Просмотр содержимого документа
«СЦЕНАРИЙ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ЗАЩИТЫ ПЧЕЛ»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
СЦЕНАРИЙ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ЗАЩИТЫ ПЧЕЛ (19 СЕНТЯБРЯ)
Автор педагог дополнительного образования Кириленко Лидия Константиновна
Цель мероприятия: расширение знаний детей о пчелах, привлечение детей к домашним насекомым и значению их в природе, воспитание любви к родному краю.
Задачи мероприятия:
- дать учащимся краткие сведения о медоносной пчеле и ее биологических особенностях;
- собрать с детьми интересные факты из жизни медоносных пчел;
- провести литературную гостиную, посвященную медоносным пчелам;
- провести интеллектуальные игры с учащимися.
Участники мероприятия: члены кружков «Зеленая планета», «зеленая аптека Донбасса», приглашенные учащиеся разных классов, учителя и воспитатели школы-интерната.
Подготовительный этап: подбор научно-методической и художественной литературы, детских художественных произведений по теме мероприятия; сбор материалов устного народного творчества (загадок, пословиц, поговорок и др.), вопросов к кроссвордам.
Педагог. Выглянуло первое солнышко. Первые цветочки и вот она – труженица полей, садов, лугов – пчелка уже занята работой: собирает ароматный и сладкий нектар, строит улей, опыляет растения. Давайте вместе с вами, ребята, познакомимся с этим интересным насекомым – медоносной пчелой, проведем литературную гостиную, посвященную пчелкам, отгадаем загадки, а также проведем конкурс интеллектуалов, в котором выявим самого умного из вас.
Итак, что же это за насекомое – пчела? Это удивительное насекомое, которое дает человеку очень вкусный и полезный продукт – мед. Чтобы собрать всего 1 кг меда, пчела должна сделать 150 тысяч вылетов и налетать 300 тысяч километров, посетив при этом 10 миллионов цветков. Это равносильно тому, что облететь земной шар по экватору. Медоносные пчелы с незапамятных времен были любимцами человека, так как они играют важную роль в истории многих народов. Вот почему пчелы, продукты их жизни, пчеловодство и пчеловоды стали предметом восхваления в народном представлении, которые запечатлены в пословицах и поговоркам.
Давайте попробуем дополнить русские пословицы о пчелах.(задает детям первую часть пословиц о пчелах):
-трудолюбив как… (пчела);
-нет сада без пасеки и нет плодов без… (пчел);
- кто пчеле рад, тот будет… (богат);
- тягот труд, да сладок… (мед);
- с медом и калина… (малина);
- работящий как… (пчела);
- где цветок, там и… (медок);
- пчела знает, где … брать (мед);
- твоим бы … да нам по губам (медом);
- коли мед, так и… (ложку);
- рады люди лету, а пчелы… (цвету);
- нет сада без пасеки, а плодов без… (пчел);
- хочешь быть всегда здоров - … паси, а не докторов (пчел);
- пчела далеко за… летит (каплей);
- яблоньку за яблоки любят, а …- за мед;
- на … цветок и пчела не летит;
- пчела - … угодница (Божья).
Педагог.Вот видите, сколько интересных пословиц посвящено пчелам. Я знаю, что члены кружков готовились к мероприятию и тоже нашли информацию о пчелах в стихотворной форме. И сейчас мы проведем литературную гостиную, которая так и называется «Золотая пчелка».
1-й ученик.
С утра проснутся пчелки,
Потом причешут челки,
Умоются над лужицей
И по лесу закружатся.
Кто пчелок уважает,
Кто к ним не пристает,
Того они не жалят,
Тому приносят мед
2-й ученик.
Собирать с цветов нектар
В том пчелиный редкий дар.
Прийдет зима. На окнах лед.
А на столе душистый мед.
Самый щедрый дар природы
Янтарем искрятся соты
Пахнет полем, пахнет лугом
Мед – пчелиная заслуга! (В.Сибирцев).
3-й ученик.
Пчелка весело жужжит,
На цветок садится.
Чтобы нам с тобой медком
Вкусным насладиться.
Мед полезный, ароматный
Мишкам нравится лохматым
Пчелкам я письмо пишу,
А в письме – «жу-жу, жу-жу»
Я ей меду закажу! (В. Троп)
4-й ученик.
На клеверной поляне
Ужасная жара,
Пчелиное жужжанье
Здесь слышится с утра.
На всех одна забота
У пчелок трудовых
Набрать побольше меда
И спрятать в кладовых.
Медком янтарным соты
До краешков полны.
Плоды такой работы
Для всех людей нужны.
Не зря, не зря старалась
Мохнатых пчел семья,
Чтоб медом наслаждалась
Она, и ты, и я. (Н.ключкина).
5-й ученик.
Кормит мишка своих деток
Сладким медом как конфетой.
«Открывай, Топтыжка, рот –
Получай гречишный мед!» (А. гольбенрт)
6-й ученик.
«Мишка, Мишка! Где ты был?»
«Мед в лесу я сторожил».
Пчелки весело кружили,
Мишке меду предложили.
Возвратился я домой
С банкой меда чуть живой…»
Вот тебе, сластена, мед,
Можешь кушать целый год! (О.Осенская)
7-й ученик.
Сочиняет Мишка Оду
Под названьем «Слава меду!»
И строчит, как пулемет,
Стометровый стих про мед:
Слава меду золотому,
Щедро в бочку налитому,
В блюдце, в вазе славься мед!
Славься с медом бутерброд!
Славься мед в горшке и банке,
В торте и на запеканке,
В молоке и в твороге,
Славься мед, с горячим чаем!
С тыквой мед необычаен!
Слаще кислый с ним лимон
Раз примерно в миллион.
Мед всегда в почете, в моде,
И в почете все, что в меде –
Груша, яблоко, банан
Даже синий баклажан.
И до умопомраченья
Украшает мед печенье.
Мед, достоин ты поэм!
Все. Пойду тебя поем!» (Г.Дядина)
Педагог. Ребята, вы прослушали стихи о пчелах, которые нашли и прочли члены кружков. А теперь наступило время отгадать загадки Внимание! Медовые загадки!
Первая загадка. Лечит грипп он и ангину,
Сердце, печень, почки…
Очень нужен медицине
Липовый, цветочный.
Сладкий, липкий и тягучий…
Носят пчелы в соты.
Майский – самый вкусный! Вкусный –
Знают пчеловоды!
Каждый с чаем его пьет,
Что, ребята, это!... (ответ: мед).
Вторая загадка.
Вместе с чаем круглый год
Сладкий кушаем мы мед.
На цветок найти смогла
Этот мед для нас … (ответ: пчела)
Третья загадка.
Чудо – город – городок –
Шумных домиков рядок.
Целый год янтарный мед
В бочках не кончается!
И все лето весь народ
На цветках качается! Что это? (ответ: пасека)
Четвертая загадка.
Есть на свете сладкий дом
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости
В домик свой приносят сладости.
Угощают нас потом.
Угадайте – что это за дом? (ответ: улей).
Пятая загадка.
Что за облако летит
Все оно жужжит, жужжит.
Покружит над головой,
Улетит к себе домой.
О каком облаке говорится? (ответ: рой).
Шестая загадка.
Вопрос такого рода
Задам я пчеловоду:
«Из чего пчела
Слепила ловко закрома?» (ответ: воск).
Седьмая загадка.
Едут пчелы на гастроли
И летают там на воле,
Вместе табором живут,
Как поселок тот зовут? (ответ: пасека).
Восьмая загадка.
Келья из воска
Брюшко в полоску
Всюду летает
Мед собирает. Кто же это? (ответ: пчела)
Девятая загадка.
Нет полезней в мире средства,
Знаем мы его все с детства,
Он здоровье нам несет
Наш тягучий, сладкий… (ответ: мед)
Десятая загадка.
Полосатый самолет
Отправляется в полет.
Над цветами он кружит,
Озабоченно жужжит.
Самолет, самолет!
Где твоя посадка?
Отвечает самолет:
«Там, где вкусно, сладко».
Что это за самолет? (ответ: пчела).
Педагог. Мы прошли через литературную гостиную, отгадали загадки, а теперь самое время поучаствовать в интеллектуальных играх. Давайте разобьемся на две команды и назовем эти команды… , выберем капитана каждой из команд. Командам будет предложено поучаствовать в нескольких конкурсах.
Итак, начнем.
Конкурс 1. За 5 минут составьте «МЕДОВУЮ АЗБУКУ», в которую входят растения – медоносы и продукты пчеловодства: А (слова), Б (слова), В (слова), Г (слова), Д (слова) и так дальше до конца алфавита.
Выигрывает команда, которая за 5 минут нашла больше слов по алфавиту.
Конкурс 2. За 3 минуты нужно найти 8 названий цветов – медоносов.
Для первой команды:
И
К
А
Ш
Т
А
Н
И
Д
Р
Е
З
Е
Д
А
Т
Ш
А
Л
Ф
Е
Й
Р
Ь
А
Р
Ч
А
Б
Р
Е
Ц
Д
Д
О
Н
Н
И
К
П
П
В
Ы
И
С
С
О
П
Т
Д
А
К
А
Ц
И
Я
Ч
Е
Р
Е
М
У
Х
А
Для второй команды:
У
Л
И
П
А
П
Т
О
Т
Л
О
К
Л
Е
Н
Д
Л
Р
Е
З
Е
Д
А
И
Э
Х
А
К
А
Ц
И
Я
Ж
К
А
Ш
Т
А
Н
А
Ф
А
Ц
Е
Л
И
Я
Ы
Б
Ю
Д
А
Р
Б
У
З
Ы
К
Р
А
П
С
З
Б
Выигрывает команда, которая первой правильно найдет слова растений-медоносов.
Конкурс 3. Переставьте буквы и составьте семь слов, шесть из которых связаны по смыслу. Назовите седьмое растение, не связанное с шестью остальными.
Для первой команды.
А И Л П
Е В Л К Е Р
К Н О Д Н И
А О С С Н
Я И К А А Ц
Х Ч Р Г Е И А
Н И У Б З А (ответ: липа, клевер, донник, акация, гречиха, бузина, слово, которое не связано с этими растениями медоносами – сосна).
Для второй команды.
У Н М А Д Е Ц И
С П И С О
Р А Ц Е Б Ч
Д Е Л Ь У Ж
Й Ш Л Е А Ф
П А Р С
Н Ю Р Л А Ц Е (ответ: медуница, иссоп, чабрец, шалфей, рапс, слово, не связанное с этими растениями –медоносами – Желудь, плод дуба).
Конкурс 3. Зачеркните лишние буквы и вы получите название цветка – медоноса.
Для первой команды.
Т Э С Р П И А Б Р У К Ц В Е Т Ы (ответ: эспарцет)
П Т О Ф Д Ш С О В Л Н Е М Ч Г Н Р И Г К (ответ: подсолнечник)
Конкурс 4 (для обеих команд). За 1 минуту подберите слова, связанные с пчеловодством, которые начинаются с буквы «П»
П
П
П
П
П
Выигрывает команда, которая быстрее правильно назовет эти слова.
Конкурс 5 (для обеих команд). За 1 минуту напишите слова – названия видов меда, которые распространены на Донбассе.
М
к
д
л
к
л
а
э
п
Выигрывает команда, которая правильно определит виды меда. (ответ: майский, клеверный, донниковый, луговой, каштановый, липовый, акациевый, эспарцетовый, подсолнечниковый).
А теперь проведем самый трудный конкурс – «Разгадай медоносный кроссворд». В кроссвордах будут только слова, связанные с медоносными растениями , продуктами пчеловодства, врагами пчел и другими.
Кроссворд для первой команды. Если вы правильно ответите на все вопросы кроссворда, получите название науки о лечении пчелами.
Кроссворд для капитана первой команды.
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
Вопросы к кроссворду. 1. Лекарственное медоносное растение, о котором слагают песни; 2. Продукт пчеловодства; 3. Страна, в которой обитает «царь-пчела»; 4. Пчелиный «лентяй»; 5. Витаминный медонорсный кустарничек, ягоды которого окрашены в черный цвет; 6. Пчелиный …; 7. Красивый медоносный цветок, украшающий клумбы городов; 8. Медоносный экзотический цветок, может быть и полевым, и декоративным. Завезен из Голландии Петром I. Его называют мексиканским цветком, перуанской хризантемой; 9. Плакучая… ; 10. Медоносный «родственник» клена.
Вопросы к кроссворду. 1. Мед… ; 2. Шишка…; 3. Кормовой медонос…; 4. Пчелиный «лентяй»; 5. Витамиинный медоносный кустарничек, ягоды которого окрашены в черный цвет; 6. Медоносное кормовое растение; 7. Лекарственный медонос, о котором слагают песни; 8. Продукт пчеловодства; 9. Пряноароматическое медоносное растение; 10. Медоносный цветок.
(Ответы на вопросы кроссворда: 1- майский; 2- еловая; 3- донник; 4-трутень; 5-ежевика; 6-рапс; 7-акация; 8-перга; 9- иссоп; 10-ясколка).
В случае трудностей на ответы кроссворда капитан может взять помощь команды только 1 раз.
Пока капитаны отвечают на вопросы кроссворда, мы проведем «медоносную» викторину для «болельшиков» команд в зале. За правильные ответы на вопросы викторины, «болельщики» добавляют командам по 1 баллу за каждый вопрос.
Итак, ВНИМАНИЕ! «МЕДОВАЯ» ВИКТОРИНА.
Вопрос 1. Какое из этих растений является медоносом? (сирень, жасмин, облепиха, черемуха);
Вопрос 2. С какого растения, по утверждению Владимира Даля, собирают красный мед? (гречиха, липа, клевер, подсолнечник);
Вопрос 3. Название какого сотового оператора России переводится как «путь пчелы»? (Билайн, МегаФон, «СМАРТС», Ростелефон);
Вопрос 4. Кто были главными врагами пчел в мультсериале «приключение пчелки Майи»? (дождевые черви, навозные жуки, шершни, комары);
Вопрос 5. Какой из сортов меда – темный, с зеленоватым оттенком или серодымчатым отливом, непрозрачный или мутноватый? (клеверный, липовый, ивовый,падевый);
Вопрос 6. В 2008 году Организацией Объединенных Наций был утвержден Всемирный День защиты пчел? Когда он отмечается? (в мае, в июне, в сентябре, в ноябре);
Вопрос 7. Где в естественных условиях живут пчелы? (в дуплах деревьев, в земляных норках, на ветках кустарников, в траве);
Вопрос 8. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (она засыпает, она погибает, она увеличивается в размерах; она становится вампиром):
Вопрос 9. Кого называют «пчелиным волком»? (роющую осу, майского жука, розового фламинго, бурого медведя);
Вопрос 10. Сколько граней в одной ячейке пчелиных сот? (4, 6, 8, 12).
Итак, наше мероприятие подходит к концу. Жюри подвело итоги всех конкурсов. По сумме баллов выигрывает команда, у которой больше всего баллов.
Теперь подведем итоги. Мы не должны быть равнодушными к таким друзьям природы, как медоносная пчела. Ведь она дает нам и мед, и пергу, и прополис, и воск… А сами пчелки опыляют цветы, поднимая урожай. А о меде мы можем сказать: «Нет полезней в мире средства, знаем мы его все с детства, он здоровье нам несет пчелиный тягучий сладкий МЕД!».
А сейчас мы дружно пойдем в нашу столовую на чаепитие с медом.