Мероприятие
Сценарий.
«Зеленые карусели природы»
3 класс.
Цели: расширить знания детей о природе; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; воспитать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу; развить познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление.
Ход:
- Дорогие ребята, уважаемые гости, я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо в лесу и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь свои праздники, несчастные случаи. Там есть герои и разбойники.
-Сегодня на нашей игре встречаются две команды: « Солнышко» и
« Радуга». Собрать название команды из букв. Оценивать вас будет жюри .
-Итак, я открываю первую страницу устного журнала. Она называется:
«Что в лесу растёт, кто в лесу живёт.»
- Что собой представляет лес? ( ответы)
- Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери и насекомые. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет, сейчас проверим.
Конкурс 1. « Загадочный»
1 команда:
1) Белые овечки
Бегают по свечке. (Верба )
2 команда:
2) Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? ( ель )
1 команда:
3) С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты. ( одуванчик )
2 команда:
4) Ни кто не пугает,
А вся дрожит. ( осина )
1 команда:
5) Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. ( берёза )
2 команда:
6) Самое сладкое дерево наших лесов. ( липа )
- Ещё в лесу много домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт.
Конкурс 2. «Кто и где живёт».
1 команда:
*Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь.)
2 команда:
*Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму.(Белка.)
1 команда:
*Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут полосы. (Бурундук)
2 команда:
*Похож на собаку, но больших размеров, хищник. (Волк).
1 команда:
*Лесной доктор. (Дятел).
2 команда:
*Лесной санитар. (Муравей.)
Конкурс 5.
1 команда:
1. В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, т.к. уколола шипами этого цветка пальчик. ( Шиповник. )
2 команда:
2. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов. ( Пион. )
1 команда:
3. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов.( Ромашки. )
2 команда:
4. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко – синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. ( Василёк.)
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали….
- Ребята, надо ли рвать цветы? ( Ответы детей.)
Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать, или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Помните это, дети!
Конкурс 6 «Эрудит.»
1 команда:
1. Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается? (Полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками. )
2 команда:
2. Зачем нужны змеи, ведь они опасны? ( Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Змеиный яд используется в медицине.)
1 команда:
3. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? ( Они являются кормом и лекарством для многих животных.)
2 команда:
4. Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалит? ( Пчела погибает.)
1 команда:
5. Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: « Не тронь меня, я несъедобный». И не трогают его звери и птицы. ( Божья коровка.)
2 команда:
6. Почему у лиственницы такое название? (Она, как лиственные деревья, сбрасывает хвою.)
Конкур 7 « Дары леса».
- Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи, грибы. А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?!
1 задание. Игра « По грибы, по ягоды».
– Сейчас нам предстоит пойти в лес по грибы, по ягоды. Но, как вы знаете, не все грибы и ягоды пригодны в пищу для человека. Поэтому вы должны определить, что мы будем собирать.
– 1 команда:
• Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на них висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. (Голубика.)
• 2 команда:
• В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. ( Маслята. )
• 1 команда:
• Гриб красивый, яркий. Для некоторых животных этот гриб- лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу, и для человека- смертельный яд! ( Мухомор. )
• 2 команда:
• Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. ( Земляника. )
Физминутка: В лесу.
Вверх руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Низко присели, вниз посмотрели
Это жучок пьёт росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят,
Где они сядут, тоже покажем .
Сели все дружно назад.
- Перелистываем следующую страницу 3, а называется она
« Лесная аптека».
- В лесу своя аптека, которая помогает нам ,людям, избавиться от многих болезней.
- Какие вы знаете лекарственные растения и чём они помогают? ( ответы детей )
Ответьте на вопросы:
1 команда:
1. Какие лекарственные травы применяются при простуде? ( Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды смородины. )
2 команда:
2. Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? ( Отвар крапивы, листья подорожника, чистотел. )
1 команда:
3. Какие лекарственные травы применяются при болях в животе? (Зверобой.)
2 команда:
4. Какие растения помогают при упадке сил? ( Отвар или сироп шиповника, боярышник, зверобой. )
4 страница – « Красная книга».
- Почему книга красная? ( Это сигнал опасности, обрати внимание.)
- В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Эта книга с каждым годом становится всё толще.
- Каких вы знаете животных, занесённых в Красную книгу? ( ответы детей )
– А многих животных и растений этой книги можно скоро будет
– увидеть только на картинке ( показываю и называю).
Розовый пеликан, утка-мандаринка, розовая чайка,
Амурский тигр, манул, жужелица Кавказская,
женьшень, венерин башмачок, прострел (сон-трава).
- Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.
– Открываем последнюю 5 страницу журнала «Как вести себя в лесу, на лугу, в поле?»
- Давайте вспомним правила поведения в природе. Каждая команда называет по очереди, кто больше вспомнит.
Памятка:
• НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.
• НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.
• НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.
• НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
• НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.
• НЕ разоряй птичьи гнёзда.
• НЕ разоряй муравейники.
• НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
• НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
• В лесу старайся ходить по тропинкам.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: « Ты – мой друг!
Спасибо!»
- Человек многое может, но он – сын природы. Погубив окружающую среду, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.
Подведение итога. Награждение команд.