В Сибирь на долгие года. К 70-летию депортации калмыцкого народа в Сибирь
В Сибирь на долгие года. К 70-летию депортации калмыцкого народа в Сибирь
«В Сибирь на долгие года»
Черный для калмыков день 28 декабря 1943 года навсегда вошел в нашу историю. Целый народ был выброшен на погибель от Уральских гор до Камчатки и острова Сахалин.
И скот ревел, и вдовы выли
Над Волгой мчались поезда,
Людей насильно увозили
В Сибирь на долгие года!
Каждый год 28 декабря мы снова и снова переживаем ту тяжелую трагедию, что пришлось перенести нашему народу 13 лет в Сибири. Прошло 70 лет, а память вырисовывает все подробности того периода. В каждой семье были утраты, было горе. О людских потерях и вспоминать страшно.
Сколько калмыков: стариков, женщин, мужчин и детей, погибло в дороге!
В ссылке калмыки работали на самых трудных участках: лесоповале, урановых и марганцевых рудниках, долбили мерзлую землю под фундаменты промышленных предприятий. Болезни, холод и голод тысячами уносили наших соплеменников.
В нашем родном селе Цаган-Усн проживает Вера Саранговна Хашаева, которая также подверглась ссылке в Сибирь. Родилась она 8 июля 1930 года в с. Цаган-Усн в семье Саранга и Талгир Четыровых.
Саранг и Талгир Четыровы,
родители В. С. Хашаевой.
Кроме нее в семье было три брата: Долан, Зурган и Иван. Братьев Долана, Зургана и Ивана Четырвых и ее мужа Бонджи Хашаева уже нет в живых.
В п. Цаган- Усн сейчас живут их дети, внуки и правнуки.
Четыров Зурган Четыров Долан
Четыров Иван
Вера Саранговна до войны закончила 4 класса, училась хорошо, но школу закончить не довелось – помешала война.
В 1943 году, когда началась депортация калмыцкого народа, она гостила у тети в Яшкуле. Ей тогда было только 13 лет. Как только она узнала о том, что их всех вывозят в неизвестном направлении, она решила вернуться к родителям, в Цаган – Усн. Но тетя ее не пустила, так как опасалась, что она потеряется между двумя селами.
(Слайд №1 с видеороликом)
Как вспоминает Вера Саранговна, их собрали на почте и погрузили в крытые машины. Люди были налегке, большого багажа с собой не брали, и поэтому в каждой машине поместились по 4-5 семей. Через Элисту они прибыли в Дивное, где вооруженные солдаты всех погрузили в вагоны и отправили в долгий путь. В дороге было очень холодно. В первые дни вагоны не отапливались. Не помнит Вера на какой день пути, но люди стали на станциях выходить, чтобы запастись углем, дровами, чтобы обогреваться в пути. Таким образом, в ссылку Вера Саранговна отправилась с семьей своей тети.
(Слайд №2 с видеороликом)
Уже в Сибири по счастливой случайности ее нашли родные. Вот как об этом она говорит: «Однажды состоялась встреча моего будущего свекра Хашаева Долдыра с моим дядей на базаре в г. Иссык- Куль, куда дядя приехал навестить больного сына в больнице. И дядя сообщил Хашаеву Долдыру о моем местонахождении, а тот поехал на кирпичный завод, где работал с моими матерью и братом Зурганом. Это было в апреле 1944 года. А в мае мать приехала за мной…»
Так Вера соединилась со своей семьей.
Первый год в ссылке проживали они в Иссык-Кульском районе Омской области. В 1944 г. их отправили в Тюменскую область. Местом жительства стало с. Перегрёбное. Однако, на этом не закончилось это переселение. Через несколько месяцев они были направлены в с. Малигорт Нарыкарского сельского Совета Микояновского (Октябрьского) района Ханты – Мансийского округа.
Известный калмыцкий журналист Б.А. Богаев в своей книге «Забвению не подвластно!» пишет о семье Четыровых следующее:
«. Такое передвижение было связано с тем, что в семье было много, как говорится, рабочих рук. Братья Долан и Зурган устроились рыбаками, хотя никогда этим промыслом не занимались. Вера стала дояркой. Мать Талгир - разнорабочая. Младший брат Иван был дошкольного возраста. Братья быстро освоили новую для степняка профессию. Постоянно перевыполняли плановые задания. Научились не только чинить сети, но и вязать их. Жизнь заставила их познать «секреты» сушки, соления и вяления рыбы. Одним словом, они стали мастерами своего дела. За добросовестный труд и активную жизненную позицию Долан и Зурган неоднократно поощрялись морально и материально. Об этой трудолюбивой семье писали в местной прессе, а славилась она не только ударным трудом, но и активным участием в общественной жизни. Долан принимал участие в художественной самодеятельности. Он прекрасно играл на мандолине, гитаре и саратовской гармонике. Не оставался в стороне от общественной жизни и Зурган. Его часто видели на спортивных мероприятиях. Ему не было равных в беге на лыжах. В местном клубе, который размещался в одном из деревянных домов, часто можно было видеть и Веру, исполняющую под аккомпанемент брата калмыцкий танец. Таким образом, Четыровы пропагандировали национальную культуру, вдохновляли убитых горем земляков…»
Мы встречались с Верой Саранговной, она рассказывала нам о том, как приходилось добывать пропитание буквально каждый день, так как в первые месяцы еще не было организовано снабжение переселенцев продовольствием. Это уже весной стали выдавать по 5 кг муки на человека.
Будучи в этот период подростком, Вера с младшим братом Иваном, которому тогда было всего 4 года, ходила в лес с топором за сухими ветками, они собирали кедровые орешки, грибы, чтобы как-то продержаться до весны. Когда холода спали, стало немного теплее. По весне стали сажать картофель по примеру местных жителей.
(Слайд № 3 с видеороликом до 44 секунды)
По воспоминаниям Веры Саранговны их семье повезло по сравнению с другими переселенцами. Она постоянно благодарит бога за то, что они попали в те места, которые были богаты рыбой. Они ловили рыбу и сдавали колхозу, взамен им разрешали брать по ведру рыбы домой. Зимой Вера с братом Иваном ходили к реке за водой для местных хантов, а те в благодарность давали им продукты питания.
Администрация колхоза, учитывая трудовые заслуги братьев, их ответственное отношение к порученному делу, авторитет среди всего населения села, выдвинула брата Долана на должность заместителя председателя колхоза. Это было редким событием, ибо переселенцев не рекомендовали выдвигать на ответственные должности. Не остался без повышения и другой брат Зурган. Ему было доверено возглавлять бригаду рыбаков. В селе Малигорт семья Четыревых жила до 1953 г. После смерти Сталина наступило некоторое послабление и семья Четыровых переехала вновь в с. Перегрёбное. Долан возглавил местное почтовое отделение, Зурган не изменил своей новой профессии, продолжая рыбный промысел, а Вера стала старшей дояркой в колхозе им. Чкалова. В этом селе братья обзавелись семьями и Вера Саранговна вышла замуж за односельчанина Хашаева Бонджу Долдыровича. В Сибири у них родились двое старших детей.
Жизнь постепенно начала улучшаться. Однако, все жили мечтой о возвращении на родную землю.
В 1958 году Вера Саранговна и Бонджа Долдырович вернулись из Сибири в свой родной поселок Цаган – Усн, работали в животноводстве, воспитали семерых детей.
Старший сын Долан, названный в честь дяди, работает чабаном, Владислав - член арендной бригады СПК «Цаган-Усн1», Юля по профессии - врач, проживает и работает в Санкт-Петербурге, Цаган - экономист Яшкульского СМО, Римма и Оксана временно не работают.
Ветеран труда Хашаева Вера Саранговна награждена «Медалью материнства» 2 степени (1966г.), 1 степени (1968г.) и «Орденом материнской славы 3 степени» (1970г.). У нее 15 внуков и внучек, 12 правнуков.
Все дети избрали свой путь, трудоустроены и относятся к маме, подарившей им жизнь, с теплотой, вниманием и заботой.
Спасибо, Господи, за то, что мы живем
И видим солнце серебристо – золотое,
За то, что в праздники смеемся и поем,
За то, что есть у нас навеки дорогое!
Да можно ли забыть всеобщую беду!
Да можно ли отнять у сердца шрам кровавый?!
Великий вам поклон, умершие в бреду!
Великий вам поклон, все наши ээджи, аавы!
(Н. Деева)
Муниципальный этап конкурса электронных презентаций
Просмотр содержимого документа
«В Сибирь на долгие года. К 70-летию депортации калмыцкого народа в Сибирь »
Конкурс электронных презентаций
«В Сибирь на долгие года»
Черный для калмыков день 28 декабря 1943 года навсегда вошел в нашу историю. Целый народ был выброшен на погибель от Уральских гор до Камчатки и острова Сахалин.
И скот ревел, и вдовы выли
Над Волгой мчались поезда,
Людей насильно увозили
В Сибирь на долгие года!
Каждый год 28 декабря мы снова и снова переживаем ту тяжелую трагедию, что пришлось перенести нашему народу 13 лет в Сибири. Прошло 70 лет, а память вырисовывает все подробности того периода. В каждой семье были утраты, было горе. О людских потерях и вспоминать страшно.
Сколько калмыков: стариков, женщин, мужчин и детей, погибло в дороге!
В ссылке калмыки работали на самых трудных участках: лесоповале, урановых и марганцевых рудниках, долбили мерзлую землю под фундаменты промышленных предприятий. Болезни, холод и голод тысячами уносили наших соплеменников.
В нашем родном селе Цаган-Усн проживает Вера Саранговна Хашаева, которая также подверглась ссылке в Сибирь. Родилась она 8 июля 1930 года в с. Цаган-Усн в семье Саранга и Талгир Четыровых.
Саранг и Талгир Четыровы,
родители В. С. Хашаевой.
Кроме нее в семье было три брата: Долан, Зурган и Иван. Братьев Долана, Зургана и Ивана Четырвых и ее мужа Бонджи Хашаева уже нет в живых.
В п. Цаган- Усн сейчас живут их дети, внуки и правнуки.
Четыров Зурган Четыров Долан
Четыров Иван
Вера Саранговна до войны закончила 4 класса, училась хорошо, но школу закончить не довелось – помешала война.
В 1943 году, когда началась депортация калмыцкого народа, она гостила у тети в Яшкуле. Ей тогда было только 13 лет. Как только она узнала о том, что их всех вывозят в неизвестном направлении, она решила вернуться к родителям, в Цаган – Усн. Но тетя ее не пустила, так как опасалась, что она потеряется между двумя селами.
(Слайд №1 с видеороликом)
Как вспоминает Вера Саранговна, их собрали на почте и погрузили в крытые машины. Люди были налегке, большого багажа с собой не брали, и поэтому в каждой машине поместились по 4-5 семей. Через Элисту они прибыли в Дивное, где вооруженные солдаты всех погрузили в вагоны и отправили в долгий путь. В дороге было очень холодно. В первые дни вагоны не отапливались. Не помнит Вера на какой день пути, но люди стали на станциях выходить, чтобы запастись углем, дровами, чтобы обогреваться в пути. Таким образом, в ссылку Вера Саранговна отправилась с семьей своей тети.
(Слайд №2 с видеороликом)
Уже в Сибири по счастливой случайности ее нашли родные. Вот как об этом она говорит: «Однажды состоялась встреча моего будущего свекра Хашаева Долдыра с моим дядей на базаре в г. Иссык- Куль, куда дядя приехал навестить больного сына в больнице. И дядя сообщил Хашаеву Долдыру о моем местонахождении, а тот поехал на кирпичный завод, где работал с моими матерью и братом Зурганом. Это было в апреле 1944 года. А в мае мать приехала за мной…»
Так Вера соединилась со своей семьей.
Первый год в ссылке проживали они в Иссык-Кульском районе Омской области. В 1944 г. их отправили в Тюменскую область. Местом жительства стало с. Перегрёбное. Однако, на этом не закончилось это переселение. Через несколько месяцев они были направлены в с. Малигорт Нарыкарского сельского Совета Микояновского (Октябрьского) района Ханты – Мансийского округа.
Известный калмыцкий журналист Б.А. Богаев в своей книге «Забвению не подвластно!» пишет о семье Четыровых следующее:
«.. Такое передвижение было связано с тем, что в семье было много, как говорится, рабочих рук. Братья Долан и Зурган устроились рыбаками, хотя никогда этим промыслом не занимались. Вера стала дояркой. Мать Талгир - разнорабочая. Младший брат Иван был дошкольного возраста. Братья быстро освоили новую для степняка профессию. Постоянно перевыполняли плановые задания. Научились не только чинить сети, но и вязать их. Жизнь заставила их познать «секреты» сушки, соления и вяления рыбы. Одним словом, они стали мастерами своего дела. За добросовестный труд и активную жизненную позицию Долан и Зурган неоднократно поощрялись морально и материально. Об этой трудолюбивой семье писали в местной прессе, а славилась она не только ударным трудом, но и активным участием в общественной жизни. Долан принимал участие в художественной самодеятельности. Он прекрасно играл на мандолине, гитаре и саратовской гармонике. Не оставался в стороне от общественной жизни и Зурган. Его часто видели на спортивных мероприятиях. Ему не было равных в беге на лыжах. В местном клубе, который размещался в одном из деревянных домов, часто можно было видеть и Веру, исполняющую под аккомпанемент брата калмыцкий танец. Таким образом, Четыровы пропагандировали национальную культуру, вдохновляли убитых горем земляков…»
Мы встречались с Верой Саранговной, она рассказывала нам о том, как приходилось добывать пропитание буквально каждый день, так как в первые месяцы еще не было организовано снабжение переселенцев продовольствием. Это уже весной стали выдавать по 5 кг муки на человека.
Будучи в этот период подростком, Вера с младшим братом Иваном, которому тогда было всего 4 года, ходила в лес с топором за сухими ветками, они собирали кедровые орешки, грибы, чтобы как-то продержаться до весны. Когда холода спали, стало немного теплее. По весне стали сажать картофель по примеру местных жителей.
(Слайд № 3 с видеороликом до 44 секунды)
По воспоминаниям Веры Саранговны их семье повезло по сравнению с другими переселенцами. Она постоянно благодарит бога за то, что они попали в те места, которые были богаты рыбой. Они ловили рыбу и сдавали колхозу, взамен им разрешали брать по ведру рыбы домой. Зимой Вера с братом Иваном ходили к реке за водой для местных хантов, а те в благодарность давали им продукты питания.
Администрация колхоза, учитывая трудовые заслуги братьев, их ответственное отношение к порученному делу, авторитет среди всего населения села, выдвинула брата Долана на должность заместителя председателя колхоза. Это было редким событием, ибо переселенцев не рекомендовали выдвигать на ответственные должности. Не остался без повышения и другой брат Зурган. Ему было доверено возглавлять бригаду рыбаков. В селе Малигорт семья Четыревых жила до 1953 г. После смерти Сталина наступило некоторое послабление и семья Четыровых переехала вновь в с. Перегрёбное. Долан возглавил местное почтовое отделение, Зурган не изменил своей новой профессии, продолжая рыбный промысел, а Вера стала старшей дояркой в колхозе им. Чкалова. В этом селе братья обзавелись семьями и Вера Саранговна вышла замуж за односельчанина Хашаева Бонджу Долдыровича. В Сибири у них родились двое старших детей.
Жизнь постепенно начала улучшаться. Однако, все жили мечтой о возвращении на родную землю.
В 1958 году Вера Саранговна и Бонджа Долдырович вернулись из Сибири в свой родной поселок Цаган – Усн, работали в животноводстве, воспитали семерых детей.
Старший сын Долан, названный в честь дяди, работает чабаном, Владислав - член арендной бригады СПК «Цаган-Усн1», Юля по профессии - врач, проживает и работает в Санкт-Петербурге, Цаган - экономист Яшкульского СМО, Римма и Оксана временно не работают.
Ветеран труда Хашаева Вера Саранговна награждена «Медалью материнства» 2 степени (1966г.), 1 степени (1968г.) и «Орденом материнской славы 3 степени» (1970г.). У нее 15 внуков и внучек, 12 правнуков.
Все дети избрали свой путь, трудоустроены и относятся к маме, подарившей им жизнь, с теплотой, вниманием и заботой.
Спасибо, Господи, за то, что мы живем
И видим солнце серебристо – золотое,
За то, что в праздники смеемся и поем,
За то, что есть у нас навеки дорогое!
Да можно ли забыть всеобщую беду!
Да можно ли отнять у сердца шрам кровавый?!
Великий вам поклон, умершие в бреду!
Великий вам поклон, все наши ээджи, аавы!
(Н. Деева)
Муниципальный этап конкурса электронных презентаций