kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СЦЕНАРИЙ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПОЛЕ ЧУДЕС. РАЗНОЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА КРАСОК»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие у детей познавательного интереса в изучении растений  Донбасса, развивать у них любознательность, внимание, память.

Задачи:

- познакомить детей с растениями-красителями;

-воспитывать любовь к природе Донбасса и бережного отношения к растениям;

- расширить знания детей о растениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СЦЕНАРИЙ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПОЛЕ ЧУДЕС. РАЗНОЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА КРАСОК»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР









СЦЕНАРИЙ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПОЛЕ ЧУДЕС. РАЗНОЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА КРАСОК»



Автор – педагог дополнительного образования Республиканского эколого-натуралистического центра Кириленко Лидия Константиновна














Цель: развитие у детей познавательного интереса в изучении растений Донбасса, развивать у них любознательность, внимание, память.

Задачи:

- познакомить детей с растениями-красителями;

-воспитывать любовь к природе Донбасса и бережного отношения к растениям;

- расширить знания детей о растениях.

Время проведения: 1 час 30 минут

Возраст детей: 10-12 лет

Участники: члены кружков «Зеленая планета», приглашенные учащиеся школы, педагоги, воспитатели, педагог-организатор.

Оформление зала: выставка рисунков, иллюстрации, гербарий растений.

Ход занятия.

Педагог. Растительный мир полон ярких красок всевозможных оттенков. В природе огромное сочетание в окраске растений на лугу, в осеннем лесу – от зелено-желтых до ярко-красных. А сколько ярких растений на огороде, в саду! Растения-красители существуют сплошь и рядом. Но, к сожалению, мы сегодня мало о них знаем. Красящие вещества могут содержаться в различных органах растения – в корнях, в стебле, листьях, в цветках и плодах. Использование природных красителей из растений было известно еще за 3000 лет до н.э. Красители везли в Грецию из Индии, где их добавляли из растений рода индиго. Один из древнейших красителей – пурпурный, который еще в Х веке до н.э. получали из улиток и багрянок. Для получения 1 г пурпура нужно было взять 10000 улиток-багрянок. Красители из растений используются для окраски тканей (шерстяных, шелковых, капроновых, льняных), пластмассы, изготовления красок. Растительные краски используются и для приготовления напитков, кремов, карамели.

Многие овощи обязаны своей окраске пигментам – каротиноидам. Они отличаются друг от друга составом, что влияет на отттенки их окраски. В свекле содержится 2 пигмента – малиново-красной и желтой. Краснокачанная капуста, клюква, черника, виноград, малина, клубника, редис, вишня своей окраской обязаны растительным пигментам –антоцианам. Многие красители изменчивы как хамелеоны. Краситель краснокачанной капусты при низкой температуре выпадает из клеточного сока в виде кристаллов. В сильно кислой среде он ярко-красный, по мере уменьшения кислотности его окраска становится фиолетовой, ближе к нейтральной среде – синей, в щелочной – зеленой.

Сейчас выпускается около 100 видов напитков. Среди них ягодные и фруктовые напитки, крем-сода, квас, в которые входят красители – желтый «солнечный закат», пунцовый, синий, лимонадный. Все они получены из растений. Человек стал получать краски прежде всего из цветков, затем из листьев и корней растений. Старинные краски, добываемые в глубокой древности, добывали из сока листьев и стеблей кустарника, растущего в Индии, красную – из корней марены, растущей в Персии. В Мексике для получения синей, красной и черной краски использовали сандаловое дерево кампеш, которое с открытием Америки стали завозить в Европу. Кармин получали из высушенной красной тли, живущей на кактусе опунции. Красную краску получают и сейчас из южного растения сафлора С давних времен в русских деревнях крестьяне сами добывали краски из различных растений и сами окрашивали шерсть и льняные ткани. Можно назвать много обыкновенных растений, из которых получают краски. В каких же растениях содержатся те или иные цвета. Жёлтый цвет в красильных растениях: куркума, лепестки живокости, ноготки, календула, толокнянка, кора крушины, листья василька угластого, золототысячник, полынь, кора, корни и древесина барбариса, листья и корень конского щавеля, сурепица, цветки зверобоя, купальница, корни крапивы, кора осины и вяза мелколистного (показывает гербарий). Зелёные натуральные краски из красильных растений: листья щавеля, ягоды можжевельника, ягоды бирючины, внутренняя кора черёмухи, хвощ болотный, листья бузины и березы, листья крапивы, пижма (показывает гербарий и иллюстрации). Красные натуральные краски из красильных растений: корень марены красильной, трава душица, ягоды бузины, молодые ветки крушины, сабельник болотный (показывает гербарий и иллюстрации). Синий цвет в красильных растениях: стебель плауна, из дельфиниум, цветки герани лесной, ягоды ежевики, шалфей луговой, корни горца птичьего (показывает гербарий и иллюстрации). Когда-то синюю краску получали из цветков василька, но способ получения знатоки хранили в секрете и теперь этот рецепт утрачен. Растения красители, обладающие фиолетовым цветом: ягоды черники высушенные ягоды ежевики (показывает плоды черники и высушенные ягоды ежевики). Голубую краску можно получить из цветков горечавки лёгочной, василька синего, а коричневые натуральные краски - из сухой коры крушины, листьев ольхи чёрной, а так же выкопанного осенью корня конского щавеля, лишайника (показывает гербарий и иллюстрации). Серые краски нам дают растения: кора ракитника, барвинок, листья толокнянки, кора ели (показывает гербарий и иллюстрации). Их сока черники можно получит акварельные краски, прибавив к густому осадку клей и немного сахарной пудры до получения более густой массы.



РАСТЕНИЯ – КРАСИТЕЛИ

Цвет окрашивания

Растение

Используемая

часть

Черный

Клен

Листья

Коричневый

Дуб

Лук репчатый

Ива белая

Листья, кора

Шелуха

кора


Фиолетовый

Черника и ежевика

ягоды

Бурый

Береза

Листья

Красный

Боярышник

зверобой

бузина черная

щавель конский

ольха серая

Кора, побеги, листья

Стебли

Ягоды

Корни

Кора

Оранжевый

Чистотел

Листья и стебли

Желтый

Щавель конский

Крапива

Орешник

Картофель

Листья и стебли

Корни

Кора

Листья и стебли

Лимонный

Барбарис

Плоды


Крапива

Пырей

Листья и цветки

Листья

Синий

Иван да Марья

Цветки

Как же добываются краски из красильных растений, как получить природные натуральные красители? Например из щавля конского. Для этого всего лишь необходимо взять 100 г мелкоизмельчённых корней конского щавеля, положить их в какой-нибудь посуду, добавить туда 200-250 г воды и кипятить 20-25 минут. После этого, полученный отвар нужно процедить и выпарить из него лишнюю воду. Напоследок стоит сказать, что использование красильных растений и получение природных, натуральных красителей дело не только полезное, но и очень приятное. Гораздо интересней сделать что-нибудь самому, своими руками, особенно, когда дело касается здоровья близких вам людей.

Перечислять растения красители можно много и долго. О них написано много книг. Но начнем наше мероприятие.

Педагог. Нам надо выбрать 3 команды игроков по 3 человека в каждой команде. Чтобы выбрать каждую команду, я загадаю загадки. Три человека, которые отгадают первые три загадки, сядут за первый стол, вторые три загадки – за второй стол, третьи – за третий стол. Они и составят команды. Итак, слушаем загадки, в каждой загадке растение – краситель.

Загадка первая. За кудрявый хохолок лису из норки приволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус – как сахар сладкая (ответ: морковь).

Загадка вторая. В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький росток будущего лета (ответ: желудь)

Загадка третья. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи (ответ: малина)

Первая команда составлена и садится за первый стол.

Загадка четвертая. В огороде – желтый мяч, только не бежит он вскачь. Он как полная луна, вкусные в нем семена (ответ: тыква)

Загадка пятая. Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой (ответ: береза)

Загадка шестая. Под ногой прижимистой стебель лег пружинистый, а нога пройдет – стебелек встает (ответ: подорожник)

Вторая команда составлена и садится за второй стол.

Загадка седьмая. Зеленый настой совсем не простой. Глоток невелик, а Загадка девятая болеть не велит (ответ: хвоя)

Загадка восьмая. Весной – беленая, летом – зеленая, осенью – каленая, зимой – хваленая (ответ: калина)

Загадка девятая. На верхушке свечи висят связкой ключи: те ключи не простые, а литые, золотые, их весна заберет – лету дверь отопрет (ответ: первоцвет).

Итак. Команды сформированы. Начнем.

Вопрос команде 1. У нее кустик высокий, густой ствол и ветки – трубкой очень хрупкой, Ягоды черны, да не вкусны. Из ягод раньше получали чернило. Что это за кустик?







(ответ: бузина)

Участник, который правильно ответил, выходит в финал.

Вопрос команде 2. На землице, на кусте ягодка красуется. Каждый кто в лесок вошел ягодкой любуется. Черненькие огонечки притаились во лесочке. Какая эта ягода, о которой сказано: «Там, где едят ее врачам делать нечего!» (ответ: черника).








(ответ: черника)

Участник, который правильно ответил, выходит в финал.

Вопрос команде 3. Ее называют индийским шафраном. Это натуральный краситель. Выращивается в Китае, Африке, Южной Азии. В Индийской кухне – главный антибактериальный компонент и ее добавляют к 90% блюдам. Окрашивает в желтый цвет.








(ответ: куркума)

Участник, который правильно ответил на вопрос, выходит в финал.

Педагог. Пока наши участники готовятся к финалу, проведем игру с болельщиками. Сейчас болельщики будут отвечать на вопросы викторины, посвященной растениям – красителям.

1. В саду зеленом в землю вросло сверху толсто, снизу остро – собой красно. Что это? (ответ: свекла)

2. Золотистый и полезный, витаминный, хотя и резкий, горький вкус имеет он, обжигает: не лимон. Подсказка: шелухой этого растения окрашивают Пасхальные яйца (ответ: лук)

3.Была я зеленой маленькой, потом я стала аленькой, на солнышке почернела я и вот теперь я спелая (ответ: вишня)

4. Есть сережки, да не девчонка: есть и шишки, да не сосенка, а живет в низинке около лозинки. Окрашивает в коричневый цвет. Подсказка: листья этого дерева осенью не желтеют, так и опадают зелеными (ответ: ольха)

5. В мае часто случаются заморозки, название которых в народе связано с названием этого кустарника, цветет в мае. Что это за кустарник?(ответ: черемуха)

6. Весной зазеленела, летом загорела, осень в сад пришла, красный факел зажгла. (ответ: рябина)

7. Есть красавица одна, и румяна, и стройна: хоть в землянке век живет, а большой от всех почет: кто проходит близко – кланяется низко. Подсказка: содержит оранжевый краситель (ответ: морковь)

8. Торчит шапка из окна – вся из красного сукна. Окрашивает в зеленый цвет (ответ: герань)

9. Стебельки – ползучие, листики – колючие, а цветка и плода не видать никогда. Окрашивает в синий цвет (ответ: плаун)

10. На кусточки, на листочки, бусинки подвешены; черненькие бусинки оказались… Окрашивает в ткани в фиолетовый цвет (ответ: черника).

Наши победители отдохнули, набрались сил и теперь могут состязаться. Итак. Финал.

Вопрос. Это чудо растение XXI века. Его изображение было символом бессмертия, а на родине в Америке его индейцы называют «золотое зерно Бога». Его еще называют «красное дерево», потому что оно окрашивает изделия в красный цвет. Подсказка: на Пасху из него продают краситель для яиц.








(ответ: амарант)

Выигравший участник становится победителем игры. Ему предлагается участвовать в суперфинале.

Вопрос. У этого растения лист зеленый, нежные, яркие цветочки. Они радуют глаз летом, а зеленые листики выглядывают из-под снега. Окрашивает в серый цвет ткани. (Участнику предлагается назвать 3 буквы)









(ответ: барвинок)

Победитель получает эмблему и грамоту победителя и сладкий приз. Все участники – члены команд приглашаются на чаепитие со сладкими изделиями.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
СЦЕНАРИЙ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПОЛЕ ЧУДЕС. РАЗНОЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА КРАСОК»

Автор: Кириленко Лидия Константиновна

Дата: 30.05.2016

Номер свидетельства: 331423


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства