kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий межэтнического фольклорного праздника «Весенние посиделки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие направлено на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях через организацию внеклассной работы по  предметам «Литература», «Технология»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий межэтнического фольклорного праздника «Весенние посиделки»»


Сценарий межэтнического фольклорного праздника «Весенние посиделки»



Сила птицы – в крыльях, сила человека в дружбе

(народная мудрость)

Цель и задачи:

Создание условий для получения обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях через организацию внеклассной работы по предметам «Литература», «Технология»

  • Воспитание уважения к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развитие теоретического знания, умения продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

  • привитие интереса к русскому народному творчеству, фольклору, обычаям и традициям различных народов России; развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства;

  • мотивация школьников к изучению фольклора своей страны; расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;

  • активизация досуга детей; формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства.


Оборудование: ноутбук; музыкальный центр; русские, казахские, татарские, кавказские национальные блюда и пр.реквизит. Зал оформлен в национальных традициях; древо жизни, самодельные птицы; выпечка: каравай и булочки-жаворонки. Дети в русских народных костюмах.


Ход мероприятия




Звучит русская народная песня-закличка.(музыка___________________)

1 ведущий. Все! Все! Все на праздник! 
Зиму провожать, весну закликать! 
Спешите! Спешите! 
Торопитесь занять лучшие места! 
Сам не займёшь – соседу достанется! 

2 ведущий. Гостей давно мы поджидаем, праздник без вас не начинаем! Удобно ли вам, гости дорогие, всем ли места хватило?

3 ведущий Дорогих гостей встречаем 
Пышным круглым караваем (выходит девочка в русском народном костюме

Он на подносе расписном  с караваем и угощает гостей)
С белоснежным рушником! 
Каравай мы вам подносим, 
Поклонясь, отведать просим!  (Кланяются)

(По русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей хлебом-солью. Выходят гости в национальных костюмах (казахи, татары, кавказцы,) со своими подарками. Приветствуют на национальном языке.

Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает. Садятся за свой стол. 

2 ведущий. Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.

В каждом селе, в каждой деревне, у каждого народа в старину были свои обычаи посиделок, праздников посвященных народному календарю.

1 ведущий: На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

2 ведущий: Сегодня в России проживает много национальностей и у каждой тоже свои традиции встречи весны.


Песня «Широкая масленица»(музыка_______)

Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

Масленица-блиноедка
Накормила всех людей,
Заиграла, заплясала,
Сразу стало веселей!



Полина: Тин-тин-тинка.! Подай блинка!

Оладышка – подзабавышка,

Масленица, не скупися, масленым блинком поделися!

____________: Блины печь – дело сложное, дело сложное и мудрёное. Растворю я квашенку на донышке, поставлю квашонушку на столбушке, будет моя квашенька полным-полна, полным-полна с краями ровна!

А чтобы вкусными блины получились, надо много специальных секретов знать. Тесто ставить на снеговой воде, на дворе, на вечерней заре, когда всходит месяц, да приговаривать: «Месяц, ты месяц, золотые рожки. Выгляни в окошко, подуй на опару!»

Ведущий 1: Хороша опара уродилась, пора из неё блины печь!

- А теперь давайте поиграем!

Игра « Накорми блином соседа»

Участники из групп выносят по 1 стулу. Садятся против друг друга. Глаза завязаны. Кормят блинами под( музыку «Как на масляной неделе»___________________)

Ведущий 1: Молодцы! Сами наелись, народ посмешили. Давайте продолжим наш праздник.

Данил 1: Ой, Масленица-белошвейка!

Тебя встретили хорошенько!

Сыром, маслом и сальцом, и печёным яйцом

Данил 2 : Тебя встретили хорошенько!

И водою из ключа, половинкой калача,

Тебя и проводим хорошенько!


Танец «Прощай масленица» (музыка_____________________)


1 ведущий: Отшумела веселая Mасленица, проводил народ зиму и стал ждать весны. Но весть приходит не сразу, не вдруг. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает.

______________________ Песня-закличка


Ведущий 2: А в народе говорят

(Звучат пословицы разных народов)

казахская

Тоқтатсаң жерге қалың қар, дей бер жақсы өнім бар.

Землю снег питает, а земля урожай рождает.


Татарские

Көз гамен яз уйла. - Об осени думай весной


Азербайджанская

Сен оласан кулустан

Сене хер ан чан гурбан (Пусть цветут сады твои, созидай, мечтай, твори)

Русская

Вешний день год кормит

Ведущий 1

Что за славный денёк,

                 Собирайтесь в кружок.

                 Станем игры играть,

                 Да Весну забавлять.

(Казахская)

Игра «Котермек (подними-ка)»

На середину выходят два игрока. Опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них, который сразу после сигнала, сможет первым поднять второго игрока и будет считаться победителем. Победитель остается в игре, но теперь он уже пробует свои силу с новым игроком. Игра продолжается до окончательного выявления победителя


2ведущий: Весной обновляется жизнь растений, животных и людей. Именно поэтому с давних пор многие народы России и мира празднуют наступление нового года весной.

2 ведущий: В марте весенний ветерок проказник, 
Ласково гуляет по ветвям 
У нас большой великий праздник, 
Новый год, Наурыз-мейрам! 

(музыка ________________________ звуки карнай-сурная)


2ведущий: Наурыз - великий праздник, уходящий корнями в глубину веков, возвещающий о начале нового года, праздник единства и благополучия.


Мальчик-казах

 Под звуки дробные капели 
И под салют холодных брызг 
Идет на жаворонка трели 
Восточный праздник Наурыз! 

Казахи хором:

Ақ мол болсың 
Қайда барсан, 
Жол болсын


Мальчик-казах Ал халайық жараңдар

Наурыз келді, қараңдар

Құлпыру дадалам бар

Қуануда адамдар,

Наурыз келді, қараңдар!


Ведущий 1

С приходом Наурыза встречают Новый год, весну и солнце. И конечно к такому празднику тщательно готовятся. Таджики называют этот праздник        «Гульнавруз», татары «Наврузбайрам», украинцы «Сороки», греки «Патрик».  Так что праздник Наурыз празднуют многие народы России, которые живут в едином стремлении жить в мире и согласии друг с другом, построить процветающее государство. До прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной. «Наурыз» означает «рождение весны».

Ученик 1

Обильный стол, о угощенье, 
Рекою пенною кымыз. 
Игра домбры, акынов пенье 
В наш добрый праздник Наурыз. 
Ученик 2
Семь блюд хозяйки приготовят

И будут гостя угощать,

И чем щедрее стол накроют,

Тем лучше будут поживать!


Казахи: ученик1. С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году. В этот день любого гостя встречали с радушием. Казахи издавна славятся гостеприимством. Угощали гостя самым вкусным, что имелось в доме.

Ученица. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже, который должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко, что означает радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.


Ученик : Когда казахи празднуют Наурыз, наличие цифры «7» является обязательным — она заключает в себе 7 дней недели - временные единицы бесконечности вселенной: напротив аксакала (белобородый, старик) должны быть поставлены 7 чаш с наурыз-коже. Каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.

«КоктемТуды» («С рождением весны») — так казахи поздравляют друг друга на улицах

Выход Татар:

(музыка_________________)

Ученик «Навруз мубаракбад!», встречайте Наврузбикэ – весна!

А в руках у неё национальный символ гостеприимства – чак-чак.

Ученица «Кон эйтэдер «мин озын»,

тон эйтэдер «мин озын»,

икебез дэ бер буген.

Кон белэн тон тигезлэшкэн,

яз килеп житкэн икэн.

Хуш килэсен, Нэуруз

Ученик: День говорит «я длиннее», ночь говорит «я длиннее». Сегодня мы оба равны, весна пришла. Добро пожаловать, Навруз», – такими словами встречают Наврузбику.

Ученица: На улице в большом казане варят кашу из семи круп, собранных по всей деревне – «Карга боткасы» («воронья каша»). У некоторых народов это блюдо готовится из пророщенных зёрен пшеницы и называется «сумаляк». «У нас кашу именуют «вороньей», чтобы при посеве на полях птицы зёрна не клевали, не губили будущий урожай»,

Ученик: Торжество продолжается национальными танцами, игрой на гармони и песнями.

Ученица: В пляс пускаются и радуются все: от мала до велика. «Науруз белэн! («С праздником Навруз»)», – поздравляют друг друга татары. (уходят под музыку__________________)

Кавказцы: (выходят под музыку_________________________________)

Ученик: На Кавказе Праздник весны – это всегда щедрое угощение: традиционные азербайджанские, армянские, дагестанские, осетинские и чеченские блюда и сладости.

Ученица: У всех праздничное настроение. Звучат зажигательные выступления народных исполнителей и национальные танцы.

Ученик: И главнейшим его обрядом считается приготовление «семени». Для этого в тарелках проращивают семена пшеницы, символизирующие приход весны и омоложение природы. Пророщенное семя преподносят самым близким людям как  подарок.

Танец (музыка___________________)



Ведущий 1 (перед игрой)

Здесь скачки, гульбища, забавы: 
Вот в схватке силачи сошлись. 
Почувствуй вкус и запах славы 
В чудесный праздник Наурыз 


Игра Перетягивание (осетинская народная игра)

Для проведения этой игры надо крепко связать концы веревки длиной 2—2,5 м и, начертив на земле круг радиусом 2 м, разделить его линией на две равные половинки.

Дети из пары, которая будет меряться силами, становятся спиной друг к другу, по разные стороны линии, на одинаковом от нее расстоянии. Каждый участник «впрягается» в веревку, завязанную в кольцо, со своей стороны. Он пропускает веревку под мышками и слегка натягивает ее. Остальные дети внимательно следят, чтобы, заняв исходную позицию, оба участника были на одинаковом расстоянии от разделительной линии.

По условленному сигналу соперники тянут веревку, каждый в свою сторону. Победителем считается ребенок, который перетянул соперника на свою сторону круга, а затем и вообще вытащил его за пределы круга.

Правила:

1. Нельзя тянуть соперника в сторону, игроки должны «перетягивать» друг друга только в направлении «вперед».

2. Перетягивание осуществляется всем корпусом, но нельзя при этом опираться руками о землю.

Проигравшим считается игрок, заступивший за линию круга обеими ногами


Ведущий 2:

Вот ложка, в ложке – яичко!

                  Бежать нельзя, дрожать нельзя,

                  Дышать можно – только осторожно!


Игра (татарская) «Кто быстрее? Бег с яйцом» - 2 чел


Ведущий 2

День Навруз символизирует пробуждение природы, благоденствие и окончание зимы.

Ученица исполняется песню на татарском языке Песня «Яр..» (музыка__________________)


Ведущий 2

Пробуждаются дикие звери, о которых рассказывается в сказках разных народов.

Ведущий 1

Например, в казахской сказке «Глупый волк» повествуется о бедном обманутом волке.

(Инсценирование сказки):

Жил на свете глупый волк. Встречает он однажды козу и говорит ей:

- Сейчас я тебя съем.

- Ну, что ж, если такова моя судьба - я согласна. Но только я очень худа и стара. Если ты можешь подождать немного, то я сбегаю домой и пришлю тебе свою доченьку. Мясо у нее нежное, молодое.

Волк согласился, отпустил козу и лег под кустом. А коза побежала в стадо и рассказала про волка пастуху. Пастух так отходил волка дубиной, что тот еле ноги унес.

В другой раз волк встречает барана.

- Баран,- говорит он,- я сейчас тебя съем.

- Ну, что ж,- отвечает баран,- от судьбы не уйдешь, только позволь мне перед смертью потанцевать. Волк согласился. Стал баран танцевать вокруг волка. Танцует, а сам круги делает (музыка) все больше и больше и наконец убежал. Опять остался волк без обеда. Бредет он дальше по степи. Конь пасется. Подошел к нему волк и говорит:

- Конь, я тебя сейчас съем.

- Хорошо,- говорит конь,- только прошу тебя - начинай есть меня с хвоста, а голова пусть еще попасется.

- Ладно,- согласился волк и подошел к хвосту.

Конь ударил его задними копытами. Тут волку и пришел конец.



Ведущий 2 Весной прилетают птицы и вьют гнезда. Ну, а в народном календаре не счесть дней и праздников, связанных с птицами. Скажу только о нескольких весенних днях. 9 марта день обретения головы Иоана Предтечи – это день обретения птицей своего гнезда. «Птичье потенье – гнезд обретенье» - так говорили в народе.

Ведущий 1. В азербайджанской сказке «Как голубь учился гнездо вить» мы увидим трудолюбивых птиц и ленивых, которые так и не научились вить гнезда

Не умел голубь гнездо вить и пошел к дрозду поучиться. Дрозд в этом деле был большой мастер. Когда прилетел голубь, дрозд только что начал вить свое красивое гнездо.
Сначала голубь следил очень внимательно за работой дрозда, но когда основание гнезда было готово и начали понемногу подниматься края, голубю стало скучно. Он решил, что учиться ему уже нечему, и начал кричать:
- Умею! Умею! Умею!
Взмахнул крыльями и улетел. И даже спасибо не сказал.
На другой день голубь сам принялся вить гнездо. Донышко гнезда свил, а как дальше делать, и не знает.
Тогда голубь снова полетел к дрозду и стал упрашивать, чтобы дрозд еще раз показал, как надо строить гнездо.
Но дрозд ответил:
- Ты уже хвалился, что умеешь строить, вот и сумей без меня довести работу до конца.
Так гнездо у голубя до сих пор и стоит недостроенное. Однако голубь нет-нет да и похвастается:
- Умею! Умею!
А на самом-то деле и не умеет!



Ведущий 1 А на Руси 21 марта называли «Cороки.» На Сороки день с ночью меряется, равняется». По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну, и первые из них – жаворонок или кулик. По обычаю в этот день пекли из теста 40 «жаворонков» и в один из них закладывали «сороковку» - 20 копеек. Кому монета достанется, тот будет счастлив и богат. «Жаворонков» пекли повсюду, по одному на каждого члена семьи, или по два каждому ребенку. Но их форма и размеры были очень разнообразны и могли отличаться даже в соседних деревнях. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Ведущий 2: Хозяйки готовили различное тесто, смотря какой в доме был достаток. Наше тесто уже готово. Приступаем.

1 Лепим птичку.

2 Выделяем глазки из изюма и смазываем яйцом.

3 Выкладываем на противень и отдаем печь.

Пока наши птички поспевают в печи, мы будем закликать жаворонков.

Песня-закличка (музыка__________________)

Жаворонки, жаворонки!

Летите из – за моря.

Несите здоровья

Кому крошку, кому ложку,

А мне целую лепешку!

______________________Вот жаворонки и готовы, можно и угощать. Пусть эти птички принесут вам много радости и счастья, только верьте в это!


1 ведущий. Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками, птицами.

2 ведущий. Со стародавних времен люди видели в дереве могучую жизненную силу. А в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу. Когда хлестали друг друга вербными прутиками по спине приговаривали; «Не я бью, верба бьёт!» «Хвора в лес, здоровье в кости!»

(Ученики заносят в зал обрядовое деревце.)

1 ведущий. Давайте и мы поможем Весне-красне прийти в наш Оренбургский край. Приглашаем всех украсить дерево, и вместе начать закликать весну!

(Звучат голоса птиц, дети-коробейники раздают ленты, цветы, колокольчики и гости украшают деревце; встают вокруг деревца в хоровод).

Жаворонки прилетайте, 

Весну красну созывайте, 

Гули - гули созывайте!-2р (хором повторяют за ведущим)

Весну красну созывайте, 

Землю нашу одевайте, 

Гули - гули одевайте! -2р

Землю нашу одевайте, 
Все поляны согревайте, 
Гули - гули согревайте!-2р 

Все поляны согревайте, 
Солнце мило приглашайте, 
Гули - гули приглашайте!-2р


2 ведущий. Весну мы закликали,

О ней вы все узнали.

Хотим, чтоб о весне, прекрасной,

Родным вы дома рассказали!

Ведущий 1: Спасибо, гости дорогие, что пришли к нам на праздник, рассказали о том, как вы празднуете свои народные праздники. Ведь в обычаях живет душа народа, а в традициях его сила и неизменная красота.

Народная мудрость гласит: « Сила птицы – в крыльях, сила человека в дружбе» 


Финальная песня «Большой хоровод» (музыка_____________________)

1. Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.

Припев.

Так давайте устроим
Большой хоровод,
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех.

2. Мы хотим кувыркаться
В зелёной траве
И смотреть, как плывут
Облака в синеве,
И в прохладную речку
Нырять в летний зной,
И в ладошки ловить
Теплый дождик грибной.

Пр.-в

Так давайте устроим
Большой хоровод,
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех.

3. Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить.
Чтобы горе исчезло,
Пропала беда.
Чтобы яркое солнце
Светило всегда.



Припев тот же

Ведущий 1 (музыка продолжается, но тихо)

Будь терпимым ко всему иному

К вере, взглядам, мыслям и одеждам

И тогда, пожалуй, ясно всякому,

Тихая затеплится надежда.

Что мы можем жить такие разные,

В этом мире вечного движения

А для обретенья толерантности

Нужно просто чувство уважения.


(Прибавляется звук музыки, участники прощаются со зрителями и уходят со сцены)










11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий межэтнического фольклорного праздника «Весенние посиделки»

Автор: Медведева Елена Владимировна

Дата: 15.05.2018

Номер свидетельства: 469623


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства