kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарии проекта "Народный праздник , как средство этнопедагогики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Сценарии  основных народных праздников: Дожинки, Святки, Масленица, Паскха. Данные праздники отражают культурные национальные традиции русского крестьянсва 19 - начала 20 в.в. На наш взгляд данные материалы будут интересны для  учителей начальных классов, классных руководителей по этнокультурному воспитанию школьников с целью формирования у них базовых национальных ценностей.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарии проекта "Народный праздник , как средство этнопедагогики" »



Сценарий праздника

Дожинки

(продолжительность мероприятия

один академический час)


Цель: раскрытие обучающимся идейного содержания праздника.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с особенностями народного календаря;

  2. Определить место и время праздника «Дожинки» в народном календаре;

  3. Познакомить со структурой и символикой праздника;

  4. Развить у детей интерес к культуре своего народа;

  5. Воспитать чувство сопричастности к традициям своего народа.

Действующие лица:

    • Старшая жница

Данную роль должна играть взрослая женщина, которая согласно этнографическим материалам была главным действующим лицом праздника «Дожинки».

    • Жница

Женщина-участница жатвы и дожиночных обрядов. Помощница ведущего;

    • Обучающиеся-участники праздника (15-25 чел).


Необходимое оборудование и реквизиты



Оборудование

Кол-во

Примечание


1

мультемедиопроектор

1

видеоряд

2

флеш-карта

1

слайдпрограмма

3

экран

1

видеоряд

4

авдиоапппаратура

1

музыкальное сопровождение


Реквизиты



1

«дожиночный сноп»

1

сноп из колосьев.

символ праздника

2

«борода»

1

колосья пшеничные связанные особым способом (коса). символ плодородия

3

«спорынья» - колосья

3 шт.

символ плодородия

4

серп

2 шт.

орудия труда. Для конкурса.

5

красная лента

1

Символ плодородия - оберег.

6

каша «саламат»

1 горшок

Ритуальная каша

7

каравай

1

Ритуальная выпечка

8

рушник

1

Ритуальный атрибут праздника

9

веник


2

Для проведения конкурса

10

совок

2

Для проведения конкурса

11

мешки

2

Для конкурса





































Играет музыка «Хлеб да соль».

Робулей И.Ю. выходит с караваем.

Коровай для всех славянских народов был символом Жизни, плодородия. Осенью наши предки собирали урожай. С последней полосой праздновали особый день «Дожинки»! Как правило его приурочивали к Третьему Спасу или Успению Богородицы (август, сентябрь). Сегодня мы тоже будем отмечать Праздник Урожая – «Дожинки» как отмечали его наши предки еще двести лет назад.


Татуйко И.Н.

старшая жница

В поле пшеница

Перестой стояла

Перестой стояла

Колосом махала,

Колосом махала,

Голосом гукала:

«Девки- молодухи,

Выходите, жните!»

Выходят две жницы – молодицы (Робулец И.Ю, Тренина Л.В.)

Робулец И.Ю.

жница:

(держит охапку «колосьев» и серп)


Не могу стояти,

Колосом махати,

Буйное колосье,

Суколены ломит ( суставы рук).

Как я буду колос

В поле убираети?


Тренина Л.В.

жница- молодица:

Суколены ломят!

Да хребты болят!

Помогите, люди,

Буйное колосье,

С полосы убрать.

Не оставьте в горе!

Пособите нам!






Лобов М.Н.

жнец- молодец:


Друзья, давайте поможем нашим жницам – молодицам урожай убрать. Разделимся на две команды (одинаковое количество участников в каждой команде):

  • 1 команда - «Снопики»;

  • 2 команда - «Колоски». А помогут нам в этом жницы- молодицы. Только они знают особый заговор, действующий на силу Нивы- поля.

Жницы помогают организовывать команды, сопровождая словами заговора:

- Нивка, Нивка, отдай мне силку через снопик, через колос, через снопик, через колос …….

Команды сформированы.


Робулец И.Ю.

жница- молодица:

Старшая жёнка,

На нивку выходила,

Ранёнько выходила,

Девок и ребят выводила,

Таковы слова говорила.


Татуйко И.Н.

старшая жница:

«Пожните, детки,

Пожните родные!

Каждый свою полоску,

В закрома хлеб сложите».

Лобов М.Н.

жнец – молодец:

Рожь, пшеницу или лен убирали полосами. У каждого была своя полоса. Давайте, посмотрим какая команда самая трудолюбивая.


1 конкурс «Жатва». Условия конкурса.

Каждая команда выбирает по два человека. Зал разделен на четыре полосы, где лежат колосья. Задача быстро и аккуратно собрать колоски в общий пучок. Время ограниченно- 1 мин.

Участники играют.





Робулец И.Ю.

Жница:

Урожай собрали. Осталась только одна последняя не сжатая полоса. Давайте ее тоже быстренько уберем, и будем отмечать конец жатвы!


Татуйко И.Н.

старшая жница:

Ох, не торопись жница. Последняя полоса не простая, а зачарованная. В ней Дух нивы прячется от людей. Поэтому и убирать последние колосья хлеба непросто!

Для этого нудно знать, как правильно выполнить эту работу. Ребята, а вы знаете, как защитить себя от гнева Духа нивы? Нет! Тогда внимательно слушайте меня.

- Во-первых, все жницы должны были молчать, говорить во время жатвы, было запрещено!

- Во-вторых, убирать колосья голыми руками, тоже было нельзя!


Робулец И.Ю.

Жница:

Что же ты так пугаешь людей? Надо просто объяснить им, для чего людьми были придуманы эти правила – запреты.


Татуйко И.Н.

старшая жница:

Жали женщины колосья молча, потому, что боялись гневить Дух нивы и «притянуть» к себе злых духов, а голой рукой жать нельзя, потому, что голодно будет. Наши предки верили, что рука, закрытая полой рубахи или передника, принесет в будущем, богатый рожай, а голая рука к неурожаю, а значит к голоду. Но самый важный обряд связан был с завиванием «бороды» или «козули» из колосьев последней полосы. В «Бороде» сокрыта вся сила нивы!


Робулец И,Ю.

жница поет:

Вейся, вейся борода,

Бородушка вейся!

Царь – колос силой наливайся!


Тренина Л.В.

жница- молодица:

Пришло время и нам «бородушку», «козулюшку» завивати! Счастьем жизнь наполняти!






Жницы проводят конкурс

2 конкурс «Завивание «бороды». Условия

По два человека из команды (не принимающих участие в другом конкурсе) должны сплести «бороду- косу» из лент. Время – 2 минуты.

Участники выполняют условия конкурса.

В это время старшая жница работает со зрителями.

Татуйко И.Н.

старшая жница:

Друзья, при обряде завивания «бороды» люди старались, чтобы вся сила природы, а также помощь христианских святых помогли закрепить полученный хороший урожай, а также гарантий на будущий год. Для этого проговаривали магические формулы. Предлагаю помочь нашим участникам и громко прочитать их (раздаточный материал по командам). Разучивают, и повторяют слова заговора:

- Вот тебе, Илья (пророк), брода!

- На будущее лето уроди нам ржи, да овса!

- Николе (Святой Николай) борода, коню «борода»,

- Пекарю коврижка, жнюшке пышка!

- А нам и хозяевам на здоровьечка!

Тренина Л.В.

жница – молодица:

Теперь можно посмотреть, как справились ребята с завиванием «бороды».

Участники показывают результаты.

Татуйко И.Н.

старшая жница:

Молодцы! Мы поле убрали, «бороду» завили, осталось только завязать «Дожиночный сноп» - главного героя праздника. В него по поверьям славян прятался Дух нивы. Сноп перевязывали красной лентой – символ плодородия и жизни. Хранили сноп в доме до первого зимнего корма домашних животных. Сноп, разделяли на части, и скармливали коровке, лошадке, курицам и свиньям. Чтобы сила Духа «вошла» в них и были они всю зиму здоровы и сыты.

Робулец И.Ю.

Жница:

Друзья, давайте тоже перевяжем снопы лентой, тем самым совершим еще один «дожиночный» обряд. Завязывали снопы со словами:

Жали – пожали,

Три пяди нажали,

Первая прядь – на еду,

Вторя прядь – на семена,

Третья прядь – про запас!



3 конкурс «Дожиночный сноп». Условия

По одному человеку от команды. Они перевязывают снопы лентами, а все вместе проговаривают заговор. После завершения работы. Ребята отдают снопы жницам. Жницы торжественно с поклоном проносят снопы, перед зрителями.(музыкальное сопровождение). Подводятся итоги.

Тренина Л.В.

жница – молодица:

Жали мы, жали,

Жали, пожали,

Жнеи молодые,

Серпы золотые,

По месяцу жали,

Серпы поломали!

Людей напугали!

Гадать начинали!


Татуйко И.Н.

старшая жница:

Пришло время «дожиночных гаданий». На все праздники люди гадали, чтобы узнать свою судьбу и будущее. Наши предки верили, что вовремя календарных праздников размываются границы между мирами и это состояние мира, способствует общению с иными сущностями, которые знают тайны будущего.


Тренина И.В.

жница – молодица:

- Расскажи нам о правилах гадания на празднике урожая! Очень хочется знать, как это было. Мне стало страшно, а вдруг это опасно для людей?


Татуйко И.Н.

старшая жница:

Ты не зря страшишься, да опасаешься! Славяне для безопасности при гадании использовали серпы. Считали, что серп обладает особой «обережной силой» (ведь он изготовлен из железа, которое отгоняло злые силы). На «серп» гадали, чтобы узнать сбудутся ли желания людей.


4 конкурс «Гадания». Условия

Лобов М.Н.(проводит вместе с девушками)

жнец – молодец:

Ваше желание должно быть духовного характера (здоровье, благополучие, счастье). Загадав желание, нужно повернуться спиной и через правое плечо бросить серп. Если серп острым концом «воткнулся» значит, желание будет исполнено, а если упал «плашмя», то нет.

Участники играют.



Робулец И.Ю.

жница - молодица:

Желания загадали, поиграли. Пришло время и ритуального выгона насекомых из дома, что бы праздничная трапеза была «чистой» и пошла только на пользу людям и высшим силам.


Татуйко И.Н.

старшая жница:

Действительно был такой обычай изгнания насекомых из дома. Хозяйка брала в руки веник из березовых или ольховых веток и символически «выметала» всех насекомых, приговаривая:

- Клопы, блохи, «цыгане» (тараканы) вон из хаты. Хозяин (сноп) идет в дом!



Жница – молодица 2:

Люди верили, что такие действия и слова обладают магической силой и воздействуют на вредных насекомых, изгоняя из дома на всю зиму. Предлагаю нам поиграть в ритуальный выгон насекомых.


5 конкурс «Изгнание тараканов «Цыганов». Условия

проводит «жнец» с девушками

Конкурс в форме эстафеты. Задача двух первых ребят быстро вымести «тараканов» при помощи веника и совка. Затем следующие двое обучающихся разбрасывают мусор, а другие снова его собирают. При этом приговаривая слова заговора:

- Клопы, блохи, «цыгане» (тараканы) вон из хаты. Хозяин (сноп) идет в дом!

Побеждает та команда, которая первой заканчивает работу.


Старшая жница:

Был еще интересный обычай, который связан с идеей плодородия, могучей силой Жизни. Жизнь, которая заключена в обычном яйце, но не простом, а «Дожиночном». Считалось, кто вперед очистит вареное яичко и докатит его прутиком до чашки, тот весь год будет здоров, да счастлив!


6 конкурс « Дожиночное яйцо»

конкурс проводит «жнец», ему помогают девушки.

Приглашает по 2 человека, раздает участникам неочищенное яйцо и палочки. По условиям конкурса, они должны очисть яйцо, затем докатить его до чашки по прямой линии. Побеждает тот, кто докатит яйцо первым.




Жница – молодица 1:

Пора жнейкам,

Домой идти,

Потеряла жнейка свои ключи!

А, кто мои ключи найдет,

Тому, я мешок зерна подарю!


7 конкурс « Золотые ключики». Условия

конкурс проводит «жнец»ему помогают девушки.

Две полосы из соломы. По соломой спрятаны два ключа. Ведущий выбирает два человека, подводит их к полосам. Перед ними ставится задача найти ключи под соломой. Кто первый найдет, тот и победитель. Тому жница дарит мешочек – оберег.


Старшая жница:

Такие обереги дарили близким людям на праздник «Дожинки». Зерно для наших предков – символ бессмертия, плодородия. Поэтому люди верили, если подарить такой мешочек «Богач», то человек обязательно будет весь год здоров, да счастлив. Друзья, давайте мы тоже своими руками изготовим оберег «Богач».


Изготовление оберега «Богача». Условия

проводит «жнец», ему помогают девушки

На столе заранее приготовлены мешочки, ленточки и крупа. Задача участников наполнить мешочки крупой. Завязать мешочек ленточкой.


Жница – молодица 2:

Жали, мы жали,

Праздник встречали,

«Серпами гадали»,

«Бороду» завивали,

«Тараканов» выгоняли,

«Дух нивы» почитали!

«Дожиночный сноп» украшали!


Жница – молодица1:

Дожинки встречали,

Колосья собирали,

Гостей веселили,

Счастье в дом принесли!



Старшая жница:

Богу помолились!

За жито, за здоровье,

За радость и любовь!

Чтобы встретиться нам вновь!

Жнец – молодец:

Времечко лети, лети!

До нового лета,

До нового хлеба!


Все вместе поют

Впереди календаря,

Коляда, да Святки,

Приходите к нам, друзья,

Будет все в порядке.


Постарались дружно мы,

Передать вам знания,

И, конечно, вы должны,

Оценить старания.


Вы запомнили не зря.

Традиции, обряды.

Что ж, до новых встреч, друзья!

Будем очень рады!

























Сценарий

праздничного цикла

«Святки»

(продолжительность действа

один академический час)

Цель: раскрытие обучающимся своеобразия святочных празднеств как синтеза языческих форм верований и христианских традиций.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся со структурой святочных праздников;

  2. Познакомить с обрядами и праздничными ритуалами в их логической последовательности;

  3. Развить у обучающихся интерес к национальной праздничной культуре;

  4. Воспитать толерантное отношение к другим культурам.


Действующие лица:

    • Ряженные:

«Коза», человек в маске козы;

«Корочун», человек не большого роста «с горбом»;

«Лихо», человек с «одним глазом».

Данные роли должны играть молодые люди, которые согласно этнографическим материалам были главными действующими лицами Святок (праздник считался молодёжным).

    • Бабка Леся - хозяйка избы, женщина в национальном костюме.

    • Участники праздника (15-25 чел).


Необходимое оборудование и реквизиты



Оборудование

Кол-во

Примечание


1

мультемедиопроектор

1

видеоряд

2

флеш - карта

1

слайдпрограмма

3

экран

1

видеоряд

4

авдиоапппаратура

1

музыкальное сопровождение

5

маска « Козы»

1

атрибутика ряженного

6

национальный женский костюм

1


7

мужские костюмы ряженных

3


8

блюдо

1

для конкурса

9

белая скатерть

1

для конкурса

10

лучина ( Васильевский огарок)

1

для конкурса

11

свечи восковые

3

для конкурса

12

рушник

1

атрибутика праздника

13

Ритуальные булочки (кресты)

15-25

атрибутика праздника

14

Мешки 40 х40 см.

2

для колядования

15

Лампа керосиновая

1

реквизит


16

«Васильева каша» в чугунке


1 чуг.

реквизит



В импровизированной избе за столом сидит бабка Леся. На столе стоит керосиновая лампа и ритуальное угощение: каша в чугунке, выпечка (кресты). Сидит и рассуждает:

- Вот и начались святочные дни. Сегодня уже 24 декабря. День прибавился на «куриный шаг». Так к Крещению, глядишь, будет чуток светлее, да и святкам конец придет. Бывало то в молодости любила я погулять с девчатами по соседским дворам с щедровками – колядками. Напоешься, а за это тебе радушные хозяева гостинцев полный мешок надарят. Так и повелось песни колядки – «щедровками» называть, дескать, щедрые, да дюже богатые будут угощения и вечера. А гадали мы! Вот где страху - то натерпелись! Не простое это время – Святки. Весь порядок меняется, размываются границы меду мирами, вся нечисть « выползает» с того света, того и гляди зачаруют и разума решат. Не даром святочные дни люди делили на:

- «святые вечера» - время от Рождества до Власьего вечера (25 декабря по 1 января);

- «страшные вечера»- время с Нового года до Крещения (1 января по 19 января). Почему-то сегодня не слышно, чтобы молодежь по домам колядовала.

Раздаются громкие голоса. Затем стук в двери. Бабка открывает, дверь и приглашает гостей – ряженных в дом.


Бабка Леся:

- Вот ведь накликала сама незваных гостей. Да, что поделаешь, нельзя со двора гнать, тогда и добра не видать.


Ряженые:

Все вместе поют «щедровку-колядку»:

- Как ходила коляда оконуне Рождества.

- Как искала коляда да Солохина двора!

- Как пришла коляда да Солохе прямо в дом!




Ряженый «Коза»:

  • А бабки Леси дом, он не мал, не велик:

  • На семи верстах, на восьми столбах.

  • На восьми столбах, на высоких кораблях.

  • Столбы точеные, позолоченные.

  • А вокруг её двора железный тын.

  • А в каждой тычинке по земчужинки,

  • Посреди земчужинки – красно солнышко.

  • То хозяюшка!


Ряженый «Корочун»:

  • Не дари ты нас, хозяйка, не рублем и не полтиной!

  • А если дашь пирога – полон двор живота!

  • Тебе триста коров, полтораста быков!

  • На реку они идут – все помыкивают,

  • А с реки идут – все поигрывают!


Ряженый «Лихо»:

  • А если не дашь пирога,

  • Мы корову за рога

  • На двор чертей,

  • В огород червей.


Бабка Леся:

  • Ох, ты Лихо одноглазое!

  • Шируканище, поганое!

  • Разве я плохая хозяйка?

  • Ты мешки мне подставляй-ка.

  • Складывает в мешок пироги и конфеты


Ряженые:

Все вместе с поклоном:

- Доброго здоровьечка тебе хозяюшка!


Ряженый «Корочун»:

  • Только мы к тебе Солоха

  • Неспроста пришли,

  • Мы ребят к тебе привели!

  • Будем святки встречать!

  • Будем весело играть!

  • Может, погадаем!



Бабка Леся:

  • Раз пришел честной народ,

  • В святочное время,

  • По традициям народным

  • «Власьеву» свечу зажжем!


Ряженый «Коза»:

- «Власьева лучина» или как его еще называли огарок, защищал людей во время святок от влияния злых сил. Лучиной обводили по кругу, по движению солнца (посолонь), всех участников гаданий, игр и супрядок- вечеринок.


Ряженый «Лихо»:

Обращается к Солохе.

- Кумушка – голубушка,

- Пожертвуй лучинку

- На святые вечера,

- На игрища, На сборища,

-Да на супрядки!


Бабка Леся:

Берет зажженную лучину и обходит всех по кругу (по- солонь)

- Все! Теперь мы защищены!

- Можно и супрядки- вечеринки начинать!


Ряженый «Корочун»:

- Расступись честной народ.

- Самый короткий день года идет.

- Разделю я вас на пары.


Ребята выстраиваются в шеренгу. Ряженый считает считалку:

- У нас девка убыла.

- У нас парень прибыл.

Все встали по парам. Играет музыка народная


Бабка Леся: объясняет правила «Завивания узлов»

Пары берут друг друга за руки. Выстраиваясь в цепочку. Ведущая пара выстраивает «колодец». Девушка проходит через колодец и внедряется в третьего по счету человека стоящего в цепочке, проходит через него, завивая узелки.


Ряженый «Коза»:

На вечеринке побывали, «узелки» завязали. Ночь наступила. Самое лучшее времечко для гаданий.

В ночь под Рождество гадали девки, над блюдом, назывались такие гадания - подблюдные. На блюдо, клали различные предметы ( хлеб, уголь, кольцо, монету, украшения, соль, соломинку)- все накрывали рушником. Гадать могли на свою судьбу только на год.

Бабка Леся:

-Ох, уж ты «Коза», козюлюшка! Зачем ты ребятишек смущаешь, да гадать заставляешь? Опасно это! Надо же знать, как себя защищать.

(Ставит три свечи, очерчивает круг).

- И еще держите пальцы так (показывает). Вот теперь можно гадать. Выходите девушки (число гадающих, должно быть нечетное) кому не страшно в глаза будущего посмотреть.

Гадающие стали вокруг блюда покрытого рушником.


Бабка Леся: (читает заговор)

  • Илею, илею!

  • Кому эта песенка достанется,

  • Тому сбудется!

  • Не минуется!

  • Тому жить бы богато,

  • Ходить хорошо!

  • Илею, илею.

  • Девушки по очереди (по - солонь) вытаскивают предметы из под рушника.


Бабка Леся:

Раскрывает символику каждого предмета. Отмечает, что серьезно не нужно относиться, так как это всего лишь игра.


Ряженый «Лихо»:

Плясали, гадали, а угощать гостей, когда будешь Солоха? Где традиционный «Кесаретский поросенок», да «Власьева каша», что счастье, да богатство в дом приносят? А?


Бабка Леся:

- Я, ничего не забыла, «Лихо – «одноглазое». «Кесаретских поросят», напекла, да зажарила. В честь Святого Власия Великого Кесаретского, подавали на стол 1 января поросеночка. Перед иконами его освещали, свечу зажигали. Затем блюдо, поднимали, и слова особые проговаривали:

- Что бы свиночки поросились, коровки телились, а молодежь доброй была!



Ряженый «Коза»:

Раздает ребятам поросят (булочки).


Бабка Леся:

- На Святках не только угощали колядующих, но и могли предложить молодежи покататься на санях. Сани выбирали самые расписные, красивые. Запрягали лошадку и готово развлечение.


Ряженый «Корочун»:

- А мы тоже можем прокатиться с ветерком!

- Мои ретивые «коники» уже «застоялись».

- Так и рвутся поиграть, наших деток покатать!


Конкурс «Кто вперед» эстафета


Выходят шесть человек, по три в команде. Первым двум дают деревянных коней на палочке. На счет три они должны быстро на двух ногах проскакать вокруг лавки. Вынуться на исходную позицию и передать «коня» следующему участнику. Побеждает самая быстрая команда.


Ряженый «Лихо»:

- Молодцы ребята! Поиграли, погадали, сил на весь год набрали, праздник встретили. Пришло время нам прощаться! На прощанье дарим вам наши пожеланья.


Ряженые:

  • Постарались дружно мы,

  • Передать вам знания,

  • И, конечно, вы должны,

  • Оценить старания.

  • Вы запомнили не зря.

  • Традиции, обряды.

  • Что ж, до новых встреч, друзья!

  • Будем очень рады!















Сценарий

праздника Масленицы

(продолжительность действа

один академический час)


Цель: раскрытие обучающимся идейного содержания праздника.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с историей праздника;

  2. Определить место и время праздника в народном календаре;

  3. Познакомить обучающихся с обрядами и праздничными ритуалами Масленицы;

  4. Развить у обучающихся интерес к праздничной народной культуре;

  5. Воспитать у детей чувство сопричастности к праздничной культуре своего народа.


Действующие лица:

  • Скоморох1 (участник ярмарочных представлений);

  • Скоморох 2 (участник ярмарочных представлений);

  • Бабка «Гаранька» (пожилая женщина, которая знает старинные обычаи и обряды);

  • Марена (богиня зимы);

  • Обучающиеся – участники праздника (15-25 чел).


Необходимое оборудование и реквизиты



Оборудование

Кол-во

Примечание

1

мультемедиопроектор

1

видеоряд

2

флеш - карта

1

слайдпрограмма

3

экран

1

видеоряд

4

аудиоапппаратура

1

музыкальное сопровождение

5

маска « Козы»

1

атрибутика ряженного

6

национальный женский костюм

1

реквизит

7

костюм скомороха

1

реквизит

8

костюм бога лета Дажьбога

1

реквизит

9

костюм богини зимы и смерти Марены

1

реквизит

10

чучело соломенное

1

атрибутика праздника

11

жердь с колесом

1

атрибутика праздника

12

мешки (большие)

2

для конкурса

13

ритуальные булочки (кресты)

15 - 25

атрибутика праздника

14

канат

1

для конкурса

15

ритуальный ковш - скобарь

1

атрибутика

16

сковорода

2

реквизит






Идёт бабка «Гаранька» на ярмарку и ворчит:

- Вот ведь молодежь нынче пошла! Ни тебе почтения, ни тебе уважения!

В былые - то времена, мы не могли пройти мимо старого человека и не поклониться ему. А сегодня они «летят» как оглашенные, чуть с ног меня не сбили.

Садиться на скамейку.

- Все торопятся на ярмарку, лакомства покупать. Да, это и понятно, Масленица пришла! Не даром её кличат – «Масленица - объядуха». Народ гуляет, шумит, в гости друг другу ходят, угощают блинами, да пирогами, колбасками и сырами.

В зал вбегает Скоморох (в руках чучело)


Скоморох1:

- Здравствуй бабуля! А почему ты здесь сидишь. Устала что ли? Гляди, а то «просидишь» весь праздник. Видишь, чучело Масленки несу. Вечером на реке сжигать ее будем. На площади уже столько народа собралось.

А вы ребята, тоже на праздник пришли?

- Дети отвечают.


Бабка «Гаранька» присаживается на лавочку и начинает беседу:

-Дело хорошее Масленку встретить, да проводить как «встарь». Но, знаете ли вы, как этот праздник возник, почему его Масленицей называют?

-Дети отвечают.


Бабка «Гаранька»:

- Да, ребятушки, вы тоже не знаете истоков наших праздников. Мне еще моя бабка рассказывала, что, дескать, была такая книга древняя, в ней были записаны все знания предков наших. Их вписывали по преданиям волхвы новгородские. О Масленице особливо говорилась. Якобы давным-давно это было, когда славянские боги с людьми вместе по Земле – Матушке ходили. Боги людям помогали, а люди богов чтили, и предков своих помнили. Мир был разделен, три части: мир богов – «Ирий», мир людей и мир мертвых - «Пекло».


Скоморох:

- Бабулечка, а нельзя ли побыстрее сказывать. В чем суть, да дело, а то праздник мимо нас пройдет!


Бабка «Гаранька»:

- Не мешай, я самое главное и рассказываю. Значит так, был день, когда боги пир пировали в Ирии. Самым, то главным богом у них почитался Сварог – огонь, затем Лада- матушка. И было у них много деточек - все они боги: Марена - смерть и зима, Жива – жизнь. Леля - радость и весна, Перун – воин и громовержец. У этого громовержца был сынок, кликали его – «Дажьбог», по-нашему значит – дающий бог, отвечал он за то, чтобы в мире людей лето наступало.

- Все боги были на пире весёлые, один только Дажьбог не весел. Сидит за столом, «сладкую сурью» не пьет, все грустит. И вдруг, как встрепенется, добрым молодцем обвернется, плечики расправит, на резвые ножки встанет.

Сварог спрашивает внука: «Что случилось внук мой ясный?»

Дажьбог ему отвечает: «Разве ты не слышишь чудной музыки. Так за душу и берет!»

Звучит музыка (ветер завывает) в зале появляется богиня зимы – Марена. Марена:

- Вижу, что не ждали меня, и не звали. Да и приглашение мне ваше вовсе и не нужно, богиня - я, что пожелаю, что задумаю, то непременно сделаю! Захотелось мне увидеть, что же вы будете делать, коли я решу не уступать весне свое место. Ведь уже было такое во времена, когда боги по земле вместе со смертными ходили!

Бабка «Гаранька»:

- А ты нас Маренушка, то не пугай. Али забыла ты урок батюшки своего Сварога? Так я тебе напомню, да деткам интересно будет узнать.

Марена:

- Ты видно совсем старуха с ума выжила, чтобы с богиней так разговаривать!

Я тебе и сама могу многое поведать о том, что не каждый смертный знает. Ты, кажется, о пире сказывала, да о музыке чаровной, той, что никто кроме Дажьбога так и не услышал. А Дажьбог решил узнать, где же находиться источник музыки и собрался в путь- дорогу. Мир людей и богов обошёл, нигде источника мелодии не нашёл. А между тем музыка все сильнее звучит в голове бога. Спустился он в нижний мир. А там его встречает девица красоты не земной. Протягивает ему «скобарь» и говорит:

«Испей, Добрый молодец, водички ключевой. Устал с дальней дороженьки». Дажьбог возьми и выпей. А в скобаре была вовсе не водичка, а зелье. Выпил бог, и стал превращаться в быка с золотым рогами.

Бабка «Гаранька»:

Так, о том зелье мне еще прабабка рассказывала. Зелье то готовила не девка, а ты – Марена. Решила ты извести Дажьбога, чтобы изменить законный ход вещей, смена времен года, чтобы никогда не было у людей весны, да лета, только зима весь год. Для этого и превратила Дажьбога в быка (символ солнца). Люди стали страдать: голод, холод, да болезни. Молятся люди Сварогу, что он установил прежний порядок. Услышал их стенания Сварог, спустился он в нижний мир, и спрашивает тебя Марену:

- Не видела ли ты дочь моя, Дажьбога - ясноликого?

Марена:

А я ему отвечаю:

- Нет, не видела, не знаю, где он, что с ним!

Ярым стал батюшка Сварог, за лукавство мое, за обман и наказал меня жестоко!


Бабка «Гаранька»:

- Ударил Сварок Марену своим посохом, а посох был не простой! Марена и сгорела. Лада – матушка стала плакать, да причитать над прахом Марены. Сжалился Сварог над дочерью, видя слезы матери. И установил закон, что каждую осень Марена возрождается из пепла, а весной снова сгорает. С тех самых пор и стали люди отмечать время когда «зима с летом борется». И чтобы зима Марена быстрее уступила место лету, помогают высшим силам, сжигают её чучело. Так и повелось на Руси праздник Масленицы – Марены отмечать. Это время и проводов зимы и встреча весны, время смотрин невест. Вот такая история ребятки. А ты Марена должна чтить законы не тобой написанные. Иди себе с миром. А мы в твою честь чучело Масленки сожжем, тебя проводим, да весну встретим.

Марена:

- Ох, и горько мне и тоскливо, что не будет течь жизнь по - моему. Да, законы Вселенной не зыблемы! Чтят их боги, и люди чтят. На прощанье даю наказ:

«Люди добрые чтите Масленицу. Веселитесь, гуляйте и радуйтесь. Только помните, все меняется, за весной и летом красным снова холода придут»

Марена по завывания ветра покидает зал


Скоморох:

- Спасибо тебе бабушка, за то, что Марены не испугалась, да науку древнюю. Будем теперь Масленицу провожать со знанием. А теперь честной народ всем идти на площадь. Ждут нас там угощенья, конкурсы, веселье!

Ребята встают (убирают стулья).


Скоморох 2

- Разделись честной народ быстренько по парам (помогает при помощи считалочки):

- Вот у нас ельник, а вот березельник….

Бабка разводит ребят по командам:

- «Ельник» - 1 команда;

- «Березельник» - 2 команда.

Бабка:

- По командам мы разбились, к конкурсам готовы!

Скоморох:

  • На праздниках, на ярмарках,

  • Любил мужик гулять,

  • На Масленицу часто любил он поиграть.

  • Прыгал он скорей в мешок и бежал наискосок,

  • Должен он быстрей бежать, чтобы приз себе забрать




Конкурс « Бег в мешках» - 3 мин.



Бабка:

  • На Руси в старинный век,

  • Всем силён был человек,

  • Бегать, прыгать и скакать, и канаты потягать!

Скоморох 2:

- Так играли наши предки на Масленой недели. Все дни недели были строго расписаны, определены правила поведения и обряды.

  • Понедельник – «встреча»;

  • Вторник – «заигрыши»;

  • Среда – «лакомка»;

  • Четверг – « разгул»;

  • Пятница – «тещины вечеринки»;

  • Суббота – «золовкины посиделки»;

  • Воскресение – «Прощеное Воскресенье»

Как вы думаете, к какому дню М. недели можно отнести следующие конкурсы: «Перетягивание каната», «Катание».

Дети отвечают («Встреча», «Заигрыши»)

Конкурс « Перетягивание каната» - 2 минуты


Скоморох:

  • Любил народ потешки:

  • Катаясь на конях,

  • Садились люди в саночки,

  • И мчались в небесах



Конкурс « Катание на мешках» (3 минуты)


Скоморохи помогают организовать участников по две паре.

Условия конкурса

Один участник выступает в качестве «коня». Он берет за край мешок. Другой усаживается на мешок, в качестве «возницы». «Конь» бежит вперед во круг (Скоморохов), а «возница» должен удержаться на мешке во время бега. Побеждает та




Бабка:

  • Скоморошенька ты мой!

  • Не спеши идти домой!

  • Что же ты уйдешь пустой?

  • У нас Масленицы третий день

  • Как же он зовётся?

Дети отвечают («Лакомка»)


Скоморох:

  • Эй, честной народ!

  • Раскрывай пошире рот!

  • Распотешим мы вас, Раскрывай пошире глаз!

  • Вкусный конкурс у нас!



Конкурс «Блин-Млин»


Скоморох 1

- Разделись честной народ быстренько по парам (помогает при помощи считалочки):

- Вот у нас ельник, а вот березельник….

Бабка разводит ребят по командам (4 человека):

- «Ельник» - 1 команда;

- «Березельник» - 2 команда.


Скоморох 2 и бабка в руках держат на блюде четыре блина (муляжа) В руках у участников команды тоже блюдо, на которое участники будут класть блины в ходе эстафеты.

Условия конкурса (2 минуты):

Конкурс носит характер эстафеты. Задача участников по очереди добежать до блюда с блинами, взять блин добежать до команды, положить блюдо на другое блюдо. Следующий участник повторяет те же действия. Побеждает та команда, которая быстрее соберет на свое блюдо все блины.


Скоморох 2:

-Сегодня у нас веселье,

-Масленицы продолженье!

-Четвертый денек пришёл на порог!

-Как имечко ему?

-Дети отвечают («Разгуляй»)


Скоморох:

  • Зима лютует, хмуриться,

  • Не хочет уступать!

  • Весне поможем дети,

  • С Зимою совладать!

  • Мы льдинки все растопим,

  • И побегут ручьи.

  • Согреют солнца лучики весенние деньки.


Условия игры «Льдинки» (3 минуты).

Ведущие, чертят круг мелом диаметром 2 метра. Внутри круга нарисовать еще один маленький круг. Положить в него символ «льдинку». Один человек из команды сторожит «лунку». Другой ребенок из второй команды пытается схватить «льдинку». Игра на время. Побеждает тот, кто выдержит испытание.


Бабка:

  • Длинным зимнем, вечерком в пятый день недели,

  • Мы тещины блины с икрой и салом ели,

  • Смотрины устраивали,

  • На любви настаивали!

  • Как тот день мы назовем,

  • Так и в нем и проживем!

Дети отвечают («Тещины посиделки»)


Скоморох:

  • Правда ль, есть у нас девицы –

  • На все руки мастерицы,

  • И петь и плясать,

  • И блины нам напекать!



Конкурс «Сковородка». Условия.

Конкурс проводиться в форме эстафеты. Первые два человека из команд бегут (в руках у каждого из них сковорода) к столу с блинами, берут блин, кладут на сковородку и назад. Нужно выложить блин из сковородке в блюдо, стоящие, рядом с командой. Следующий участник выполняет все по заданному алгоритму. Побеждает та команда, которая быстрее всех перенесла блины на блюдо «Тещи».

Бабка:

  • Высоко летите!

  • Зиму проводите!

  • Шестой день встречайте!

  • По имени называйте.

Дети отвечают («Золовкины вечеринки»)


Скоморох 2:

  • Ладушки, ладушки,

  • Где вы жили, не тужили?

  • У матушки, у бабушки?

  • У золовки иль свекровки?


Игра «Ладушки» - 2 минуты. Условия игры.

Древнейшая игра с ладонями. Убыстряется темп игры. Кто из пар участников игры быстро сбился или запутался – «жили у свекрови или у золовки», а кто продолжает играть «вырос у матушки или у бабушки».


Бабка:

- А всего у Масленицы семь деньков.

- А седьмой денек – воскресенье!

- Просим у всех людей и Бога прощенье!

Дети отвечают («Прощеное воскресенье»)

Бабка:

В этот день люди просили прощенья в семье, у соседей, а главное у Бога за плохие поступки, слова. Всю жирную, скоромную пищу убирали из дома. Вечером на льду или берегу сжигали чучело Масленицы- Марены. Люди верили, что в костре сгорают все беды и болезни. В воскресенье, вечером крестьяне кушали простую кашу. Мысленно готовились к Великому Посту. Все Масленица прошла.


Скоморох:

  • Встретили Масленицу мы игрой,

  • Нагулялись и размялись,

  • Очень мы проголодались,

  • Нам блины неси хозяйка,

  • Ведь на Масленой неделе

  • Из печи блины летели!

  • Приглашение к масленичному столу. Дети пьют чай.


Скоморох 2:

  • Масленица расслабуха.

  • Блинами, да пирогами объядуха.

  • Животы набили, в гостях побыли,

  • Жир накопили,

  • Масленицу встретили!

  • Пора и честь знать!


Все вместе:

  • Постарались дружно мы,

  • Передать вам знания,

  • И, конечно, вы должны,

  • Оценить старания.

  • Вы запомнили не зря.

  • Традиции, обряды.

  • Что ж, до новых встреч, друзья!

  • Будем очень рады!

























Сценарий

праздника

«Пасхальная мозаика»

(продолжительность действа

один академический час)


Цель: раскрытие особенностей празднования Паски в русских народных традициях.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с истоками и историей данного праздника;

  2. Раскрыть обучающимся особенности церковных и народных традиций Паски;

  3. Познакомить обучающихся с технологией росписи пасхального яйца;

  4. Развить интерес у детей к духовным традициям своего народа;

  5. Воспитать у обучающихся чувство сопричастности к традициям своего народа.


Действующие лица:

  • Тетушка Анастасия (женщина, которая знает старинные обычаи и обряды)

  • Обучающиеся – участники праздника (15 чел).



Необходимое оборудование и реквизиты



Оборудование

Кол -во

Примечание

1

мультемедиопроектор

1

видеоряд

2

флеш-карта

1

слайдпрограмма

3

экран

1

видеоряд

4

авдиоапппаратура

1

музыкальное сопровождение

5

пасхальная выпечка (булочки)

15- 20

атрибутика ряженного

6

национальный женский костюм

1

реквизит

7

яйцо

15

для росписи яйца

8

гуашь

3 пачки

для росписи яйца

9

кисти белка:

№ 3

15

для росписи яйца

10

рушник


1

атрибутика праздника

11

скатерть


1

атрибутика праздника

12

столы

4

оборудование

13

стулья

15

оборудование

Звучит запись колокольного звона, входит тетушка Анастасия в руках у неё пасхальная выпечка и окрашенные яйца, подходит к столу и раскладывает угощение.

Анастасия:

- Нужно многое успеть сделать к приходу гостей. Заутренняя служба уже закончилась, куличи, да яйца в храме освятили. Люди в радости домой, да в гости пошли. (Выглядывает в окно)

- А вот и гости идут! (обращается к залу)

- Здравствуйте гости дорогие! С праздником вас Светлой Паски! Проходите, рассаживаетесь. Прошу простить меня хозяйку нерадивую! Не успела я к вашему приходу все угощенья приготовить. Не откажите в милости помогите мне ритуальные булочки испечь. А если не знаете, как булочки изготовить, то я с великим удовольствием вас научу, и все покажу.

- Ну что вы готовы?

Дети отвечают (Да, готовы).


Анастасия:

- Тесто я заранее замесила, в нем по представлениям наших предков великая жизненная сила заключена! Люди верили, что зерно обладает магической силой возрождения. Его в землю зароют, оно как бы символически умирает. Проходит время и прорастает колос, несущий уже не одно зернышко, а несколько. Вот так и возникли представления о бессмертной силе зерна, муки, теста и конечно хлеба и всей сдобы. Неслучайно на особые духовные праздники пекли особые булочки и печенье. На Паску еще издревле пекли «Лесенки»- символ возрождения души и восхождения её в рай. Давайте мы сейчас попробуем из нескольких кусочков теста вылепить такую булочку. (Раздает тесто детям).


Анастасия: (сопровождение видеорядом)

- При изготовлении «Лесенок», женщины приговаривали: «Христос воскреси, лезь по моей лестнице». Затем тесто делили на два кусочка больших - это «основание» лесенки и три маленьких кусочка - это «ступеньки». Берем в руки два больших кусочка теста, и придаем им форму столбиков. Затем с вверху прикладываем «ступеньки». Вот и готовы булочки «Лесенки». Поверхность булочки смазывали взбитым яичком и в печку. Люди верили, что эти булочки помогают людям в посевной, поэтому, когда их кушали, то проговаривали: « Чтоб, ржица моя, выросла высоко». А теперь булочки мы поместим на протвинь и в печку.

- Дети кладут булочки на противень.


Анастасия:

- Не секрет, что у каждой семьи пасхальный стол не обходиться без раскрашенных яиц! Но, знаете ли вы , что символизирует пасхальное яйцо?

Еще в древности яйцо – символом Вселенной, которая делилась на три части:

- мир богов;

- мир людей;

- мир мертвых.

Данные языческие представления были адаптированы христианским учением. Пасхальное яйцо также символизирует вечное движение Жизни, воскрешение и бессмертие души, которые «курсируют» во Вселенной. Древние верили, что души младенцев «приходят» в мир из Ирия, а после смерти человека, его душа для очищения «отправляется» в мир мертвых, а после поднимается снова в верхний мир. В этом и состоит идея бессмертия души, а тело лишь временный «домик для души», что очень созвучно христианству. Цвет как в языческой так и христианской традициях носил важную смысловую нагрузку (видеоряд):


Цвет

Языческие традиции

Христианские

традиции

красный

жизнь, красота, плодородие

Кровь Христа, воскресение, бессмертие души

белый

небытие, траур

чистота духовная и физическая

черный

мудрость

небытие, траур

зеленый

природа, здоровье

природа,

здоровье

пастельные тона желтого цвета

детство, до обряда посвящения в статус взрослого человека


пастельные тона розового цвета

детство, до обряда посвящения в статус взрослого человека



Анастасия:

- Ребята, выберите себе окрашенное яйцо в зависимости от символики цвета.

Дети выбирают для росписи яиц.


Анастасия: (видеоряд)

Следующий этап – роспись. Каждый элемент росписи, носил глубокие смыслы. Роспись начинали со среднего мира – людей. Вначале ставим точку (душа), вокруг точки еще шесть точек (души родных людей). Обводим точки по окружности, тем самым наши предки просили защиты для своих близких и себя. Посмотрите, на что похоже изображение?

- Дети отвечают (Цветок).


Анастасия:

- Правильно цветок «подсолнух» и был символом семьи. Семья – семь, таких как «Я».

- Следующий шаг росписи, изображение «реки жизни» и «реки смерти». Волнистые линии проводим от центральной точки вверх, а «река смерти»- изображение волнистой линии от центральной точки в низ.

- Далее между линий прописываем треугольники – символ женского начала плодородия и перпендикулярные палочки – символ мужской энергии. Эти знаки служили для «притягивания» жизненной силы и плодородия.

- Последний штрих «среднего мира», будет изображение ромба – поля, вспаханное и засеянное, для будущего урожая хлеба и льна. «Мир людей» мы «закодировали», давайте посмотрим, что получилось.

Дети демонстрируют промежуточный этап росписи.


Анастасия:

- Теперь переходим к росписи верхнего мира Вселенной – яйца. По окружности яйца проводим три волнистые линии – «Хляби небесные» и окружности- солнце. Сочетание данных символов в представлении предков должно было обеспечить равновесие между небесной водой (дождями) и солнцем. Это способствовало росту хлебов и урожаю.

- Дети расписывают


Анастасия:

- Наступил последний этап росписи яйца. В «мире мертвых» в представлении славян было три пещеры. Изобразим их тонкими чертами. А теперь поставим несколько точек – души. Закончили роспись. Пусть наши обереги высыхают, а мы посмотрим, испеклись ли наши булочки (подходит к печи, и достает настоящие заранее испеченные булочки).

Анастасия:


- Вот посмотрите, какие красивые «Лесенки». Предлагаю всем нам сесть за стол и попить чай с пасхальной выпечкой!

- Все пьют чай.


Анастасия:

- После завершения пасхальной трапезы люди часто играли с пасхальными яйцами. Складывали все яйца в кучу или «выстраивали» их в ряд, брали мячик. С расстояния 20 шагов катили, мячик и выбивали яйца по очереди. Побеждал, тот, кто выбил для себя пасхальное яйцо.

- Дети играют в «Забавы» - 2 минуты.


Анастасия:

- Еще была одна игра с пасхальными яйцами под названием «Битки». Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему. Чаще бились обеими концами яйца, но никогда - только острым. На русском Севере и в Сибири, острый конец яйца называли «носочек», а тупой – «пятка». Яйцо считалось проигранным, если оба конца были разбиты.

Дети играют в «Битки» - 2 минуты.

Анастасия:

- Ребята сегодня мы познакомились с народными традициями празднования Паски. Но были и церковные традиции и обряды, которые приняла Русь после крещения. Исторически сложилась так, что русский народ соединил в праздничной культуре обе традиции. Поэтому, люди в Паску и в храм ходили на вечернюю и заутреннею службы, участвовали в крестном ходе. А затем шли на кладбище поминали усопших предков, ходили в гости. Но, так или иначе, Паска – был красивый духовный праздник, объединяющий людей. В пасхальную неделю каждый человек задумывался о своей душе, о своих поступках, старались быть добрее и внимательнее к другим людям. Ибо считали это временем, когда в мир людей является воскресший Иисус. Поэтому и приветствовали друг друга: «Иисус Христос воскреси!». А в ответ: «Воистину воскреси!». Что значило, что жизнь продолжается!

































Сценарий праздника

Иван – Купала

(продолжительность мероприятия – два академических часа)


Цель: раскрытие особенностей празднования Иван Купала в белорусских народных традициях.

Задачи:

  1. Познакомить детей и подростков с историей праздника;

  2. Раскрыть особенности христианских и народных традиций праздника;

  3. Познакомить детей и подростков с обрядами и праздничными ритуалами Иван Купала;

  4. Развить у детей и подростков интерес к праздничной народной культуре;

  5. Воспитать у детей чувство сопричастности к праздничной культуре своего народа.


Действующие лица:

  • Ведунья.

Данную роль должна исполнять взрослая женщина, которая согласно этнографическим материалам была одним из главных действующих лиц праздника «Иван - Купала».

  • Ведун.

Данную роль должен исполнять взрослый мужчина, который также как и ведунья, был духовным лидером на празднике.

  • Девушки – красавицы.

Пять молодых, красивых девушек, которые исполняют роль, как «плакальщиц», так и помощниц ведуньи.

Певунья.

Девушка, которая обладает красивым и сильным голосом. Исполняет фольклорные песни – заговоры.

  • Молодцы.

Три мужчины (юноши), которые участвуют в ритуальных «бесчинствах»: трясут обрядовую березку, мешают девушкам водить хоровод.

  • Участники праздника (15-25 чел).









Необходимое оборудование и реквизиты

№ п/п

Наименование

Материалов и реквизита

Кол - во

Примечание

1

чучело Ярилы – Костромы (солома, сено)

1


2

деревянное колесо

1


3

скобарь (братина)

2


4

каравай

2


5

рушник

2


6

факел

1


7

ленты: красные, зеленые

10 м.


8

цветы искусственные

20 шт.


9

венки

30 шт.


10

березка (срубленная и украшенная)

1


11

рубахи льняные у ведущих

5


12

скатерти

2


13

деревянный шест 2,5 метра

1


14

дрова для кострища

Высота костра 1метр

15

крестовина для березки

1


16

муз аппаратура, микрофоны


4 шт.


17

бензин (для костра и факела)

1-2 литр


18

Угощения:

-яйца,

- блины,

- пироги,

по кол – ву участников


Обряд начинается днем с подготовки чучела Ярилы (одевают в одежды, украшают цветами и лентами). Его прилаживают к деревцу, которое устанавливают в центре круга. Все выстраиваются около березки на (все участники в венках). По кругу пускают братину с хмельным напитком. Начинают хоровод по движению солнца, наигрывают в бубенцы, колокольчики, трещотки. Запевают песни проводов Ярилы – Костромы/

Девушка- красавица:

Во поле было во поле,

Стояла береза.

Она ростом высока,

Ликом широка,

Как под этой березой

Лежал Кострома.

Он убитый, не убитый,

Да убрусом покрытый.

Девица – красавица

К нему подходила,

Убрус открывала,

В лице призывала.

Ведунья

«Спишь ли милый Кострома – Ярила?

Или, что - то чуешь?

Твои кони вороные

Во поле кочуют».

Певунья:

Девица – красавица

Водицу носила,

Водицу носила,

Дождичка просила:

«Создай нам, Ярила – Кострома дождя,

Дождичка частого,

Чтобы травоньку смочило,

Остру косу притупило».

Как за речкой, за рекой

Кострома сено косит,

Бросил он свою косу

Среди полосу.


После этих слов мужчины (юноши) пляшут в центре хоровода, ненароком задевает чучело Ярилы, оно должно упасть.

Ведун: (громко кричит и трясет чучело)

Ярила «умер!»

Девушки причитают:

Батюшка Кострома,

Свет - Ярила,

На кого ты нас покинул!

Закрылись, твои ясны очи!

Мужчины (юноши) несут чучело к малому костру, сжигают Ярилу- Кострому.

Ведун (читает заговор)

Разыдесь темно,

Разгорись добро,

Засверкай светло, Яри ясное,

Солнце красное,

Стани – стань доли,

Яко Род вели.

Стани – стань

С неба до земли

Долее идет пир - тризна по старому солнцу

Кушают яичницу, блины, мед, пироги, пьют хмельные напитки из скобаря.

После продолжают славить высшие силы.

Ведунья: (читает заговор)

Зашуми река светлая,

Шелести леса вековечные,

Расплодится землица ярая,

Да творите славу преогромную,

Самому Купале Сварожичу!


Все участники восклицают:

Гой!

Певунья:

Гой Купала красен,

Стань во небе ясен,

Папороть искрящий,

Огнецвет купалый

Во ночи горящий

Клады находящий.

Ведун:

Под куповищем небесным

Благо рода совершались,

Повели почать кушанье

Здраву чисту за старанье

Славься сам Купавец

Великий удалец.

Все вместе кричат:

Гой Купале. Гой!

Ведунья:

Берет коровай, обходит всех по кругу. Каждый должен оторвать кусочек хлеба только правой рукой загадать желание. Требу бросают в огонь.

На блюде разносятся блины, угощают всех.

Девушки заводят хоровод и поют:

Как ходили девочки

Около березоньки,

Около Купалы,

Солнце заиграло.


Парни совершают «набеги» на хоровод, стараясь выхватить березку. Когда это удается, парни бегут к реке, отламывают от неё веточки и раздают каждому (кусочки плодородны). Деревце кидают в реку.



Певунья:

Ой, на святого Купалу

Ой, на святого Купалу

Деревце пускали,

Что это за зелье?

Что за коренье?

Святое коренье!

Девиц умыванье,

Парней воздыханье


Ведунья:

На праздник Купала, девка лицо, да тело умывала.

Баба тоже не отставала, молодости набирала,

А за ней мужик вдогонку, чтоб на год набрать силенку.

Ведун:

По старой традиции, чтобы быть красивой, да счастливой нужно в речке искупаться.

Все купаются в реке (если плохая погода, то просто окропляют друг друга водой).

После девушки плетут венки из 12 трав, для гадания на реке.

Вечерний этап праздника

Вечером кострище «Купалец» высотой более 1 метра.

Ведун:

Неженатые мужчины и женщины, парни и девки, сейчас выбирают себе пару и прыгают через костер. Кто рук не разомкнет, у того все сладиться, да получиться в любви и в семейном счастье!

После костра снова пир (яйца, блины, мед обязательно хмельные напитки). Затем в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке девушки и женщины кладут свой венок на плотик из веток и пускают его по реке (загадывая желание о замужестве).

Девушки поют:

Ой, на святого

Ой, на Купалу

Девки гадали

Венки кидали

Кидали в воду

В воду быструю

Скажи реченька

Про жизнь молодую

С кем наша река

Мне жизнь вековати

Кого наша река

Любым называти

Долго ли я житии,

Долго ли буду

Неси река венок

Не дай потонуть.


Далее снова купаются, плещутся. Идут к костру пировать, да травами (12 наименований) слегка друг друга хлесть (для здоровья). На этом праздник заканчивался.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Сценарии проекта "Народный праздник , как средство этнопедагогики"

Автор: Татуйко Ирина Никеолаевна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123077


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства