kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Победы "Они отстояли-мы сохраним!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      У многих сегодняшних подростков патриотизм в системе ценностей стоит на одном из последних мест или   отсутствует вовсе. И в школе и в семье, в первую очередь, считаю необходимо вести целенаправленную работу по привитию детям любви к Родине, желание гордиться ею и трудиться на благо Родины. Наши дети должны знать историю своей страны, ее победы, ее героев. Знать и ценить ратный и трудовой подвиг, который совершили их деды и прадеды в годы Великой Отечественной войны ради их мирной жизни.

     Методическая разработка «Они отстояли - мы сохраним!» подготовлена для проведения классного часа, посвященного 72-й годовщине победы Советских войск под Сталинградом.

Цель: формировать у учащихся яркое, целостное представление о феномене героизма защитников Сталинграда в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

  1. Углубление знаний учащихся о ходе Сталинградской битвы, в частности подчёркивание её исторического значения в Великой Отечественной войне и во Второй мировой войне.
  2. Формирование навыков уважительного отношения к подвигу защитников Сталинграда.
  3.  Развитие чувства ответственности за все, что происходит в мире, готовность встать на защиту мира, защищать свою родину и самоотверженным трудом приумножить её богатства.

     В состав методической разработки входит пояснительная записка, сценарий классного часа, мультимедийная презентация, видеоматериалы.   Также в сценарий классного часа включены краткие сообщения о событиях Сталинградской битвы, о героических подвигах защитников Сталинграда. Тема методической разработки является актуальной, так как знания истории своего народа и страны имеют огромное значение для развития личности учащихся, формирования патриотических чувств, порождающих ответственность за жизнь страны.

      Данная методическая разработка содержит необходимую и достаточную информацию для подготовки классного часа, как патриотического мероприятия, воспитывающего уважение к истории России, духовность, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Победы "Они отстояли-мы сохраним!" »

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №96 Дзержинского района Волгограда»





Региональный конкурс

учебно-методических разработок

«Уроки Победы»





Они отстояли-мы сохраним!





Выполнила:

Афанасьева Ольга Владимировна,

учитель истории и обществознания















Волгоград, 2015г.

Пояснительная записка

У многих сегодняшних подростков патриотизм в системе ценностей стоит на одном из последних мест или отсутствует вовсе. И в школе и в семье, в первую очередь, считаю необходимо вести целенаправленную работу по привитию детям любви к Родине, желание гордиться ею и трудиться на благо Родины. Наши дети должны знать историю своей страны, ее победы, ее героев. Знать и ценить ратный и трудовой подвиг, который совершили их деды и прадеды в годы Великой Отечественной войны ради их мирной жизни.

Методическая разработка «Они отстояли - мы сохраним!» подготовлена для проведения классного часа, посвященного 72-й годовщине победы Советских войск под Сталинградом.

Цель: формировать у учащихся яркое, целостное представление о феномене героизма защитников Сталинграда в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

  1. Углубление знаний учащихся о ходе Сталинградской битвы, в частности подчёркивание её исторического значения в Великой Отечественной войне и во Второй мировой войне.

  2. Формирование навыков уважительного отношения к подвигу защитников Сталинграда.

  3. Развитие чувства ответственности за все, что происходит в мире, готовность встать на защиту мира, защищать свою родину и самоотверженным трудом приумножить её богатства.

В состав методической разработки входит пояснительная записка, сценарий классного часа, мультимедийная презентация, видеоматериалы. Также в сценарий классного часа включены краткие сообщения о событиях Сталинградской битвы, о героических подвигах защитников Сталинграда. Тема методической разработки является актуальной, так как знания истории своего народа и страны имеют огромное значение для развития личности учащихся, формирования патриотических чувств, порождающих ответственность за жизнь страны.

Данная методическая разработка содержит необходимую и достаточную информацию для подготовки классного часа, как патриотического мероприятия, воспитывающего уважение к истории России, духовность, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В подготовке проведения классного часа принимают участие учащиеся, которые подготавливают дополнительный материал о «полководцах Сталинграда», о памятниках и памятных местах города Волгограда, а также стихи и песни о войне. Необходимым элементом классного часа является просмотр презентации, содержащей информацию о ветеранах Великой Отечественной войны.

В заключение классного часа преподавателем должна быть подчёркнута важная роль, неоценимое значение этого решающего сражения, ознаменовавшим собой начало коренного перелома в Великой Отечественной войне и во Второй мировой войне в целом, а также ответственность за все, что происходит в мире, готовность встать на защиту мира, защищать свою родину и самоотверженным трудом приумножить её богатства.

