что-нибудь прибьёт
1.______________
Гостя примут от души:
Так обнимут – не дыши.
4._________________
Везде суёт свой нос витой,
Дыру проделает в стене,
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне.
2.______________
Цепкий рот на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит.
5.__________________
Если видишь – я кружусь,
Это значит – я тружусь.
3._______________
Зубы есть, а рта нет.
6.__________________
Эталон ответов:
1. Молоток и гвоздь; 2. Сверло; 3.Дрель; 4. Тиски; 5. Клещи; 6. Пила
2 вариант
Бьют Ермилку по затылку –
Он не плачет,
Только ножку прячет.
1.__________________
По лысине бегу –
Кудри с лысины стригу.
4._________________
У них всегда тяжёлый труд:
Всё что-то жмут,
Всё что-то жмут.
2.___________________
Грызть дрова – простое дело!
Я опилочек поела,
Сок древесный попила!
Кто такая я?...
5.__________________
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
3__________________
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
6._________________
Эталон ответов:
1. Молоток и гвоздь; 2. Тиски; 3. Циркуль; 4. Рубанок; 5. Пила; 6. Иголка и нитка.
Реши кроссворд «Что будем строить?»
По вертикали запиши названия инструментов обозначенных на рисунке цифрами, если задание выполнишь правильно – на третьей горизонтальной строке прочтёшь название строительного объекта. (Ответ кроссворда - погреб)
Разгадай ребус «Что будем строить?».
Команды получают картинку с ребусом. Учитывается правильность разгадки и скорость выполнения. (Ответ ребуса – колодец)
«Конструктор-сборщик»
Командам выдаётся конструктор и картинка-схема с изображением какого-либо объекта (автомобиль, кран, танк и т.п.). За фиксированное время – команда выполняет сборку объекта. Жюри оценивает объём выполненной работы и умение работать в команде (коллективе).
«Что это?»
На столах (по количеству команд) разложены столярные инструменты. Они закрыты тканью/бумагой, чтобы участники заранее их не видели. Представителю команды завязывают глаза и он должен определить и назвать выбранный инструмент (1-2 штуки), затем в игру вступает следующий член команды. Неправильно названный инструмент возвращается на своё место и далее опять участвует в игре. Игра заканчивается, если распознаны все инструменты. Учитывается время.
Как вариант, может использоваться «Волшебный мешочек», в этом случае глаза завязывать не надо: участник, опустив руку в мешочек, выбирает и называет инструмент, а затем его извлекает и показывает жюри.
Конкурс «В мире профессий»
К названию профессии подобрать её описание.
Команда получает (или выбирает) 3 карточки с названием профессии, необходимо подобрать соответствующее описание профессии.
Кондитер
Готовит сладкие изделия из муки с использованием других продуктов
Закройщик
Специалист по подготовке тканей для пошива изделий
Вышивальщица
Украшает изделия из ткани орнаментами и рисунками, используя цветные нитки
Чертёжник
Выполняет чертёжно-графические работы
Плотник
Работает топором и другим инструментом, изготавливая изделия из древесины
Слесарь
Обрабатывает металлы, используя ручные инструменты
Подведение итогов. Награждение победителей.