Суицид – серьезная проблема среди подростков. Суицид – болезнь 21 века
Суицид – серьезная проблема среди подростков. Суицид – болезнь 21 века
Данный материал можно использовать для проведения классных часов, с учащимися старших классов, так как проблема, раскрытая в данном материале очень актуальна среди современных подростков. Цель: формирование целостного видения проблемы профилактики суицидов среди подростков.Задачи:Выделить основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида 2. Рассмотреть причины суицидального поведения у подростков.3. Рассмотрение мер профилактики суицидального поведения.Вопросы для рассмотрения:Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида. Статистические данные.Причины суицидального поведения у подростков.Меры для профилактики суицидального поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида
Статистические данные.
Причины суицидального поведения у подростков
Меры для профилактики суицидального поведения.
Методы: беседа, диалог, рассказ, общественное мнение, пример.
Форма: групповая.
Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида
Самоубийство, суицид (лат. suicidium) — это преднамеренный акт лишения жизни самого себя. Эксперты называют основными причинами самоубийств - психические нарушения (такие как депрессия, проблемы личности, алкогольная зависимость или шизофрения), порой вызванные или усугубленные физическими заболеваниями (рак, ВИЧ-инфекция, увечья и др.).
Понятие «самоубийство» предусматривает осознанность действий, предпринятых человеком для лишения себя жизни. Таким образом, самоубийство — явление, свойственное только людям. Похожие явления наблюдаются и среди животных — например, киты, выбрасывающиеся на берег или козы, бросающиеся в пропасть. Но у животных самоубийства обусловлены инстинктами.
Каждые 40 секунд в мире один человек добровольно расстаётся с жизнью. Ежедневно в мире добровольно уходят из жизни около 3 тыс. человек. В год эта цифра превышает 1 млн. человек. По словам руководителя отдела российского Государственного научного центра (ГНЦ) социальной и судебной психиатрии имени Сербского, профессора Бориса Положия, «Самоубийства занимают восьмое место в мире в списке причин смерти и первое место среди насильственных смертей. Ежегодно около одного миллиона человек в мире погибают из-за суицидов, от 10 до 20 миллионов — совершают попытки».
Прогнозируется, что к 2020 году количество самоубийств в мире вырастет до 1,5 млн в год. Особенно высок уровень суицида среди молодёжи: он входит в первую тройку причин смерти среди людей в возрасте от 15 до 44 лет, тогда как в общей статистике смертности занимает 13-е место.
Каждой завершённой попытке самоубийства предшествует как минимум одна неудавшаяся, причём реальное число суицидальных попыток превышает официальные цифры. Количество же не отражённых в статистике неудачных попыток ухода из жизни в 20 раз превышает число завершённых самоубийств.
В статистике учитываются только явные случаи суицида. Нередко истинной причиной смерти от несчастного случая — например, передозировки лекарственных препаратов, падения с высоты, ДТП с единственным погибшим и др. — на самом деле является суицид.
В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д.) на самом деле являются суициды.
19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства…
Только один из четырех (24%) тех, кто совершил попытку самоубийства и остался жив, соприкасается с профессиональной системой здравоохранения.
В России за последние 20 лет покончили жизнь самоубийством 830 тысяч человек. За это время уровень самоубийств снизился практически вдвое (с 39.2 - в 1990 до 21.4 - в 2011). В Москве суицидальный показатель составляет 11, в Питере - 18. В некоторых районах России (Волго-Вятском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном, Уральском) этот показатель достигает 65-80, в Корякии - 133, Коми - 110, на Алтае - 102, в Удмуртии — 101 на 100 тыс. населения.
В настоящее время Россия занимает третье место в мире по количеству самоубийств на душу населения. По методике ВОЗ, уровень суицида в России по-прежнему оценивается как критический, с ними согласны эксперты ГНЦ имени Сербского. Ежегодно 24 тыс. россиян кончают жизнь самоубийством. Каждый третий российский самоубийца погибает, находясь под действием наркотиков.
Более 22 % суицидов совершаются россиянами в возрасте 40—49 лет. Но не менее рискованным в этом отношении является подростковый возраст. Согласно докладу ЮНИСЕФ «Смертность подростков в Российской Федерации», российские подростки чаще своих сверстников из других стран добровольно расстаются с жизнью. Если в мире подростки 15—19 лет совершают в среднем 10 случаев суицида на 100 тыс. населения в год, то в России в 2008 году — 38 случаев. Пятая часть подростков в возрасте от 15 до 19 лет страдают депрессией, мысль о суициде появляется у 45 % девушек и 27 % юношей.
Большая часть самоубийств, среди подростков совершается летом и весной. Наиболее опасный возраст — с 14—15 лет и выше. Незавершённые суицидальные попытки чаще всего отмечаются у мальчиков 17 лет — 32 %, 16 лет — 31 %, 15 лет — 21 %. Директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Озон», кандидат медицинских наук, психолог Евгений Цымбал считает: «Чем старше ребёнок, тем выше уровень суицидальной активности. По данным Росстата, в возрасте от пяти до девяти лет фиксируется порядка 50 суицидов за год по России, от десяти до 14 лет их уже 250, то от 14 до 18 уже 2,5 тысячи. Психологические трудности воспринимаются ребёнком как безвыходные в силу ограниченности его жизненного опыта. Поэтому подростковый возраст даёт большое количество суицидов».
Основные причины самоубийств у российской молодёжи — конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, чувство одиночества, несчастная любовь, экзамены. Рассказывает педагог-психолог центра «Психологические консультации» Ирина Ларина: «Почти все мои пациенты боятся родителей и имеют опыт домашнего насилия. Именно это ведёт к депрессии, агрессии и к суицидальным наклонностям».
40 % суицидентов воспитывались в неполных и/или неблагополучных семьях, однако причинами самоубийств являются не только семейные конфликты, связанные с неправильным воспитанием или пьянством одного из родителей, но и проблемы подростков в отношениях со сверстниками. Около 95 % подростков-самоубийц имеют психологическое расстройство на момент его совершения. Факторы, которые увеличивают риск суицида среди подростков, включают раннюю алкоголизацию и употребление наркотиков. Подростки начинают употреблять пиво в среднем с 13 лет, это влечёт нарушения в психике.
Особую роль в формировании «культа» самоубийства играет Интернет. Существует множество виртуальных «клубов самоубийств», где даются подробные рекомендации и советы тем, кто хочет уйти из жизни. С одной стороны, авторы этих ресурсов предлагают психологическую поддержку нуждающимся, с другой стороны, здесь же описаны разные способы покончить жизнь самоубийством.
Причины суицидального поведения у подростков
Несмотря на то, что, на протяжении веков ученые стремились дать теоретическое обоснование суицидальному поведению, в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу самоубийств, причины и мотивы суицидального поведения. Среди множества концепций выделяются три основные концепции суицида: психопатологическая, психологическая и социологическая.
Психопатологическая концепция исходит из положения о том, что все самоубийцы — душевнобольные люди, а суицидальные действия — проявления острых или хронических психических расстройств. Предпринималась даже попытка выделить самоубийства в отдельную нозологическую единицу (suicidomania), а сама проблема изучалась специфическими для медицины методами, т.е. с точки зрения этиологии, патогенеза и клиники заболевания. Предлагались различные методы физиотерапевтического и медикаментозного лечения суицидомании (кровопускания, слабительные, желчегонные средства, холодные влажные обертывания и т.д.).
Социологическая концепция исходит из того, что в основу суицидального поведения закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции, а самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивида с социальной средой, при этом собственно социальные факторы играют ведущую роль.
По мнению представителей этой концепции, большинство суицидальных действий направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Это в первую очередь относится к суицидальным действиям подростков, поскольку они направлены обычно не против своей личности, а против окружения, против ситуации, сложившейся в определенной социальной группе. Речь идет не о покушении на самоубийство, а лишь о применении суицидальной техники для достижения цели.
Большинство ученых-социологов считают, что социальная структура и жизненные ценности могут оказывать существенное влияние на уровень опасности совершения суицида. Французский социолог Э. Дюркгейм доказал, что этот уровень напрямую связан с социальной интеграцией человека — то есть степенью, согласно которой индивид чувствует себя частью большой группы. Э. Дюркгейм считал, что самоубийство более вероятно, когда человек испытывает недостаток социальных отношений, особенно, когда такая проблема встает перед ним внезапно. У подростков социальной причиной может стать изоляция в классе, изоляция в референтной группе, дезадаптация в новом коллективе (например, при переходе в другую школу или помещении подростка в социальный приют). Метафорически это можно обозначить как «чужой среди своих».
Существенным оказывается семейное влияние. Так, наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например депрессивность, могут выступать фактором суицидальной динамики. Вспомним «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека: «Отец его был алкоголиком и кончил жизнь самоубийством незадолго до его рождения… младшая сестра утопилась, старшая бросилась под поезд, брат бросился с Вышеградского железнодорожного моста. Дедушка убил свою жену, облил себя керосином и сгорел; другая бабушка шаталась с цыганами и отравилась в тюрьме спичками; двоюродный брат несколько раз судился за поджог и в Картоузах перерезал себе куском стекла сонную артерию; двоюродная сестра с отцовской стороны бросилась в Вене с шестого этажа».
Психологическая концепция отражает точку зрения, согласно которой в формировании суицидальных тенденций ведущее место занимают психологические факторы (от фрейдовского «танатоса» до современных представлений о природе психологической дезадаптации). Сторонники этой концепции считают, что самоубийство — это преобразованное (направленное на себя) убийство.
Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других, нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами. Психологическими особенностями детей и подростков группы риска являются впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать.
Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть печаль, ощущение бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.
Многие исследователи, анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделили четыре основные причины самоубийства:
• изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
• беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
• безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
• чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Амбрумовой А. Г., Бородиным С. В., Михлиным А. С. (1980) была предпринята попытка классификации основных суицидальных мотивов, в числе которых выделялись следующие:
Лично-семейные:
• семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);
• болезнь, смерть близких;
• одиночество, неудачная любовь;
• половая несостоятельность;
• оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.
Состояние здоровья:
• психические заболевания;
• соматические заболевания;
• уродства.
Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:
• опасение уголовной ответственности;
• боязнь иного наказания или позора.
Конфликты, связанные с работой или учебой.
Материально-бытовые трудности.
Другие мотивы.
Как правило, суицид не происходит без предупреждения.
Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.
Суицид можно предотвратить. Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.13
В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.
Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на “суицидальные” темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе. Ты, должно быть, слышал разговоры о том, что нельзя, дескать, беседовать с молодежью о наркотиках, потому что тогда они могут захотеть их попробовать; нельзя разговаривать с ними про секс, потому что тогда они займутся сексом, и т.д. Некоторые родители, учителя, психологи избегают слова “суицид”, потому что боятся навести своих подопечных на мысль о насильственной смерти.
На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его, суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Если твоя знакомая, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, это значит, что она давно уже о нем думает, и ничего нового ты ей о нем не скажешь. Больше того, твоя готовность поддержать эту “опасную” тему даст ей возможность выговориться, – суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидальноопасными.
Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание. Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: “Я хочу покончить с собой”. Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно.
Если твой знакомый заговорил о самоубийстве, то он и в самом деле хочет привлечь к себе внимание. И вместе с тем он не шутит. Какие уж тут шутки! Если ты настоящий друг, то в этой ситуации тебе не пристало рассуждать о том, для чего ему понадобилось привлекать к себе внимание. Вместо этого, обрати внимание на то, что говорит твой друг, не рассуждай о том, чем он руководствовался, заговорив о суициде.
Исходя из того, что если твой друг завел разговор о самоубийстве, значит живется ему и в самом деле не сладко. Значит, он решился на отчаянный шаг. Даже если он просто “делает вид”, хочет обратить на себя внимание, это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. И лучше всего – прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.
Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.