Аудитория, на которую рассчитано занятие: 7-8 класс.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, портреты военачальников Сталинградской битвы, музыкальное сопровождение, видеоролик, плакаты, рисунки детей.

Источники информации:

1. Битва за Сталинград: Книга для чтения для детей среднего школьного возраста. - Волгоград: ООО «Издательство «Волгоград», 2003.

2. М.А. Иченская «Из опыта работы классного руководителя в 5-9 классах» Волгоград: «Учитель», 2006 г.

3. Е.П.Пронина «Произведения о Великой Отечественной войне «Москва: «Просвещение», 1985 г.

4. http:// battle.volgadmin.ru/Battle/Default.aspx

5. http://www.marshals-victory.senat.org/amvasilevsky/stalingrad-battle-5.html

6. http://yandex.ru

7. http://www.russlav.ru/aktualno/stikhi-o-velikoy-otechestvennoy-voyne.html

8. http://zanimatika.narod.ru/RF34_3.htm

9. http://muzofon.com/search/песни%20о%20войне

10. Фото из личных архивов Нестеровой А. Е., Исаева А. С., Головащенко В. И., Иванушкина В. Г., Хлыновой М. И.



Звучит песня «Сталинград» группы «Штурман Жорж»

Слайд 1.

Учитель. Нам с вами повезло жить в необыкновенном городе. В городе, равного которому нет во всем мире. В городе, ставшим символом России. Символом того, что принято называть «русским духом», «русским характером». Сегодня 2 февраля, поэтому наш урок Победы посвящается 72-годовщине Сталинградской битвы.

О Сталинграде знают и помнят во всех, даже самых отдалённых уголках земного шара. Сталинградскую битву считают и будут считать всегда образцом невиданной отваги и стойкости, презрения к смерти и воли к победе. Действительно, мало кто мог поверить в то, что русский солдат, обескровленный жесточайшими боями, переживший муки отступлений, загнанный казалось бы, в угол сильным и страшным врагом, удержит этот последний рубеж перед Волгой. И не просто удержит, а нанесет противнику сокрушительный удар и переломит ход крупнейшей войны в истории человечества.[1]

Учитель: Давайте вспомним, а что мы знаем о Сталинградской битве?

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года, а закончилась 2 февраля 1943г.

2. Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей

3. Самым трагическим днём Сталинградской битвы был 23 августа 1942 года, когда немецкие самолеты под подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолетовылетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью.

4. Во время Сталинградской битвы знаменитый снайпер Василий Зайцев совершил свой подвиг, он уничтожил242 гитлеровца, смертью храбрых пал сержант-связист Матвей Путилов, собственным телом закрыл амбразуру вражеского дзота Николай Сердюков.

5. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Сталинграда», которой были награждены 700 тыс. воинов, участников битвы.

6. Оборонительная операция в Сталинградской битве длилась с 17 июля 1942 года по 18 ноября 1942 года, а наступательная операция с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года. 19 ноября мы отмечаем день контрнаступления советских войск под Сталинградом.

7. В Сталинградской битве принимали люди разных национальностей. Например, Дом Павлова обороняли герои 12- ти национальностей.

8. Кровопролитные бои шли за Мамаев курган. Это место называли высота 102. Его обороняли 140 дней и ночей.

9. Во время Сталинградской битвы проявили героизм и полководческий талант руководители фронтов и армий: Георгий Константинович Жуков, Василий Иванович Чуйков, Федор Иванович Толбухин и др. Их именами названы улицы и проспекты нашего города.

Учитель. Действительно, эти великие люди внесли огромный вклад в победу в Сталинградской битве. Наши ребята подготовили о них небольшую информацию, давайте их послушаем.

(Учащиеся выходят на середину класса с портретами военачальников Сталинградской битвы.)

Ученик 1. Георгий Константинович Жуков.

Маршал Советского союза. Участник Первой мировой и гражданской войн. В Великой Отечественной войне начальник Генерального штаба, член Ставки Верховного Главнокомандования, командующий войсками ряда фронтов, заместитель Верховного Главнокомандующего. В 1942-1943 гг. Жуков руководил действиями фронтов под Сталинградом.[1]

Ученик 2. Рокоссовский Константин Константинович.

Маршал Советского Союза. В Советской Армии с 1918 года. Участник Первой мировой и гражданской войн. В Великой Отечественной войне командир армий, войсками ряда фронтов. В Сталинградской битве с июля 142г. Руководит Донским фронтом.[1]

Ученик 3. Ерёменко Андрей Иванович.

Маршал Советского Союза. В Советской Армии с 1918 года. Участник Первой мировой и гражданской войн. В Великой Отечественной войне командующий войсками ряда фронтов: во время Сталинградской битвы с августа 1942- Юго-Восточным, с 30 августа 1942г.- Сталинградским фронтом.[1]

Ученик 4. Чуйков Василий Иванович.

Маршал Советского Союза. В Советской Армии с 1918 года. В Великой Отечественной войне командующий рядом армий. С сентября 1942г.- командующий 62-й армией, прославившейся героической обороной Сталинграда, прошедшей с боями от Сталинграда до Берлина.[1]

Учитель. ПОЛКОВОДЦЫ СТАЛИНГРАДА… Как много значат эти слова в истории России и в истории мира. Их имена вписаны золотыми буквами в историю человечества.

Давно отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм. Об этом в своём стихотворении написал латышский поэт Джек Алтаузен.[3]

(Ученик читает стихотворение.)

«РОДИНА СМОТРЕЛА НА МЕНЯ»

Я в дом вошел. Темнело за окном,

Скрипели ставни, ветром дверь раскрыло.

Дом был оставлен, пусто было в нем,

Но все о тех, кто жил здесь, говорило...

Валялся разный мусор на полу,

Мурлыкал кот на вспоротой подушке,

И разноцветной грудою в углу

Лежали мирно детские игрушки.

Там был верблюд, и выкрашенный слон,

И два утенка с длинными носами,

И Дед Мороз, весь запылился он,

И кукла с чуть раскрытыми глазами,

И даже пушка с пробкою в стволе,

Свисток, что воздух оглушает звонко,

А рядом в белой рамке на столе

Стояла фотография ребенка...

Ребенок был с кудряшками, как лен,

Из белой рамки здесь, со мною рядом,

В мое лицо смотрел пытливо он

Своим спокойным ясным взглядом.

Стоял я долго, каску наклоня,

А за окном скрипели ставни тонко,

И Родина смотрела на меня

Глазами белокурого ребенка.

Зажав сурово автомат в руке,

Упрямым шагом вышел я из дома

Туда, где мост взрывали на реке

И где снаряды ухали знакомо.

Я шел в атаку, твердо шел туда,

Где непрерывно выстрелы звучали,

Чтоб на земле фашисты никогда

С игрушками детей не разлучали.

Учитель. Мы живём на героической, священной земле Сталинграда. Для нас особую гордость представляет то, что среди Героев Советского Союза и Героев России есть и наши земляки. В их числе есть те, кто получили высокое звание уже в мирные дни. Учащиеся нашей школы принимали участие во Всероссийском проекте «Наша общая Победа» и собрали огромнейший, богатый материал о ветеранах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

(Выступление учащихся с рассказами о ветеранах Великой Отечественной войны.)

Нестерова Антонина Евдокимовна (Слайд 2)

Родилась и выросла в городе Сталинграде. Когда началась война, она училась в 8-м классе, пришли немцы, стали обстреливать. Помогали рыть противотанковые рвы. Дед Антонины Евдокимовны сделал во дворе окопчик, там они прятались во время бомбёжки. Убитых хоронили тут же. Когда немцы пришли, на подводах они поехали в сторону Чернышков, а там попали в окружение. Жили в Морозовском до освобождения. Из воспоминаний Антонины Евдокимовны: «Когда возвращались, ехали через Центральное кладбище, а там и наши, и немцы лежали прямо в кучах. В 43-м году пошла учиться, потом послали работать на Тракторный завод в чугунно-летейном цехе слесарем»[10]

Алексей Сергеевич Исаев (Слайд 3)

Ему было 11 лет. В сельсовет приехал курьер и сообщил о начале войны. Они, мальчишками, еще не понимали всего ужаса, который придется пережить, делали автоматы из веток и играли в войну, били немцев. В его семье было 8 детей. Когда началась война, отца отправили на фронт. Дети стали работать вместо мужиков на комбайнах, на тракторах в колхозе. В деревне жили своим огородом, хлеба не было, всё отдавали на фронт. В 43-м году Алексей Сергеевич пошёл в ремесленное училище. В ремесленной мастерской учился на слесаря, делали для связистов проволоку, плоскогубцы, пассатижи. Работали много, дисциплина была строгая. По ночам будили разгружать вагоны.[10]

Головащенко Василий Ильич (Слайд 4)

Родился в селе Ивановка. Когда началась война, из села ушли 400 человек мужчин, в том числе и его отец, он погиб под Москвой. Начался голод, всё отдавали в фонд обороны. Остались в колхозе только старики, женщины и дети. Работали в тракторной бригаде, Василий Ильич был бригадиром. Чтобы завести трактор, рукоятку крутили втроём. В 17 лет его призвали в армию, это было в 44-м году, когда уже шла победная война.[10]

Иванушкин Виктор Георгиевич (Слайд 5)

Когда началась война, ему было 16 лет. Особенно запомнился Виктору Георгиевичу его первый бой. Был 43-й год, когда он служил в армии под командованием Чуйкова. «Кругом всё свистит, жутко, а мы ещё пацаны. Там меня ранило в позвоночник, осколок до сих пор там сидит. Дальше госпиталь. Потом опять попал на фронт. В часы затишья отдыхали в землянках, писали письма домой, но писали конечно не всё» - вспоминает Виктор Георгиевич. В январе 44-го года ему присвоили звание младшего лейтенанта, назначили командиром взвода, направили на 3-й Украинский фронт. Там опять был ранен, опять госпиталь, потом опять на фронт. С боями прошел Молдавию, Румынию, Венгрию.[10]

Учитель. А это Хлынова Мария Ивановна. Давайте послушаем ее рассказ о тех событиях.[10] (Слайд 6)

(просмотр видеоролика)

Учитель. Это настоящие герои. К сожалению, наши ветераны в силу понятных обстоятельств не могут приходить к нам, но сегодня мы обязательно их посетим и поздравим с этим великим праздником.

Слайд 7.

Сталинград во время Сталинградской битвы был превращен в сплошные руины, развалины и обожженные остатки бывших жилых домов. Поэтому большая часть памятников в г. Волгограде посвящены защитникам города Сталинграда. Они отразили в себе величие страны, победившей в мировой войне, и горечь по миллионам погибших советских граждан. В нашем Городе-Герое очень много различных памятных мест. Эти места не бывают безлюдными. Сюда приходят почтить память погибших солдат и возложить цветы. О некоторых из этих мест нам расскажут девочки.

(Показ презентации о памятниках и памятных местах города Волгограда.)

Ученик 1. (Слайд 8)

Безусловно, главным монументом, возведенным в память о великом сражении является всемирно известный «Историко-мемориальный комплекс „Героям Сталинградской битвы“ на Мамаевом кургане. Это священное место Волгограда. Скульптурные композиции на Площади героев, скульптура „Стоять насмерть!“, монумент »Родина-мать зовет!" и другие в художественной форме раскрывают героику подвига советского народа в Сталинградской битве.[2]

Ученик 2.(Слайд 9)

Дом Павлова – обычная четырехэтажка на площади Ленина. В этом доме оборонялись от врага советские бойцы под командованием старшего сержанта Павлова. Немцы не могли понять, как русские выдержали их огонь без подкрепления, оборона дома Павлова казалась им невозможным чудом. Фельдмаршал Паулюс обозначил на своей карте дом Павлова как крепость.[2]

Ученик 1.(Слайд 10)

В состав музея «Сталинградская битва» включена расположенная рядом Мельница Гергардта. Эти руины специально не подвергались реконструкции после окончания войны. В 1904 году Мельница считалась одним из самых прибыльных местных предприятий и принадлежала поволжскому немцу Александру Гергардту. В 1942 году здание пострадало при бомбежке, загорелось, работу пришлось остановить. Затем здесь был размещен опорный пункт обороны центра города.[2]

Ученик 2.(Слайд 11)

Пожарный пароход «Гаситель» — памятник речникам Волжского бассейна. Во время Сталинградской битвы «Гаситель» работал на переправах: под огнём противника катер подвозил вооружение и продовольствие войскам, тушил пожары на других судах и на берегу, эвакуировал раненых и жителей. В середине октября 1942 года «Гаситель» затонул. После войны катер был поднят, отремонтирован и продолжил работу.[2]

Ученик 1.(Слайд 12)

На Площадь Павших борцов установлен 26-ти метровый гранитный обелиск над братской могилой защитников Красного Царицына (Гражданская война) и Сталинграда (Великая Отечественная война). С 1 февраля 1963 года здесь горит вечный огонь в память о мужестве и героизме всех защитников города.[2]

Ученик 2.(Слайд 13)

На Аллее Героев располагается мемориальный памятник Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, уроженцам Волгоградской области и героям Сталинградской битвы. Памятник представляет собой комплекс из шести мраморных стелл, на которых выгравированы имена 127 Героев Советского Союза, получивших это звание за героизм в Сталинградской битве в 1942-1943 годах, 192 Героев Советского Союза – уроженцев Волгоградской области, из которых трое дважды Герои Советского Союза, и 28 кавалеров ордена Славы трех степеней.[2]

Ученик 1.(Слайд 14)

На улице Комсомольской установлена скульптурная группа – памятник героям-комсомольцам, защитникам Сталинграда.

Ученик 2.(Слайд 15)

Памятник мирным жителям был открыт на территории Волгограда в мае 1995 года, когда в России повсеместно праздновалось 50–летие Победы над фашистскими оккупантами. Посвященный невинным жертвам, погибшим во время страшных бомбежек Сталинграда, начавшихся в августе 1942 года, он призван служить напоминанием о том, чего нам стоила Великая Отечественная Война.[2]

Ученик 1.(Слайд 16)

На Центральной набережной г. Волгограда установлен Памятник летчику, Герою Советского Союза В.С. Хользунову, уроженцу города Волгограда, участнику войны против фашистов. Именем славного летчика названа одна из улиц Волгограда.

Ученик 2.(Слайд 17)

В Краснооктябрьском районе г. Волгограда установлен памятник моряку Тихоокеанского флота Михаилу Паникаха. Когда матрос-пехотинец с бутылками горючей смеси подбирался к фашистскому танку, осколком снаряда одну бутылку разбило. Жидкость облила моряка, воин запылал факелом. Превозмогая боль, Паникаха с другой бутылкой бросился на стальную громадину и уничтожил танк.[2]

Ученик 1.(Слайд 18)

На территории Дзержинского района тоже есть памятники, посвященные боям в Сталинграде. Недалеко от нашей школы находится бюст маршала Советского Союза Г.К. Жукова. За успешное руководство контрнаступлением в ходе Сталинградской битвы в 1942 году Жуков первым в стране был удостоен ордена генералиссимуса Суворова I степени.

Ученик 2.(Слайд 19)

Среди основных достопримечательностей Волгограда, расположенных на территории Дзержинского района, – памятник-мемориал «Солдатское поле», расположенный северо-западнее шоссе Москва-Волгоград. Во время Сталинградской битвы здесь проходила оборонительная полоса....

Ученик 1.(Слайд 20)

На месте соединения войск 21-й и 62-й армий, расчленивших окруженную группировку немецких войск на две части, установлен танк Т-34 «Челябинский колхозник»

Ученик 2.(Слайд 21)

Около учебного полка Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков находится памятник лётчикам, принимавшим участие в Сталинградской битве....



Учитель. Победа под Сталинградом была оплачена дорогой ценой жизней защитников Родины. Больше миллиона человек – общие численные потери среди боевого состава, огромное количество жертв среди мирного населения. И сегодня так же как много лет назад, это праздник остаётся радостным и горестным одновременно. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую Победу в Сталинградской битве.

(В исполнении учащихся звучит песня «Закаты алые»)

Учитель. Сталинград. Сталинградская битва. Для нас, живущих на этой священной земле это не просто слова. Это гордость, это боль, это память. Многих героев наградили орденами, медалями, удостоили званий, в их честь названы улицы, проспекты, корабли… Нужно ли это мёртвым? Нет. Это нужно живым. Чтобы помнили. Давайте зажжем свечу памяти и почтим минутой молчания память всех тех, кто отдал свою жизнь за защиту своей Родины.[2]

МИНУТА МОЛЧАНИЯ. (Слайд 22)

Учитель. Наш урок Победы мы назвали «Они отстояли – мы сохраним!» Как вы думаете, почему?

Ученик. Война-это зло, это трагедия, это боль и слёзы. Мы не только должны помнить о тех событиях, гордиться подвигом наших соотечественников, чтить память погибших героев, они отдали свою жизнь, чтобы мы жили под мирным небом. Поэтому от нас, от подрастающего поколения, зависит судьба нашего Отечества. Мы не должны допустить никакой войны и сохранить мир во - чтобы то ни стало. Это наш долг перед памятью наших предков.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок Победы "Они отстояли-мы сохраним!"

Автор: Афанасьева Ольга Владимировна

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188639


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства