kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова «Страницы мятежной жизни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция расширяет представления о Михаиле Юрьевиче Лермонтове как поэте и человеке. Выразительное прочтение лирических произведений, сопровождаемое классическими музыкальными произведениями, усиливает эмоциональное воздействие на слушателей. Мероприятие полезно как обучающимся старших классов, так и школьникам из среднего звена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова «Страницы мятежной жизни»»

  Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова «Страницы мятежной жизни»



(Звучат вкрадчивые аккорды «Вальса» из музыки Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад». Когда вальс начинает звучать победно …).

1 ведущий:

Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днем 1837года, скончался раненный на дуэли Пушкин. (Дамы вскочили с мест, кавалеры сдвинулись ближе.)

2 ведущий:

Пушкин скончался. Дочь знаменитого историка Карамзина вспоминала: «Множество людей всех возрастов и всякого звания беспрерывно теснились пестрой толпой вокруг его гроба. Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях, приходили поклониться праху любимого поэта. Нельзя было без умиления смотреть на эти плебейские почести». 
А правительство запретило даже писать что-либо о его смерти. Печать молчала. И тогда... 

1-ый чтец.

Погиб поэт! – невольник чести.

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

 И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

 Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували чуть затаившийся пожар?

Что ж? Веселитесь… - он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок…



Дама: Вы знаете автора этих стихов?

Господин: А как же! Это поручик лейб-гвардии – Лермантофф.

Ведущий 1: (Звучат вступительные аккорды «Тройки» из сюиты Свиридова, написанной к повести Пушкина «Метель», выходит Лермонтов).

Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.

Ведущий 2:

Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.

(Звучит романс “Парус”).

Ведущий 1: (на фоне “Лунной сонаты).

Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.

Лермонтов: “Молитва”

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души, как бремя, скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Ведущий 1: Корнета Лермонтова за сочинение известных всему Петербургу стихов перевели в Нижегородский драгунский полк. Этот полк был расквартирован тогда на Кавказе, неподалеку от Тифлиса.

(звучит кавказская музыка).

Ведущий 2:

Итак, он отправлялся на Кавказ. Это была замаскированная ссылка.

Чтецы:

«Горные вершины» (романс)

(“Тебе, Кавказ, суровый царь земли…”).

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной. 

Еще ребенком, чуждый и любви
И дум честолюбивых, я беспечно
Бродил в твоих ущельях, — грозный, вечный,
Угрюмый великан, меня носил
Ты бережно, как пестун, юных сил
Хранитель верный, (и мечтою
Я страстно обнимал тебя порою.)

И мысль моя, свободна и легка,
Бродила по утесам, где, блистая
Лучом зари, сбирались облака,
Туманные вершины омрачая,
Косматые, как перья шишака.
А вдалеке, как вечные ступени
С земли на небо, в край моих видений,
Зубчатою тянулись полосой,
Таинственней, синей одна другой,
Всё горы, чуть приметные для глаза,
Сыны и братья грозного Кавказа.

Ведущий 1: (Звучит полонез Огинского.)

В мае 1838 года поэт возвращается с Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, о своем непростом отношении к Родине.

Чтецы:

“Печально я гляжу на наше поколенье” (отрывок).



Печально я гляжу на наше поколенье! 
Его грядущее — иль пусто, иль темно, 
Меж тем, под бременем познанья и сомненья, 
В бездействии состарится оно. 
Богаты мы, едва из колыбели, 
Ошибками отцов и поздним их умом, 
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, 
Как пир на празднике чужом. 
К добру и злу постыдно равнодушны, 
В начале поприща мы вянем без борьбы; 
Перед опасностью позорно-малодушны, 
И перед властию — презренные рабы. 
Так тощий плод, до времени созрелый, 
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, 
Висит между цветов, пришлец осиротелый, 
И час их красоты — его паденья час!

«Родина»



Ведущий 2:

В своем творчестве Лермонтов обращается к русской истории. В 1838 году появляется “Песня про купца Калашникова”

(Звучит Мусоргский “Хованщина”, “Рассвет над Москвой-рекой”.)

Ведущий 1:

Его думы обращены к Москве, к городу, в котором он родился.

