Просмотр содержимого документа
«Сценарий познавательно-игровой программы «С детства дружбой дорожи»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Брянска
СЦЕНАРИЙ
познавательно-игровой программы
«С ДЕТСТВА ДРУЖБОЙ ДОРОЖИ»
разработала:
воспитатель д/к «Домовенок»
Позднякова Е.В.
г. Брянск, 2016 г.
Цель: способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной адаптации через проведение воспитательного мероприятия о дружбе
Задачи:
Образовательные:
расширить представление обучающихся о дружбе.
Развивающие:
способствовать развитию интереса, любознательности, расширению кругозора, коммуникативных компетенций обучающихся через активные формы работы на мероприятии.
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности, любви и уважения к ближнему.
Аудитория: младший школьный возраст (3-4 класс).
Количество участников: 20-25 человек.
Форма: познавательная игровая программа.
Продолжительность: 60 минут.
Место проведения: просторное, светлое, хорошо проветриваемое помещение, с площадкой для проведения подвижных игр и конкурсов (зал д/к «Домовенок»).
Материально-техническое оснащение, оборудование:
посадочные места на 20-25 человек;
аудиоаппаратура с фонограммами;
стол для реквизита;
2 стола для команд
Реквизит:
жетоны красного и синего цветов для деления обучающихся на две команды;
два макета звездолетов – синий и красный;
карточки для конкурса «Собери пословицу»;
ворота, мяч, брус с привязанными к нему шестью веревками – для двух команд (конкурс «Забей мяч в ворота»);
мольберт, лист А3, фломастер на длинной ручке – для двух команд (конкурс «Дружные художники»);
карточки с ситуациями каждой команде;
бумажный коврик каждой команде для конкурса «Веселый танец»;
конверт с карточками «качества друга» каждой команде, лист ватмана А3, клей;
лист ватмана А3 для оформления «Цветка дружбы»;
жетоны в форме лепестков синего и красного цветов для конкурсов.
Оформление:
- тематические картинки;
- пословицы, высказывания о дружбе.
Музыкальное оформление:
- фонограммы по теме «Дружба» для трансляции до начала мероприятия и по окончании;
- фонограмма «Звук космоса»;
- фонограммы для сопровождения подвижных игр и конкурсов.
Перед началом мероприятия, обучающиеся получают жетоны синего или красного цвета. Таким образом происходит деление на две команды. Заходя в зал, ребята садятся за столы (на столах – звездолеты синего и красного цветов)
Ход мероприятия
Звучит фонограмма 1 (Мир похож на цветной луг)
- Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады встрече с вами!
Сегодня речь пойдет об удивительном и очень важном понятии, которое вы мне назовете сами, когда послушаете это стихотворение:
Друг без друга мы скучаем
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее….
ДРУЖБА
- Правильно, ребята! Мы будем говорить о дружбе.
- А есть у нас ребята, которые пришли не одни, а с другом или друзьями?
- А как, по-вашему, что такое дружба? (внимание, забота друг о друге, помощь, взаимопонимание)
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение слову дружба дано в словаре Ожегова.
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? «Общность интересов»?
- А сестра или брат могут быть другом?
- А мама или папа? Бабушка или дедушка?
Учиться дружеским отношениям, доверию, взаимопомощи мы начинаем в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка». Как вы её понимаете?
- Молодцы, ребята, сколько вы знаете о дружбе!
- Скажите, ребята, что произойдет, если на земле исчезнет дружба?
- Оказывается, во Вселенной есть такие планеты, на которых забыли, что такое дружба.
Мы только что получили послание с одной планеты. В нем говориться, что жители на этой планете разучились дружить, стали часто ссориться, поэтому ни одного дела не могут сделать вместе. У планеты нет даже названия, так как жители не могут договориться даже в этом. Планета разрушается и может скоро погибнуть. Жителям планеты нужна наша помощь.
- Вы согласны отправиться в путешествие, чтобы спасти эту планету и помочь жителям понять, что они делают неправильно?
