-развивать навыки определения опасных дорожных ситуаций.
Воспитательные:
- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать нормы социального поведения у детей;
- формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
Оборудование:
плакаты по правилам дорожного движения,
видеосюжеты по ПДД,
компьютерная презентация,
картинки светофоров и знаков дорожного движения,
памятки по ПДД,
заголовки страниц устного журнала “Я-пешеход”, “Я-пассажир”, “Я-велосипедист”,
минусовка песни И. Русских “Правила дорожного движения”,
стихи для детей по ПДД.
Ход мероприятия
Ведущий: Внимание! Внимание! Мы открываем наш устный журнал «Уроки безопасности»
Ребята, отгадайте пожалуйста загадки.
Эту ленту не возьмешь И в косичку не вплетешь. На земле она лежит, Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)
Тут машина не пройдет. Главный здесь – пешеход. Чтоб друг другу не мешать, Нужно справа путь держать. (Тротуар)
Под ногами у Сережки Полосатая дорожка. Смело он по ней идет, А за ним и весь народ. (Зебра)
На обочинах стоят, Молча с нами говорят. Всем готовы помогать. Главное – их понимать. (Дорожные знаки)
Наш автобус ехал-ехал, И к площадочке подъехал. А на ней народ скучает, Молча транспорт ожидает. (Остановка)
Как вы думаете, какая тема нашего устного журнала? О какой безопасности пойдёт речь?
(ПДД)
Правила ДД – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый.
Выходя на улицу мы все становимся участниками дорожного движения. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов.
Ребята, и водитель, и пешеход, и пассажир - все они участники дорожного движения. Те, кто нарушает правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок - хорошо знал правила дорожного движения. И обязательно их соблюдал.
Наш устный журнал напомнит вам об этих правилах. Что очень важно в преддверии летних каникул.
1 страница нашего журнала называется «Я-пешеход»
-Ребята, а кто такой пешеход?
(Пешеход — человек, передвигающийся пешком.)
-Пешеход должен знать и соблюдать ПДД? (Да)
УЧЕНИК:
Пешеход
Отгадайте, кто идет? Ну конечно, пешеход! Пешеходом станет каждый, Кто пешком пойдет в поход. Пешеходная дорожка От машин его спасет, Ведь ходить по той дорожке Может только пешеход! Я иду по тротуару, Здесь машинам нет пути! Ну а знаки мне расскажут, Где дорогу перейти.
ПРОСМОТР ВИДЕОСЮЖЕТА (Давайте посмотрим сюжет как должен вести себя на улице пешеход)
-Итак, если вы окажетесь в большом городе, где можно переходить дорогу? (Только там, где есть светофор по пешеходному переходу)
Такой светофор для водителей, а такой для пешеходов. (Картинки на доске)
На какой сигнал можно переходить дорогу? (На зелёный)
УЧЕНИК:
Светофор
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Cвет зеленый- проходи!
Желтый - лучше подожди!
Если свет зажжется красный -
Значит,
Двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай,
наберись терпенья.
изучай и уважай правила движенья.
В маленьких городах, таких как наш - светофоров нет. Как быть?
Пешеходный переход обозначается таким знаком (Знак на доску)
Этот знак так и называется «Пешеходный переход» Он устанавливается по обеим сторонам дороги. В этом месте пешеход может переходить дорогу, а водители обязаны дорогу уступить.
УЧЕНИК: Всем знакомые полоски Знают дети, знает взрослый, На ту сторону ведет – Пешеходный переход
(Фото улиц нашего города на экране. Объяснение, где и как можно перейти дорогу)
На дороге пешеходный переход обозначается полосатой дорожкой. Как она называется? (Зебра)
УЧЕНИК:
Полосатая дорожка
Улицу нужно нам перейти,
Но, светофора нет на пути.
С шумом несутся мимо машины.
Но, для волнения нету причины:
Есть специальный для нас переход,
«Зеброй» его называет народ.
Смело идем полосатой дорожкой,
Водители, вы подождите немножко!
Вправо и влево посмотрим сначала,
Чтобы опасность не угрожала,
И полосатый друг-переход
Через дорогу нас поведет.
Если вы оказались за городом или в небольшой деревне, где нет тротуаров, можно идти по обочине дороги по левой стороне навстречу транспорту, если заметили машину, надо отойти в сторону.
Как в таких случаях переходить дорогу? (Посмотреть налево, потом направо, переходить, если нет машин.
Просмотр видеосюжета с участием детей “Как правильно переходить дорогу”
УЧЕНИК:
Вспомним, Как учили нас Подошли к дороге – раз!
Смотрим влево, Смотрим вправо, И еще налево – два!
Нет машин – шагай вперед, Начинаем переход!
Ребята, будьте осторожны и внимательны на улицах города!!!
Выходя на улицу, приготовь заранее Вежливость и сдержанность, А главное ... (Внимание)
2 страница нашего журнала называется «Я-пассажир»
- На этой странице мы должны познакомиться с понятием «пассажир», с правилами поведения в транспорте.Пассажир - это любой человек, который едет в транспорте. Тут важно помнить то, что водитель (человек, управляющий машиной), не будет считаться пассажиром. Люди, которые едут в трамвае, автобусе или троллейбусе или только сели в машину перестают быть пешеходами и сразу становятся пассажирами.Многие из вас часто ездят на общественном транспорте. Кажется, что ничего трудного нет в том, чтобы быть пассажиром - сел и поехал. Но и для пассажира существуют свои правила, которые надо соблюдать. Ведь от того, как ведут себя пассажиры зависит работа водителя и безопасность. жизнь и здоровье самих пассажиров.
- Может быть, ребята, вы знаете правила для пассажиров? (ученики называют правила поведения пассажиров в общественном транспорте).
- А сейчас мы с вами посмотрим видеосюжет, в котором нам еще раз более подробно и наглядно расскажут об этих правилах.
ПРОСМОТР ВИДЕОСЮЖЕТА
-По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он правила дорожного движения, но и о его культуре.
- А сейчас мы с вами проведём игру, которая позволит проверить, как же вы усвоили правила для пассажиров. Игра называется “Разрешается -запрещается”. Я буду называть действия пассажиров, а вы отвечайте: «Разрешается» или «Запрещается».
Игра “Разрешается - запрещается”
• Заходить в переднюю дверь пожилым, детям, инвалидам, остальным – в заднюю дверь. (разрешается)
• Держаться за поручни или ручки на сиденьях? (разрешается)
• Высовываться в окно? (запрещается)
• Толкаться? (запрещается)
• При посадке продвигаться вперед? (разрешается)
• Громко разговаривать, шумно себя вести? (запрещается)
• Стоять на подножках? (запрещается)
• Облокачиваться на двери? (запрещается)
• Сорить? (запрещается)
- Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы игры.
-И в заключении этой страницы нашего УСТНОГО ЖУРНАЛА, ученики 4 класса нам покажут сценку. (Сценка “В автобусе” )
- Вывод такой!
Транспорт наш
Всегда на службе,
Он со всеми нами в дружбе.
Он общественным зовется
Это, значит, вам придется
Пассажиров уважать,
Никого не обижать.
Правила знать
И всегда их выполнять!
3 страница нашего журнала называется «Я-велосипедист»
Загадка
Не похож я на коня
А седло есть у меня.
Спицы есть, но они, признаться,
Для вязанья не годятся!
Не будильник, не трамвай
Но звоню я, так и знай! (велосипед)
- Каждый из вас, наверное, любит весной и летом покататься по улицам и дворам на велосипеде! Ведь это так несложно – сел на велосипед, взялся за руль и крути педали… Правильно?
Дети. – Нет! (Надо хорошо уметь ездить на велосипеде, знать правила).
– Да, вы правы! Не всё так просто. Существуют требования правил дорожного движения, которые посвящены езде на велосипеде. Их надо знать и обязательно выполнять.
ПРОСМОТР ВИДЕОСЮЖЕТА
-Ребята, какие правила должны знать велосипедисты?
▪ до 14-летнего возраста нельзя ездить на велосипеде по дорогам и улицам.(слайд)
Ученик
Есть у меня велосипед,
Но нет четырнадцати лет.
Пока катаюсь во дворе,
Где безопасно детворе.
И даже в дом соседний
к деду
Я через улицу не еду.
А на зелёный свет иду,
Велосипед за руль веду
▪ Кататься нужно в определенных местах: в парках, во дворах, на стадионе.
Игра “Можно- нельзя”
Если можно кататься на велосипеде, - вы хлопаете в ладоши, если нельзя - спокойно стоите.
На велосипеде можно кататься:
- во дворе,
- на проезжей части,
- на стадионе,
- по лестнице,
- на детской площадке.
▪ Правила дорожного движения обязывают позаботиться и об экипировке при езде на велосипеде, то есть голова, руки и ноги должны быть защищены.
▪ Перед началом движения нужно проверить исправность тормозов, звонка, подкачать шины.
▪ Велосипедисту запрещается ездить, не держась за руль, перевозить пассажиров и буксировать велосипед.
Ребята, для велосипедистов есть дорожные знаки. А что они означают?
Загадки о знаках
Езда на велосипедах запрещена
Красный круг, а в нем мой друг,
Быстрый друг - велосипед.
Знак гласит: здесь и вокруг
На велосипеде проезда нет.
Велосипедная дорожка
Чудо-конь— велосипед,
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак,
Не понять его никак!
Пересечение велосипедной дорожкой
Знак пересечения
С велодорожкой.
Добавьте внимания
Хотя бы немножко.
Тест
Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипедах
а) в парках и на детских площадках;
б) по дорогам, где ездят автомобили;
в) на стадионе;
Правила дорожного движения запрещают
а) ездить на велосипеде, не держась за руль;
б) пересекать дорогу, сойдя с велосипеда;
в) ездить по велосипедной дорожке;
Можно ли ехать на велосипеде,у которого не работает тормоз?
а)можно;
б) нельзя;
в) можно, но с маленькой скоростью;
Ученик
Эти правила надо знать
Все их строго соблюдать.
И тогда велосипед
Не принесет здоровью вред!
Итог
Ребята, сегодня мы вспомнили и повторили правила безопасного поведения на улицах и на дорогах. Но запомните, правила надо не только хорошо знать, но и обязательно соблюдать.
Держись дорожных правил строго,
Не торопись, как на пожар.
И помни: транспорту – дорога,
А пешеходу – тротуар.
Дети исполняют песню И. Русских “Правила дорожного движения”
Каждый ученик получает памятки пешехода, пассажира и велосипедиста.
Использованная литература
Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985.
Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. М., Просвещение, 1989 г.