kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устный журнал "Праздник Пасхи" методическая разработка для коррекционных школ 2 вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

О праздновании праздника Пасхи,обрядах,обычаях празднования пасхи,знакомство с пасхальными играми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Праздник Пасхи" методическая разработка для коррекционных школ 2 вида»

ГБОУ Бакалинская (коррекционная)

школа-интернат для обучающихся с ОВЗ









Методическая разработка внекласссного мероприятия

«Праздник пасхи»

(Методическая разработка для коррекционных школ 2 вида)












Выполнила: Елисеева Алефтина Геннадьевна,

воспитатель 11 класса




2020 год

Устный журнал "Праздник Пасхи"

Цель:

Формирование общечеловеческих духовных ценностей в учащихся на примере знакомства с православным праздником- Пасха.

Задачи:

-познакомить ребят с обычаем празднования Пасхи на Руси,

-показать связь с обычаями и обрядами в русском фольклоре, пробудить интерес к нему,

-прививать любовь к народным традициям, закрепить знания о празднике через игровые формы и иллюстрировании, развитие речи учащихся.

Атрибуты праздника: крашеные яйца, куличи, Музыкальный фон: записи русских народных песен, плясовой музыки, частушек, колокольного звона,презентация

В ходе мероприятия показываются слайды с изображением эпизодов деревенской жизни, деревенских праздников.


Ход занятия: Здравствуйте, ребята! Ты меня хорошо слышишь? Послушайте и повторите (за экраном весна, праздник ,хоровод ,пасха).

Сегодня мы с вами будем правильно говорить звук К


Фонетическая зарядка

Давайте, ребята, мы с вами прочитаем стихотворение, читаем выразительно с интонацией, с соблюдением ударения.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес!

(А. Майков 1883)

Читаю я, затем хором, 1,2 ученика

Воспитатель. Молодцы! Правильно прочитали. Сегодня мы с вами будем говорить внятно, чтобы нашу речь понимали наши гости.

Послушайте вопросы и ответьте на них. Потом вы скажете, о чем мы будем сегодня говорить.

Работа с экраном. 1)Назовите весенние месяцы2)Какие праздники вы знаете ? 3)Какие праздники отмечаются весной?4)Как называется главный весенний праздник у христиан?

Воспитатель. Итак, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О празднике пасха.

Воспитатель. Правильно. Тема сегодняшнего занятия «Праздник пасхи».

Воспитатель: Душе человеческой нужен праздник! Это необходимо для высвобождения её для добра, простых радостей бытия. И мы с любопытством и любовью вспоминаем старинные традиции, добрые, красивые обычаи наших предков.

Пасха празднуется всегда весной, а наступлению весны, пробуждению природы рады все, а особенно дети. Они обычно и начинали звать, закликать весну

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными. (читают дети)

Ребята, приближается самый большой праздник христиан - Пасха. Это самый великий, самый светлый и самый любимый праздник. Это праздник радости, любви, доброты и справедливости. В день Святой Пасхи христиане вспоминают и славят Воскресение Иисуса Христа. Сегодня мы проведем наше занятие в форме познавательного устного журнала. Открываем первую страницу .(слайд)

Ученик: . На Руси многие праздники отмечались торжественно и весело. Это относится и к Рождеству, и к Масленице. А сегодня мы узнаем, как праздновали на Руси Пасху. Православная Пасха отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием. В этом году праздник Пасхи будет 20 апреля. Вообще этот праздник продолжается целую неделю. Эта неделя называлась святой. Первый день Пасхи именовался Великим или светлым днём. Праздник Пасхи наступал после семинедельного Великого поста, т.е. строгого воздержания в пище.

Обычай празднования Пасхи Христовой восходит к первому веку. В основе праздника лежит событие евангельской истории о “чудесном воскресении” распятого (словарь)на кресте Иисуса Христа. В ряду других христианских праздников Пасха стоит особняком. Её называют “праздником праздников” и “торжеством из торжеств”.воспит в этом году пасха будет 20 апреля ,сейчас идет страстная неделя(словарь)(слайд)

«Пасха - главный христианский праздник» ученик1 Праздник Светлого Христого Воскресения-главное событие для всех православных христиан. Слово «пасха» с греческого означает «прехождение избавление». Я расскажу историю, которая произошла много сотен лет тому назад.Иисус Христос пришел на нашу землю более 2000 лет тому назад, чтобы спасти людей от зла. У Него было чудесное рождение. Он родился от Бога-Отца и Пресвятой Девы Марии в маленьком городе Вифлееме , и яркая вспыхнув на небе, возвестила всему миру, что на земле появился Спаситель, которого так долго ждали. Всю жизнь Иисус Христос творил чудеса: исцелял больных, воскрешал людей, усмирял стихии. Бедные люди любили Его за любовь, милосердие . И Он любил людей. Иисус учил, что каждый человек, прежде всего, должен любить Бога и ближнего своего, как самого себя.(слайд) Но были и злые люди, которые ненавидели Христа, завидовали Иисусу, потому что Он называл Себя Сыном Божьим. Они не понимали, что Иисус пришел, чтобы взять грехи всех людей на Себя.

И вот наступила последняя неделя земной жизни Иисуса Христа. Она называется страстной, потому что это время великих страданий нашего Спасителя. Злые люди нашли предателя, который за несколько монет согласился выдать Христа. Им оказался Иуда - ученик Иисуса Христа. Воины схватили и повели Христа сначала на допрос, а затем на Голгофу - гору казней. Он нес на себе огромный тяжелый крест. Ему не позволяли отдохнуть, били кнутом и палками. На горе воины сорвали с Христа одежды, прибили большими гвоздями Его ноги и руки к кресту, а для насмешки надели на голову колючий терновый венок. Страшные боли переносил Иисус Христос, но ни одним словом Он не оскорбил своих мучителей. Напротив, Он молился за них и говорил: «Боже, прости их, они не ведают, что творят». В полдень померкло солнце, и в течение трех часов была тьма по всей земле. Иисус воскликнул громким голосом: «Свершилось!» и умер.(слайд) Все люди, которые любили его, очень переживали смерть Спасителя. Но на третий день после смерти произошло великое чудо: Иисус Христос воскрес из мертвых, то есть ожил и доказал этим, что Он - сын Божий. И это чудо Воскресения стало самым великим праздником – Пасхой. Иисус Христос воскрес из мертвых, то есть ожил и доказал этим, что Он - сын Божий.слайд Воспит. Это чудо Воскресения стало самым великим праздником – Пасхой. Иисус учил, что каждый человек, прежде всего, должен любить Бога и ближнего своего, как самого себя. ученик2 Христианская церковь празднует Пасху в первое воскресение после первого весеннего полнолуния (с 4апреля по 8мая)

Пасхе предшествует Великий пост, который длится 48 дней. Пост -это время молитвы и покаяния, когда каждый должен испросить у Господа прощение своих грехов.(словарь) Во время поста происходит духовная и телесная подготовка к Великому Воскресению

. .(слайд)

Воспитатель: Пост -это время молитвы и покаяния, когда каждый должен испросить у Господа прощение своих грехов.

Чудо Благодатного Огня

Ученик 3 А теперь мы перенесемся в Иерусалим, чтобы увидеть настоящее чудо. На месте пещеры Гроба Господня был построен храм.

Храм Воскресения Христова. Великая Суббота накануне Пасхи. Тысячи людей разных национальностей собрались в храме. Все напряженно следят за иерусалимским патриархом, который подходит к пещере Гроба Господня. Патриарх снимает с себя одеяния, его тщательно обыскивают полицейские, чтобы он не пронес ничего, чем можно зажечь огонь. Оставшись в легком хитоне, патриарх входит внутрь. Там, стоя на коленях перед Гробом Господним, патриарх молит Бога о ниспослании Святого Огня. Долго длится иногда его молитва...

И вдруг на мраморной плите Гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Патриарх прикасается к ним, и она воспламеняется. Также огонь вспыхивает в близлежащих районах города (т.е свечи и лампады загораются сами) . Этим прохладным огнем он зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

И вот вокруг уже море огней. Люди плачут, кричат, смеются. Люди омывают лица в этом пламени, проводят им по бородам и волосам. И пламя это не обжигает. Это чудесное явление Благодатного Огня является в храме Воскресения Христова в Иерусалиме почти 2 тысячи лет. И только по молитвам православного патриарха. .(слайд)

Воспитатель. Кратко итог Спецрейсом огонь доставляют по всему миру. Совсем недавно стали привозить в Уфу ,а затем из Уфы и в Бакалинский Свято-Троицкий Храм. Если нет огня долго , люди переживают так как это может быть концом света

Пасхальные обычаи и традиции(плакат)

Ученик 4. Накануне Пасхи задолго до полуночи верующие, в светлых одеж­дах, стекаются в храм, чтобы присутствовать на церковной службе, увидеть крестный ход, услышать церковное пение. Во время службы священники несколько раз произносят слова «Христос воскресе», на что все верующие отвечают: «Воистину воскресе». Все наполнено радостью, все озаряется светом и теплом зажженных свечей(слайд).

После того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!»(слайд)

Придя домой, а иногда прямо в храме, устраивают пасхальный пир. Главные угощения пасхального стола кулич, «пасха» и крашенные яйца.

Ученик 5

В старину невозможно было представить празднование Пасхи без качелей.

Во всех дворах загодя устанавливались столбы, навешивались веревки,

крепились доски - возводились общественные качели. На них качались

решительно все, возле них собирались девушки с семечками, женщины с

ребятишками. Качались, девицы распивали качульные песни - пасхальные частушки давайте послушаем

Вот и Пасха пришла,

Кто нас покачает?

Как у нынешних ребят

Веревок не хватает

Мужики и парни с гармониками и “тальянками” гуляли с утра до ночи. Одни только глядели и любовались на чужое веселье, другие веселились сами.(слайд)

Какой праздник без народного гулянья.

  • Начиная с Пасхи все гуляния молодежи переносились на открытый

  • воздух: пляски, игры, хороводы на лужайках, лесных полянах, в конце

  • деревенских улиц (слайд) хороводные песни .С озорным, радостным,

  • весёлым настроением водили хороводы. Закликали весну - тоже по кругу.

  • Круг - символ Солнца, для крестьянина он был магическим средством, способным ускорить пробуждение природы.(слайд)

В течение пасхальной недели во всех храмах разрешается любому желающему звонить в колокола, поэтому отовсюду звучит беспрерывный радостный колокольный звон, поддерживая праздничное настроение. .(слайд)

(прослушивание пасхального звона колоколов).

воспитатель : Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?
( Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное )

Вот под такой торжественный колокольный звон проходила вся Пасхальная неделя. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека  А недавно учёные установили, что музыка колоколов убивает микробы.

Воспитатель: Богата духовная поэзия стихами о пасхе. Пасхальные мотивы звучат в стихотворениях Пушкина, Бальмонта, Есенина, Тютчева, Полонского. Давайте послушаем некоторые из них

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам.

(С. А. Есенин). читаю я, затем дети

В чужбине свято наблюдаю 
Родной обычай старины: 
На волю птичку выпускаю 
При светлом празднике весны. (А.С.Пушкин)

(читает ученик)

Ученик В день Христого Воскресения принято дарить Пасхальные яйца, Яйцо пасхальное - это символ таинства воскресения, вечной жизни, а окрашенное в красный цвет(кровь Христа)-возрождение людей . Когда Мария стала говорить императору Рима Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел он закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным. С тех пор в память об этом событии, символизирующим нашу веру в Воскресшего Христа, мы и красим яйца.

Выступление учащихся.

Поздравляя друг друга с весенним праздником Пасхи, люди троекратно целовались, приговаривая: “Христос воскресе! – Во истину воскресе!” и обменивались пасхальными яйцами. Этот обряд назывался христосованием.

Обряд христосования перенесён к нам из Греции – это выражение общей радости и всеобщего прощения. Дети ходили “христосовать” на Пасху, обычно после заутрени. Собирались толпами человек десять-двадцать. Хозяева давали детям крашеные яйца, а дети говорили такие слова:

Я маленький хлопчик
Влез на столбчик.
В дудочку играю,
Христа забавляю.
Христос засмеялся,
В дудочку сховался.

Воспитатель: Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это уже крапанка. Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Слайд крашения яиц

(слайд ) Пасхальные яйца от Фаберже

Ученик 8. Известный русский ювелир Карл Фаберже по заказу императорской семьи изготовил 54 пасхальных яйца-сувенира в период с 1885 по 1916г. Эти сувениры императоры Александр III и Николай II дарили своим близким. Эти сувениры должны были отвечать трем условиям: яйцеобразная форма, «сюрприз» и отсутствие повторений. Слайд 7 – пасхальные традиции

Ученик 6. Еще одна традиция Пасхи - пасхальные куличи. Куличи - это память о хлебе, который Христос делил с учениками. Употребление освященных пасок и куличей - это знак радостного единения всех христиан. Тем, кто приходит в храм в субботу накануне Пасхи, раздают кусочки особого хлеба - артоса. Артос - это освященный хлеб. Артос освящается особой молитвой. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе! Еще на праздничный стол делали сладкое творожное кушанье « пасха»

Игры

Воспитатель: В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра 1«Катание яиц». Для этого приготовлялись заранее специальные желобки (чье яйцо дальше покатиться тот и побеждает)(игра).Любимой пасхальной игрой является 2 "чокание" яйцами друг с другом. Надо ударить тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснет. (Проводится игра)

- Мы с вами тоже сейчас поиграем в игру 3«Боулинг по – русски». По периметру стола разложены призы (конфеты, шоколадки, киндеры – сюрпризы, небольшие игрушки). Ваша задача – своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать будем по очереди. Каждый получит тот приз, который он выбьет. 4 игра «Раскрути яйцо». Играют двое или несколько игроков. Нужно одновременно раскрутить своё пасхальное яйцо. У кого яйцо будет дольше крутится – тот и выиграл. Победитель заберёт яйцо проигравшего. А теперь, отгадайте ещё загадки, а отгадка у них одна:

Воспитатель: 1.Белое, круглое, долго лежало,
Вдруг затрещало: и неживое, а живым стало.
2 Избушка нова – жильца нет,
Жилец появится, изба развалится.. (Яйцо)

Ученик: Слайд 10 – волочебные песни на доске: волочебники. Слово это означает : волочебники -“поющие под окнами”

К числу оригинальных пасхальных обычаев русского народа относится хождение волочебников. Слово это означает поющие под окнами, волочить ноги. В русских деревнях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Волочебники славили хозяев, поздравляли их с Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Им выносили яйца, сало, молоко, пироги, деньги. Послушаем волочебников.

- Какой характер у этой русской народной песни? (напевный , торжественный ,протяжный) что свойственно этой русской.народной песне?) дети: радостное ,пасхальное настроение.

В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:

Кто не даст нам яйца – околеет овца,
Не даст сала кусок – околеет телок,
Нам не дали сала – коровушка пала.

ПОВЕРИЯ НАРОДА.

В народе существовало множество поверий, связанных с Пасхой. .Люди верили, что при помощи пасхального яйца можно получить облегчение от всех болезней и напастей. Считали, что яйцо помогает и при тушении пожаров. Но больше всего – в земледельческих работах: стоит только во время пасхального молебна зарыть такое яйцо в зерно и затем выехать с этим же яйцом на посев – и тебе обеспечен прекрасный урожай. Раскрашенное яйцо символизировало весну, солнце, пробуждение природы.

-Охотники стреляли в воздух, надеясь, что этими выстрелами обеспечат себе удачную охоту.

-Пастухи верили, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.

-Деды на Пасху расчесывают волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

ученик

Поскольку Пасха – величайший христианский праздник, когда по преданию высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека, желания произносились прямо на утренней службе в церкви. Во время этой пасхальной службы девушки тихонько шептали: “Воскресенье Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках, да в порчонках”, “Дай Бог жениха хорошего, в сапогах, да с калошами, не на корове, а на лошади

Воспитатель: Вот так загадывали свои сокровенные желания наши прапрапрабабушки, и тогда были молодые девушки, которые мечтали о любви, о счастливом браке, о крепкой семье. А знаете ли вы эти пословицы, мы сейчас проверим. (Пословицы должны быть написаны на полосках бумаги и разрезаны на половинки, первые половинки отдаются мальчикам, а вторые – девочкам). Они разрезаны и перемешаны. Нужно их правильно соединить и прочитать.

Где любовь - / там и согласие.

С милым - / и в шалаше рай.

Верная любовь - / ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Где любовь да совет - / там и горя нет.

И день-то светел, и ночь коротка - / коли милая пришла.

Любовь да лад - / не надобен и клад.

Миленек - / и не умыт беленек.

Любовь не пожар, / а загорится – не потушишь

А какие вы знаете пословицы и поговорки о весне? (Конкурс знатоков народной мудрости)

Весна красна да обманчива

Весна отмыкает ключи и воды.
Вешний день целый год кормит.
Матушка весна всем красна.
Весною сверху печёт, а снизу морозит.
Весна да осень на дню погод восемь.

А кто главный спутник весны? Попробуйте отгадать. В народных пословицах, поговорках об этом говорится так: (отгадывание загадок)

Без него плачемся,
А как появится – прячемся.
Сито свито, золотом покрыто.
Кто взглянет – тот заплачет.
Взойдёт Егор на бугор – выше леса, выше гор,
С бугра спускается – за травой скрывается.


Отгадывание русских народных загадок:

Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку,
А пришла молода – весь мост размела. (Мороз и Весна)

Была белая да седая,
Пришла зелёная, да молодая. (Зима и Весна)

Звучит музыка.

В праздничных великолепных песнях люди прославляли достаток, трудолюбие, умение вести хозяйство, бережливость, зажиточность и другие качества.

Вот так весело и интересно праздновалась Пасха на Руси.

за экраном:

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Что мы сегодня делали ?

3.Какие пасхальные обычаи и традиции вам больше всего понравились?

Воспитатель: Прекрасен праздник Пасхи, прекрасны её обычаи – куличи и крашеные яйца, крестный ход, обычай христосоваться, но более всего прекрасен завет этого дня – любите ближнего. Так будем любить друг друга.

Христос воскресе!
Добра желаем,
Больших чудес!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Устный журнал "Праздник Пасхи" методическая разработка для коррекционных школ 2 вида

Автор: Елисеева Алефтина Геннадьевна

Дата: 22.03.2020

Номер свидетельства: 543730


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства