Учебно-тематическая экскурсия Музей «Истории развития школы №2» «История возникновения школьного портфеля»
Учебно-тематическая экскурсия Музей «Истории развития школы №2» «История возникновения школьного портфеля»
Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. 1
Так как кожаный портфель стоит достаточно дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Я рада приветствовать вас в школьном музее «Истории развития школы»
- Послушайте загадку и определите, о чём мы с вами поговорим сегодня.
- До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься! Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог, Я б такой исполнил танец! Да нельзя, я - школьный ...Ранец.
- Всё верно, я хочу сегодня рассказать о происхождении школьного портфеля
- А кто из вас знает, как появился портфель? - Кто придумал портфель?
Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Porterозначает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. 1
Так как кожаный портфель стоит достаточно дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами.
Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века были (…………)сделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Что же это за материал? Обратимся к словарям .
Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем. У коленкора обыкновенного из окрашенного или неокрашенного миткаля это крахмально-каолиновый слой с пигментом, который закрывает фактуру ткани, делает ее жесткой, а из-за невысокой прочности на излом в слое быстро появляются трещины.2
Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец.
Ранец - [нем. Ranzen].Сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину (у школьников — для книг и учебных принадлежностей, в армии — как часть походного снаряжения).3
В семидесятые годы им уже пользовались. И это можно увидеть на старых школьных фотографиях. Изготавливали портфели и ранцы из дерматина и других, заменяющих кожу материалов, зато они стали более яркими и разноцветными.
Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в 17 веке. Лет через 150 – 200 слово перешло на ученическую сумку. - И вот он портфель сегодня
Модели портфелей продолжают совершенствоваться и в наше время.
Прямоугольные строгие портфели с жесткой ручкой хорошо подходят к классическим простым пальто и костюмам. Если вы решили выбрать подобную модель, то не нужно набивать ее бумагами, потому как портфель должен оставаться такой же элегантной плоской формы. Дополнить образ можно соответствующими аксессуарами: темными классическими туфлями и гладким ремнем.
Так изменился школьный портфель за последние пятьдесят лет.
Самое главное назначение школьной сумки – это наполнить его разными школьными предметами.
- Обратимся к стихам В. Берестова
-Учитель у меня в портфеле!
-Кто? Быть не может! Неужели?
-Взгляни, пожалуйста, он тут,
Его учебником зовут!
Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.
Тетрадки в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали…
Я – линейка, прямота-
Главная моя черта….
Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой…
В дневнике заданья на дом
И стоят отметки рядом. 9
У меня есть волшебный портфельчик, наполненный загадками, предлагаю вам их разгадать. (после разгадывания загадки, из портфеля появляется отгаданный предмет)
Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)
Загадки из школьного портфеля
Друг мой, хоть и небольшой, Но работает с душой. Все ошибки, закорючки, Что в тетради ставит ручка, Уберёт в один присест. Даже кляксы тоже «ест»! До чего хорош, жевастик – Мягкий светлый школьный...
Я с предметами дружу, Всё о них вам расскажу. Измеряю рост, длину, Ширину и глубину. Хоть цена - пустяк, копейка, Я – отличная...
Я и дома, я и в школе Нужен Лене, Свете, Коле. Про заданья расскажу И отметки покажу. Врать я как-то не привык. Очень честный я...
Натюрморт, пейзаж, портрет Я рисую сотни лет. Очень с красками дружу И художникам служу. Мягкая, как кисочка Тоненькая...
Эта книга не простая, Всё расскажет, не скрывая. Что такое эхолот, Где медведь-шатун живёт, Что растёт на огороде И какие шляпы в моде. Книга – лучше, чем Букварь. Добрый друг – большой... Словарь
Чертят им или рисуют. Грифель по листку танцует. Он большой помощник наш, И зовётся ……..
Без неё, скажу я, Линию прямую Не прочертишь ни одну, Не измеришь и длину. Мне ответь ты поскорей-ка! Называется …….
Пишем ей в тетрадку Буквы по порядку. Очень нужная нам штучка, А зовётся просто …..
- Молодцы! А о каких же предметах рассказал нам портфельчик?