Путешествовать мы будем на волшебных звездолетах, двумя командами. Я предлагаю каждой команде посовещаться одну минуту и придумать название своему звездолету. Название вашего корабля должно отражать тему нашего путешествия, то, что вы такая дружная команда. (Дети придумывают название)
- Молодцы, ребята! Сработали дружно и слаженно. Теперь мы можем отправляться в путешествие. Закройте глаза, представьте, что вы летите на космическом корабле.
Фонограмма 2 («Космос»)
- Планета Земля уже далеко от вас, а вокруг только темный необъятный космос… Но вам не страшно, ведь вы знаете, что рядом с вами надежная команда, друзья, которые всегда придут на помощь.
(Дети открывают глаза)
- Мы с вами приземлились на планету. И должны будем пройти целый ряд испытаний, которые помогут жителям планеты понять, что такое дружба.
А вот и первое испытание, которое нам предстоит пройти.
«Собери пословицу»
Фонограмма 3 («Дружба крепкая») фоном
Перед вами пословицы, разделенные на части.
Каждой команде нужно собрать по три пословицы о дружбе и объяснить их значение. (2 минуты)
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей (друзья всегда выручат в трудную минуту)
- Дружба – как стекло: разобьёшь – не сложишь (потеряешь доверие друга – уже не вернешь)
- Не в службу, а в дружбу (Сделать что-то не по принуждению, а по доброте)
- Старый друг лучше новых двух (друг верный, проверенный, никогда не подведет)
- Человек без друзей, что дерево без корней (человек не может обойтись без друзей, они помогут в трудную минуту)
- Друг познается в беде (настоящий друг в трудную минуту придет на помощь)
Команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием, получает жетон
Игра «Забей мяч в ворота!»
Фонограмма 4(«Если с другом вышел в путь»)
От каждой команды приглашаю по 6 человек. Ваша задача забить мяч в ворота этим брусом. Но, сложность в том, что вы будете управлять им только держа его за веревки.
Команда, которая быстрее справится с заданием, получает жетон
- А сейчас, ребята, я прочитаю вам притчу. Вы слушайте внимательно, а после моего рассказа ответьте, какие пословицы подойдут к этой притче?
Кавказская притча «Настоящая дружба»
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его загон в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в загон, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье.
- Как вы думаете, какие половицы лежит в основе этой притчи?
- не имей сто рублей, а имей сто друзей
- человек без друзей, что дерево без корней
- друг познается в беде.
Команда, назвавшая большее количество пословиц и поговорок, получает жетон.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение, а потом ответьте на вопрос:
- Можно ли назвать этого героя настоящим другом?
Обучающийся читает стихотворение:
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра.
Карандаш он дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечет.
- Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Почему вы так считаете?
Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, конфеты, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не для того, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
Игра «Дружные художники»
Фонограмма 5(«От улыбки»)
Я пригашаю по 4 человека от каждой команды.
Как поется в известной вам песне «Дружба начинается с улыбки». И я прошу вас нарисовать веселый смайлик вот таким большим фломастером, который вы будете держать все вместе.
Команда, которая быстрее справится с заданием, получает жетон
Анализ ситуаций
- А теперь, ребята, я предлагаю каждой команде рассмотреть в группе данную вам ситуацию и ответить на вопросы. Пусть кто-то один читает текст вслух, а остальные внимательно слушают. Вы должны обсудить ситуацию и прийти к общему мнению. А один из вас озвучит ваше решение.
1 команде:
Наташа сказала: «Костя, я не выучила басню Крылова. Скажи учительнице, что и ты не выучил». Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: «Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну».
-Правильно ли поступил Костя?
- Как бы вы вышли из этой ситуации?
- Как вы оцениваете поступок Наташи?
- Можно ли обижаться в данном случае на Костю?
- Можно ли в дружбе диктовать свои требования?
Этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Получается, что Наташа хотела использовать Костю в своих интересах. Прежде всего человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.
- Скажите, вы согласны с мнением Команды « »?
2 команде:
Две мои подруги – Аня и Света участвовали в конкурсе рисунков в классе. Аня получила 1 место, а Света – 2 место. Но я знала, что Ане рисунок нарисовала мама, а Света все делала сама. Я хотела рассказать об этом учительнице, но побоялась, что Аня перестанет со мной дружить. Но мне обидно и за Свету. Как мне поступить?
- Почему девочка побоялась рассказать учительнице? (ее будут считать ябедой)
- А как бы вы поступили в этой ситуации?
- Как вы думаете, должна ли была девочка указать Ане на нечестность ее поступка?
Итог:
- Итак, ребята, мы с вами выяснили, что настоящий друг – это не только тот, кто разделит с вами радость, сохранит ваши секреты, но и сможет предостеречь от ошибок, сказать о недостатках.
Игра «Дружный танец»
Фонограмма 6
А сейчас мы устроим дружный танец. От каждой команды я приглашаю по 6 человек. Обе команды занимают место на своей «танцплощадке» (большой лист бумаги). Пока звучит музыка – вы танцуете. Но заступать за площадку нельзя. Кто заступил – выходит из игры. Танцплощадка будет уменьшаться. Ваша задача как можно большим количеством остаться на площадке.
Команда, которая лучше справится с заданием, получает жетон
- Следующее задание, ребята, будет непростым.
«Качества настоящего друга»
У вас на столах лежат карточки с различными качествами человека. Вам нужно выбрать и наклеить на ватман те качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать ваш друг.
- А почему вы не выбрали такое понятие как покладистый? (уступчивый, не требовательный, со всем соглашается)
- Ребята, друг обязательно должен быть красивым? (красота – это не качественная, а внешняя характеристика. Человек может быть красивым, но окажется никудышным другом).
- Молодцы, ребята! Вы замечательно справляетесь с испытаниями! И мы продвигаемся все ближе и ближе к нашей цели.
Каждая команда заработала сегодня жетоны. Посчитайте, пожалуйста, сколько их у вас?
- Больше жетонов собрала команда « ».
- Я открою вам секрет. Это не просто жетоны. Раскройте их. Прочитайте, что там написано? (дети читают)
Что это такое? (правила)
Правила дружбы
Действительно, это правила, которые помогут надолго сохранить друзей.
А давайте, соберем эти правила и приклеим на ватман, чтобы подарить жителям планеты.
Дети приклеивают жетоны на ватман.
- На что похожа наша аппликация? (на цветок)
А правила – это лепестки.
Посмотрите, ребята, у цветочка не хватает лепестков. Что нам нужно, чтобы доделать цветок? (дописать правила и приклеить лепестки) Я даю вам минутку.
И вот у нас получился чудесный цветок. Цветок правил дружбы.
- А что делать, если я захочу выполнять только одно какое-нибудь правило, а на остальные не буду обращать внимания?
- К чему это приведет?
- Что делать, если эти правила будут соблюдать только один из ребят, или два?
- Что же делать?
Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.
- Вы согласны с этими правилами? (ответы детей)
- Принимаем эти правила? (Да)
Мы подарим этот замечательный цветок дружбы жителям планеты. Если инопланетяне будут читать эти правила, следовать им, то цветок никогда не завянет. А если вдруг это случиться, то цветок даст нам сигнал и мы сможем прилететь на помощь.
А еще две подружки – Юля и София приготовили в подарок песню «Если друг не смеется»
Песня «Если друг не смеется»
Фонограмма 7
Ну, что, ребята! Мы помогли жителям планеты понять, что такое дружба, какими качествами должны обладать настоящие друзья, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить дружбу. А нам пора возвращаться домой. Закройте глаза. Наши звездолеты отправляются в обратный путь.
Фонограмма 2 («Космос»)
(дети открывают глаза)
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам слова эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится.
А теперь давайте встанем в круг. Возьмитесь за руки. Давайте передадим тепло наших сердец, доброту, хорошее настроение своим друзьям. Почувствуйте, как тепло рук вашего соседа передается вам. Давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг другу слова известного героя терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!».
Мне очень понравилось, как вы работали, а помогла нам в этом дружба!
Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!
На этом наше мероприятие закончено. Спасибо! До свидания!