Сценарий вечера, посвящённый 200-летию М.Ю.Лермонтова. Цель: воспитание интереса к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова; развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Оформление: портрет М.Лермонтова, стенгазета, посвящённая творчеству поэта, рисунки к произведениям.
Портрет М.Лермонтова, перед портретом столик, цветы. Справа и слева полукругом расставлены стулья.
Звучит музыка – аккорды «Вальса» из музыки Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад».
Под музыку выходят 4 пары танцующих вальс:
Крупнова Вика - Злобина Света (справа)
Верзунова Настя – Журавлёва Оля (справа)
Попова Люба – Ермакова Юлия (слева)
Мотченко Даша – Лиханова Камила (слева)
Дамы садятся полукругом, кавалеры занимают места за стульями, образуя два «салона» - друзей (справа от зрителей) и врагов (слева от зрителей) поэта.
Стремительно (справа) выходит чтец - Рита Лозенко:
- Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днём 1837 года скончался раненный на дуэли Пушкин.
(Все потрясены, дамы вскочили с мест, переглядываются).
Входит (слева) Лозенко Рита, раздаёт листы.
чтец: Вы обратили уже внимание на эти стихи?! Говорят, они были написаны сегодня, этой вьюжной зимней ночью.
Дама (слева) - Юля Ермакова читает:
Погиб поэт!- невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде.и убит!
Чтец – Рита Лозенко
Убит!. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Дама (справа) – Оля Журавлёва
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Господин (справа) – Верзунова Настя
Что ж? веселитесь. – он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок!
Господин (слева) - Попова Люба
В петербургских гостиных эти строчки боятся даже произносить вслух. Да ведь это же – воззвание к революции!
Все (слева) возмущённым шёпотом:
Воззвание к революции! Воззвание к революции! Воззвание к революции!
Чтец – Рита Л.
Воззвание к революции! Они так назвали стихи Лермонтова «На смерть Пушкина»
Дама – Злобина Света
Более того, с такой надписью положили рукопись на стол самому императору.
Дама– Лиханова Камила
Вы знаете автора этих стихов, призывающих к бунту?
Господин – Мотченко Даша
А как же! Это поручик лейб- гвардии Лермонтов. Куда смотрит Государыня?
Звучат вступительные аккорды «Тройки» из сюиты Свиридова, написанной к повести Пушкина «Метель».
Выходит Лермонтов – Пёрышкина Д.
За стихи «На смерть поэта» меня арестовали.
Раз – два, три – четыре. Четыре шага в одну сторону. В другую – пять. Есть о чём подумать в тюрьме, если к тому же тебе 22 года.
Звучит тема «Тройки». Лермонтов «меряет» камеру вдоль и поперёк.
Моего гувернёра звали Капе. Он был бывший гвардеец Наполеона. Мне было семь лет, когда он рассказал мне о взятии Бастилии. Навсегда запомнился девиз республики: Свобода, Равенство, Братство.
В салоне справа: Крупнова Вика
Свобода, Равенство, Братство – какая музыка слов!
В салоне слева: Ермакова Юля
Свобода, Равенство, Братство – это девиз цареубийц!
Лермонтов - Пёрышкина Д.
Был морозный вечер, когда в Тарханы – имение бабушки, примчалась взмыленная тройка. И дедушка – сенатор привёз известие о восстании на Сенатской площади в Петербурге.
Мать свою я не помню. Я был ребёнком, когда её не стало. Но помнил песню, которую она пела мне. Я плачу от неё.
Звучит «Романс» из музыки Хачатуряна к драме «Маскарад».
Лермонтов. Пёрышкина Д.
Звуки! Они словно сговорились. Звуки тесно окружают, во сне вплотную обступают, не дают отдыха.
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам:
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Вновь звучит «Вальс» Хачатуряна. Дамы, приглашаемые кавалерами, делают реверанс. И одна за другой пары скользят в очаровательном, наделённом великой магической силой взволнованном вальсе.
Между танцующими пробираются два профессора. Им навстречу гордо идёт Лермонтов. Профессоры презрительно меряют Лермонтова с головы до ног.
Вальс приостанавливается.
1-ый профессор – Алексеева Н.
Каков наглец этот юноша Лермонтов! Пререкаться с экзаменаторами!
2-ой профессор – Пермякова Н.
Не знать лекционного материала! Пытаться читать что – то сверх программы!
1-ый профессор – Алексеева Н.
Ему справедливо указали на дверь!
Профессоры уходят, вальс продолжается.
Вальс прекращается – кавалеры ведут дам на свои места.
Лермонтов – Пёрышкина Д.
Так я оказался исключённым из Московского университета. Пришлось уехать из Москвы. Меня ждал Петербург и Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Я сразу невзлюбил этот хмурый город.
Из правого салона: Злобина Света
- В Петербурге всё было ложью!
Из левого салона: Попова Люба
- Но это был чудо-город, украшенный громадами стройных дворцов.
Из правого салона: Журавлёва Оля
- Они оставались для него холодными, чужими.
Из левого салона: Ермакова Юля
- Но здесь был собран цвет столицы.
Из правого салона: Журавлёва Оля
«Везде встречаемые лица, необходимые глупцы»?
Из левого салона: Ермакова Юля
- Но здесь жил Пушкин.
Из правого салона: Журавлёва Оля
- А что будет с ним, с поручиком Лермонтовым?
Из левого салона: Ермакова Юля
- Царь сказал, что поступит с ним по закону.
Лиханова Камила:
- Его сослали в Сибирь?
Мотченко Даша:
- Неужели – Соловки?
Ермакова Юля:
- Нет, хуже: перевели на Кавказ, где идёт война с горцами.
Лермонтов – Пёрышкина Диана
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И вы, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Грузинская музыка.
Грузинский танец – Власова Вера, Лозенко Рита
Все артисты выходят на сцену, раскланиваются.