Литературный праздник, посвященный жизни и творчеству Бориса Владимировича Заходера проводится для учащихся начальных классов.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством Б.Заходера, способствовать развитию читательского кругозора и раскрытию творческого потенциала каждого участника мероприятия.
Оборудование: стенгазета: «Мир волшебства Бориса Заходера», выставка книг Б.В.Заходера: «Нас ждет чудесный остров Гдетотам».
Ход мероприятия.
1 чтец.
Б.Заходер «Моя Вообразилия».
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии
Бывают с вами запросто
Настурции и Лилии;
Умеют львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!
Ура, Вообразилия,
Моя Вообразилия!
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья,
И каждый обязательно
Становится кудесником,
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником!.
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии -
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно;
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, -
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!.
Педагог-библиотекарь: Борис Владимирович Заходер родился в Молдавии, куда его родители попали во время первой мировой войны: отец ушел в армию добровольцем, а мать ухаживала за ранеными в госпитале. Затем семья переехала в Одессу, потом в Москву. Семья была высокообразованной, культ книги царил в ней безоговорочно.
1 ведущий: С самого раннего детства Борис Заходер писал стихи и поэтому сразу после окончания школы поступил в Литературный институт, но закончить его помешала война: он ушел на фронт добровольцем.
2 ведущий: Писать для детей Заходер начал в пятидесятые годы, именно тогда увидели свет его первые сборники стихов: «На задней парте», «Никто и другие», «Кто на кого похож».
3 ведущий: Герои Заходера - дети: наивные, озорные, немножко хитрые, но легко сознающиеся в своих недостатках.
«Я кота простить готов,
Я жалею их, котов,
Но зачем, же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы б попробовали сами
Удержать за хвост кота!»
1 ведущий: Поэт создал множество стихов, которые служат обучению детей: «Буква Я» - знакомит детей с алфавитом, «География всмятку» - помогает узнать о разных частях света. Есть у автора интересный цикл стихов «Строители», который знакомит малышей с разными профессиями.
Педагог-библиотекарь: Стихи Бориса Владимировича Заходера веселы и остроумны. Предлагаем вашему вниманию вот такое забавное стихотворение.
2 чтец:
Б.Заходер «Клей»
Эй,
Спасайтесь поскорей -
Убежал из кухни Клей!
Никого он не жалеет:
Всех,
Кого не встретит,
Клеит!
Склеил банки и бутылки,
Ложки,
Плошки,
Чашки,
Вилки,
Склеил вешалку и шляпу,
Склеил лампу и пальто,
К стулу он
Приклеил лапу -
Не отклеить ни за что!
Склеил книжки и игрушки,
Одеяла и подушки,
Склеил пол и потолок -
И пустился наутек.
Он бежит - и клеит, клеит…
Ну,
А клеить он умеет!
У витрины магазина
Зазевался ротозей -
Стала липкою витрина,
И прилип бедняга к ней!
Все скамейки стали клейки,
Кто присел -
Пристал к скамейке!
Вот какой- то мрачный тип
К милой девушке прилип.
Не успев закончить драки,
Кот приклеился к собаке,
А к трамваю
В тот же миг
Прилепился грузовик!
Прибежал что было духу
К ним на помощь постовой -
Постового, словно муху,
Клей приклеил к мостовой!
Что же делать?
Все пропало!
Люди, вещи, звери, птицы -
Все слепились, как попало
И не могут
Разлепиться!
Гаснут в городе огни -
Тоже склеились они…
И глаза
Слипаться стали,
Чтобы все скорее спали!
2 ведущий: Очень часто Заходер использует в своих стихотворениях эпиграммы, стихотворные анекдоты и юмористические сюжеты.
«Я на все махнул рукой,
Взял, уроки сделал честно,
Сделал, не жалея сил!
Ну и что же? Бесполезно!
Так никто и не спросил!»
3 ведущий: Автор создает стихи «навырост», когда они понятны малышам по-своему, а старшим - совсем по-другому. Такова «Мохнатая азбука» Бориса Заходера. Он рассказывает про зверей, а читатель видит в этих строчках совсем иной подтекст.
3 чтец
Б.Заходер «Верблюд»
Верблюд решил, что он - жираф,
И ходит, голову задрав,
У всех он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюет на всех!
Б.Заходер «Обезьянки»
Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке.
А теперь сидим мы в клетке.
Хорошо ли это, детки?
Педагог-библиотекарь: Великолепные переводы Бориса Владимировича Заходера помогли нам познакомиться с произведениями известных зарубежных авторов. «Алиса в стране чудес» Л.Кэррола, «Приключения Винни-Пуха» А.А.Милна, «Мэри Поппинс» П.Трэверс, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А.Линдгрен - вот далеко неполный список его гениальных переводов.
Благодаря Заходеру мы не только узнали об этих прекрасных книгах, но и полюбили их всем сердцем.
Сейчас мы с вами вспомним фрагмент из одной такой книги.
«Питер Пэн» Д.Барри - перевод Б.Заходера.
Сцена оформлена в виде маленькой комнаты, на небольшом диванчике сидит Вэнди, на полу сидит Питер и плачет, рядом с ним лежит мальчик, играющий роль его тени.
Венди (вежливо): Мальчик, почему вы плачете?
Питер: Как тебя звать?
Венди (с гордостью): Венди Мойра Анджела Дарлинг.
Питер: Ого-го!
Венди: А тебя как?
Питер: Питер Пэн.
Венди: А где ты живешь?
Питер: Второй поворот направо, а там все прямо до утра.
Венди: Какой смешной адрес.
Питер: Ничего смешного нет.
Венди: Неужели тебе так и письма посылают?
Питер: Не получаю я никаких писем.
Венди: Ну, может быть, твоя мама получает?
Питер: Нет у меня никакой мамы!
Венди: Питер!
Она подбегает к мальчику, хочет его обнять, но он отстраняется от нее.
Венди: Бедненький, так вот почему ты плакал!
Питер: Я и не думал плакать! Вот только тень не хочет прилепляться.
Венди: Она оторвалась! Какой ужас! (Рассматривает тень). Питер, ты хотел ее приклеить мылом? Настоящий мальчишка!
Питер (фыркает): Ну и что?
Венди: Ее же надо пришить!
Питер: Что значит «пришить»?
Венди: Ты ужасно необразованный.
Питер: Ничего подобного.
Венди: Я тебе ее сейчас пришью. Только надо свет зажечь. Сядь тут. Боюсь, будет чуть-чуть больно.
Питер: Я никогда не плачу!
Венди пытается прикрепить тень.
Питер: Что-то она не такая была.
Венди: Наверно, мне надо было ее выгладить.
Мальчик, исполняющий роль тени встает и начинает танцевать, Питер танцует вместе с ним, скачет и кричит петухом.
Питер: Венди! Видишь, какой я умный!
Венди: Хвастун, кто пришил, я или ты?
Питер: Ну, ты тоже немножко помогла?
Венди (с обидой): Ах, так! Немножко? Тогда прощай!
Садится на диван, отворачивается от Питера.
Питер: Венди, не злись. Ну, у меня привычка такая, я когда совершу подвиг, обязательно кукарекаю. Венди, Венди, слушай, знаешь, я чего скажу? Одна девчонка умнее двадцати мальчишек!
Венди: Ты правда так считаешь?
Питер: Честное-пречестное.
Венди: Тогда другое дело!
Педагог-библиотекарь: Стихи Бориса Заходера и его прекрасные прозаические переводы представляют собой редкий феномен в области литературы, потому что даже трудно предположить возможность такого виртуозного владения словом, стихотворным замыслом, шуткой, в чем мы сейчас с вами и убедимся, прослушав еще одно юмористическое стихотворение Бориса Заходера.
4 чтец:
Б.Заходер «Странное происшествие»
Однажды,
Точнее - когда -то и где-то,
С голодным Котом
Повстречалась Котлета.
Котлета, представьте,
Всплеснула руками:
Ах, как же я счастлива
Встретиться с вами!
Ах,
Если б Вы знали,
Как жаждут Котлеты
Узнать Ваши тайны
И Ваши секреты!
Скажите скорее, какого Вы рода?
Вернее -
Какого Вы времени года:
Кот осени Вы?
Кот весны?
Кот зимы?
А может быть,
Тоже Кот лета,
Как мы?
А может быть,
Вы даже Кот-Круглый-Год?
А может быть,
Может быть,
Вы - АНТРЕКОТ?
Кот
Лишь улыбнулся ей
Вместо ответа.
И сразу
Куда-то
Исчезла Котлета.
Литература:
Заходер Б.В.«Избранное». - М.:Дет.лит, 1981. - 607 с.
Заходер Б.В. «Любимые стихи». - М.:АСТ-Пресс, 1997. - 176 с.
Заходер Б.В. «Считалия: Стихи». - М.: Малыш, 1979. - 126 с.