В своем знаменитом сочинении, написанном на экзамене в Благородном пансионе при Московском университете, он так говорит о Москве:

Лермонтов:

“Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этой величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча.

Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке….. нет! у нее есть своя душа, своя жизнь”.

Чтец:

Москва, Москва! ... (из поэмы “Сашка”).


Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский,- сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин*

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!

Вселенная замолкла... Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.



Ведущий 2: (Звучит музыка Моцарта, симфония № 40).

1839 год был годом лермонтовского триумфа. Его стихи и прозу печатают журналы. О нем говорят. Его приглашают. Знакомства с ним добиваются.

Лермонтов:

(читает письмо Лопухиной):

“Было время, когда я в качестве новичка искал доступа в общество. Это мне не удалось. Двери аристократических салонов закрылись передо мной.

А теперь в это же самое общество я вхожу уже не как искатель, а как человек, добившийся своих прав. Я возбуждаю любопытство, передо мной заискивают, меня всюду приглашают”.

Ведущий 1:

Но этот блеск и суета были лишь внешней жизнью. В другой, внутренней, жизни он вовсе не чувствовал себя счастливым баловнем успеха.

(начинает звучать романс “И скучно, и грустно…»,

затем читает чтец: «И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…”



И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

Ведущий 2:

1840 год.

В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.

Вновь наказание. Поэта посылают под пули на Северный Кавказ.

На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.

Чтец: “Тучи”

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.



Ведущий 1:

Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.

Сценка.

1-я Дама — Вы очень расстроены сегодня?

Лермонтов — У меня нет причин веселиться, сударыня.

2-я Дама — Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.

Лермонтов — Простите, у меня дурные предчувствия.

1-я Дама — Вам нездоровится?

Лермонтов — Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.

Тургенев — Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…

Лермонтов — Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.

Тургенев — Прочтите нам что-нибудь новое.

Лермонтов — Новое? Извольте!

(Начинает звучать мелодия Грига, “ Песня Сольвейг”.)

«Не смейся над моей пророческой тоскою»

Не смейся над моей пророческой тоскою;

Я знал: удар судьбы меня не обойдет;

Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдет;

Я говорил тебе: ни счастия, ни славы

Мне в мире не найти; настанет час кровавый,

И я паду, и хитрая вражда

С улыбкой очернит мой недоцветший гений;

И я погибну без следа

Моих надежд, моих мучений,

Но я без страха жду довременный конец.

Давно пора мне мир увидеть новый;

Пускай толпа растопчет мой венец:

Венец певца, венец терновый!..

Пускай! я им не дорожил.



Ведущий 2:

Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры: “презрение рока и предчувствие его неизбежности”.

Поведение поэта в последние преддуэльные дни подтверждает точность этой характеристики.

(Звучит фрагмент мелодии Прокофьева “Ромео и Джульетта”.)

Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июня 1841 года.


Ведущий 1. Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове (Мартынов любил носить черкеску и замечательной величины кинжал).

Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к Лермонтову и произнес:

(Сценка «Мартынов вызывает Лермонтова на дуэль»)

«Мартынов».

-Лермонтов, я тобой обижен, мое терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду!

«Лермонтов» (смеясь)

-Ты вызываешь меня на дуэль? Знаешь, Мартынов, я советую тебе зайти на гауптвахту и взять вместо пистолета хоть одно орудие; послушай, это оружие верное – промаху не даст, а силы поднять у тебя станет.

Ведущий 2.

Все офицеры захохотали, Мартынов взбесился.

«Мартынов».

-Ты не думай, что это была шутка с моей стороны.

Ведущий 1.

А Лермонтов был уверен, что это была шутка, верил, что все закончится миром.

Ведущий 2. Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука.

Приближалась гроза, поэтому для поединка – небольшую и довольно покатую полянку – выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же.

«Лермонтов».

- Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…

Ведущий 1. Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх.

Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел…

Ведущий 2.

 Камни шепчутся возмущенно: 
Как стерпели друзей сердца?
Как оставили не отмщенной 
Благородную кровь певца?
Почему же никто от имени 
Оскорбленных людских сердец
Не сумел возвратить Мартынову
Тот проклятый его свинец?


Ведущий 1: (на фоне печальной музыки)

Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Казанина Ольга Ивановна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250362


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства