kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-тематическая экскурсия Музей «Истории развития школы №2» «История возникновения школьного портфеля»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. 1

Так как кожаный портфель стоит достаточно  дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-тематическая экскурсия Музей «Истории развития школы №2» «История возникновения школьного портфеля» »










«История возникновения школьного портфеля»





Учебно-тематическая экскурсия

Музей «Истории развития школы №2»

Продолжительность экскурсии – 40 минут








Составитель: Куличенко Т.В.

учитель начальных классов
















Старый Оскол, 2014




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Учебно-тематическая экскурсия

Музей «Истории развития школы №2»


«История возникновения школьного портфеля»


Цель экскурсии: создание среды для эстетического воспитания и развития личности учащихся средствами экскурсионно-образовательной деятельности.

Задачи – расширение кругозора младших школьников, получение дополнительных знаний в истории возникновения школьных принадлежностей (портфеля);

- способствовать получению дополнительных знаний о школьном портфеле;

- развить творческий потенциал учащихся через реализацию полученных ими знаний во время проведения экскурсий.

Вид экскурсии. По содержанию: тематическая.

По месту проведения: школьная

По составу и количеству участников: групповая.


Продолжительность экскурсии: 40 минут.

Категория экскурсантов: учащиеся начальных классов.


Основные объекты показа:

Школьные портфели




















Ход беседы

- Я рада приветствовать вас в школьном музее «Истории развития школы»

- Послушайте загадку и определите, о чём мы с вами поговорим сегодня.

- До чего же скучно, братцы,
на чужой спине кататься! Дал бы кто мне пару ног,
чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я - школьный ...Ранец.

- Всё верно, я хочу сегодня рассказать о происхождении школьного портфеля

- А кто из вас знает, как появился портфель? - Кто придумал портфель?

Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. 1

Так как кожаный портфель стоит достаточно  дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами.

Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века  были (…………)сделаны  из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Что  же это за материал? Обратимся  к словарям .      

Коленкорэто покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем. У коленкора обыкновенного из окрашенного или неокрашенного миткаля это крахмально-каолиновый слой с пигментом, который закрывает фактуру ткани, делает ее жесткой, а из-за невысокой прочности на излом в слое быстро появляются трещины.2

Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец.

Ранец  - [нем. Ranzen].Сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину (у школьников — для книг и учебных принадлежностей, в армии — как часть походного снаряжения).3

 

В семидесятые годы   им уже пользовались. И это можно увидеть на старых школьных фотографиях. Изготавливали портфели и ранцы из дерматина и других, заменяющих кожу материалов, зато они стали более яркими и разноцветными.

Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в 17 веке. Лет через 150 – 200 слово перешло на ученическую сумку. - И вот он портфель сегодня

Модели портфелей продолжают совершенствоваться и в наше время.

Прямоугольные строгие портфели с жесткой ручкой хорошо подходят к классическим простым пальто и костюмам. Если вы решили выбрать подобную модель, то не нужно набивать ее бумагами, потому как портфель должен оставаться такой же элегантной плоской формы. Дополнить образ можно соответствующими аксессуарами: темными классическими туфлями и гладким ремнем.

Так изменился школьный портфель за последние пятьдесят лет.

Самое главное назначение школьной сумки – это наполнить его разными школьными предметами.

- Обратимся к стихам В. Берестова

 

-Учитель у меня в портфеле!

-Кто? Быть не может! Неужели?

-Взгляни, пожалуйста, он тут,

Его учебником зовут!

 

Карандаш в пенале мается,

Но зато он не ломается.

Ручка в тесноте находится,

Но зато легко находится.

 

Тетрадки в портфеле шуршали,

Что в жизни важнее, решали…

 

Я – линейка, прямота-

Главная моя черта….

 

Циркуль мой, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой…

 

В дневнике заданья на дом

И стоят отметки рядом. 9

                 

 У меня есть волшебный портфельчик, наполненный загадками, предлагаю вам их разгадать. (после разгадывания загадки, из портфеля появляется отгаданный предмет)

 

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

(Портфель)

Загадки из школьного портфеля

Друг мой, хоть и небольшой,
Но работает с душой.
Все ошибки, закорючки,
Что в тетради ставит ручка,
Уберёт в один присест.
Даже кляксы тоже «ест»!
До чего хорош, жевастик –
Мягкий светлый школьный...


Я с предметами дружу,
Всё о них вам расскажу.
Измеряю рост, длину,
Ширину и глубину.
Хоть цена - пустяк, копейка,
Я – отличная...

Я и дома, я и в школе
Нужен Лене, Свете, Коле.
Про заданья расскажу
И отметки покажу.
Врать я как-то не привык.
Очень честный я...

Натюрморт, пейзаж, портрет
Я рисую сотни лет.
Очень с красками дружу
И художникам служу.
Мягкая, как кисочка
Тоненькая...


Эта книга не простая,
Всё расскажет, не скрывая.
Что такое эхолот,
Где медведь-шатун живёт,
Что растёт на огороде
И какие шляпы в моде.
Книга – лучше, чем Букварь.
Добрый друг – большой... Словарь

Чертят им или рисуют.
Грифель по листку танцует.
Он большой помощник наш,
И зовётся ……..

Без неё, скажу я,
Линию прямую
Не прочертишь ни одну,
Не измеришь и длину.
Мне ответь ты поскорей-ка!
Называется   …….

Пишем ей в тетрадку 
Буквы по порядку.
Очень нужная нам  штучка, 
А зовётся просто …..

- Молодцы! А о каких же предметах рассказал нам портфельчик?

Зимой по улице бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой портфель.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Куличенко Татьяна Васильевна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142094


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства