kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СЦЕНАРИЙ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РАСТЕНИЯ-ЧАСЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия:

- познакомить учащихся с растениями часами;

- дать знания учащимся с отдельными растениями часами и созданием клумб с растениями часами в разных странах мира.

В задачи входило:

- рассказать об истории происхождения растений часов;

- дать сведения о наиболее распространенных растениях часах;

- закрепить знания учащихся в интеллектуальных играх;

- воспитывать у детей любовь к природе Донбасса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СЦЕНАРИЙ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РАСТЕНИЯ-ЧАСЫ»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР





СЦЕНАРИЙ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РАСТЕНИЯ-ЧАСЫ»



Составила педагог дополнительного образования Кириленко Лидия Константиновна













Цель мероприятия:

- познакомить учащихся с растениями часами;

- дать знания учащимся с отдельными растениями часами и созданием клумб с растениями часами в разных странах мира.

В задачи входило:

- рассказать об истории происхождения растений часов;

- дать сведения о наиболее распространенных растениях часах;

- закрепить знания учащихся в интеллектуальных играх;

- воспитывать у детей любовь к природе Донбасса.

Предварительная работа:

- подбор научно-методической и художественной литературы по теме;

- подбор детских художественных произведений;

- сбор произведений устного народного творчества (загадки, народные пословицы, поговорки и др.);

- изготовление «бейджиков» с изображением различных растений – часов.

Наглядные пособия:

Рисунки, таблицы,фотографии, книги и др.

Участники: учащиеся разных классов (приглашенные), члены кружков «Зеленая планета» и «Зеленая аптека Донбасса», педагог-организатор, воспитатели классов.

Ход мероприятия. На земле почти 500 тысяч растений, из них более 200 тысяч цветковых растений. У растений, как и у всех живых организмов, имеются так называемые «биологические часы», регулирующие их жизнь. Первыми от ночного сна пробуждаются желтые цветки козлобородника (Рис.), немного погодя раскрываются голубые цветки дикого цикория (Рис.). К 5-6 часам утра, с появлением первых лучей солнца, открываются цветки дикого шиповника (Рис.), мака (Рис.) и одуванчика (Рис.), полевого вьюнка (Рис.) и красной полевой гвоздики (Рис.). Как только солнце взошло над горизонтом и осветило землю, раскрывает свои белоснежные венчики кувшинка (Рис.). О том, что настало время завтракать, вам напомнят фиалки (Рис.), мать и мачеха (Рис.), календула (Рис.), которые открывают свои цветки в период с 7 до 10 утра. Когда в промежуток от 13 до 15 часов очаровывает мак (Рис.), колокольчики (Рис.) смыкают свои яркие лепестки, приходит время обедать. После полудня яркий цветочный покров теряет свои краски. Те цветки, которые раскрылись первыми, первыми и закрываются. К 3-4 часам дня многие цветки уже начинают «засыпать» или «готовиться ко сну». В 5 часов вечера складывает свои лепестки кувшинка (Рис.), закрыв свои бутоны, они погружаются под воду, а шиповник (Рис.) держит свои цветки открытыми вплоть до захода солнца. В период с 20 до 21 часа раскрываются ночные цветы – вечерница (Рис.) и душистый табак (Рис.). Это время позднего ужина.

Такая периодичность цветения выработана у растений постепенно и определяется не только солнечным ритмом, но и ритмом жизни насекомых, которые опыляют цветки. Когда насекомые находятся в состоянии покоя, цветки закрыты. Когда же насекомые начинают свой лет, открываются и цветки. К вечеру многие из них закрываются, чтобы предохранить нежные органы от переохлаждения и попадания на них ночной росы или дождя. Большинство растений цветет в дневное время, но есть среди них и такие, которые цветут только вечером или ночью. Ночная фиалка, например, выделяет ароматические вещества только после захода солнца. В то же время открывают и издают сильный аромат закрытые целый день крупные цветки табака. Самое «точное» из всех растений – вечнозеленый малайский кустарник – СИМПОХА. Один из ботаников так описывает замечательные свойства этого растения: «Начав цвести в возрасте 3-4 лет, оно цветет каждый день всю свою жизнь, которая длится 50, а то и 100 лет. Кроме того оно удивительно пунктуально. Цветочные почки раскрываются по одной друг за другом. Бутон начинает набухать на глазах, а накануне того дня, когда ему предстоит раскрыться, его кончик становится желтым. На следующий день за час до восхода солнца он раскрывается полностью. В 4 часа дня лепестки опадают…».

Четкие суточные биоритмы присущи многим растениям. Они распускаются и прекращают свое цветение в зависимости от освещенности и, соответственно, времени дня. Однако биоритмы растений одних и тех же видов зависят от погодных условий, географической широты местности, а также от уровня естественной освещенности.

Настоящие цветочные часы впервые возникли в Древнем Риме задолго до механических часов. Ученые уже в ту пору заметили взаимозависимость времени суток и поведения растений. В 1755 году знаменитый ботаник Карл Линней опубликовал свой знаменитый трактат «Сон растений». В нем Карл Линней изложил свои результаты многолетних наблюдений, сгруппировав растения по времени раскрывания и закрывания цветков. Ритм движения лепестков в течение суток он объяснил неравномерностью роста наружной и внутренней сторон лепестков. Своевременное закрытие лепестков предохраняет пыльцу от намокания при появлении росы, а после ее высыхания лепестки раскрываются, давая возможность доступа к пыльце насекомым. Это позволило Карлу Линнею создать так называемые цветочные часы, сгруппировав растения по времени раскрывания и закрывания цветков. Эти часы были установлены в городе Упсала в Швеции. Сейчас во многих крупных городах России и за рубежом есть цветочные часы (Рис.). Как правило, они располагаются неподалеку от центральной площади. Цветы в них играют исключительно декоративную роль. Основу таких конструкций образует специальный механизм, который передвигает стрелки. В Москве на Поклонной горе установлены уникальные цветочные часы (Рис.). Во внутренней части этих часов заложена сложная система управления.

Итак, мы познакомились с растениями часами, некоторыми вариантами цветочных клумб у нас и за рубежом. А сейчас проведем небольшую литературную гостиную, в которой познакомимся с поэтическими произведениями, посвященными растениям часам. Представьте себе, что сейчас ночь. Все растения спят. Но вот ночь подходит к концу, скоро рассвет… Первым пробуждается козлобородник.

Ученик 1. Я просыпаюсь ранним утром, в 5 утра.

Я растение – козлобородник

Утром, днем, вечернею порою

Не спутаешь, я - огородник.

Здесь растет в степях цветок такой.

Похож, похож на одуванчик.

Не одуванчик, совсем другой

Соцветия крупны, как мячик

Семена в ночи летят порой.

Как парашутики в полете

Летают словно бастион

Красив, конечно, на закате

В закат – силу набирает он.

Растет в саду, сорняком я не считаю,

А просто я за ним так наблюдаю.

Ученики 2,3 и 4 (хором): А мы просыпаемся в 5 часов утра.

Ученик 2. Я – цикорий.

Разбужен утреннею песней

Птиц, поющих в дружном хоре.

Открыл доверчиво цикорий:

Глаза голубизны небесной.

О, как он радуется утром.

Его глаза сверкают всюду.

С утра – ребенком верит чуду,

Но к вечеру он станет мудрым.

Ученик 3. А я – мак.

Не знаю краше ангельских цветов

Которые зовутся красным маком…

Нежнее не встречал я лепестков –

Блестящих, как покрытых лаком.

Их пурпурные нежные головки

Над полем, словно маленькие флаги,

От ветра уклоняются так ловко

И грациозно, но полны отваги.

Ученик 4. Я лилия.

От солнца лилия пугливо

Головкой прячется своей

Все ночи ждет, все ждет тоскливо

Взошел бы месяц поскорей

Ах! Этот месяц тихим светом

Ее пробудит ото сна

И всем дыханьем, полным цветом

К нему запросится…

Ученик 5. А я – одуванчик. Уже и я проснулся. Ведь на часах скоро 6 часов утра.

Желтый одуванчик

Снял свой желтый сарафанчик

Сменил я платье скучное

На белое – воздушное!

Ученик 6. И я уже проснулась, хотя я – ястребинка,

Обычный цветок,

А на листьях – волосинки,

Чтоб жучок их есть не мог!

С одуванчиком не путай –

С желтым, белым все равно.

Те же дивные салюты

Летом видеть нам дано!

Ученик 7. Пора и мне просыпаться. Ведь уже почти 7 часов утра.

Тишина. Лишь кое-где

Скрипнет камышинка.

Спит на розовой воде

Белая кувшинка.

Лежит кувшинка на листке

Как на плоту упругом

И поплыла бы по реке

К приветливым подругам.

Да вот беда –

Привязан плот

Он никуда не поплывет.

Ученик 8. А я соня! Просыпаюсь поздно – в 9-10 часов утра. Ведь я ноготки.

Ноготками календулу звали

Словно солнышки мои цветки

Семена же меня собирают

Похожие на ноготки.

Улыбаюсь я ласково утром

Раздвигая реснички цветов

А понюхаешь – яркою пудрой

Разукрашу. И запах – таков.

Что с другим перепутать едва ли

Сможем терпкий густой аромат

Мы послушали стихотворения о растениях – часах. Как видите, их очень и очень много. А сейчас мы сделаем с вами небольшую передышку и проведем «зарядку» для глаз (проводится «пальминг», «вращение глаз», «моргание глаз», круговые движения и вращения в разны стороны – по часовой и против часовой стрелки).

Отдохнули? А теперь проведем турниры для интеллектулов. Проходит разбивка детей на команды (в каждой команде по 6 человек).

Конкурс 1. «Собери слово».

Задание для первой команды.

К Й Ц О И Р И (ответ «цикорий»)

Н С Т А Б Я Р И Е К (ответ «ястребинка»)

В И К П Ш Н О И (ответ «шиповник»)

Л А М Е О К С В (ответ «смолевка»)

У К Л А А Д Н Л Е (ответ «календула»)

Ь А Т К Р О Ф Л Е (ответ «картофель»)

Задание для второй команды.

Л Л К К О О О К Ь Ч И (ответ «колокольчик»)

Ы Б Х А Т Ц А Р (ответ «бархатцы»)

К И А А Ф Л (ответ «фиалка»)

Ь С А Т Л А А Б (ответ «астильба»)

П Е У Я Н Т П (ответ «петуния»)

К В Н О А И Ч У Д (ответ «одуванчик».

Задание для третьей команды.

С Ч К И П О Д Л Н О Н (ответ «подсолнечник»)

Ю Т А Н П Ь Л (ответ «тюльпан»)

К У Ш А И Н К В (ответ «кувшинка»)

Ю К Н О В Ь (ответ «вьюнок)

Д А Г З В О К И (ответ «гвоздика»)

Конкурс 2. Составь букет.

Для первой команды

Т

П

Е

Т

У

Н

И

Я

А

В

М

А

К

О

Р

Д

Л

Е

Н

Ь

Б

Ж

Д

З

Т

Ф

И

А

Л

К

А

К

Л

И

Л

И

Я

И

Ю

С



Для второй команды.

С

М

О

Л

Е

В

К

А

О

Л

Ю

Т

И

К

Д

В

Ц

И

К

О

Р

И

Й

Р

П

Л

Ю

Т

И

К

Д

К

В

Н

Р

О

З

А

П

Ф







Для третьей команды

Р

Л

М

А

К

Л

Т

К

Д

Т

А

Б

А

К

О

И

В

Р

Л

И

Л

И

Я

Н

Р

Л

Г

Е

Р

А

Н

Ь

В

Ь

Ю

Н

О

К

С

О



Выигрывает команда, которая первой собрала букет.

Конкурс 3. Поле чудес.

От каждой команды вызывается по одному представителю, которым предлагается вопрос:

Для первой тройки:

Растение с желтыми цветками, о нем сказано: «Вырос я прямо на дорожке , солнышко на ножке» цветки которого распускаются в 5- 6 часов утра











Ответ: одуванчик

Для второй тройки:

Растение , которое является украшением не только своего цветника, но и города, цветки которого закрываются в конце дня после 16-17 дня









Ответ: бархатцы

Для третьей тройки:

Лекарственное растение с голубыми цветками, длинным прутьевидным корнем, цветки которого раскрываются в 4-5 часов утра, а закрываются около 10 часов утра.








Ответ: цикорий

Победители в каждой тройке участвуют в финальной игре. Им задается вопрос: Растение с белыми цветками, лекарственное, цветки раскрываются в 6 часов утра. О нем сегодня много говорили.











Ответ: ястребинка

Вопрос для «супер-игры» (предлагается по желанию победителю):

Овощное растение, без него не обходится ни одно домашнее блюдо. О нем говорится: «В честь меня пора давать салют!»










Ответ: картофель

Победитель финальной игры награждается эмблемой победителя.

Подведение итогов мероприятия. Итак, сегодня мы познакомились с растениями – часами. Их очень много можно встретить и в Донбассе. Они растут и в цветниках на дачах, и на пришкольном участке, и в городе. Теперь вы будете узнавать их в «лицо», знать, в какое время они распускаются. А теперь задание на следующее мероприятие: нарисовать цветки растений: мак, цикорий, картофель, гвоздика, одуванчик, фиалка, кувшинка, календула, лен.

А сейчас мы проведем чаепитие с лекарственными растениями, печеньем и медом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
СЦЕНАРИЙ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РАСТЕНИЯ-ЧАСЫ»

Автор: Кириленко Лидия Константиновна

Дата: 05.06.2016

Номер свидетельства: 332665


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства