«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Н.Чавчавадзе
Давайте поприветствуем интереснейшего человека, пришедшего к нам в литературный салон, Александра Сергеевича Грибоедова.
Счастливым событием последнего года жизни Грибоедова была женитьба его на дочери грузинского поэта Нине Александровне Чавчавадзе. «Как это всё случилось! Где я, что и с кем?! будем век жить, не умрём никогда.
Слышите? Это жена мне сейчас сказала - доказательство, что ей шестнадцатый год», - пишет Грибоедов в письме Миклашевич.
Ученик: Грибоедов познакомился с Ниной Чавчавадзе –дочерью Александра Гарсевановича Чавчавадзе. Приветливая, открытая, ласковая, за всех-то она хлопотала, умела войти в нужды каждого. Она была ученицей Грибоедова в игре на фортепьяно, теперь она стала его женой. Ей было шестнадцать лет. О гибели мужа ей долго не решались сообщать – Нина ждала ребёнка. Только по возвращении из Тифлиса, она узнала о трагедии. Мужественно перенесла она удар: не билась в истерике, не металась в отчаянье, тихонько плакала. А ночью начались преждевременные роды. Младенец был крещён Александром, но через несколько часов скончался.
Кто из вас не знает пьесу Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», которая до сих пор осталась одной из наиболее популярных театральных постановок в России и источником многочисленных крылатых фраз. Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Я бы поспорила с этим, однако именно к Грибоедову это выражение подходит как нельзя лучше. Умница, блестящий дипломат, поэт,драматург - он еще был и прекрасным музыкантом-пианистом.
По традиции, принятой в русских дворянских семьях, Сашу с сестрой обучали игре на фортепьяно, и к 13 годам он "сделался превосходным фортепьянистом". "Очень хороший музыкант" – так о Грибоедове-исполнителе отозвался скупой на похвалы Михаил Глинка. Всю жизнь музыка была для Грибоедова убежищем, где он находил утешение. Любил играть Моцарта, Бетховена, Гайдна. Часто импровизировал.
Александр Сергеевич часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и аккомпаниатор. Его партнерами по совместному музицированию были певцы-любители, артисты итальянской оперной труппы, композиторы. Так, например, под его аккомпанемент впервые Алексей Николаевич Верстовский исполнил только что сочиненный им романс “Черная шаль”.
Досадно, что музыкальные произведения Александра Сергеевича бесследно исчезли, оставшись не записанными, - так же, как и его импровизации исчезли, отзвучав в стенах литературных и музыкальных салонов и гостиных и оставив о себе лишь воспоминанье у слушателей. Тем не менее, музыка для Грибоедова была подлинной частицей его существа, а не только подробностью окружающего быта.
А для потомков сохранились лишь два вальса. Они не имеют названий, поэтому будем именовать их музыкальными терминами: Вальс ля-бемоль мажор и Вальс ми минор.
Об этом рассказывает Е.П. Соковнина, племянница С.И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: “В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию “Горе от ума” и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки”. Соковнина переслала его рукопись в редакцию “Исторического вестника” со следующей припиской: “Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие”. Возможно, второй грибоедовский вальс был написан тогда же.
Написанные для фортепиано, оба вальса сейчас существуют в большом количестве переложений для различных инструментов: арфы, флейты, баяна и других.
По сути, вальс ми минор Грибоедова – первый русский вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам, реально звучащий в нашем музыкальном обиходе. Он популярен, он у многих “на слуху” и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки.
Да с этим не спорят! Просто уже почти 200 лет не одно поколение слушателей с удивлением и восторгом открывает для себя "наивные" вальсы Грибоедова. Струящуюся минорную и ажурную - мажорную мелодии...
Что объединяет Грибоедова, Пушкина, Чаадаева, Вяземского? О чем вы сейчас подумали, признайтесь? Их объединяет вальс. Они- люди эпохи вальса, раскрепощенного, но не до вульгарности, легкого, быстрого, изящного, но в то же время, требующего сосредоточенности, уверенности и отсутствия внутреннего напряжения, летящего, но не отрывающего от земли (так и встает перед глазами картина из фильма «Война и мир», где на балу танцует Наташа Ростова). А ведь действительно, целая эпоха умных, блестящих, мудрых, таких разных, но таких похожих чем-то едва уловимым друг на друга. Почти у всех – трагические судьбы, но такое достоинство, такое умение «держать спину», естественная простота, позволяющая говорить просто о возвышенном…