kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Творческое объединение «Жарки» как инструмент развития функциональной грамотности во внеурочной деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены результаты работы лицейского творческого объединения "Жарки". Эти материалы были представлены на мастер-классе, посвящённом развитию функциональной грамотности учащихся во внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«?????? ????»

Добрый день, уважаемые коллеги!

(1 слайд) Итак, тема моего сегодняшнего Мастер-класса «Творческое объединение «Жарки» как инструмент развития функциональной грамотности во внеурочной деятельности».

(2 слайд) Кратко представлю вам рабочую программу.


(39 слайд) Огромную роль в написании любой работы, творческой или исследовательской, играет ПОСЫЛ. Заинтересованность самого учителя, умение просчитать вперёд успешность выполнения работы тем или иным учеником – это половина победы в конкурсе или конференции.


(39, 40 слайды) Кратко. Научные работы прошлого года.


(41, 42 слайды) Благодаря ТО, проходит ежегодное результативное участие в муниципальном фестивале молодёжного творчества «АРТ-Квадро». Дистанционное участие раскрепощает детей и способствует результативности их выступлений. Детская интерпретация, безусловно, курируется мной лично, ведётся перезапись, если это необходимо.


(43 слайд) Боль и скорбь от последствий войн всегда находит отклик в детских душах. К солдатам, сражавшимся в Афганистане, у ребят особенно трепетное отношение. В данном случае предложение учителя обыграть сценку в палатке дало развитие целому сюжету, в котором прозвучали и стихи, и песня под гитару, всё это на фоне отрывка из фильма «9 рота». Смотрелось выступление очень эффектно и получило заслуженное награждение.


(44 слайд) Стихи к конкурсу к Дню Победы подбирались индивидуально, с учётом предпочтений и голосовых и интонационных возможностей учеников.


(45 слайд) К выступлениям детей в дистанционных конкурсах чтецов тщательно подбирается фоновая музыка и если не костюмы, то их элементы. Это помогает более точно и эмоционально передать атмосферу стиха, его исторический подтекст и глубокое прочувствование. Например, знаменательна победа ученицы в конкурсе чтения стихов Осипа Мандельштама. «Золотистого мёда струя» было прочитано в костюме Пенелопы и под греческую народную мелодию.


(46, 47 слайды) Пропагандирование творчества того или иного автора для выбора стихов на конкурс всегда сопряжено с личностным отношением педагога. Любимый мной Константин Паустовский, несомненно, и под моим влиянием стал излюбленным автором отрывков прозы, например, для конкурса «Живая классика». Так, рассказ «Старый повар», естественно, адаптированный к чтению наизусть, произвёл большое впечатление на ученика, который, в результате, занял призовое место на муниципальном этапе. Грамоты участников.


(48 слайд) Предложение сочинить сказку про белого медведя 11-класснице было для неё неожиданно, но, тем не менее, попало «в яблочко», как говорится. Ученица раньше успешно писала довольно-таки серьёзные эссе, и такое переформатирование дало положительный результат. Работа далась легко, даже не пришлось практически ничего править и принесла ученице ГРАН-ПРИ на региональном этапе Всероссийского конкурса «ЗВЕЗДА АРКТИКИ – УМКА».


(49 слайд) Для пятиклассников всегда интересно сочинение загадок и сказок на тему «ФЛОРА и ФАУНА ТАЙМЫРА». Ребята подбирают самый интересный материал для загадок и иллюстрации. Рифму подбирают все, корректирует, конечно, учитель.


(52 слайд) Любое очное выступление на сцене требует усиленной подготовки и подбора антуража. Эффект от выступления прямо пропорционален количеству вложенного времени в подготовку. Это опять-таки и подбор костюма, и фоновой музыки, и отработка выразительного чтения.


(53 слайд) Писать о своих родных всегда интересно ребятам. В конкурсе Юных журналистов победу принёс ученик, решивший рассказать о нелёгком труде в ковидной красной зоне своей мамы – медсестры стационара в Оганере. Написанное душой и сердцем ребёнка сочинение о любимой отважной маме заняло первое место на муниципальном уровне.


(54, 55 слайд) Нынче в конкурсе «Звезда Арктики – Умка» участвовали пятиклассники, один захотел попробовать сам написать стихотворение о реальном произошедшем с ним случае – встрече, правда, не с медведем, а с песцом. Стихотворение отличается непосредственностью и искренность. Эссе другого ученика отличается и серьёзным и трогательно детским отношением к своему герою. Приятен тот факт, что дети работали вместе с мамами, которые проявили интерес к конкурсу и помогали им.


( 56 слайд) Спасибо за внимание!


Просмотр содержимого презентации
«?????»

Мастер-класс ТО «Жарки» как инструмент развития функциональной грамотности во внеурочной деятельности.  Почекутова Татьяна Николаевна МБОУ «Лицей №3»

Мастер-класс

ТО «Жарки»

как инструмент развития функциональной грамотности

во внеурочной деятельности.

Почекутова Татьяна Николаевна

МБОУ «Лицей №3»

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу  «Жарки»  Разработчик программы : учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Почекутова Татьяна Николаевна

Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу

«Жарки»

Разработчик программы :

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Почекутова Татьяна Николаевна

Пояснительная записка Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

Пояснительная записка

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

Пояснительная записка С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа  творческого объединения «Жарки». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.

Пояснительная записка

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа  творческого объединения «Жарки». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.

Актуальность программы: Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Актуальность программы:

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель программы  через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Основная цель программы

через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи: через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи:

через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

1. Обучающие:

1. Обучающие:

  • освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
  • формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
  • развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
  • развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
2. Воспитательные:

2. Воспитательные:

  • воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;
  • формирование трудолюбия и требовательности к себе;
  • преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;
  • формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь

  • целостный анализ поэтического произведения:
  • умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  • постижение поэтической идеи;
  • знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.
Организационно-педагогические основы обучения: Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 5-11 классов в возрасте 11-17 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.

Организационно-педагогические основы обучения:

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися

5-11 классов в возрасте 11-17 лет.

Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.

Педагогические условия реализации программы:  В основе работы лежит принцип добровольности.  Основными педагогическими принципами , обеспечивающими реализацию программы, являются: • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка; • доброжелательный психологический климат на занятиях; • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса; • оптимальное сочетание форм деятельности; • доступность.

Педагогические условия реализации программы:

В основе работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами , обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах : обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.  Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии. Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах : обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности. Ожидаемый результат:

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  • рост познавательной и творческой активности у ребят;
  • увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.
Оценка результативности: В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план

Содержание программы Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (1 час)   Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах. Практические работы: Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Содержание программы

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры. (1 час)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Содержание программы  Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (1 час)   Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой. Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Содержание программы

Тема 2: «Я знаю силу слов…».

Назначение поэта и поэзии. (1 час)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Содержание программы   Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часа)  Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.  Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. Игра «Подбери тропы». Конкурс стихотворений о природе.

Содержание программы

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часа)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Содержание программы Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).  Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа) Практические работы: Игра «Угадай».

Содержание программы

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Практические работы: Игра «Угадай».

Содержание программы   Тема 5: Размеры стиха. (3 часа) Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий). Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков. Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами. Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.  

Содержание программы

Тема 5: Размеры стиха. (3 часа)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

 

Содержание программы   Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением».  (2 часа)  Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий). Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков. Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами. Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.  

Содержание программы

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением».

(2 часа)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

 

Содержание программы   Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением».  (2 часа)  Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы. Практические работы: Игра «Найди рифму». Экскурсия в музей Велимира Хлебникова. Конкурс стихов, посвящённый временам года.  

Содержание программы

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением».

(2 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Экскурсия в музей Велимира Хлебникова.

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

 

Содержание программы  Тема 7: Поэзия и штампы. (3часа)   Теория: Понятие «штамп» в литературе. Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).  

Содержание программы

Тема 7: Поэзия и штампы. (3часа)

Теория: Понятие «штамп» в литературе.

Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

 

Содержание программы Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления. Тема 8: Стили речи. (4 часа) Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Содержание программы

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Тема 8: Стили речи. (4 часа)

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Содержание программы Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием. Тема 9: Поэзия и живопись. (4 часа) Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Содержание программы

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Тема 9: Поэзия и живопись. (4 часа)

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Содержание программы  Тема 10: Музыка в поэзии. Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение. Моё поэтическое творчество. (4 часа) Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

Содержание программы

Тема 10: Музыка в поэзии.

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Моё поэтическое творчество. (4 часа)

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

Содержание программы  Ожидаемые результаты к концу обучения 1. Учащиеся должны знать: - основы теории литературы; - композицию литературного произведения; - жанровое разнообразие литературы; -изобразительно-выразительные средства поэтического языка; - систему стихосложения; - размер стиха.

Содержание программы

Ожидаемые результаты к концу обучения

1. Учащиеся должны знать:

- основы теории литературы;

- композицию литературного произведения;

- жанровое разнообразие литературы;

-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

- систему стихосложения;

- размер стиха.

Содержание программы  Ожидаемые результаты к концу обучения 2. Учащиеся должны уметь: - отличать прозаическое произведение от поэтического; - писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах; - подбирать рифму; - рифмовать строфы в разных размерах; - декламировать литературные произведения.

Содержание программы

Ожидаемые результаты к концу обучения

2. Учащиеся должны уметь:

- отличать прозаическое произведение от поэтического;

- писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;

- подбирать рифму;

- рифмовать строфы в разных размерах;

- декламировать литературные произведения.

Содержание программы 3. Учащиеся должны приобрести навыки: Ожидаемые результаты к концу обучения - аккуратности и трудолюбия; - основные навыки работы в группе.

Содержание программы

3. Учащиеся должны приобрести навыки:

Ожидаемые результаты к концу обучения

- аккуратности и трудолюбия;

- основные навыки работы в группе.

Методическое обеспечение занятий  Для занятий необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников. Ребята должны читать стихи, анализировать, спорить, работать ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.  Для занятий творческого объединения характерны и особые формы работы: увлекательные тематические занятия; обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах; чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве; занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного сочинения. Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.

Методическое обеспечение занятий

Для занятий необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников.

Ребята должны читать стихи, анализировать, спорить, работать ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей. Для занятий творческого объединения характерны и особые формы работы:

  • увлекательные тематические занятия;
  • обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
  • чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
  • занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного сочинения.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.

Дидактические игры: Подбери эпитет и обоснуй свой выбор: И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над … прудом Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные: Где … серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – просто везде, – Лишь паутины … волос Блестит на … борозде. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение. Пригрело землю весёлое апрельское солнышко. Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва, Как будто …, и пробились сквозь неё, Словно …, упругие стебельки. На тонких веточках берёзы, как …, Заблестели на солнце молодые листочки: Лес наполнился радостными голосами, как будто … .

Дидактические игры:

  • Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над … прудом

  • Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – просто везде, –

Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  • Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

Лес наполнился радостными голосами, как будто … .

Дидактические игры: Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт. Продолжите строки с рифмами: Рак \ мак \ …; Багаж \ гараж \ …; Белка \ грелка \ …; Карандаш \ пейзаж \ … Сочините считалку: Тра-та-та, барабан барабанит, Тра-та-та, … Тра-та-та, … Тра-та-та, …   Топ-топ-топ, бежал малыш, Топ-топ-топ, … Топ-топ-топ, … Топ-топ-топ, …

Дидактические игры:

  • Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого:

тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.

  • Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

  • Сочините считалку:

Тра-та-та, барабан барабанит,

Тра-та-та, …

Тра-та-та, …

Тра-та-та, …

 

Топ-топ-топ, бежал малыш,

Топ-топ-топ, …

Топ-топ-топ, …

Топ-топ-топ, …

Викторины Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано? Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»? Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку? На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов? М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.  При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны? Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?

Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?

Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?

На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?

М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.

При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?

Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры Английские шарады Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим. Прогулка со словами Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

Материально-техническое обеспечение Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:  1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.  2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.  3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)  4. Компьютер, мультимедийный проектор.  5. Магнитофон.  6. Столы, стулья.  Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.

Материально-техническое обеспечение

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.

Список литературы Литература для педагога: Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний); Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.; Маранцман В.Г. Анализ литературного произ­ведения и читательское восприятие школьни­ков. – Л., 1974. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с. Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.;

Список литературы

Литература для педагога:

Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.

Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);

Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;

Маранцман В.Г. Анализ литературного произ­ведения и читательское восприятие школьни­ков. – Л., 1974.

Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.

Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.;

Список литературы Литература для обучающихся: Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009. Матвеева Т. В.  От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.:  Дрофа, 2002. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008. Эткинд Е.  Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.

Список литературы

Литература для обучающихся:

Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.

Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.

Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.

Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.

Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.

Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.

Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.

Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.

Стихотворение «Гость»   Я видел как-то во дворе Щенка белёсого во мгле. Бродил он в поисках еды «Туды-сюды», «сюды-туды»…   И вроде бы на пса похож, Да только в дом совсем не вхож. И нос совсем как у лисы, И длинные, как хвост, усы   По-волчьи он на всех смотрел И к людям подходить не смел.

Стихотворение «Гость»

 

Я видел как-то во дворе

Щенка белёсого во мгле.

Бродил он в поисках еды

«Туды-сюды», «сюды-туды»…

 

И вроде бы на пса похож,

Да только в дом совсем не вхож.

И нос совсем как у лисы,

И длинные, как хвост, усы

 

По-волчьи он на всех смотрел

И к людям подходить не смел.

"Гляди, да это же песец", -

Сказал из-за спины отец

 

Бедняга! Он совсем замёрз!

Как жаль, что это был не пёс.

Я бы забрал его домой,

Но тундра – дом его родной!

 

Хотелось мне всё же рискнуть,

И дать «собаке» той приют.

А после в тундру отпустить

И снова в гости пригласить!

 

Жалейте, люди, всех зверей,

Добро дарите им скорей!

От нашей с вами доброты

Зависят все: они и мы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Почекутова Татьяна Николаевна

Дата: 01.06.2022

Номер свидетельства: 608553


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства