Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова «Страницы мятежной жизни»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова «Страницы мятежной жизни»
Литературно-музыкальная композиция расширяет представления о Михаиле Юрьевиче Лермонтове как поэте и человеке. Выразительное прочтение лирических произведений, сопровождаемое классическими музыкальными произведениями, усиливает эмоциональное воздействие на слушателей. Мероприятие полезно как обучающимся старших классов, так и школьникам из среднего звена.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова «Страницы мятежной жизни»»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова «Страницы мятежной жизни»
(Звучат вкрадчивые аккорды «Вальса» из музыки Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад». Когда вальс начинает звучать победно …).
1 ведущий:
Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днем 1837года, скончался раненный на дуэли Пушкин. (Дамы вскочили с мест, кавалеры сдвинулись ближе.)
2 ведущий:
Пушкин скончался. Дочь знаменитого историка Карамзина вспоминала: «Множество людей всех возрастов и всякого звания беспрерывно теснились пестрой толпой вокруг его гроба. Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях, приходили поклониться праху любимого поэта. Нельзя было без умиления смотреть на эти плебейские почести». А правительство запретило даже писать что-либо о его смерти. Печать молчала. И тогда...
1-ый чтец.
Погиб поэт! – невольник чести.
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували чуть затаившийся пожар?
Что ж? Веселитесь… - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок…
Дама: Вы знаете автора этих стихов?
Господин: А как же! Это поручик лейб-гвардии – Лермантофф.
Ведущий 1: (Звучат вступительные аккорды «Тройки» из сюиты Свиридова, написанной к повести Пушкина «Метель», выходит Лермонтов).
Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.
Ведущий 2:
Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.
(Звучит романс “Парус”).
Ведущий 1: (на фоне “Лунной сонаты).
Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.
Лермонтов: “Молитва”
В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.
С души, как бремя, скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко…
Ведущий 1: Корнета Лермонтова за сочинение известных всему Петербургу стихов перевели в Нижегородский драгунский полк. Этот полк был расквартирован тогда на Кавказе, неподалеку от Тифлиса.
(звучит кавказская музыка).
Ведущий 2:
Итак, он отправлялся на Кавказ. Это была замаскированная ссылка.
Чтецы:
«Горные вершины» (романс)
(“Тебе, Кавказ, суровый царь земли…”).
Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я снова посвящаю стих небрежный. Как сына, ты его благослови И осени вершиной белоснежной.
Еще ребенком, чуждый и любви И дум честолюбивых, я беспечно Бродил в твоих ущельях, — грозный, вечный, Угрюмый великан, меня носил Ты бережно, как пестун, юных сил Хранитель верный, (и мечтою Я страстно обнимал тебя порою.)
И мысль моя, свободна и легка, Бродила по утесам, где, блистая Лучом зари, сбирались облака, Туманные вершины омрачая, Косматые, как перья шишака. А вдалеке, как вечные ступени С земли на небо, в край моих видений, Зубчатою тянулись полосой, Таинственней, синей одна другой, Всё горы, чуть приметные для глаза, Сыны и братья грозного Кавказа.
Ведущий 1: (Звучит полонез Огинского.)
В мае 1838 года поэт возвращается с Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, о своем непростом отношении к Родине.
Чтецы:
“Печально я гляжу на наше поколенье” (отрывок).
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию — презренные рабы. Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!
«Родина»
Ведущий 2:
В своем творчестве Лермонтов обращается к русской истории. В 1838 году появляется “Песня про купца Калашникова”
(Звучит Мусоргский “Хованщина”, “Рассвет над Москвой-рекой”.)
Ведущий 1:
Его думы обращены к Москве, к городу, в котором он родился.
В своем знаменитом сочинении, написанном на экзамене в Благородном пансионе при Московском университете, он так говорит о Москве:
Лермонтов:
“Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этой величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча.
Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке….. нет! у нее есть своя душа, своя жизнь”.
Чтец:
Москва, Москва! ... (из поэмы “Сашка”).
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин*
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
Ведущий 2: (Звучит музыка Моцарта, симфония № 40).
1839 год был годом лермонтовского триумфа. Его стихи и прозу печатают журналы. О нем говорят. Его приглашают. Знакомства с ним добиваются.
Лермонтов:
(читает письмо Лопухиной):
“Было время, когда я в качестве новичка искал доступа в общество. Это мне не удалось. Двери аристократических салонов закрылись передо мной.
А теперь в это же самое общество я вхожу уже не как искатель, а как человек, добившийся своих прав. Я возбуждаю любопытство, передо мной заискивают, меня всюду приглашают”.
Ведущий 1:
Но этот блеск и суета были лишь внешней жизнью. В другой, внутренней, жизни он вовсе не чувствовал себя счастливым баловнем успеха.
(начинает звучать романс “И скучно, и грустно…»,
затем читает чтец: «И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…”
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...
Ведущий 2:
1840 год.
В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.
Вновь наказание. Поэта посылают под пули на Северный Кавказ.
На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.
Чтец: “Тучи”
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Ведущий 1:
Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.
Сценка.
1-я Дама — Вы очень расстроены сегодня?
Лермонтов — У меня нет причин веселиться, сударыня.
2-я Дама — Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.
Лермонтов — Простите, у меня дурные предчувствия.
1-я Дама — Вам нездоровится?
Лермонтов — Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.
Тургенев — Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…
Лермонтов — Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.
Тургенев — Прочтите нам что-нибудь новое.
Лермонтов — Новое? Извольте!
(Начинает звучать мелодия Грига, “ Песня Сольвейг”.)
«Не смейся над моей пророческой тоскою»
Не смейся над моей пророческой тоскою;
Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет;
Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
Мне в мире не найти; настанет час кровавый,
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений;
И я погибну без следа
Моих надежд, моих мучений,
Но я без страха жду довременный конец.
Давно пора мне мир увидеть новый;
Пускай толпа растопчет мой венец:
Венец певца, венец терновый!..
Пускай! я им не дорожил.
Ведущий 2:
Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры: “презрение рока и предчувствие его неизбежности”.
Поведение поэта в последние преддуэльные дни подтверждает точность этой характеристики.
(Звучит фрагмент мелодии Прокофьева “Ромео и Джульетта”.)
Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июня 1841 года.
Ведущий 1.Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове (Мартынов любил носить черкеску и замечательной величины кинжал).
Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к Лермонтову и произнес:
(Сценка «Мартынов вызывает Лермонтова на дуэль»)
«Мартынов».
-Лермонтов, я тобой обижен, мое терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду!
«Лермонтов» (смеясь)
-Ты вызываешь меня на дуэль? Знаешь, Мартынов, я советую тебе зайти на гауптвахту и взять вместо пистолета хоть одно орудие; послушай, это оружие верное – промаху не даст, а силы поднять у тебя станет.
Ведущий 2.
Все офицеры захохотали, Мартынов взбесился.
«Мартынов».
-Ты не думай, что это была шутка с моей стороны.
Ведущий 1.
А Лермонтов был уверен, что это была шутка, верил, что все закончится миром.
Ведущий 2. Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука.
Приближалась гроза, поэтому для поединка – небольшую и довольно покатую полянку – выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же.
«Лермонтов».
- Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…
Ведущий 1. Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх.
Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел…
Ведущий 2.
Камни шепчутся возмущенно: Как стерпели друзей сердца? Как оставили не отмщенной Благородную кровь певца? Почему же никто от имени Оскорбленных людских сердец Не сумел возвратить Мартынову Тот проклятый его свинец?
Ведущий 1: (на фоне печальной музыки)
Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это.