Традиционный русский народный праздник: «Жаворонки прилетают, весну – красну зазывают»
Традиционный русский народный праздник: «Жаворонки прилетают, весну – красну зазывают»
Мы обращаемся к семейным народным традициям, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор сопровождают нас по жизни. Чтобы приблизить радостную весеннюю пору люди придумывали обряды, складывали стихи, пели песни, придумывали заклинания, которые призывали поскорее приблизить весну и растопить зимний снег.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Традиционный русский народный праздник: «Жаворонки прилетают, весну – красну зазывают»»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 «Центр образования» имени кавалера ордена Ленина Н. Ф. Шутова городского округа Сызрань Самарской области
(ГБОУ СОШ № 14 г.о. Сызрань)
Методическая разработка на конкурс – фестиваль
«Я мастер своего дела» в рамках областной стажерской площадки «Воспитание как приоритет современного дополнительного образования детей.
Тема: Традиционный русский народный праздник: «Жаворонки прилетают, весну – красну зазывают»
Д) Фото отчёт о проведения праздника…………………………….. Стр. 21 - 22
Введение.
Сегодня мы вновь обращаемся к семейным народным традициям, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор сопровождают нас по жизни. Чтобы приблизить радостную весеннюю пору люди придумывали обряды, складывали стихи, пели песни, придумывали заклинания, которые призывали поскорее приблизить весну и растопить зимний снег. 22 марта на Руси издавна отмечали праздник во всех семьях «Жаворонки, прилетите! или День встречи весны». Хотя птицы к нам возвращаются, а до тепла ещё далеко, звался это день «Сороки». «Сорок сороков». «Сорок мучеников». «Сорок заморозков». «Сорок утренников». В этот день в каждом доме лепили из теста птичек жаворонков, пекли их, мазали сладким и душистым мёдом и подавалось такое угощение к семейному столу. Мальчишки бегали по улицам с этими птахами, подбрасывали их вверх, ловили и громко кричали «заклички» - это и были воспитательные моменты уважения к семейным народным традициям, уважение к старшим. Постараемся и мы изучить, сохранить всё лучшее в народном творчестве от этого жизнь становится образней, ярче и интересней.
Данная методическая разработка рассчитана на обучающихся 8 – 11 летнего возраста, которые занимаются первый год в объединении, имеет интеллектуально – познавательное направление, а самое главное понимать и осмысливать семейные традиции, культурное наследие русского народа. Данную методическую разработку рекомендуем учителям и педагогам общеобразовательных школ для проведения внеклассных мероприятий,
Тема: Традиционный русский народный праздник «Жаворонки прилетают, весну – красну зазывают».
Цель: Ознакомление обучающихся с семейными традициями и обычаями проведения народного праздника встречи весны «Жаворонки, прилетите!»
Задачи:
Образовательная: Познакомить с русскими обычаями, обрядами, традициями, закличками встречи весны. Обобщить знания детей о перелётных и зимующих птицах. Разучить народные игры, танцы, стихи русских поэтов о весне, хороводные песни – весняночки. Познакомить со словами: обычай, обряд, традиция и объяснить смысла этих слов.
Развивающая: Развивать творческие способности детей, артистизм через выразительное чтение стихотворений в ходе игр, песен, хороводов, способствовать развитию памяти, образному мышлению, творческому воображению, познавательному интересу, развитию коммуникативных отношений посредством игр, хороводов, исполнению песен.
Воспитательная: Воспитывать чувство любви к русским семейным народным праздникам, родной природе, бережное отношение к птицам и заботе о них.
Актуальность: использование стихов, обрядовых закличек, игр, хороводных русских народных песен, позволяет обучающемуся участвовать в диалоге, сплотиться с коллективом, получить дополнительные сведения о русских народных традициях и семейных праздниках своего народа. Эти знания позволят обучающемуся правильно интерпретировать воспринимаемые на слух речевые сообщения и адекватно реагировать на них, выражать собственные мысли и чувства так, чтобы быть понятым собеседником, что в конечном итоге определяет успех коммуникации и достижение цели.
Оборудование: презентация, аудиозаписи русских народных песен, трели жаворонка, аудиозапись для исполнения хороводной песни и танца. Коридорукрашен предметами народного творчества: расписные ложки, чашки, самовар, бублики, сушки, конфеты, печенье, вафли.
Учебный кабинет № 318 подготовлен для проведения мастер – класса. Домик – скворечник для жаворонков, ткань, вата, нитки ирис, ножницы, плакат с техникой безопасности при работе с ножницами.
Учебный кабинет № 314 подготовлен для проведения мастер – класса.
Цветная бумага, картон, клей, ножницы, украшения для птицы, палочки.
Технологическая карта занятия.
Тема: Традиционный русский народный праздник: «Жаворонки прилетают, весну – красну зазывают».
Форма проведения занятия: праздничное мероприятие
Время проведения занятия: 45 минут
Возраст: 8 –11лет
Методические приёмы: практический, познавательный, исполнение русских народных песен, хороводных песен, танцев, слушание трели жаворонка.
Формы работы на занятии: групповая, индивидуальная.
Метод обучения:
Словесный: рассказ, беседа.
Наглядный: просмотр слайдов, исполнение русских хороводных песен.
Практический: выполнение заданий.
Тип занятия: комбинированный.
Межпредметные связи: литература, история, фольклор, песни русских композиторов.
Основные методы и технологии занятия:
- развивающее обучение.
- технология обучения и сотрудничества.
- информационно - коммуникативные технологии.
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучающихся:
1 Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других обучающихся;
2 Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.
3 Расширять знания обучающихся о русских народных праздниках и семейных традициях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1 Формирование умения работать с информацией;
2 Развивать умение обучающихся выступать в диалоге;
3 Формировать познавательную рефлексию;
4 Работать в группах.
5 Развивать умения анализировать, синтезировать и обобщать информацию из источников.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1 Формирование понятия обряды, обычаи, традиции.
2 Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, к наследию своего народа и сохранность этого богатства.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать стихи о весне, о зимующих и перелётных птицах, загадки о птицах.
Метапредметные: Выполнять задание в группе, осваивать способы и решения заданий творческого и поискового характера; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Личностные: Определять личностный смысл учения, осознавать себя частью народа и всей страны.
План мероприятия
I Вводная часть.
1 Организационный момент.
2 Мотивация.
Сообщение темы, цели, задач. Словарная работа.
II Этап. Основная часть.
1. А) Чтение стихотворений о весне.
Б) Слушание аудио записи песни. «На солнце тёмный лес зардел» муз. В. Калинина, сл. В. Жуковского
В) Разучивание закличек о весне.
Г) Исполнение хороводной песни «Ой, бежит, бежит вода».
Д) Разучивание заклички о солнышке.
Е) Исполнение танца «Во саду ли в огороде».
Ё) Признаки прихода весны.
Ж) Жаворонок – распространённый персонаж в поэзии.
З) Слушание аудиозаписи романса «Жаворонок» муз М. Глинки сл. Н. Кукольника
И) Игра «Прилетели птицы».
Й) Игра «Ручеёк»
К) Отгадывания загадок о птицах.
Л) Жаворонок – предвестник весны. Слушание аудио записи трели жаворонка.
М) Угощение для ребят.
2. Практическая часть.
Мастер – класс из ткани. Жаворонок. Кабинет № 318
1 Анализ образца.
2 Поэтапное выполнение птицы: клюв, голова, туловище, хвост, крылья.
Мастер – класс из бумаги. Чудо – птичка. Кабинет № 314
1 Анализ образца.
2 Поэтапное выполнение птицы: обвод туловища, крыльев по шаблону, вырезание, приклеивание к палочке, украшение.
III Заключительная часть.
1 Заключительное слово педагога.
2 Подведение итогов.
3 Награждение. Сладкое угощение.
4 Рефлексия.
Доскажи предложение. Бережное отношение к традициям, к птицам и природе.
Сценарий мероприятия.
I Вводная часть.
1 Организационный момент.
Дети из объединений рассаживаются на диване в светлом коридоре.
Звучит аудиозапись народной песни «Ой, вставала я ранёшенько» в исполнении русского народного хора имени Митрофана Пятницкого.
Выход ведущего.
2 Мотивация необходимых знаний.
Ведущий
(Слайд 1, 2, 3)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас интересное праздничное мероприятие по теме: «Жаворонки прилетают, весну –красну зазывают», так как 1 апреля отмечается Международный день птиц, который приурочен к началу их возвращения с мест зимовок.
3 Сообщение темы, цели, задач. Словарная работа.
- Вы познакомитесь с семейными русскими традициями, обычаями, обрядами, узнаете о том, как на Руси встречали весну, так как этот год назван годом народного искусства и культурного наследия.
- А что обозначает слово обычай, обряд, традиция? Знаете, ребята?
(ответы детей)
(Слайд 4)
- Обычай – это определённый порядок, правило общественного поведения, унаследованный от родителей, то есть так принято, заведено.
- Обряд – это совокупность действий, установленных обычаем, которые помогают человеку установить отношения с окружающим миром. Всякий обряд совершается в определённое время, то есть так нужно сделать.
Традиция – от латинского слова приданье, всё что унаследовано от предыдущих поколений: идеи, взгляды, вкусы, образ жизни.
Выход хозяйки.
Хозяйка
- Здравствуйте дорогие дети! Приглашаю вас в гости к себе, в горницу. Будем хороводы водить, песни распевать, весну закликать, да птиц весенних прославлять. Садитесь поудобнее, да порадуйтесь вместе со мной приходу весны. Чтобы приблизить радостную весеннюю пору люди придумали обряд «Заклинание весны». О весне складывались стихи, пели песни, ей посвящались народные гуляния, призывали её поскорее растопить зимний снег.
- Послушайте стихотворения о весне. (Стихи читают дети)
II Этап. Основной часть.
(Слайд 5)
А) Чтение стихов о весне.
1 Зима недаром злится,
Прошла её пора!
Весна в окно стучится
И гонит со двора!
2 И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон!
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
3 Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет,
И пуще лишь шумит!
4 Взбесилась ведьма злая
И снегу захвотя,
Метнула, убегая,
В прекрасное дитя.
5 Весне и горя мало
Умылася в снегу
И лишь румяней стела
Наперекор врагу!
6 Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
7 Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла ВЕСНА.
Б) Слушание аудиозаписи песни «На солнце тёмный лес зардел», музыка В. С. Калинина, слова В. А. Жуковского.
- Послушайте, ребята, песню о весне в исполнении хора.
(Слайд 6)
(Звучит аудиозапись песни «На солнце тёмный лес зардел»)
На солнце тёмный лес зардел
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке сверкая.
Весна пришла к нам молодая
Я здесь пою приход весны!
- Ребята, о ком эта песня?
(ответы детей)
Хозяйка
(Слайд 7)
- Благослови, мати, весну закликати,
Весну закликати - зиму провожати!
Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог!
Пускай весна придёт скорей, мы так соскучились по ней! Станет солнышко добрее, дни длиннее и светлее.
- Ребята, а теперь хором скажем закличку.
В) «Весна, весна приди с радостью, с великой милостью! Со льном высоким (руки вверх), с корнем глубоким (руки вниз), с колосом сильным (пальцы разжаты), с хлебом обильным (держат каравай) (3 раза)
(Слайд 8)
Г) - А теперь встанем в хоровод и споём народную песню «Ой бежит, бежит вода»
1 Ой бежит, бежит вода, нет ни снега, нет и льда!
Ой вода, ой вода, нет ни снега нет и льда. (2 раза)
2 Прилетели журавли и соловушки малы.
Журавли, журавли и соловушки малы. (2 раза)
3 Мы весняночку поём, весну красную зовём.
Ой поём, ой поём весну красную зовём (2 раза)
Хозяйка
- Не может весна без солнышка прийти, пора и его зазывать – закликать.
- Скажем вместе дружно, ребята, закличку для солнышка.
(Слайд 9)
Д) - Солнышко покажись! Ясное снарядись! Выйди поскорее! Будь нам подобрее! Сядь на пенёк, посвяти денёк! (3 раза)
- Вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось! Птицы весело поют, весну – красну на крыльях несут! Вот и пришла к нам весна и принесла нам здоровье: первое – коровье, второе – овечье, а третье – человечье.
Е) - А когда солнышко пригреет, то сажают овощи в огороде. Сейчас вместе станцуем весёлый танец «Во саду ли в огороде» (дети под музыку повторяют движения хозяйки).
(Слайд 10)
Ё) - Расскажите, ребята по каким признакам вы узнаёте, что пришла весна.
(ответы детей: снег тает, на улице теплее, птицы прилетают)
- Март – это весна света! Дни становятся длиннее, а ночи короче. Бурно тает снег и превращается в воду. Талые воды заполняют землю, везде лужи. Реки выходят из берегов – идёт половодье.
Апрель – это месяц весенних первоцветов. В мае месяце, как только зазеленеет берёза, начинается весна зелени.
- Птицы бывают зимующие и перелётные. Перечислите зимующих птиц? Перечислите перелётных птиц?
(ответы детей)
(Слайд 11)
Ж) -В марте месяце прилетают к нам жаворонки. Жаворонок – распространенный персонаж в обрядовой поэзии. Как рассказывают легенды, Бог подбросил высоко вверх комочек земли и от него появилась на свет эта серая, как земля птичка, по народным повериям на зиму жаворонок превращается в мышь и живёт в норе, а летом принимает прежний облик. Жаворонки есть луговые, полевые и лесные. По размерам чуть побольше воробья.
Для встречи весны 22 марта – это день равноденствия, когда день равен дню ночи, в печи выпекают булочки похожие на жаворонков и подавали к чаю с душистым мёдом. поэтому приход весны определяют по прилёту жаворонков. Люди верили, что жаворонки спутники весны принесут здоровье и людям, и животным.
З) - А сейчас послушаем романс «Жаворонок» музыка М. И. Глинки, слова Нестора Кукольника
Между небом и землёй песня раздаётся,
Неизбывною струёй громче, громче льётся.
Не видать певца полей, где поёт так громко
Над подруженькой своей жаворонок звонкий.
- Ребята, понравился вам романс? О ком он написан?
(ответы детей)
Ведущий
И) – Игра «перелётные птицы».
- А теперь поиграем:
Я буду читать стихотворение, а вы слушайте его внимательнее и постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, не обозначающее птицу.
Прилетели птицы: голуби, синицы, голуби, синицы, мухи и стрижи, прилетели птицы: голуби, куницы, аисты, вороны, галки, макароны, аисты, кукушки, совы и ватрушки,комары, кукушки, галки и стрижи
Ведущий
Й) Игра в «Ручеёк».
- Молодцы, справились все ребята, а я снова вас играть зову.
- Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей, а в овраге звонко льётся разговорчивый ручей!
(Слайд 12)
- Ребята, приглашаю вас поиграть в игру «Ручеёк». Это русская подвижная хороводная игра для детей и взрослых известная с давних пор.
(звучит аудиозапись с песней Н Кадышевой «Течет ручей, бежит ручей»)
Хозяйка
(Слайд 13)
К) Загадки о птицах.
- После зимней тишины, после зимней стужи, из -за гор, из- за морей прилетают птицы. Вот со мной пташки прилетели. Сможете отгадать, как их зовут.
1 Чёрный, проворный, кричит «Крак», а червякам враг (Грач)
2 На одной ноге стоит, в воду пристально глядит, во дворце - перец, а зовут его (Скворец)
3 На шесте дворец, тычет клювом на угад, ищет в речке лягушат. (Цапля)
4 Кто в беретке ярко – красной, в чёрной курточке атласной, на меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
5 Хочет прямо полетит, хочет в воздухе висит, камнем падает с высот, а весной в полях поёт? (Жаворонок)
6 Гнездо под крышей ловко строит, птенцов своих постоянно выводит, перед дождём очень низко летает, эту птичку каждый ребёнок знает, верный страж и друг полей (Воробей)
7 Посмотрите – выше крыш, небо режет быстрый (Стриж)
8 За ней мы любим наблюдать, первый вестник тёплых дней это (Грач)
Хозяйка
- Молодцы, ребята! Загадки все угадали! Разных я птиц люблю, разных птиц приголублю, но дороже всех одна – пташка малая моя! Кто она? Вы знаете, дети? Скорей мне ответьте? – это жаворонок! Правильно, а почему?
(Слайд 14)
- Эта птичка предвестник весны, эта птичка является предвестником счастья и добра. Его пение создаёт радость и спокойствие в душе. Послушайте его пение. (звучит аудиозапись трели жаворонка в природе).
Л) – Слушание трели жаворонка.
- Жаворонки, жаворонки, вы скорей летите, тепло принесите! Нам зима надоела, весь хлеб она поела. Нет ни хлеба , ни картошки, самовар стоит на окошке.
(Слайд 15)
М) Угощение для ребят.
- Самовар на окошке – это не порядок! Самовар всегда должен на окне стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать. А вот вам, ребята угощение птички – жаворонки. С пылу с жару, всё для нашего самовара. Не забудьте, ребятишки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.
2 Практическая часть.
А) Анализ образца.
Б) Поэтапное выполнение.
Мастер – классы
- Праздник наш продолжается, и мы приглашаем вас в кабинеты № 314 и № 318 на проведение мастер – классов.
Педагог Е. В. Краснощекова (Слайд 16, 17, 18)
Мастер – класс по теме: «Чудо – птичка на палочке».
Ребята! Сегодня мы научимся делать «Чудо – птичку на палочке».
- Ребята, посмотрите и проанализируйте образец этого изделия.
Для того, чтобы изготовить «Чудо - птичку на палочке» необходимы следующие материалы и инструменты: Цветной картон, цветная бумага двусторонняя, палочка обычная от суши или коктельная трубочка, ножницы, клей карандаш, простой карандаш, фломастеры, декоративный степлер, образец готовой работы.
Техника безопасности при работе с ножницами
• Не вырезайте мелкие детали из большого листа - это неудобно.
• При вырезании лист со стола постарайтесь не поднимать.
Необходимо, чтобы линия разметки при разрезании бумаги оставалась слева.
• При разрезании бумаги по прямой линии ножницы разводят нешироко и концы вместе не сводят.
• Выполняя надрезы, необходимо пользоваться кончиками ножниц.
• При резании бумаги, сложенной в несколько слоев, ножницы наклоняют вправо.
• Работая с ножницами, поворачивают материал, а не инструмент.
• Детали округлой формы вырезают по внешнему контуру.
Этапы выполнения работы.
1. Вырезаем из цветной бумаги два силуэта туловища по шаблону
2. Вырезаем два крыла (по шаблону и приклеиваем к туловищу с одной и другой стороны.
3. Приклеиваем палочку посередине одного силуэта птички, а на вверх приклеиваем второй силуэт птички.
4. Дорисовываем глазки, клюв, горловину фломастерами, а также добавляем красочное оформление для наших птичек (по желанию).
- Хочется отметить, что на палочке можно сделать не только птичку, но и сердечко, цветочек, бабочку, звездочку и т.п. Любая работа доставит удовольствие и увлечет наших обучающихся и гостей мастер-класса.
- Покажите ваше изделие мне, друг другу. Вам понравился мастер – класс? Молодцы, все справились с заданием. Приглашаю вас сфотографироваться с вашими поделками.
Педагог Н. В. Портнова(Слайд 19, 20, 21)
Мастер – класс по теме: Объемная игрушка из ткани птичка Жаворонок.
На столах разложены ткани разных цветов размером 250 х 250 мм, нитки ирис, ножницы, образец.
На доске плакат по технике безопасности «Работа с ножницами».
1 Ножницы во время работы должны лежать на столе справа кольцами к себе в сомкнутом состоянии.
2 После работы снова положить на прежнее место.
3 Следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как могут поранить ногу.
Педагог
- Как в старину, так и в наши дни в печи выпекали из теста вкусные жаворонки. Мы с вами печь не будем, а сделаем из ткани жаворонка – предвестника весны. Сначала мы посмотрим из сколько частей состоит эта птичка?
(ответы детей. Птичка состоит из клюва, головы, туловища, крыльев и хвоста)
- А теперь будем делать вместе. Смотрим как?!
А) Находим центр ткани, защепили его и перевязываем нитью – это будет клюв.
Б) К клюву вставляем комочек ваты и перевязываем нитью – это будет голова. Кому помочь?
В) Отделяем крылья, хвост.
Г) Перевязываем нитью одно крыло, потом другое.
Д) Набиваем ватой туловище и отделяем нитью хвост. Кому помочь?
Е) К шее и к хвосту добавляем ещё нить, чтобы наша птичка висела, как бы находилась в полёте. С такой дополнительной нитью птицу можно повесить в любое место, самое главное, чтобы был выступ или гвоздь.
Ё) Покажите жаворонков мне, друг другу.
Ж) Поместим наших птиц в домик – скворечник, чтобы они там жили хорошо и вывели маленьких птенчиков.
Молодцы! Все справились с работой.
А теперь приглашаю вас сфотографировать с вашими поделками.
III Заключительная часть.
1 Заключительное слово педагога.
(Слайд 22)
- Подошел к концу наше праздничное мероприятие «Жаворонки прилетают, весну – красну зазывают». Сегодня мы показали вам, как проходил этот праздник в далёкие времена на Руси и до сих пор остался с нами, чтобы побыстрее растопить снег и приблизить радостную весеннюю пору люди придумывали заклички, песни, стихи. В каждом доме, в каждой семье лепили из теста птичек жаворонков, выпекали их в печи, мазали душистым сладким мёдом и подавали к семейному столу. Постараемся сохранить всё лучшее в русском народном творчестве от этого наша жизнь становится интересней и ярче.
(Слайд 23)
2 Подведение итога.
-Что же такое обычай, обряд и традиция? Что заполнилось на празднике? Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему выпекали в печи именно жаворонков? Расскажите запомнившую закличку.
(ответы детей)
3 Рефлексия
- Чему научило нас это мероприятие: хорошему или плохому?
- Продолжите мою фразу по очереди:
- Я узнала, что ……….
- Я запомнила ………..
- Мне было трудно ………..
- Сегодня для меня было новым, то что ……..
Ведущий
- Спасибо вам, ребята, за ваше активное участие в празднике.
Вместе на память сфотографируемся со своими изделиями.
(Слайд 24)
- И вот настал момент прощания,
Будет краткой наша речь,
Говорю вам: «До свидания, до счастливых новых встречь.»
Хорошего вам весеннего настроения.
Список использованной литературы и рекомендации.
1.Г.А. Айдашева. Русские обряды. Весна М., 2014, текст
2. Барадулин В. А. «Основы художественного ремесла» - М.: Просвещение, 2006 -240с.: ил. текст
3. Гукасова А. М. «Рукоделие в начальных классах» - М.: Просвещение, 1994.-192с.: ил. текст
4. Гришина Н.Н, Анистратова А.А. Поделки из кусочков бумаги – М. Оникс, 2009 г., текст
5. Зеленова, Л.Е. Осипова. «Мы живем в России». Гражданско- патриотическое воспитание школьников – М.: «Издательство Скрипторей 2003г., текст
7.Островская О. В. «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» Москва «Владос» 2004г. текст
8.Претте М. К., Капальдо А. «Творчество и выражение» Москва Советский художник 1985 г.
9. Пичугина Г.В. «Школа и производство» - М.: Школа-Пресс, 2008 №2,3. текст
9.Энциклопедия для детей. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. - М.: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2007- 688с.: ил.
Интернет-ресурсы
https://vsepodelki.guru/podelka-ptica/ Поделка птица: лучшие идеи поделок своими руками. Инструкции для детей + простые фото –схемы работы
https://tytpodelki.ru/podelka-ptica/ Поделка птица поэтапно своими руками – как и из чего сделать красивую поделку. Фото, описание и подробная инструкция
https://gidrukodeliya.ru/podelka-ptica Поделка птица своими руками - огромная подборка мастер-классов и фото идей