kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Великий ученый –Әль-Фараби»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценить вклад в мировую культуру Аль-Фараби,показать его как личность,мудреца, значение его трудов.Познакомить с основными этапами жизни.           

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Великий ученый –Әль-Фараби»»

Дата:1.09.2020г.

Тема: «Великий ученый –Әль-Фараби» к 1150 летию АбуНасыр аль-Фараби.

Цель: Оценить вклад в мировую культуру, показать его как личность, мудреца, значение его трудов, влияние его творчества на сближение разных культур. Показать учащимся важность изучения прошлого, связь времен; поднять проблемы нравственности; вызвать интерес к поисково-исследовательской работе, к изучению родного края.

Оборудование:   карта Казахстана, портреты, презентация. 

Ход занятия:

1.Вступительное слово учителя:

Сегодня мы и познакомимся с известным всему миру мудрецом, ученым, известным во всём научном мире под прозвищем «Второй Учитель». Это выдающихся личностей является Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки - полное имя Учителя Востока. В Казахстане в 2020 году празднуют 1150-лет со дня рождения аль-Фараби. Философ, математик, теоретик музыки, ученый Востока.

Где раньше вы слышали это имя?

( Возможные ответы: денежные купюры, микрорайон Аль-Фараби, педагогический Институт в г.Шымкент, проспект в Алматы, Казахский Национальный Университет носит его имя.)

Кто же этот человек? Чем он заслужил такте почести? Почему через тысячелетие после жизни именем его названы улицы, школы, университет?

Ученик1: Бассейн реки Сырдарьи сыграл в истории своего региона такую же роль, как Нил для Египта, здесь же находился город Фараб (красивый), позже переименованный в Отрар, развалины которого находятся в Южно-Казахстанской области . Это был крупный город, узловой пункт многих караванных дорог, центр торговли того времени, где связывались и кочевая степь, и оседлое население. Но на карте культурного развития город Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых выделялся Абу Наср аль Фараби как величина мирового масштаба.

Ученик2: Аль-Фараби Абу Наср ибн Мухаммед родился в 780 году в юрте воина из племени кипчаки. Отец его жил вблизи Отрара, был одним из дружинников, охранявших город. Арабы прозвали Отрар «Фарабой» - красивый, отсюда и частица аль Фараби. Когда отец, став военным начальником, переехал в Отрар, поселилась семья вблизи библиотеки, юный Мухаммед увлекся книгами, он помогая переписывать трактаты других, постепенно стал блестящим колиграфом (человек с правильным почерком, грамотный). Однажды ему попался философский трактат известного уже в то время Аристотеля, и это определило его судьбу: тяга к наукам оказалась сильнее, чем военная служба.

Ученик3: Далее в молодые годы Фараби покинул родной город. Он жил в Багдаде, культурном и политическом центре Арабского Халифата, центре научной мысли Востока, был в Дамаске (Сирия), Египте, Туркестане, Бухаре. Он много странствовал пешком, с караванами купцов, он изучал жизнь других стран, природу, закономерности окружающего мира. В Багдаде он изучал медицину, философию, математику, получил начальные знания о логике и астрологии. Познание жизни, изучение нового трактата и написание своих открытий в области астрономии, медицины, математики, философии, музыке, ботаники, физике, химии стали страстью Абу Насыра Мухаммеда. Он подвергает анализу геометрию Евклида, становится значительным на Востоке, многие известные, начиная с Авиценны, считали его своим Учителем, за ним закрепилось прозвище «Второй Учитель» (после Аристотеля).

Учитель. Об этом ученым сложено много притчей и легенд.

Ученик4: Шел старец по пустыне. С посохом в руке и сумой за плечами, его томила жажда. От усталости он еле передвигал ноги, шел, не теряя надежды на чудо, и чудо свершилось. Он увидел маленький зеленый оазис. Там был сад, было жилье человека – значит, была вода. Собрав последние силы, он ускорил шаги

- Вот он, оазис!

Дорогу ему преградил хозяин, он тоже был стар, но суров.

- Это мой сад, мой дом. Я давно ушел от людей. Любой чужеземец - мой враг. Я не знаю, что ты ко мне принес – добро или зло,- сказал хозяин.

- Чем же я мог доказать свою доброту, если ты видишь во мне только зло, спросил скиталец.

- Ответь мне: что в этом плоде прекрасно? Его краски, его сок, его вкус или его форма?- спросил хозяин, подняв над головой яблоко.

- Ни то, ни другое, ни третье,- ответил странник.- Семя! Семя, из которого родился этот сад и вырастут другие сады, капля воды, дающая вечность жизни, - добавил скиталец, теряя последние силы и падая на песок у ног хозяина сада. Тот бережно поддержал его.

Этим скитальцем был аль Фараби.

Вопрос: Как вы поняли смысл этой легенды? подвести к выводу о том, что внутренняя красота человека ценнее внешней красоты.

Учитель: По мнению Аль-Фараби, все науки разделяются на музыкознание, логику, математику, физику, метафизику и гражданскую науку. А математика, по его мнению, включает арифметику, геометрию, оптику, науку о звёздах, музыку, науку об искусных вычислениях.

Учитель. Разработанные в математических трудах Аль-Фараби арефметические и геометрические приемы построения архитектурной формы, в дальнейшем стали той базой, которая составила основу строительного искусства на всем Ближнем Востоке. Многие его положения были использованы другими учеными уже после смерти Аль-Фараби, их математические работы имели большое распространение среди средневековых зодчих, имевших практические приемы построения и пропорциональности архитектурных форм. Рассматриваем фотографии средевековых построек: мавзолеи, мазары, дворцы.

Аль-Фараби – величина мирового уровня, он сблизил разрозненные знания о мире разных культур: арабской, персидской, греческой, индийской, тюрской. Он мыслил как реформатор педагогической науки, призывая внести знание в бедную народную толпу,развивать в людях человечность.

«Тому, кто стремится к мудрости, необходимо (с малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь».

Последние годы своей жизни он прожил в Дамаске, ведя уединенный образ жизни, свои сочинения он записывал на разрозненных листах, поэтому многое не сохранилось. Умер он в возрасте 80-ти лет, оставив потомкам около 200 трактатов в разных областях науки, был похоронен за стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву на его могиле на четырех папирусах читал сам правитель.

Заключение.

Сегодня известно, что Аль-Фараби принадлежал к роду кипчаков, поэтому мы особо горды. Такому мудрецу не грозит забвение. (Предлагаю детям поисковую работу по изучению наследия Аль-Фараби в любых отраслях науки, фактов его биографии, притчей легенд, математических трактатов.)

Сейчас мы отчетливо наблюдаем восстанавливаемую связь времен, ведь «…нельзя без осмысления прошлого всемерно развивать культуру настоящего времени.» Это слова нашего президента Н. Назарбаева.

Так вот оно, наше настоящее. (Демонстрируются видеокадры: памятник Аль-Фараби, исторические места Туркестане, микрорайон Аль-Фараби в Астане, новостройки столицы.)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Великий ученый –Әль-Фараби»

Автор: Уталина Батима Бермухамбетова

Дата: 02.10.2020

Номер свидетельства: 558983


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства