Учебно-методический материал для проведения летнего марафона ЗЗ (занимательных задач) «Сами с Усами» (УС – умения самооценки) для 5 классов
Учебно-методический материал для проведения летнего марафона ЗЗ (занимательных задач) «Сами с Усами» (УС – умения самооценки) для 5 классов
Задание № 1 «Робинзон и Айрон».
Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.
Возраст: 11-13 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: учащимся предъявляется текст. Им нужно аргументировано ответить на вопросы о причинах судьбы героев литературных произведений.
Введение в проблему:
Один из персонажей романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» был высажен на необитаемый остров в наказание за совершённые злодеяния.
«Джон Магане заранее распорядился перевезти на остров несколько ящиков с консервами. Одежду, инструменты, оружие, а также запас пороха и пуль. Таким образом, боцман (Айртон) получил возможность работать и, работая, переродиться. У него было всё необходимое, даже книги».
Однако, когда герои другого романа Ж.Верна «Таинственный остров» через много лет нашли Айртона, он уже потерял человеческий облик, превратился в «белую обезьяну».
Формулировка задания:
Ответить на вопросы:
- Почему не оправдалась надежда Джона Магале, что Айртон сможет, «работая, переродиться»? Есть другой герой – Робинзон Крузо, которым все восхищаются.
- Почему этому человеку, оказавшемуся в условиях более сложных, чем Айртон, удалось сохранить свой интеллект и человеческое достоинство?
Информация, необходимая для решения данной задачи:
роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров».
Форма преставления результатов: Публичное выступление. Устное сообщение.
Задание № 2 «Сказочные герои».
формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев.
11- 13 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: учащимся предлагается провести теоретическое исследование. Теоретическое исследование - это формулирование общих закономерностей, позволяющих объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности.
Этапы проведения исследования
Формулирование проблемы.
Подготовка к проведению исследования:
- предварительный анализ имеющейся информации, выдвижение гипотез;
- отбор материала, который будет использован в исследовании.
3. Проведение исследования:
- анализ и обобщение результатов исследования.
4. Изложение результатов исследования, их представление.
5. Обсуждение, оценка полученных результатов.
Введение в проблему:
В волшебных сказках часто героями становятся внешне привлекательные персонажи, например Иванушка - дурачок, Емеля («По щучьему велению»). Сначала они спят на печи, ничем не интересуются, а потом сказочно изменяются, совершают героические подвиги и становятся богатыми и счастливыми.
Формулировка задания:
Ответить на вопросы:
- Почему героя называют не просто Иванушка, а Иванушка- дурачок?
- С чего начинаются чудесные изменения?
- Почему именно Иванушка-дурачок побеждает в сказках?
- Кто и что ему помогает?
- Какие качества персонажа, особенности его характера позволяют ему совершать подвиги? Как это показано в разных сказках?
- В волшебных сказках Иванушка-дурачок выполняет трудные задания с помощью друзей-помощников и чудесных предметов. Значит ли это, что роль Иванушки в этих подвигах незначительна и его нельзя считать героем-победителем?
- Описать, с чего начинается его сказочное преображение, сравнить его поступки с действиями других персонажей, описать его отношения с теми, кто ему помогает и кто ему встречается на пути.
Информация, необходимая для решения данной задачи:
Сказки, героем которых является Иванушка-дурачок.
Форма преставления результатов: Публичное выступление. Устное сообщение.
Проектная культура школьника – интегративное качество личности, определяемое способностями разработки и реализации личностно-значимых проектов на основе культурно-ценностного самоопределения в образовательном процессе. Как интегративное качество, проектная культура включает основы знаний о нормах проектирования, навыки организации проектной деятельности, проектные умения: критичность, рефлексивность, коммуникативность, ответственность, креативность.
Прочитайте сказки Г.-Х. Андерсена: «Снежная королева», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Девочка со спичками», «Гадкий утенок», «Новый наряд короля», «Дикие лебеди» и др.
Обсудите в группе, какие герои сказок вам наиболее интересны и заслуживают места в музее восковых фигур.
Совместно обсудите, как должны выглядеть герои-фигуры (наряд, поза, ситуация, в которой он запечатлен). Распределите роли.
Обсудите содержание литературной экскурсии: какие факты жизни автора нужно осветить, в какой последовательности рассказывать о героях, что о них рассказывать. Если необходимо, подберите цитаты из произведений. Выберите экскурсовода.
Составьте и обсудите окончательный текст экскурсии.
Проведите репетиции.
Представьте свою экскурсию.
Формирование и развитие универсальных учебных действий.
Подготовительный этап. Погружение в литературный материал.
Организационный этап. Деление на группы. Получение проектного задания. Целеполагание.
Планирование деятельности. Отбор персонажей. Распределение ролей.
Деятельностный этап. Работа с предметным содержанием. Разработка выставки музея (как должны выглядеть герои-фигуры, их наряд, поза, ситуация, в которой он запечатлен).
Промежуточная рефлексия.
Деятельностный этап. Содержание литературной экскурсии.
Деятельностный этап. Изготовление костюмов, декораций, репетиции экскурсии. Отчет о готовности.
Презентационный этап.
Рефлексивный, оценочный этап.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический материал для проведения летнего марафона ЗЗ (занимательных задач) «Сами с Усами» (УС – умения самооценки) для 5 классов »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендовать к утверждению Утверждена приказом
решением методического совета образовательного учреждения
протокол №__ от _______ №____ от «___»_______20
Зам. дир._______Кардаш Е. К. Директор______Петрова Л. В.
Учебно-методический материал
для проведения летнего марафона ЗЗ (занимательных задач)
«Сами с Усами»
(УС – умения самооценки) для 5 классов
учителя русского языка и литературы Степановой Н.Б.
Ныроб 2013
Задание № 1 «Робинзон и Айрон».
Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.
Возраст: 11-13 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: учащимся предъявляется текст. Им нужно аргументировано ответить на вопросы о причинах судьбы героев литературных произведений.
Введение в проблему:
Один из персонажей романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» был высажен на необитаемый остров в наказание за совершённые злодеяния.
«Джон Магане заранее распорядился перевезти на остров несколько ящиков с консервами. Одежду, инструменты, оружие, а также запас пороха и пуль. Таким образом, боцман (Айртон) получил возможность работать и, работая, переродиться. У него было всё необходимое, даже книги».
Однако, когда герои другого романа Ж.Верна «Таинственный остров» через много лет нашли Айртона, он уже потерял человеческий облик, превратился в «белую обезьяну».
Формулировка задания:
Ответить на вопросы:
- Почему не оправдалась надежда Джона Магале, что Айртон сможет, «работая, переродиться»? Есть другой герой – Робинзон Крузо, которым все восхищаются.
- Почему этому человеку, оказавшемуся в условиях более сложных, чем Айртон, удалось сохранить свой интеллект и человеческое достоинство?
Информация, необходимая для решения данной задачи:
роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров».
Форма преставления результатов: Публичное выступление. Устное сообщение.
Инструмент проверки:
Бланк наблюдения за групповой работой
Познавательная деятельность
Кол-во баллов
Информационно-коммуникативная
Кол-во баллов
Рефлексивная деятельность
Кол-во баллов
1 гр.
2гр.
3гр.
4гр.
5гр.
Критерии оценивания выступления учащихся
«5»
«4»
«3»
Выступление отличается последовательностью, логикой изложения, культурой речи. Легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы участники группы демонстрируют глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументировано, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях.
Выступление отличается последовательностью, логикой изложения, культурой речи. Но обоснование сделанных выводов не достаточно аргументировано. Не хватает умения кратко и полно раскрыть содержание проведенного исследования. В основном, выступление вызывает интерес у аудитории.
Участники группыпередают содержание работы, но не демонстрируют умений выявлять главное. Устное выступление воспринимается аудиторией сложно.
Задание № 2 «Сказочные герои».
Цель:формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев.
Возраст: 11- 13 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: учащимся предлагается провести теоретическое исследование. Теоретическое исследование - это формулирование общих закономерностей, позволяющих объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности.
Этапы проведения исследования
Формулирование проблемы.
Подготовка к проведению исследования:
- предварительный анализ имеющейся информации, выдвижение гипотез;
- отбор материала, который будет использован в исследовании.
3. Проведение исследования:
- анализ и обобщение результатов исследования.
4. Изложение результатов исследования, их представление.
5. Обсуждение, оценка полученных результатов.
Введение в проблему:
В волшебных сказках часто героями становятся внешне привлекательные персонажи, например Иванушка - дурачок, Емеля («По щучьему велению»). Сначала они спят на печи, ничем не интересуются, а потом сказочно изменяются, совершают героические подвиги и становятся богатыми и счастливыми.
Формулировка задания:
Ответить на вопросы:
- Почему героя называют не просто Иванушка, а Иванушка- дурачок?
- С чего начинаются чудесные изменения?
- Почему именно Иванушка-дурачок побеждает в сказках?
- Кто и что ему помогает?
- Какие качества персонажа, особенности его характера позволяют ему совершать подвиги? Как это показано в разных сказках?
- В волшебных сказках Иванушка-дурачок выполняет трудные задания с помощью друзей-помощников и чудесных предметов. Значит ли это, что роль Иванушки в этих подвигах незначительна и его нельзя считать героем-победителем?
- Описать, с чего начинается его сказочное преображение, сравнить его поступки с действиями других персонажей, описать его отношения с теми, кто ему помогает и кто ему встречается на пути.
Информация, необходимая для решения данной задачи:
Сказки, героем которых является Иванушка-дурачок.
Форма преставления результатов: Публичное выступление. Устное сообщение.
Инструмент проверки:
Бланк наблюдения за групповой работой
Познавательная деятельность
Кол-во баллов
Информационно-коммуникативная
Кол-во баллов
Рефлексивная деятельность
Кол-во баллов
1 гр.
2гр.
3гр.
4гр.
5гр.
Критерии оценивания выступления учащихся
«5»
«4»
«3»
Выступление отличается последовательностью, логикой изложения, культурой речи. Легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы участники группы демонстрируют глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументировано, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях.
Выступление отличается последовательностью, логикой изложения, культурой речи. Но обоснование сделанных выводов не достаточно аргументировано. Не хватает умения кратко и полно раскрыть содержание проведенного исследования. В основном, выступление вызывает интерес у аудитории.
Участники группыпередают содержание работы, но не демонстрируют умений выявлять главное. Устное выступление воспринимается аудиторией сложно.
Проектная культура школьника – интегративное качество личности, определяемое способностями разработки и реализации личностно-значимых проектов на основе культурно-ценностного самоопределения в образовательном процессе. Как интегративное качество, проектная культура включает основы знаний о нормах проектирования, навыки организации проектной деятельности, проектные умения: критичность, рефлексивность, коммуникативность, ответственность, креативность.
Прочитайте сказки Г.-Х. Андерсена: «Снежная королева», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Девочка со спичками», «Гадкий утенок», «Новый наряд короля», «Дикие лебеди» и др.
Обсудите в группе, какие герои сказок вам наиболее интересны и заслуживают места в музее восковых фигур.
Совместно обсудите, как должны выглядеть герои-фигуры (наряд, поза, ситуация, в которой он запечатлен). Распределите роли.
Обсудите содержание литературной экскурсии: какие факты жизни автора нужно осветить, в какой последовательности рассказывать о героях, что о них рассказывать. Если необходимо, подберите цитаты из произведений. Выберите экскурсовода.
Составьте и обсудите окончательный текст экскурсии.
Проведите репетиции.
Представьте свою экскурсию.
Формирование и развитие универсальных учебных действий.
Подготовительный этап. Погружение в литературный материал.
Организационный этап. Деление на группы. Получение проектного задания. Целеполагание.
Планирование деятельности. Отбор персонажей. Распределение ролей.
Деятельностный этап. Работа с предметным содержанием. Разработка выставки музея (как должны выглядеть герои-фигуры, их наряд, поза, ситуация, в которой он запечатлен).
Промежуточная рефлексия.
Деятельностный этап. Содержание литературной экскурсии.
Деятельностный этап. Изготовление костюмов, декораций, репетиции экскурсии. Отчет о готовности.
Презентационный этап.
Рефлексивный, оценочный этап.
Критерии оценивания творческих проектов учащихся 5-6 классов
-умение нормировать свою деятельность и выполнять эти нормы;
-способность творчески ориентироваться в ситуации;
-настойчивость, целеустремленность;
-способность к культурной коммуникации
Список использованной литературы.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова.- 2-у издание.- М.: Просвещение, 2011.
Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие - М.: Педагогическое общество России, 2012.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
Блинова В.И. ,Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. М: АРКТИ, 2007.
Лебедев О.Е Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии – 2009.