"В МИР ПРИХОДИТ ЖЕНЩИНА, ЧТОБЫ МИР СПАСТИ» \ литературно-музыкальная композиция\
"В МИР ПРИХОДИТ ЖЕНЩИНА, ЧТОБЫ МИР СПАСТИ» \ литературно-музыкальная композиция\
В МИР ПРИХОДИТ ЖЕНЩИНА, ЧТОБЫ МИР СПАСТИ»
\ литературно-музыкальная композиция\
«На вид она не очень то крепка,
Когда дитя качает в колыбели,
Но как, друзья, сильна она на деле-
Заботливая женская рука»
В.Ибнер
Цель: воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников. Развивать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, песням и стихам военных лет. Закрепить стремление учащихся жить в мире и согласии с народами всей земли.
Техническое оформление: слайд-презентация «У войны не женское лицо»
Литературно-музыкальная композиция составлена на основе воспоминаний женщин-фронтовичек.
Ход мероприятия.
Библиотекарь: Женщина и война…Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы.Женщина и война. Говорят, у войны не женское лицо… И тем ценнее мир, в завоевании которого участвовали женщины.
В мир приходит Женщина,
Чтоб свечу зажечь …
( Звучит тихая музыка,выходят ученицы, с горящими свечами и читают стихотворение по очереди)
Чтец 1: В мир приходит Женщина,
Чтоб очаг беречь.
Чтец 2: В мир приходит Женщина,
Чтоб любимой быть.
Чтец 3: В мир приходит Женщина,
Чтоб дитя родить.
Чтец 4: В мир приходит Женщина,
Чтоб цветам цвести.
Чтец 5: В мир приходит Женщина,
Чтобы мир спасти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"В МИР ПРИХОДИТ ЖЕНЩИНА, ЧТОБЫ МИР СПАСТИ» \ литературно-музыкальная композиция\ »
Карпова И.Н.
Библиотекарь КГУ «Экономический лицей»
ГУ «Отдел образования г.Семей ВКО»
В МИР ПРИХОДИТ ЖЕНЩИНА, ЧТОБЫ МИР СПАСТИ»
\ литературно-музыкальная композиция\
«На вид она не очень то крепка,
Когда дитя качает в колыбели,
Но как, друзья, сильна она на деле-
Заботливая женская рука»
В.Ибнер
Цель: воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников. Развивать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, песням и стихам военных лет. Закрепить стремление учащихся жить в мире и согласии с народами всей земли.
Техническое оформление: слайд-презентация «У войны не женское лицо»
Литературно-музыкальная композиция составлена на основе воспоминаний женщин-фронтовичек.
Ход мероприятия.
Библиотекарь: Женщина и война…Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы .Женщина и война. Говорят, у войны не женское лицо… И тем ценнее мир, в завоевании которого участвовали женщины.
В мир приходит Женщина,
Чтоб свечу зажечь …
( Звучит тихая музыка ,выходят ученицы , с горящими свечами и читают стихотворение по очереди)
Чтец 1: В мир приходит Женщина,
Чтоб очаг беречь.
Чтец 2: В мир приходит Женщина,
Чтоб любимой быть.
Чтец 3: В мир приходит Женщина,
Чтоб дитя родить.
Чтец 4: В мир приходит Женщина,
Чтоб цветам цвести.
Чтец 5: В мир приходит Женщина,
Чтобы мир спасти.
Ведущий: Женщинам грозных 40-х довелось спасти мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненных, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли. В один день мир разделился для них на прошлое – то, что было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем…И войну. То, что называлось войной, обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих оказался простым как дыхание.
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты —
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней
(звучит отрывок из песни «Священная война»). Выходят девушки в военной форме .
Учащаяся 1: У нас у всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: «Подрастите девочки, вам еще рано на фронт…». Нам по 16 лет было. Но я добилась своего, меня взяли. Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда нас повезут. Увидела, как мы шли уже к составу, передала мне какую- то еду и упала в обморок.
Учащаяся 2: Нас выстроили по росту, я самая маленькая. Командир идет, смотрит. Подходит ко мне: «Это что за «дюймовочка»? Что ты на фронте будешь делать? Может вернешься к маме, подрастешь?» А мамы у меня не было…
Учащаяся 3: Нам перед отправкой на фронт, помню, два часа дали на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, какие еще были, набила ими чемодан, да еще положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт.
Учащаяся 4: А я взяла с собой на фронт любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке. А еще духи взяла. Думала, ненадолго еду, быстро война .
Ведущий: У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна- защищать Родину.Казахские девушки участвовали в такой великой битве и проявили мужество, стойкостьи героизм. Никогда не изгладятся в народной памяти незабываемые подвиги дочерей казахского народа Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой.
Учащаяся 1:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год.
Я пошла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и перемать».
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать.
Ю.Друнина
Ведущий: Пожилые люди ехали на фронт молча, сосредоточенно, а они, молодые, смеялись пели песни.(учащиеся исполняют песню «Катюша»)
Как же эти обыкновенные девчонки становились необыкновенными солдатами? Они готовы к подвигу, но не были готовы к армии. Не сразу и нелегко давалась им солдатская наука.
Учащаяся 2: А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически : перевязала одного раненого, второго, третьего. Но тут услышала крики: «Танк! Танк!» - и увидела бегущих солдат…Я, мчалась через лес, спотыкаясь и падая, расшибаясь и не чувствуя боли… А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от нашего танка.
Учащаяся 3: А я когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывало грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через десять дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама, и перевязалась.
Ведущий: Война заставляла их многое увидеть, многое из того, что лучше вообще не видеть человеку, тем более женщине.
Учащаяся 4: Самое невыносимое для меня были ампутации… Часто такие высокие делали, что отрежут ногу, и я ее еле держу, несу, чтобы положить в таз, несу как ребенка.
Учащаяся 1: Когда вспоминаю атаки, рукопашные схватки, стоит в ушах хруст, хруст хрящей, костей человеческих. Со всех сторон режут, колют, душат, убивают – и все на моих глазах.
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву и сотни раз – во сне,
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю.Друнина.
Ведущий: В экстремальных условиях женщина, это хрупкое эмоциональное создание, оказывалась сильнее мужчины, выносливее. Дальний поход – в 30-40 км… Лошади падают, мужчины падают, а женщина идет, поет песни. ( Девушки исполняют песню «Дороги» )
Какой бы ужасающей ни была действительность, но и на войне женщина остается женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавес из портянок, мелочи военного быта, вызывали улыбки окружающих.
Учащаяся 2: Однажды после боя, я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик. Нарвала и привязала к штыку. Пришли в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу… и забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал ругать: « Солдат должен быть солдатом, а не сборщиком цветов.»
Учащаяся 3: А у нас командир понимающий был, берег нас, заботился. Под Москвой –отступление , самое страшное время, а он нам говорит: «Девушки, Москва рядом. Я привезу парикмахера. Красьте брови, ресницы, завивки делайте. Я хочу, чтобы вы были красивыми…» - и представляете , привез какую- то парикмахершу. Мы сделали завивки, покрасились. И такие, счастливые в бой пошли….Поют песню «Катюша»
Ведущий: Удивительно, но многие из них писали на фронте стихи. Они и теперь старательно хранятся в семейных архивах – неумелые, трогательные, но полные искреннего чувства строки.
Нет ничего прекраснее на свете-
А было всяко у меня,-
Чем заслонить товарища от смерти,
И вынести его из под огня.
(Девушки читают стихотворения Ю.Друниной)
Нам, привыкшим к удобствам сегодняшней жизни, трудно представить себе обстановку, в которой они жили. И жили не месяц, не два, а годами. Мы не можем понять всей тяжести физических и душевных перегрузок, обрушившихся на них, опасности, которой они подвергались ежедневно. Трудно понять, какой ценой им удавалось сохранить женские привычки.
Учащаяся 4: В одном немецком поселке нас разместили на ночь в жилом замке. Много комнат, целые залы. Такие огромные залы! В шкафах полно красивой одежды.
Девочки- каждая платья себе выбрала и давай мерить, наряжаться. А уже спать надо ложиться, все устали страшно. Мы надели эти платья и легли спать. Утром встали, сняли все, надели опять свои гимнастерки, брюки. Ничего с собой не взяли : не положено. Ложку за голенище воткнешь, и все.
Учащаяся 1: А мы однажды нашли заброшенную шляпную мастерскую. Выбрала каждая по шляпке и, чтобы побыть в них хотя бы немного, спали всю ночь сидя.
Чтец: И радовались шляпкам те девчата,
В шинелях и тяжелых сапогах.
Они, поправ достоинства солдата,
Вертели шляпки легкие в руках.
И в зеркала разбитые смотрелись,
И так легко смеялись зеркала!
И этой вечной женственности прелесть,
В те дни, неповторимою была.
Учащаяся 1: А мне удалось сохранить эту шляпку. ( достает из вещмешка шляпку, надевает, остальные девушки тоже одевают шляпки). Эх, девочки, сейчас бы потанцевать…(начинает напевать мелодию вальса и подтанцовывать).
( Тихо начинает звучать музыка - вальс. Все девушки вальсируют с воображаемыми партнерами .Музыка резко обрывается, звучит автоматная очередь, девушки снимают шляпки и одевают пилотки. Пауза, затем тихо начинает звучать музыкальная тема «Журавли». Девушки выстраиваются в ряд. Начинают говорить на фоне музыки, затем музыка стихает).
Учащаяся 1:
Нас не нужно жалеть, ведь и мы
никого б не жалели,
Мы пред нашим комбатом,
как пред господом Богом чисты,
На живых порыжели от крови
и глины шинели,
На могилах у мертвых расцвели
голубые цветы.
Учащаяся 2:
Расцвели и опали…Проходит
четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы
молча грустят,
Мы не знали любви, не изведали
счастья ремесел,
Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
Учащаяся 3:
Нас не нужно жалеть, ведь и мы
никого б не жалели,
Кто в атаку ходил, кто делился
последним куском.
Тот поймет эту правду – она к нам
в окопы и щели.
Приходила поспорить ворчливым охрипшим баском.
Учащаяся 4:
Пусть живые запомнят и пусть
поколения знают
Эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная
рана сквозная
И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат.
Учащаяся 1:
Это наша судьба, это с ней
мы ругались и пели.
Учащаяся 2:
Поднимались в атаку и рвали
над Бугом мосты.
Учащаяся 3:
Нас не нужно жалеть
ведь и мы никого б не жалели.
Учащаяся 4:
Мы пред нашей Родиной
и в трудное время чисты.
Ведущий: Женщины отгремевшей войны…Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьба их не измерить привычной мерой, и жить им вечно – в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.