Мероприятие проводится для студентов, которым впервые предстоит принять участие в выборах.
Для повышения уровня правовой осведомлённости обучающейся молодёжи по вопросам избирательного права и избирательного процесса весьма полезно познакомить обучающихся с установленными в обществе правилами проведения выборов, с правовыми актами, их регулирующими. Вместе с этим обучающиеся узнают о возможных нарушениях, возникающих в процессе выборов.
Предлагается проведение совместно с учащимися (студентами) внеклассного мероприятия в форме пресс-конференции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - пресс-конференция "Избирательное право" »
УРОК – ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО»
Для повышения уровня правовой осведомлённости обучающейся молодёжи по вопросам избирательного права и избирательного процесса весьма полезно познакомить обучающихся с установленными в обществе правилами проведения выборов, с правовыми актами, их регулирующими. Вместе с этим обучающиеся узнают о возможных нарушениях, возникающих в процессе выборов.
Предлагается проведение совместно с учащимися (студентами) внеклассного мероприятия в форме пресс-конференции.
Работа над подготовкой и проведением данного мероприятия осуществляется в соответствии с технологией учебного проектирования. Вид проекта по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированный.
Алгоритм работы следующий:
ПРОБЛЕМА
Повышение правовой культуры избирателей.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Действия спланированы следующим образом:
Примерно за неделю до мероприятия группа делится на избирателей и членов избирательной комиссии.
Преподавателем совместно со студентами определены основные темы для обсуждения (всего таких тем предложено четыре).
Дано задание для каждой микрогруппы:
1-ая микрогруппа – составление вопросов по темам №1 и №3, знание тем №2 и №4.
2-ая микрогруппа – составление вопросов по темам 2 и 4, знание тем №1 и №3.
ПОИСК И СБОР ИНФОРМАЦИИ
Осуществляется каждой группой учащихся самостоятельно. При необходимости преподаватель может оказать консультационную помощь.
ПРОДУКТ
Продукт практико-ориентированного проекта определяется заранее. В данном случае – доклады (по некоторым темам) и вопросы (по другим темам).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Подготовленные продукты (доклады и вопросы) решено представить на мероприятии, которое будет проведёно в форме пресс-конференции.
Темы для обсуждения:
Тема №1. Что такое выборы как элемент демократии?
Тема №2. Какие законы регулируют процедуру выборов?
Тема №3. Как происходят выборы?
Тема №4. Какие нарушения бывают в процессе выборов?
Группа/возраст: группа студентов, обучающихся на 3-ем курсе (на базе 9 классов), обучающихся на 1-ом курсе (на базе 11 классов); возраст – 17-18 лет.
Мероприятие проводится для студентов, которым впервые предстоит принять участие в выборах.
Количество академических часов: один час.
Ключевые понятия:
Выборы.
Референдум.
Активное избирательное право.
Пассивное избирательное право.
Избиратель.
Ценз.
Мажоритарная и пропорциональная системы выборов.
Цели обучения и развития:
студенты должны уяснить, что такое участие граждан в политической жизни, каковы формы политического участия, какова роль и функции выборов, какие типы избирательных систем используются на выборах;
формировать у учащихся активную политическую позицию;
ознакомления с новыми сведениями за счёт обращения к разным источникам.
Ожидаемый воспитательный эффект от данного урока: после данного мероприятия студенты должны знать формы участия граждан в политической жизни страны, владеть ключевыми понятиями, давать характеристику трем ветвям государственной власти.
Формы работы: в процессе подготовки – изучение литературных источников, в ходе самого мероприятия – взаимоинформация студентов, ведение тезисных записей.
Краткий план урока с указанием примерных временных рамок для каждого этапа:
Организационная часть - 2 минуты.
Вступительное слово преподавателя - 5 минут.
Основная часть (выступление участников, аргументация своей позиции, вопросы) - 25 минут.
Итоги пресс-конференции, анализ мероприятия - 8 минут.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Организационная часть – 2 мин. Приветствие. Сообщение темы и цели мероприятия. Сообщается порядок проведения пресс-конференции.
Вступительное слово преподавателя – 5 мин.
Людям издавна свойственно выбирать. Вообще способность останавливаться на чём-то одном из нескольких вариантов – почтеннейшее качество человеческих существ, во многом определившее их дальнейшую судьбу. Право избрания руководителей общества – одно из важнейших прав человека, поскольку именно оно позволяет людям контролировать свои личные судьбы.
