Просмотр содержимого документа
«Сценарий к 9 мая "Дети войны"»
Сценарий «Дети войны»
Воспитатель: Меркурьева Ирина Алексеевна
(на экране фильм о войне)
Выходят дети.
- А у меня прадедушка тоже в те годы на войну пошёл.
- А ты то откуда знаешь, сочиняешь, наверное?
- Нет, у нас в семье все о нем знают и помнят. Мне о нём родители рассказывали.
- А мне бабушка рассказывала, как она своего папу и дядю на фронт провожала.
-Так она же совсем маленькая была?
- Да, маленькая, но всё помнит.
- И что же твоя бабушка запомнила.
- А вот послушай…
(стихотворение «Кукла»)
(сценка игра. В конце звуки самолётов, дети кричат «Воздух!». разбегаются)
(стихотворение «Мальчик из села Поповка»)
-Страшная была война!
- Много горя она принесла.
- Дети оставались без родителей!
- Да знаю я такую историю, мне дедушка рассказывал, он тоже в детском доме был.
- а что он рассказывал, ты помнишь ?
- Конечно. Самое интересное, что ему запомнилось это «Праздничный обед!».
Сценка «Праздничный обед» (по Сергею Алексееву)
Рассказчик: Обед был праздничным, из трёх блюд, ребята из детского дома знали заранее.
Директор детского дома Мария Дмитриевна так сказала:
Мария Дмитриевна :Сегодня, ребята, полный обед: первое будет, второе и третье.
1-й ребёнок: Что же нам будет на первое?
2-й ребёнок: Бульон куриный?
3-й ребёнок: Борщ украинский?
1-й ребёнок: Щи зелёные?
2-й ребёнок: Суп гороховый?
3-й ребёнок: Суп молочный?
Рассказчик: Нет, не знали в Ленинграде таких супов. Голод косил ленинградцев.
Совсем другие супы в Ленинграде. Варили их из дикорастущих трав. Назывались такие супы
Суп-пюре. Вот и сегодня ребятам - такой же суп. Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.
Миша Кашкин:Из супёрки он будет,из супёрки(шептал он ребятам)
1-й ребёнок: Из супёрки? Так это ж отличный суп!
2-й ребёнок: А что же на второе будет?
3-й ребёнок: Макароны по – флотски?
2-й ребёнок: Жаркое?
1-й ребёнок: Рагу?
Рассказчик: Нет, не знали в Ленинградские дети подобных блюд.
Миша Кашкин: Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! (Кричал мальчик).К хвое –бараньи кишки добавят.
1-й ребёнок: Ух, ты, кишки добавят! Так это ж отличные будут котлеты.
Рассказчик: Рады ребята таким котлетам. Скорей бы несли обед!
2-й ребёнок: Что же сегодня будет на третье?
3-й ребёнок: Компот из черешни?
1-й ребёнок: Запеканка из яблок?
2-й ребёнок: Апельсины?
3-й ребёнок: Желе?
1-й ребёнок: Суфле?
Рассказчик: Нет, не знали ребята подобных третьих. Кисель им сегодня будет.
Кисель-размазня из морских водорослей.
Миша Кашкин: Повезло нам сегодня. В кисель сахарину добавят! По полграмма на каждого!
Рассказчик: Обед был праздничный, полный – из трёх блюд. Вкусный обед . На славу. Не знали блокадные дети других обедов.
- А вот моя бабушка в деревне с мамой жила, а папа её на фронте погиб.
- И как же они там жили, наверное не так как в городе?
- Расскажи нам свою историю.
- Ну, слушайте….
«Жили они в деревянном доме, мужчин почти не было все на фронте были так что сами топили печку дровами, и хозяйство вели, была у них корова, гуси и поросёнок…»
(выходит Полина несёт в руках полешки.)
« Однажды помогали мы маме убирать дрова в поленницу. Дров было так много, что боялись до темноты не справимся. Дрова нужно было носить через весь двор. Я носила по не многу, а поросенок наш Вас смотрел из сарая и хрюкал….» (хрюканье поросёнка) ….
Тогда я говорю: «Что хрюкаешь?! Давай помогай!»
Вася выбежал из сарая и стал во рту носить по маленькому полену.
Мы так удивились и обрадовались этому. Даже соседи смотрели и удивлялись уму Васьки.
( Выходят старшеклассники)
- Дети и война – более жуткого сочетания не придумаешь.
- Да, война – не детское дело. Но эта война была особенной…Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины.
- На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий. - Дети войны.… Так часто называют тех, кто в начале сороковых еще ходил в школу,
-Тех, кто помогал в госпиталях ухаживать за ранеными,
- Тех, кто стал сынами полка, кто воевал рядом со взрослыми.
- Тех, кто очень рано встал у станка.
Инсценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):
— Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.
— А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.
— Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.
— Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.
— Конечно, я и на фронт ещё сбегу.
Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков.
В те годы дети быстро взрослели. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Вместе с взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады… Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Многие из них были настоящими героями. Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами — героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.
(Стих читает Филимощенко Д.)
Их гнали фашисты по пыльным дорогам. И в рабство везли их, как скот. Кому-то из плена бежать удавалось. И даже по несколько раз. Как зрелые воины, дети сражались. Кто шёл в партизаны из нас. И горели лица их отвагой. И глаза светились их огнём. Прибавлялись годы на бумаге. Детям были пули ни по чём. Трудные задачи выполняя, Шли они в разведку, рвались в бой, Бой вели, наград не ожидая. Был любой мальчишечка герой!
Фашистами были созданы целые комбинаты смерти: Освенцим, Саласпилс, Майданек, Маутхаузен, Бухенвальд. Среди заключенных были и дети. Их заставляли работать по 15-20 часов – на лямках возить груженные разным грузом повозки. Они отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда вывозились в крематорий. Работали дети с 4 часов утра.
(на фоне музыки)
«…Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах- испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички». Из воспоминаний ветерана войны, участвовавшего в освобождении узников Освенцима. Одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного множества детей в концентрационных лагерях на территории Германии и в захваченных странах. Доказано, что в одном только Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких узников. Многие дети погибали также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.
(Показ видео. Фрагмент худ. фильма «Щит и меч»: Дети в концлагере.)
– У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.
– Дети войны никогда не забудут тех, кто избавил их от беды, несчастья и неволи...
Дети, спасенные Советской Армией, рассказывают: "В конце октября 1944 года производивший проверку немец дал нам "кару" за то, что не было чисто в блоке. Нас раздели донага, облили холодной водой, голыми повели по улице в свой блок, после чего многие дети заболели…Когда нас пригнали в лагерь, в свой блок, там нас били палками.."
Детей закапывали живыми, душили газом в газовых камерах. У детей в лагерях выкачивали кровь для немецких солдат. Бывшая узница Саласпилса рассказывала: "В Саласпилсе детей истязали остервенело. Делали им впрыскивание какой-то жидкости, давали им отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирали по сто пятьдесят человек".
(стихотворение Э.Асадова «Чулочки»)
– 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей.
-Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с легкостью, почти не задумываясь, произносим: тысяча километров в час, миллионы тонн сырья… Но 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?
– Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать … 32 года!
– 2,5 тысячи километров – это значит 7,5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!
– 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!
– Почтим память павших Минутой молчания.
( минута молчания) (После минуты молчания танец без объявления)
после танца выходят дети играют, выбегает девочка радостная и кричит
- ребята, ребята… Война закончилась!!!
- откуда ты знаешь?
- Мне мамка сказала ,война закончилась!!!
- Урааааа!!!
(песня дети войны)
Ведущий: Пусть будет мир. Пусть мы всегда будем помнить о детях военного времени, о тех, кто отдал за нас жизнь. Помнить, что самая большая ценность на свете – ценность человеческой жизни. Я желаю всем нам никогда не знать ужасов войны.