• воспитывать культуру общения , уважение к окружающим.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её выполнения, выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
I. Организационный момент
Минутка чистописания (цифра 2)
II. Актуализация знаний
Работа по карточкам (разноуровневые задания)
Логическая разминка.
- Сумма двух чисел равна 45. Одно из них оканчивается нулем. Если этот нуль отбросить, то получится другое число. Догадайтесь, какие это числа? (40 и 5)
- Может ли разность двух чисел равняться уменьшаемому? (Если вычитаемое равно 0)
- Летела стая гусей. Один – впереди, два – позади, один – позади, два - впереди, один в середине, два по бокам. Сколько гусей летело? (3)
- А куда они летели?
- Чего ждут от нас зимующие птицы?
- У нас в классе осень тоже оставила свой след.
3) Устный счет
(На доске ряд чисел на осенних листочках)
12, 1, 14, 3, 16, 5, 18, 7, ….? (20, 9)
- По какому принципу составлен ряд чисел?
- Восстановите числа, которые на листочках унесло ветром?
- На какие 2 группы можно разделить все числа? ( однозначные, двузначные)
- Назовите наименьшее однозначное число?
- Назовите наибольшее двузначное число?
- Найдите рациональным способом сумму однозначных чисел. (соберем листочки, посчитаем)
7+3+5+1=
- Какое число получилось?
- Что о нем знаете?
(Рассказ учащихся о числе 16)
4.) Повторение умений представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых
Игра «Десятки-единицы»
(Работа в парах)
49, 87, 54, 96, 75
III. Самоопределение к деятельности
Вычислите рациональным способом
20+ 4+ 30+ 6+ 10= 70
2+ 40+ 10+ 10+ +8=70
3+ 60+ 6+ 20= 89
- Объясните, как складывали?
2. Задание Знайки
36 + 2
36 + 20
- Создание проблемной ситуации
3. –Над чем будем работать сегодня?
- Как вы думаете, какая тема урока?
IV. Работа по теме урока
Работа в группах (поиск решения).
Ответы учащихся .
Проверка по учебнику,
Вывод
V. Физминутка
Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он всё ниже, ниже, ниже.
Всё к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.
VI. Первичное закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
VII. Закрепление изученного материала
VIII. Рефлексия
«Проверь себя»
1 - уровень
2 – уровень
3 - уровень
Найди значения выражений
Вставь в окошечки числа, чтобы получились верные равенства.
Вставь числа, чтобы равенства были верными.
33 + 4 = 33 + 40 =
62 + 30 = 20 + 45 =
44 + * = 47 ** + 32 = 62
6* + * 0 = 78
45 + 2 * 45 + 20
37 + ** = 20 + **
Оценка работы на уроке:
- Добились ли вы своей цели, которую поставили в начале урока?
- Закончите фразу:
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось …
IX. Домашнее задание
X. Итог урока.
Тема:В. Орлов. Я узнал, что у меня…»
Цели урока:
- организация восприятия нового и первичного закрепления, проверка качества усвоения учащимися программного материала по чтению;
- продолжение работы над соблюдением интонации в соответствии со знаками препинания;
- развитие связной речи учащихся;
- коррекция артикуляции;
- воспитание любви к чтению, бережному отношению к природе;
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Оргмомент.
Чтение стихотворения:
Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Целеполагание.
Беседа: Ребята, урок мы начнем с загадки. Прочитайте ее.
Определение темы и цели урока (высказывания детей).
загадка на доске
3. Беседа о поэте.
Владимир Натанович Орлов родился в семье рабочего, и прежде, чем стать детским писателем, успел поработать слесарем и матросом, растирал краски в художественной мастерской и учился шить. Он очень любил детей и писал для них.
4. Чтение стихотворения
учитель читает стихотворение
- Какое это стихотворение по настроению? Обоснуйте свой ответ.
- Что вы знаете о подснежнике?
Высказывания детей
5. Беседа о подснежнике
6. Чтение стихотворения
7. Словарная работа
7. Физминутка.
8. Работа по учебнику
9. Анализ произведения.
10. Оценивание
11. Итог
Существует такая легенда. Богиня Флора пригласила всех на свой карнавал. Каждому участнику подарила наряд. Подснежнику досталось белое платье. Снег на праздник опоздал и костюма ему не хватило. Никто ни стал делиться со снегом, кроме Подснежника. Храбрый Подснежник укрыл снег своим нарядом и весь карнавальный вечер они танцевали и веселились вместе. В благодарность за это снег с тех пор укрывает Подснежник от холода. Так они и дружат, по сей день: белый снег и белый Подснежник.
- А на какой цветок похож подснежник?
Французы называют подснежники снежным колокольчиком.
Давайте прочитаем это стихотворение про себя
- Как вы понимаете смысл слов:
озябший
поник и зачах
зрительная гимнастика
(тренажер Базарного)
А сейчас прочитаем это стихотворение выразительно в парах.
- Почему автор считает, что он напрасно выкопал цветок? Ответьте словами из стихотворения.
- Какое настроение возникает у вас при чтении стихотворения? Меняется ли оно?
- Как автор относился к цветку?
-Почему цветок стал погибать?
- Что хотел бы сказать цветок автору?
Большинство видов занесено в Красную Книгу и собирать эти цветы нельзя. Если вам хочется любоваться Подснежниками мы можем вырастить их в теплицах, на клумбах и в собственных огородах. И даже на подоконнике, в цветочном горшке.
А я предлагаю вам на прогулке посадить цветы, которые будут расти, и радовать нас при должном уходе.
- Молодцы, мне с вами сегодня очень интересно было работать
Высказывания детей
Дети читают стихотворение в парах. ( два лучших ученика)
Но вскоре цветок
У меня на глазах
Печально склонился,
Поник и зачах.
В начале стихотворение вызывает радостные чувства, т.к. мы радуемся первому цветку. Когда цветок погибает у нас грустное настроение.
Он принес его в уютный дом, в тепло. (позаботился)
Он лесной цветок. Должен расти в природе.
Не срывай меня. Оставь в лесу, я смогу порадовать не только тебя, но и других людей.
.
А. Л.Барто. «Думают ли звери?»
Цель: сформировать эмоционально – ценностное отношение ко всему живому и «братьям нашим меньшим».
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Организационный момент
Активизация к учебной деятельности, пробуждение интереса к теме урока.
Выставка книг стихов
А. Л. Барто.
«Мир, в котором живут дети».
-Какой мир имеет в виду писательница?
Проверка готовности рабочего места.
- мир фантазий
-игр
-секретов
-мечтаний
-страхов
-сказок
-взаимоотношений с друзьями, взрослыми и т.д.
Проверка домашнего задания
Знакомство с биографией поэтессы, которая так хорошо чувствовала мир ребёнка.
Прочитайте стихи А. Л. Барто, которые знаете с раннего детства, учили в детском саду. Кто помнит точнее? Вы или Незнайка, который что-то напутал в стихотворных строчках?
Читают стихи наизусть,
А. Л. Барто писала стихи и для самых маленьких, и для школьников.
Послушайте наших любителей поэзии. Они прочитают в лицах стихи:
«Любочка»
«В театре»
Учебно – познавательная деятельность
Создание проблемной ситуации. Раскрытие темы урока
Прекрасно наши артисты разыграли сценки.
Вы смеялись.
Какие это стихи?
Прочитайте на слайде в чём отличие юмора от сатиры.
Юмористические или сатирические стихи написаны замечательной детской писательницей?
Давайте подумаем над этой проблемой.
Обоснуйте свои выводы, подтвердите отрывками из стихов А. Л. Барто.
-весёлые
- смешные
-юмористические
-поучительные
- сатирические
- и сатирические, и юмористические, но все они добрые, не обидные, а поучительные, помогают ребёнку увидеть себя со стороны и не попасть в смешную ситуацию
Работа по учебнику.
Повторение, связь изученного с новым материалом.
Кто наиболее прочувственно прочтёт стихотворение А. Л. Барто«Перед сном», с которым вы уже знакомы.
Как вы определите тему этого стихотворения?
Значит, у А.Л.Барто есть стихи и о детских переживаниях, рассуждениях, сомнениях.
Познакомимся с новым стихотворением писательницы.
Как называется?
Что необычного в названии?
Кому задан этот вопрос?
Кто задаёт вопрос?
Задавая вопрос, обычно хотят получить ответ.
Я прочту стихотворение, а вы подумайте, есть ли в нём ответ.
Чтение учителем.
Дан ли ответ? Кем?
Согласен ли мальчик с этим утверждением?
Почему он сомневается в ответе бабушки?
А как считаете вы?
Работа над выразительным чтением.
К чему побуждает нас А.Л. Барто своим произведением?
Вот мы и открыли новую грань в творчестве писательницы.
Какую?
Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своём произведении «Маленький принц» утверждает:
Кто хочет поделиться своими жизненными ситуациями, показать фотографии и рассказать о питомцах, которых вы приручил?
Знаю, что некоторые наши ребята приютили бездомную кошку, взяли из Приюта собачку и кота.
- грустное
- тоскливое
-сильная любовь к маме
-рассуждение о своём поведении, которым заслужил мамино внимание;
- «Думают ли звери?»
- вопрос
- читателям, детям
- мальчик, главный герой произведения
-да, бабушкой
- нет, он хочет проверить
-у животных бывают просящие глаза, тоскливо опущенные хвосты, уши; они шумно вздыхают, как будто переживают ,о чём-то
думают, рассуждают, наблюдают.
Фронтально-индивидуальная работа учащихся над выразительностью чтения, фрагментов стиха.
- задуматься над поставленным вопросом, «докопаться» до истины.
-А. Л. Барто писала не только весёлые и поучительные стихи, но и стихи –рассуждения.
-Такие стихи учат искать истину, спрашивать у взрослых, сомневаться, обращаться к справочникам, энциклопедиям, т.е. учат думать, а значит переживать о «братьях наших меньших»
- мальчик
- на щенка
- сверху вниз
- 6 – 7лет
Дети рассуждают, учитель подводит их к выводу:
- это художественный приём в живописи – цветом, размером и центральным местом в картине привлечь внимание зрителей к главному герою;
- мальчик хоть по возрасту мал, но изображён крупно, уверенно стоящим на полу, широко расставив свои ноги. Весь облик ребёнка говорит о том, что он готов взять на себя всю ответственность за щенка. Художник призывает своих зрителей, особенно детей, помнить, что все «Мы в ответе за тех, кого приручили». Скидок на возраст нет.
А знаете ли вы, что одна из звёзд названа в честь А.Л.Барто?
Как вы думаете почему?
Какое настроение было у вас в самом начале урока?
У кого оно изменилось? Как? Почему?
Полезен ли был урок?
Получили ли новую информацию?
Домашнее задание.
Обсудите с родителями стихотворение А.Л.Барто «Думают ли звери?
К какому мнению придёт ваш семейный совет?
Думают звери или нет?
-«Мы в ответе за тех, кого приручили».
-А. Л. Барто и её стихотворение «Думают ли звери?”
Дети предполагают:
-наверное, в благодарность, потому что учёные тоже были детьми и знают её стихи с малых лет;
-может быть, потому что она описывала «Мир, в котором живут дети»;
- я думаю, потому что она очень любила детей, в каждом её стихотворении ребёнок – главный герой;
-мне кажется за то, что она в смешной форме показывала как поступать не надо, чтобы вырасти воспитанным человеком;
- чтобы все знали о такой замечательной детской поэтессе.
- весёлое, смешливое;
- стало более серьёзным;
-рассуждали об ответственности за животных;
Тема: Внеклассное чтение
Цель: Сформировать интерес к самостоятельному чтению книг.
Задачи: 1. Познакомить детей с художественной и научно-художественной литературой о животных;
2. Работать над содержанием рассказа В. Бианки «Аришка-трусишка» и рассказами Н.Сладкова «Сорока и заяц», «Барсук и медведь»;
3. Развивать речь, мышление, внимание, память;
4. Расширять словарный запас детей;
5.Прививать любовь к животным
Ход урока:
этапы
содержание
примечание
Орг. Момент
Речевая разминка
Книжная выставка
Сообщение темы и целей урока
Проверка домашнего задания
Подготовительная работа
Словарная работа
Физминутка
Коллективное чтение с разбором
Самостоятельное чтение
Итог урока
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок!
Подравнялись все рядочки,
Рот закрыли на замочки,
На меня все посмотрели
И тихонечко присели.
Прежде чем начать беседу над новым материалом, давайте подготовим наш речевой аппарат:
Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
- прочитайте скороговорку шепотом.
- сейчас давайте прочитаем ее в полголоса.
- читаем громче.
- читаем с вопросительной интонацией.
- сейчас читаем быстро, как мы читаем скороговорки.
- читаем все вместе быстро.
Ребята, посмотрите на доску, здесь представлена выставка книг. Посмотрите на книги и скажите, что общего во всех этих книгах? (это книги о животных)
- Какие книги представлены? («Жил был медведь», «Гусь и цыпленок», «Журавль и цапля», «Синичкин календарь», «Атлас животного мира», «Хрестоматия про животных для начальной школы».)
В каждой из этих книг представлено достаточно большое количество рассказов. Например: «Медвежья горка» Н.И. Сладков, «Про слона» Б.С. Житков, «Кто чем поет?» В.В. Бианки, и т.д.)
Ребята, как вы думаете, почему писатели писали рассказы о животных? (так как они любили животных, хотели показать, что животные нуждаются в нашей помощи)
Итак, мы рассмотрели выставку книг, так скажите мне, о ком пойдет речь на уроке? (о животных)
На уроке мы с вами прочитаем несколько произведений о животных, познакомимся с авторами, которые писали рассказы о животных. Но для начала давайте проверим ваше домашнее задание.
Вам нужно было приготовить рассказ о животных.
Молодцы!
Есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребенка чутко смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам. И все, что видят и слышат, переводят для нас на человеческий язык.
Как я вам уже говорила, рассказов о животных очень много, а это значит что и авторов этих рассказов тоже очень много. Сейчас я вам назову самых известных писателей, и покажу портреты.
Самые известные детские писатели – это Михаил Михайлович Пришвин, Виталий Валентинович Бианки, Николай Иванович Сладков, Борис Степанович Житков, Евгений Иванович Чарушин. Рассказы всех этих писателей есть в нашей книжной выставке. Более подробно мы сегодня познакомимся с произведениями двух авторов – Сладкова Н.И. и В.В. Бианки.
Начнем мы знакомство с произведения «Аришка-трусишка», которое написал В. Бианки. Посмотрите на книгу. Глядя на иллюстрации, что вы можете сказать про этот рассказ? (рассказ о девочке, которая была трусишкой).
Посмотрите на портрет В.Бианки. Что думаете?
(Такое впечатление, что знает он что-то веселое и интересное, знает и хочет поделиться с вами).
- Что же повлияло на выбор писателя-натуралиста еще в раннем детстве?
- Кто хочет поделиться своими мыслями.
Главная мысль всех рассказов его выражена в словах самого В.Бианки:
“От моего отца я получил большое наследство, которого мне хватит на всю жизнь. Это наследство – любовь к природе”
Прежде чем начать читать, давайте посмотрим на слова, которые вас встретятся в этом рассказе и могут быть вам непонятны.
Корыто – ванна;
Чердак – Крытое пространство, помещение между потолком и кровлей дома.
Чулан – подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
Крынка – глиняный сосуд для жидкости.
Лукошко – гнутый короб, кузовок, обычно из бересты
Опушка леса – край, начало или конец леса
Полдничать – обедать
Шарахаются – убегают
Величают – называют
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Сейчас мы с вами начинаем читать произведение Виталия Валентиновича. А вы внимательно следите, и когда прочитаем, то вам нужно ответить на вопрос: Почему рассказ называется Аришка-трусишка?
Сейчас читаем по предложению, начиная с первой парты.
- Понравилось ли вам произведение?
- О чем оно?
- Помогала ли Аришка маме? (нет)
- Кого боялась Аришка?
- Как мама Аришки отвлекла дочку?
- Кого увидела девочка в лесу?
- Как повели себя колхозники, узнав что в лесу медведи?
- Какой подарок получила Аришка от колхозников?
- Как стали все называть Аришку?
- Так почему же рассказ называется Аришка-трусишка?
Сейчас давайте черты характера каждого героя этого рассказа.
Сейчас мы перейдем к изучению новых рассказов, автор которых Н.И. Сладков.
Сейчас вы будете читать самостоятельно, а затем ответите на вопрос: Какова главная мысль каждого рассказа?. «Сорока и заяц» и «Барсук и медведь».
- О ком говорится в первом рассказе?
- Какова главная мысль этого рассказа?
- О ком говорится во втором рассказе?
- Какова главная мысль этого рассказа?
- С какими писателями мы познакомились на уроке?
- С какими произведениями познакомились?
- Какой мы можем сделать вывод, прочитав эти рассказы?
- Как мы должны заботиться о животных?
Урок окончен!
На доске скороговорка
Спрашиваю 2 человека произнести скороговорку
Портрет
Называя авторов, вывешиваю их портрет
ТемА: "Имя прилагательное"
ЦЕЛЬ:познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
Задачи:
1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
2. Развивать самоконтроль, мышление, речь;
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Тип урока.Изучение нового материала.
Ход урока
Оргмомент
Давайте улыбнемся друг другу.
Пусть сегодняшний урок принесёт
Всем радость общения друг с другом.
II. Минутка чистописания.
На доске запись
ду. ястре. медве.. ланды.
- Прочитайте слова. Какие буквы пропущены?
- Какую букву вы будете писать сегодня?
(Дуб - это дерево, поэтому под ним стоит буква Д, ястреб - это птица, внизу стоит буква П, медведь - зверь, поэтому внизу 3, ландыш - это цветок, нужно написать букву Ц.)
Ццб Ццд Ццш
- Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Заглавная и строчная буквы Ц чередуются с орфограммами в словах.)
II. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.
-- Прочитайте предложение.
У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.
- Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?
(Это сделать трудно.)
- Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
- А как вы думаете почему? (Нет признаков)
- Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?
- Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.
- Вы должны, вставить пропущенные слова.
- Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.
- Прочитайте, что же у вас получилось?
- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?
- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы
Какие? Острые
Какое? Тоненькое
Какие? Чуткие
Какая? Рыжая
Какой? Пушистый
- Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)
- Какой частью речи они являются?
- Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
III. Создание проблемной ситуации.
- Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное)
- Молодцы! Вы правильно определили тему урока.
Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,
Какую роль играют в речи имена прилагательные?
IV. Исследование данной проблемы.
Работа по теме
- Прочитайте его.
Наступила весна. Наступила ранняя весна.
Тает снег. Тает последний снег.
Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.
Светит солнце. Светит ласковое солнце.
Летят птицы. Летят голосистые птицы.
- О чем этот текст? (О весне)
- А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.
- А этот текст о чём? (О весне)
- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
- Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?
(Наличие прилагательных)
- А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.
- А теперь обратите внимание на вторе предложение.
- Назовите прилагательное, которое там используется?
Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.
- Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый, искристый?
- Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.
Например, прилагательное серебристый.
- А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?
- Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?
- Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.
- Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?
V. Физкультминутка.
«Стрельба глазами» (служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
VI. Игра. Отгадай кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь
Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса
Серый, хищный, жадный. Волк
Белый, пушистый. Снег
Круглое, сладкое, сочное. Яблоко
- А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.
Работа по карточке задание № 2
Широкая, глубокая …… река
Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз
Кудрявая, белоствольная …… берёза
- Давайте проверим, что же у вас получилось?
- Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?
(имена существительные)
VII. Итог урока.
- Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?
- Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?
- Понравился ли вам наш урок? Чем?
- А как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?
- А теперь, я хочу прочитать вам вот такое стихотворение.
- Послушайте, и скажите о чём идёт речь?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
И на прощанье мне хотелось бы вам подарить вот эти флажки.
Тема : Изменение имён прилагательных по числам
Цель: ознакомление с изменением имён прилагательных по родам и числам; развитие умения определять род и число прилагательных углубление представлений о синонимах и антонимах; воспитывать любознательность, аккуратность при письме, интерес к предмету.
Задачи:1).научить составлять словосочетания существительного с прилагательным;
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуй , небо голубое,
Здравствуй , солнце золотое.
Здравствуй, матушка – земля,
Здравствуйте ,мои друзья!
У нас сегодня урок необычный. Мы будем путешествовать в сказочном мире.
2. Каллиграфиеская минутка с грамматическим заданием.
Праздничный салют, боевые ордена, большой праздник, вечная память.
- Ребята , как вы думаете , почему именно эти сочетания мы будем повторять?
3.Сообщение темы урока
Правильно сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об имени прилагательном, а так же узнаем что – то новое
Спишите сочетания первой строчки. Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти сочетания на группы.
4.Психологический настрой.
- Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы в сказку попали и вы.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.
- Все дети с раннего детства любят слушать и читать сказки. Читая сказки, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы всемером.
С ними поселилась я.
Сказку назовём, друзья.
-В какую сказку мы с вами попали?
5.Словарная работа
- Первого Гномика зовут Понедельник. Он подготовил для вас такие слова: капуста, яблоко, воробей, арбуз, медведь, молоко, пальто, коньки, Москва, тетрадь.
- Какое слово лишнее? (коньки) . Почему? (мн. ч.).
Остальные слова можно разделить на 3 группы. Какие? (по родам).
Распределите и запишите самостоятельно. Проверка с объяснением правописания и подбором прилагательных. Устное составление словосочетаний.
Вывод о прилагательном: Работа с сигнальными карточками.
- Отчего зависит род имён прилагательных? (от имени существительного).
- Что такое имя прилагательное ?
- С какой частью речи оно связано?
- В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам ?
6. Изменение имён прилагательных по родам и числам.
- Второй Гномик – Вторник хочет проверить, знаете ли вы родовые окончания прилагательных, умеете ли согласовывать существительное с прилагательным.
- Какие окончания пишутся у прилагательных женского рода? Мужского рода? Среднего рода? . А теперь выполните самостоятельно заданиеМорозн… утро, высок… дом, сильн… буря, зимн… стужа, ярк… солнце, холодн… ветер.
Проверка.
7. Работа по теме урока.
Третий Гномик –Среда предлагает вам открыть учебник и прочитать задание к упражнению
Читаем и находим прилагательные и заменяем их синонимами.
- Каким другим, близким по смыслу можно его заменить?
- Так что же такое синонимы? (слова, близкие по смыслу).
- А как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы).
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
8.
А Гномик – Четверг предлагает вам записать антонимы к данным прилагательным и определить у них род и число.
Предварительный разбор и самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.
8. Изменение прилагательных по числам.
Гномик Пятница приготовил вам задание для повторения. Найдите имена прилагательные в этих предложениях. В каком числе они употреблены? Запишите предложения, изменив число имён прилагательных.
На улице сильный мороз. Во дворе большой сугроб.
Проверка. Разбор по членам предложения и частям речи.
10..
- Гномик Суббота предлагает вам игру.
горячий низкое
тёмная маленькие
высокое холодный
большие светлая
Если я вам скажу прил. Жен. Рода – прыгаем
Муж. Рода – хлопаем
Среднего рода – приседаем
11. Образование имён прилагательных от имён существительных.
Последнее задание приготовил вам Гномик Воскресенье.
Гриб, лес, море, цвет, лиса, земля, сказка, солнце.
(Фронтальная проверка).
12. Ребята вам понравились задания гномов?
12. Домашнее задание
13. Итог урока. Рефлексия.
-
Тема: «Среда обитания животных.
Цель:познакомить учащихся с некоторыми видами насекомых;
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со средой обитания животных; поговорим сегодня о насекомых.
- У вас на столах лежат диагностические таблицы работы каждого ученика по стратегии «Ручки на середину». Не забываем после каждого этапа работы оценить работу каждого в группе.
Проверка домашнего задания.
По стратегии «Мгновенный обзор» пересказ текстов из учебника «Среда обитания животных. Капустная белянка.» общеобразовательной школы/ К. Жунусова и др.)
Дети работают в парах. Учитель предлагает присвоить учащимся номера - №1 и №2
- Сейчас вы по очереди скороговоркой будете пересказывать друг другу прочитанное дома; начинают №1, как только №1 остановился начинают говорить №2 продолжая и дополняя №1. Если остановился №2 продолжает вновь №1 и т. д.
-Как вы понимаете выражение среда обитания?
-Как бабочки прячутся от своих врагов?
Оцените работу соседа в диагностической карте.
2.Операционный этап.
Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова «Мимо». -О ком говорится в этом стихотворении? (о насекомых).
-Действительно, ребята, как часто мы не замечаем тех, кто намного меньше нас, но тем не менее и они «трудятся» по-своему и приносят нам и всей природе в целом пользу. Разных видов насекомых на земле много.
Давайте порассуждаем: « Нужны ли нам насекомые?» (Ответы детей)
-О ком пойдет речь на уроке догадайтесь сами:
Летом я летаю,
Мед я собираю,
Но когда меня подразнишь,
Тогда я кусаю.
(Пчела)
Дом я свой ношу с собой. (Улитка).
Не рыбак, а сети расставляет. (Паук).
Чижик был в гостях у тетки,
Он на чай летал к чечетке
Чудо-чай вечерком,
Да вприкуску
С …. (Червяком).
-Молодцы! Отгадали!
-А теперь обсудили в группах, что вы знаете о пчеле, улитке, пауке и о дождевом черве?
-Итак, по стратегии «Инсерт» заполняем таблицу- карточку №1 на столах. Работа в группе. Заполняем графу «Знаю».
Знаю: Узнал: Хочу узнать:
Пчела
Улитка
Паук
Дождевой червь
-Проверим!
Учителем по флипчарту записывается наработанный группами материал в виде ключевых слов, словосочетаний, коротких фраз.
Физминутка.
-Теперь ваша задача на уроке: узнать еще больше об этих насекомых.
-Работаем в группах. По стратегии «Жигсо» изучаем материал:
1) дети сидят в «домашних» группах, в каждой группе одинаковое количество человек и у каждого ученика в группе присвоен порядковый номер;
2) перегруппировка: дети из «домашних» групп образуют новые «экспертные» группы следующим образом:
№1- первая группа;
№2- вторая группа и т. д.
3) учащиеся в «экспертных» группах изучают свою часть материала:
№1-Пчела.
№2- Улитка.
Изучение ведется так, чтоб каждый ученик смог вернувшись в «домашнюю» группу качественно обучить ее содержанию своей части;
4) перегруппировка: дети из «экспертных» групп возвращаются в «домашние»;
5) в соответствии со своими номерами каждый участник группы по очереди излагает свой материал, добиваясь, чтобы его внимательно слушали и кратко записывали самое главное в виде ключевых слов, фраз.
-Подумайте, о чем еще вы хотите узнать об этих насекомых. Заполняем графу «Хочу узнать».
-Проверим!
Учитель заполняет по флипчарту по ответам детей в виде ключевых слов, фраз.
-Оцените работу каждого в группе в диагностической карте.
-Домашнее задание: по графе «Хочу узнать» оформление в виде рефератов дополнительной информации из дополнительных источников (энциклопедии, познавательная литература). Написать сочинение «Эссе» на тему: «Нужны ли нам насекомые?»
Да, потому что... Проблемный вопрос
Нет, потому что… Нужны ли нам насекомые?
-Посмотрите, к нам в класс поступили жалобы от животных. (Достать из конверта)
Жалоба № 1
Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят некрасивые. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба.
-Кто это?
(Сова.)
Сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить целую тонну зерна.
Жалоба № 2
Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом- многие шарахаются сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.
-Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принесите жабу- они исчезнут.
-Помните, беречь нужно всех животных. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения по отношению к природе.
-Подведем итог нашей работы по листу взаимоконтроля. Насколько вы усвоили сегодняшний материал покажет результат теста. Работаем индивидуально по карточке №2 (на столе).
Тест.
1. Как живут пчелы?
а)роем; б)семьями; в)по- одному;
2. Пчелиная матка откладывает:
а)яйца; б)икринки;
3. Жало пчеле нужно:
а)питаться; б)защищаться; в)летать;
4. Язычок улитки похож на:
а)терку; б)мешок; в)вату;
5. Как называется сеть паука:
а)сеточка; б)сумочка; в)паутина;
6. Все пауки- это …
а)травоядные; б)хищники;
7. К какой группе относят червей:
а)позвоночные; б)беспозвоночные;
8. Сопоставь:
мед паук
раковина дождевой червь
паутина улитка
почва пчела
-Поменяйтесь карточками. Работаем в парах.
Итог
Дети оценки в диагностическую карту выставляют в виде фигур, означающих:
Отлично Хорошо Почти хорошо Удовлетворительно
Волшебный лес
Задачи урока: а) обучающая: - познакомить с понятием цветоведения - как науке о цвете; - закрепить понятие основные и составные цвета, ахроматические и хроматические цвета, теплые и холодные цвета; б) развивающая: - развивать творческий и художественный вкус, наблюдательность; - развивать умение выражать свои творческие замыслы; - развивать умение находить гармонические цветовые сочетания; в) воспитывающая: - воспитывать художественный вкус;
Цель урока: - дополнить уже готовое изображение фоном, решить цветовое решение фона, учитывая чувства и эмоции, которые переданы в изображение, показать как при помощи цвета и цветовых сочетаний можно передавать различные настроения
Оборудование: Для учителя: проектор, экран, компьютер, презентация с иллюстрациями, репродукциями, объяснениями и рекомендациями, музыкальный центр с классической музыкой. Для учащихся: бумага формат А4, карандаш, гуашь, акварель, кисти, цветные карандаши, 2готовых рисунка в чёрно-белом изображении.
Ход урока. 1. Вступительное слово
Учитель (звучит музыка): Вспомните радостные моменты вашей жизни. Радость – это чувство. Это не предмет. Мы ее не можем потрогать, но ведь можем увидеть, почувствовать. Это чувство мы часто испытываем когда общаемся с природой . Прежде чем приступим к работе, я бы хотела вам показать природу нашего края (слайды о природе, звучит музыка песня « Россия-Родина моя!»)
Голубое, небо и белые облака, первая зелень и яркие цветы, ласковые улыбки и даже серебристый дождик – все радует нас, вселяет в души людей чувство прекрасного и доброго. - Какие эмоции и чувства вы испытали? (ответы детей) - Какие еще эмоции вы знаете? (ответы детей) - Сейчас я буду показывать вам пиктограммы, а вы называть правильно эмоции: покой, удивление, обида, скромность, радость, страх, грусть, злость. Молодцы, вы хорошо помните все эмоции. - А как вы сообщаете другим людям о своих чувствах, эмоциях ,переживаниях? (ответы детей) -Как окружающие люди узнают о том, что вам грустно или наоборот весело? (ответы детей) -По выражению лица мы передаём информацию о своём состоянии словами. -А как музыкант или композитор может передать своё настроение? / С помощью музыки, нот/ - А при помощи чего художник создаёт у нас определённое настроение при рассмотрении картин? /При помощи цвета,/ Сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира и как с помощью цвета передать чувства. Тема нашего урока «Цвет и чувства».
2. Сообщение нового материала:
- Проблемы цвета под различными углами зрения изучаются в настоящее время в целом ряде наук и научных дисциплин. Физика изучает энергетическую природу цвета, физиология – процесс восприятия человеческим глазом цвета, психология проблемы восприятия цвета и воздействие его на психику, биология – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов, математика разрабатывает методики измерения цвета. В искусстве цвет,- одно из самых выразительных средств. Совокупность перечисленных наук является цветоведение.
Знание научных представлений о цвете, конечно, не может, заменить изучение художником природы во всем ее многообразии и сложности форм и цвета, но может обогатить художественную практику, как это неоднократно наблюдалось в истории искусства. В этот период сложились основы цветоведения. Было выделено три главных цвета в искусстве. Назовите их? (Красный, желтый, синий)
- Почему они называются главными? (Из них смешиваем все остальные цвета).
(работа с раздаточным материалом) - Как называются фиолетовый, зеленый, оранжевый? - Составные или дополнительные. - Цвета делятся на две большие группы, какие? - Ахроматические и хроматические. - Ахроматические цвета это белый и черный, при смешивании их получаем многообразие серых оттенков. - Хроматические цвета – цветные цвета. Назовите их? - Эмоционально одни цвета воспринимаются, как теплые ассоциируются с теплом, холодные ассоциируются с ощущение холода. Назовите теплые и холодные цвета? (работа по парам)…………
- Игра «Тепло – холодно». Надо разделить понятия на две группы теплые и холодные: костер, снеговик, снежинка, солнце, небо, золотая рыбка, осенний лист. .Какой сделаем вывод? -Цвет очень сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей:
Послушайте стихотворение: Солнце низко зашло Стало тихо, тяжело. И туманы потянулись. В моё бедное окно.
- А теперь закройте глаза и представьте себе осеннее поле, уголок леса. Листья все жёлтые. У леса стоит домик, низкий и старый. На нём покосилась крыша. На другом краю поля, вдалеке виден краешек солнца. Солнце меньше и меньше и, наконец, его нет. На поле пал туман. Сначала ещё что-то видно, а потом совсем стемнело. Посидите одну минуточку тихо, представляя себе эту картину. Теперь возьмите краски и поищите цвет, который, напоминает нам это настроение…
-Ещё раз вспомним наш короткий стишок…… -Годятся ли для изображения осеннего туманного вечера очень яркие краски? (ответы детей) -Нет? Поищите нужную краску. -Нет такой краски? Действительно, в наших наборах нет такой блёклой краски. Значит, надо смешать несколько красок или сильно разбавить водой… Попробуйте получить на своих палитрах нужную краску.
Игра: Путём смешивания красок измените «Характер цвета» 1.Сделайте его веселым. 2.Разбудите. 3. Сделайте его спокойным. 4.Сделайте его печальным и т. д…. (каждый ребёнок получает свой цвет, работа ведётся на палитре) (Здесь навык смешение цветов служит созданию эмоционально-выразительного образца)
3. Практическая часть:
- У каждого из вас на партах лежат 2 рисунка в чёрно-белом изображении. Они наделены разными эмоциями и чувствами, разным состоянием человеческой души. Вам нужно к своему изображению подобрать цветовое решение, учитывая эмоциональное состояние изображения.
4. Визуализация «Волшебные краски»
Сядьте удобно и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните, затем выдохните. Я приглашаю вас в путешествие в волшебное царство-государство. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Вы приземляетесь на волшебную цветочную поляну. Свет яркое солнце. Вы вдыхаете легкий аромат цветов. Посмотрите, какие красочные цветы вокруг: красные маки и тюльпаны, синие васильки, колокольчики, желтые одуванчики. Наполнитесь цветом и ароматом цветов. Сделайте глубокий вдох и на выдохе открывайте глаза. Какие ощущения вы сейчас испытываете? Удалось увидеть красочные цветы? Какое настроение у вас? (ответы детей) Нужно выбрать цвет, который отражает ваше настроение сейчас и приступить к работе. ( Дети рисуют под музыку) Готовые рисунки помещаем на классной доске магнитиками и подводим итог работы.
Молодцы, вы хорошо знаете не только эмоции, но и цвета. Посмотрите, какие замечательные цветы у нас получились. Какое настроение у вас? Как вы себя чувствуете?
5. Рефлексия
Понравилось ли вам путешествие по волшебному царству? Что заполнилось больше всего? (ответы детей)
Итог урока:Сегодня на уроке мы с вами узнали как цвет влияет на чувства человека. Закрепили основы цветоведения.
Творите! Опираясь на свои творческие способности, которые называются креативностью. Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее. Е.Торренс.
Рефлексия. Учитель: ваши композиции получились интересными, а вам как кажется, как вы потрудились сегодня на уроке? Если было интересно, время прошло полезно, быстро, нарисуйте на листочке ломаную линию красного цвета (активность), если было что- то непонятно, скучно, время тянулось медленно, нарисуйте черную прямую линию (пассивность). СПАСИБО ЗА УРОК!