В соответствии с нашей Конституцией мы имеем право избирать и быть избранными в государственные органы власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Участвуя в выборах, мы сами формируем различные органы власти. Граждане России избирают Президента РФ и депутатов Государственной Думы, они выбирают и тех, кто работает в органах местного самоуправления – в городах, районах, посёлках. К органам местного самоуправления относятся домовые и квартальные комитеты жителей микрорайонов, городов, сёл, сельские и городские собрания представителей населения. Например, муниципалитеты и мэрии.
В случае необходимости в стране проводится референдум – всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам или другим вопросам государственного значения. Участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, достигший 18-летнего возраста. Поэтому каждый раз, внимательно выбирая того или иного кандидата, мы сами принимаем непосредственное участие в управлении государством. Если же мы будем равнодушно полагать, что от нас ничего не зависит, то можно потерять все те небольшие завоевания демократии последних лет.
3.Основная часть (выступление участников, аргументация своей позиции, вопросы) - 25 минут.
Главными героями пресс-конференции по очереди становятся обе микрогруппы, в это время остальныестуденты слушают и задают вопросы. Преподаватель внимательно слушает студентов, заносит результаты их деятельности в оценочный лист, готовится к подведению итогов.
Тема №1. Что такое выборы как элемент демократии?
Примерное выступление членов 1-ой микрогруппы.
Уже на первобытнообщинной стадии исторического развития человечества выборы играли не только сугубо бытовую, но и общественную роль. На общих собраниях (сходках) выбирались предводительницы и позже – предводители. Тогдашние выборы были своеобразной зарницей демократии – первобытной по своему характеру.
Настоящий демократический «взрыв» произошёл в античные времена в Афинах (годы правления первого стратега Перикла – 443 – 429 гг. до Р.Х.). В результате реформ Солона и Клисфена общим для афинян стало уважение законов, достаточно активное и сознательное участие в политической жизни, в частности, в формировании органов власти путём выборов.
С тех пор в мировой истории наблюдается развитие и совершенствование демократии как политического режима, который оказался наиболее перспективным на большей части земного шара. Демократия – сложнейшее общественно-политическое явление, у неё много признаков, среди которых чрезвычайно существенны такие, в частности, как свободные и честные выборы, подчинение меньшинства большинству (правило большинства). Власть при демократии выборная, избранная. Именно реальностью политических выборов демократия отличается от разного рода диктатур (пролетариата, партии, вождей – «спасителей нации»).
Выборы в России – это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ. Граждане России избирают Президента РФ, депутатов Государственной Думы. Они голосуют за депутатов органов государственной власти республик, краёв, областей и иных субъектов РФ. Не забывают они выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления (в городах, районах, посёлках и т.д.). В случае необходимости участвуют в референдуме – всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.
Примерные вопросы и ответы по теме №1 (задают члены 2-ой микрогруппы).
1.В Российской Конституции сказано: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (статья 1). Как Вы это понимаете?
(Россия - государство с республиканской формой правления. Республика - такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются прямо (то есть непосредственно народом) или формируются парламентом. В ней глава государства (президент) является выборным и сменяемым, а властью его наделяют избиратели).
2.Как же Российская Конституция предусматривает организацию демократического государства с республиканской формой правления?
(Во-первых, демократическая власть проявляется в признании права граждан "участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей" (статья 32). И далее: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме". Это значит, что народ, участвуя в выборах, голосуя, создаёт республиканскую форму правления. Во-вторых, в стране проводятся свободные выборы. Это значит, что голосует каждый гражданин России, достигший 18-летнего возраста. Это он делает на выборах, организованных так, чтобы избиратель не чувствовал опасений за последствия своих действий, а также не был поставлен в положение, когда выборы проводятся "без выбора". В-третьих, по результатам выборов, в соответствии с Конституцией, формируются органы государственной власти, которые начинают эту власть осуществлять).
Тема №2. Какие законы регулируют процедуру выборов?
Примерное выступление членов 2-ой микрогруппы.
В Российской Федерации разработаны и приняты законы, призванные регулировать процесс выборов гражданами России лучших людей в органы власти. В статье 3 Конституции сказано, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» а статья 32 утверждает: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме»
Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления подкрепляется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Его статьи защищают права россиян на всех стадиях избирательного процесса.
Поскольку каждый орган власти имеет свои особенности, по каждому важному избирательному процессу приняты отдельные законы.
Примерные вопросы по теме №2 (задают члены 1-ой микрогруппы).
1.Назовите основные стадии избирательного процесса.
(К основным стадиям избирательного процесса относят: составление списков избирателей, выдвижение кандидатов, предвыборную агитацию и т.д.)
2.Какие законы регулируют выборы Президента РФ, парламентариев?
(Выборы главы нашего государства регулирует Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", а выборы парламентариев - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
3.В соответствии с каким законом формируется Совет Федерации?
(Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации").
4.В соответствии с каким законом в нашей стране проводятся референдумы?
(Референдумы проводятся в соответствии с Федеральным законом "О референдуме Российской Федерации").
Тема №3. Как происходят выборы?
Примерное выступление членов 1-ой микрогруппы.
До 18 лет люди – дети. В выборах они участвовать не могут. Но как только человеку исполнится 18 лет, тут уж не следует медлить с явкой на избирательный участок.
Итак, участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы. Это и есть избиратель, т.е. гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. А пассивное избирательноеправо – это право граждан РФ быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Разница между данными правами существенная.
Существуют две основные системы выборов – мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе в избирательном округе побеждает кандидат, набравший большинство голосов избирателей. При пропорциональной системе избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за партию или блок партий, и в зависимости от того, сколько голосов наберет та или иная партия, она и получает определённое (пропорционально поданным голосам) количество мест в Думе.
При выборах в Государственную Думу и Президента РФ избиратели голосуют на избирательных участках, а организуют выборы, контролируют их законность и подсчитывают голоса избирательные комиссии.
Примерные вопросы по теме №3 (задают члены 2-ой микрогруппы).
1.Почему до 18 лет люди считаются детьми и не могут голосовать?
(До 18 лет люди - дети. Так гласят Конвенция ООН о правах ребёнка и Семейный кодекс РФ. Поэтому в выборах они участвовать не могут).
2.Какие права имеет гражданин, обладающий активным избирательным правом?
(Гражданин, обладающий активным избирательным правом, имеет право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления).
3. В чём разница между активным и пассивным избирательными правами?
(Разница между данными правами существенная. Пассивное избирательное право подразумевает возрастной ценз (например, в Государственную Думу может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, а на должность Президента РФ - 35 лет) и ценз осёдлости (Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет).
4.Почему закон не требует стопроцентной явки граждан для голосования?
Участие в выборах добровольно. Никто не имеет право принуждать гражданина участвовать или не участвовать в каких бы то ни было выборах против его воли. Вот почему закон не требует стопроцентной явки граждан для голосования.
5.Какие категории лиц лишены активного и пассивного избирательного права в РФ?
Активного и пассивного избирательного права лишены лица без гражданства; лица, признанные судом недееспособными; лица, находящиеся в местах лишения свободы.
Тема №4. Какие нарушения бывают в процессе выборов?
Примерное выступление членов 2-ой микрогруппы.
Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах добровольно. Нарушать эти принципы никому не дано.
Тем не менее, случаются по разным причинам нарушения избирательных прав граждан. Например, избиратели могут стать объектами угроз, обмана, насилия со стороны криминальных структур. Не исключено распространение ложных сведений о кандидатах. Не всегда кандидатам в депутаты обеспечиваются одинаковые с другими возможности вести предвыборную агитацию и т.д.
За эти нарушения избирательных прав виновные должны нести ответственность в соответствии с федеральными законами.
Примерные вопросы по теме №4 (задают члены 1-ой микрогруппы).
1.Иностранцы, которые одобряют политику нашего государства, имеют право принимать участие в избирательной кампании России?
( Нет, иностранные граждане не имеют такого права).
2.Предвыборную агитацию можно начать со дня регистрации кандидата или избирательного объединения и вести до объявления результатов выборов?
(Предвыборную агитацию можно вести до нуля часов дня, предшествующего дню выборов. Перед днём выборов наступает, так называемый, «день тишины»).
3.Кому запрещается проводить предвыборную агитацию?
(Предвыборную агитацию запрещено проводить военным учреждениям и членам избирательной комиссии).
4.Итоги пресс-конференции, анализ мероприятия – 8 мин. Преподаватель подводит итоги пресс-конференции в целом, оценивает качество выполнения и презентацию докладов, отмечает особенно активных участников пресс-конференции, обращает внимание студентов на пробелы в знаниях теоретического материала, благодарит за участие в пресс-конференции. По результатам оценочного листа можно более точно оценить деятельность студентов на данном мероприятии.
Список литературы
Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.
Никитин А.Ф. Право и политика: Учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1998.
Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2001.