kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "О вы, служительницы Музы!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "О Вы, служительницы Музы" посвящён женской поэзии. Данное мероприятие было проведено в рамках Недели русского языка и литературы к международному дню поэзии. Это своеобразная летопись женской поэзии. Рассказ о поэтессах сопровождается чтением их стихов и звучат песни на стихи Ахмадуллиной, Тушновой и др. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальной гостиной "О вы, служительницы Музы!" »

14


«О вы, служительницы Музы!..»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной


Действие происходит на сцене. Журнальный столик, вокруг кресла. Расставлены подсвечники, цветы. Ведущие и чтецы сидят в креслах, стоят у фортепьяно, некоторые прохаживаются. За инструментом – учитель музыки. Он играет «Вальс» Г. А. Свиридова. Входит хозяйка салона, в роли которой учитель литературы.


Х о з я й к а с а л о н а.

История русской поэзии отсчитывает уже четвёртое столетие. Путь поэта - это крестный путь. Знак гениальности одновременно является и знаком нелегкой судьбы. Дорогой ценой нередко платили за право на поэтическое творчество, на творческую жизнь литераторы - мужчины. Но ещё дороже взыскивала за это судьба с женщин. Когда изучаешь жизнь и творчество русских поэтесс, поражает одно общее обстоятельство: глубокое неблагополучие их судеб. Ущемлённость, столкновения и конфликты непосредственно с близкой средой, тягостный надзор власть предержащих, болезненные семейные драмы…

Творчество русских поэтесс – неотъемлемая часть нашей богатейшей поэзии. Читатели XVIII-XIX веков, так же, как, впрочем, и мы, искали в произведениях поэтесс раскрытия особенностей женского восприятия жизни, или, как выражались историки литературы, «лирику женского сердца». «В женских исповедях есть особая прелесть», – говорил П. А Вяземский. Мы представляем вашему вниманию ИСПОВЕДЬ ЖЕНСКОГО СЕРДЦА.


Звучит мелодия И. Шварца

СЛАЙД

1-ведущий. Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Её называли Лаура, Беатриче, Елена, Венера, Нефертити, Мария, Ксения, Анна… Многие из этих имён стали символами: преданности и верности – Пенелопа, красоты и женственности – Елена, вдохновения и почитания – Лаура и Беатриче, мудрости и государственного ума – Ольга и Роксолана, коварства и корыстолюбия – Марина Мнишек, всепокоряющей заступнической любви к людям – Мария.

СЛАЙД

2-ведущий. Сегодня мы расскажем о женщинах, которые добились славы своим поэтическим талантом, даром Божьим. Они опровергли мнение о том, что поэзия – это привилегия мужчин, их род занятий. Для обаятельнейших женщин, о которых пойдёт разговор, поэзия – не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего «я», отклик сердца на радости и горести бытия.

Звучит мелодия Сиртаки

СЛАЙД

3-ведущий. На этой фреске неизвестный художник изобразил прекрасную жительницу Помпеи. Девушка показана в момент творческого вдохновения. Ещё минута, другая – и на тонкой восковой поверхности дощечки появится новая стихотворная строфа. Её лицо одухотворено, в глазах светится мысль. Говорят, что именно такой была Сапфо, поэтесса с острова Лесбос, жившая в начале V века до нашей эры.

СЛАЙД

4–ведущий. Долгие годы Сапфо возглавляла школу, где девушки занимались литературой, музыкой, пением. Она сочиняла свадебные песни и гимны, исполняя их под аккомпанемент лиры или кифары. А стихи Сапфо были посвящены любви, нежности, общению подруг, девичьей красоте.

СЛАЙД

3-ведущий. Одни легенды рисуют Сапфо холодной и недоступной, другие – наоборот – повествуют о том, что из-за безответной любви она бросилась со скалы.

СЛАЙД

4-ведущий. Для Древних Сапфо была идеалом гармонической личности. В её честь чеканили монеты, на которых она изображалась с лирой в руках. Платон называл поэтессу жрицей красоты.

Я негу люблю,
Юность люблю.
Радость люблю и солнце.
Жребий мой - быть
В солнечный свет
И в красоту влюбленной -

так писала о себе Сапфо, которую считают родоначальницей женской поэзии.           

Звучит средневековая мелодия – лютня СЛАЙДЫ

1-ведущий. Средневековье… При дворах знатных синьоров в замках за высокими зубчатыми стенами рождается поэзия, которая требует воспитанности и умения служить прекрасным дамам. Трубадуры – средневековые поэты – признают себя вассалами дамы, воспевают её достоинства, красоту и благородство. Любовь их неотделима от страдания, но это сладостное страдание.

СЛАЙД

2-ведущий. А прекрасная дама сидит на балконе своего замка и внимает песне, любуется природой, посещает рыцарские турниры, провожает мужа в крестовые походы. Это время подарило мировой литературе несколько женских имён, но расцвет женской поэзии пришёлся на эпоху Возрождения.

Звучит ария из оркестровой сюиты И. С. Баха

СЛАЙД

1-ведущий. Эпоха Возрождения создаёт тип просвещённой женщины, играющей значительную роль в культурной жизни Европы. Стихотворения ВерОники ГамбАра, ДжУлии ГонзАка, Туллии АрагОна,, королевы Маргариты Наварской читают, переписывают, поют, им подражают.

СЛАЙД

2-ведущий. В их поэзии вера и надежда на лучшее. Ведь жизнь женщины, аристократка она или простолюдинка, ограничивалась строгим набором правил о том, что можно и чего нельзя, жёсткой регламентацией: как ходить, что петь, что читать и кому писать. Женщины-поэты отличались широкой образованностью, покровительствовали гонимым, поощряли вольномыслие. Они сами создают себя, обрекая на страдания и не стремясь к известности.

СЛАЙД

(вставить стихотворение)

Звучит мелодия Г. Свиридова «Весна и осень»

СЛАЙДЫ

3-ведущий. А теперь обратим свой взор к России 18 века. Строится великолепный град Петров, блистает фонтанами Петродворец, вызывает восхищение Эрмитаж. В литературе появляются имена Екатерины Княжниной, Марии Зубовой, Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой.

СЛАЙД

4-ведущий. Но несмотря на то, что что сама Екатерина II, поняв возрастающее значение художественного слова, активно занималась литературной деятельностью (писала пьесы, журнальные статьи и фельетоны), в обществе глубоко укоренилось представление о том, что женщине «неприлично» заниматься сочинительством. Чаще всего представительницы прекрасного пола писали песни. И если их стихи попадали в печать, то они обычно не были подписаны настоящим именем автора.

СЛАЙД (портрет Княжниной)

3-ведущий. Екатерина Александровна Княжнина была любимой дочерью поэта Сумарокова, который сам занимался её образованием. Сумароков поощрял занятия дочери литературой, но в то же время считал невозможным, чтобы стихи, да ещё о любви, были написаны от лица женщины. «К девицам это нейдёт, - говорил он, - благовоспитанная стихотворица-девица должна только думать о мастерстве в стихах, а не об изъяснениях полюбовных». Поэтому большинство стихотворений Екатерины Княжниной печатались без подписи.

Чтец.

Тщетно я скрываю сердца скорби люты,
Тщетно я спокойною кажусь:
Не могу спокойна быть я ни минуты,
Не могу, как много я ни тщусь.

Сердце тяжким стоном, очи током слезным
Извлекают тайну муки сей,
Ты мое страданье сделал бесполезным,
Ты, о хищник вольности моей!


Ввергнута тобою я в сию злу долю:
Ты спокойный дух мой возмутил,
Ты мою свободу пременил в неволю,
Ты утехи в горесть обратил!

И к лютейшей муке ты, того не зная,
Может быть вздыхаешь об иной;
Может быть бесплодным пламенем сгорая,
Страждешь ею так, как я тобой.

Звучит «Casta Diva» В. Беллини

СЛАЙД 29-30

1-ведущий. Итальянская природа, роскошное буйство зелени, синева неба, голубизна воды, старинные дворцы Турина и Рима. .. Здесь прошло детство и остаток лет «царицы муз и красоты» - Зинаиды Александровны Волконской. Её образованность, талант певицы, титул и богатство мужа привлекали всеобщее внимание. Она была близка к декабристам, из её дома уезжала в Сибирь к мужу Мария Николаевна Волконская.

СЛАЙД 31

2-ведущий. Имя Зинаиды Александровны неотделимы от судеб Пушкина, Боратынского, Веневитинова. На её вилле в Риме находили гостеприимство писатель Гоголь, художники Александр ИвАнов и Карл Брюллов. А старость её была печальной: дом, имущество, даже склеп, где находилось тело мужа, - всё было продано за долги. Но она сумела сказать своё слово в литературе. Недаром Пушкин сказал о ней:

Царица муз и красоты,
 Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
 Двойным увенчанным венком,
И вьётся и пылает гений.

1-ведущий. А родилась княгиня в 1762 году. Её отец был одним из образованнейших людей своего времени. Волконская выросла в атмосфере высокой культуры, она получила великолепное образование, владела несколькими языками, занималась живописью и обладала музыкальным талантом и красивым певческим голосом.


2-ведущий. Выйдя замуж за Никиту Григорьевича Волконского – родного брата декабриста Сергея Волконского, она попадает в круг ближайшего окружения императора Александра I. Но её не удовлетворяет, хотя и блестящая, полная развлечений, но пустая жизнь придворной дамы. Привыкшая с детских лет к умственному труду, она занимается литературой, пишет стихи и прозу.


1-ведущий. Литературно-музыкальный салон Зинаиды Волконской в Москве был одним из самых замечательных культурных центров. «Всё в этом доме, – писал П. А. Вяземский, – носило отпечаток служения мысли и чувству». Постоянными посетителями салона были Карамзин, Жуковский, Баратынский, Дельвиг, Вяземский, Языков, Денис Давыдов, ВеневИтинов, ссыльный польский поэт Адам Мицкевич. Здесь поэты и писатели читали свои произведения, здесь рождались новые творческие замыслы. Благодаря княгине Волконской и вдохновляющей атмосфере её дома были созданы произведения, которые стали гордостью русской культуры.


ЧТЕЦ.

Звезда моя! Свет предреченных дней,

Твой путь и мой судьба сочетавает.

Твой луч, светя, звучит в душе моей;

В тебе она заветное читает.

И жар ее, твой отблеск верный здесь

Гори! гори! Не выгорит он весь!

И молнии и тучи невредимо

Текут, скользят по свету твоему;

А ты все та ж... чиста, неугасима,

Сочувствуешь ты сердцу моему!

Так в брачный день встречаются два взора,

Так в пении ответствуют два хора.


Звезда души без суетных наград

Преданности, участий сердобольных,

Волнений, слез, младенческих отрад,

Звезда надежд, звезда порывов вольных,

Забот души, сроднившихся со мной,

Звезда моей мелодии живой!

Звезда моя! молю мольбой завета!

Когда в очах померкнувших любя,

Зовущий луч уж не найдет ответа,

Молю, чтоб ты, прияв мой жар в себя,

Светя на тех, кого я здесь любила,

Хранящий взор собою заменила!


Исполняется Романс «Гори, гори, моя звезда»

Во время исполнения романса демонстрируются друг за другом медленно СЛАЙДЫ

3-й ведущий. В Москве, на Чистых прудах близ Покровки, ещё с XVIII века стоит богатый барский особняк Ивана Александровича Пашкова. Здесь в январе 1811 года родилась Евдокия Ростопчина, будущая поэтесса. Позже другой поэт, М.Ю. Лермонтов, напишет:


Я верю: под одной звездой

Мы с вами были рождены;

Мы шли дорогою одной,

Нас обманули те же сны…

4-ведущий. Восемнадцати лет Евдокию вывезли в свет, на балы, где ей сопутствовал большой успех. Живая, остроумная, образованная, она была и очень красива: смуглое лицо, карие глаза, чёрные, с блеском, тонкие волосы. На одном из вечеров она знакомится с Пушкиным. На руку Евдокии Петровны претендовал князь Александр Голицын; она тоже была влюблена в него. Но… в мае 1833 года неожиданно для всех знакомых Евдокию Петровну выдают замуж за сына московского градоначальника времён Отечественной войны графа Андрея Фёдоровича Ростопчина. Это был чрезвычайно богатый, уже облысевший гвардейский «шалун» и кутила. Брак оказался несчастным.

3-ведущий. Молодая графиня Ростопчина с упоением отдаётся стихии балов и маскарадов. Именно эти годы отмечены и первыми литературными успехами Ростопчиной. Изящные, легко написанные, часто импровизированные стихи её ходят в списках в кругах светской образованной молодёжи и особенно среди женщин, их заучивают наизусть. Скоро стихи Ростопчиной уже публикуются в журналах.


4-ведущий. Зима 1836 года в Петербурге была для поэтессы знаменательной. Она посещает литературные салоны и принимает писателей у себя, часто видится с Пушкиным, Жуковским, Плётнёвым, Вяземским, Соллогубом. Все они выражают ей знаки горячего внимания. Позднее в салоне Ростопчиной бывали Глинка, Лист, Полина Виардо. Когда погиб Пушкин, Жуковский подарил Ростопчиной оставшуюся от великого поэта не начатую им черновую тетрадь, куда вписал несколько своих стихотворений, предлагая поэтессе заполнить тетрадь стихами до конца. А весной 1841 года, перед последним своим отъездом на Кавказ, Ростопчиной дарит альбом Лермонтов, с которым она подружилась в Петербурге.




3-ведущий. Осенью 1855 года в списке кандидатов на избрание членами-корреспондентами Петербургской Академии наук среди традиционно мужской группы учёных-филологов и поэтов фигурировала и Евдокия Ростопчина. Но в Академии от общепринятых правил не отступили – избраны были только представители сильного пола. А Ростопчина никогда и не стремилась стать поэтом, её вполне устраивало называться поэтессой. Она и писала в основном о женской любви, часто неразделённой и томительной. Казалось, она даже бравировала своим женским началом в поэзии:


А я, я - женщина во всем значенье слова,

Всем женским склонностям покорна я вполне,

Я только женщина, гордиться тем готова,

Я бал люблю!.. отдайте балы мне!


4-ведущий. Лучшие стихотворения Ростопчиной не поблёкли в ослепительном созвездии окружавших её имён. Лирика Ростопчиной открыла новые возможности для женской поэзии и помогла ей осознать своё место в литературе. Многие стихотворения были положены на музыку Глинкой, Даргомыжским, А. Рубенштейном. Печатались её стихи и в песенниках. На «Слова для музыки» («И больно, и сладко») создал известный романс П. И. Чайковский.


Звучит аудиозапись романса П. Чайковского на стихи Ростопчиной «И больно, и сладко» в исполнении П. Ведерникова. Группа девушек исполняет вальс ИЛИ исполнение романса Даргомыжского на стихи Е. Ростопчиной «Бушуй и волнуйся, глубокое море».


1-ведущий. Да,самой яркой звездой на женском поэтическом олимпе Пушкинской эпохи была Евдокия Ростопчина, роль Надежды Тепловой, Анны Готовцевой, Марии Лисициной, Екатерины Тимашевой, Марии Даргомыжской и даже "русской Сапфо" Анны Буниной гораздо скромнее. А.С. Пушкин не без основания жаловался на равнодушие русских женщин к поэзии, что и вызвало известный отклик Готовцевой - "несправедлив твой приговор" и пушкинский ответ на "недосказанный упрек".


2-ведущий. У Надежды Тепловой не было причин для подобного упрека. В 1830 году, выделив альманах "Денница" среди "альманашного половодья", Пушкин особо отметил как "приятную новость в нашей литературе" поэтов-женщин. В альманахе были только две женщины - Надежда Теплова и ее сестра Серафима Теплова, поэтический талант которых открыл Максимович, напечатав их стихи в своём литературном альманахе. А чуть позже стихи появились рядом с пушкинскими в альманахе "Северные цветы", что тоже было знаком признания поэтов ближайшего пушкинского круга.


1-ведущий. В 1838 году вышел первый поэтический сборник Надежды Тепловой, через год – второй. В нем были помещены стихи «На смерть А.С. Пушкина»- одни из лучших в поэтической пушкиниане, наряду с лермонтовскими и тютчевскими. «...Имя славное твое - веков грядущих достоянье!» – строка из стихотворения Надежды Тепловой, написанного после получения известия о трагической гибели Пушкина.

2-ведущий. В стихотворении "Девице-поэту" (1837) Надежда Теплова воскликнет, выражая свое отношение к поэтам-женщинам: "Брось лиру, брось, и больше не играй, /И вдохновенные, прекрасные напевы /Ты в глубине души заботливо скрывай: /Поэзия - опасный дар для девы!" В романсной лирике пушкинского времени широкой популярностью пользовался романс Тепловой - Гурилева "Любовь - небес святое слово!.."

Звучит романс (видеоролик)

Звучит мелодия Э. Артемьева из к/ф «Раба любви»

СЛАЙД

1-й ведущий. Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принёс в литературу ещё два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагических судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе переносили тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.

На сцену выходят Ахматова и Цветаева. СЛАЙД

Ахматова

Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом,

Ни даже предчувствием тайным моим.

Зачем же в ночи перед тёмным порогом

Ты медлишь, как будто бы счастьем томим?

Не выйду, не крикну: «О, будь единым,

До смертного часа будь со мной!»

И только голосом лебединым

Говорю с неправедною луной.

СЛАЙД

Цветаева.

Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.

Звучит классическая мелодия СЛАЙДЫ

Ахматова

Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья.
Прикосновенья этих рук.

Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных...
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.

А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
"Благослови же небеса -
Ты в первый раз одна с любимым".

СЛАЙД

Цветаева

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами…

Звучит романс «Мне нравится…»

После окончания романса СЛАЙДЫ

2-ведущий. Анна Ахматова не была красавицей, просто она была неотразимой. Не знала, что такое суета и мельтешение, не терпела этого в женщинах, и в какую-то злую и весёлую минуту выплеснулось:

Могла ли Биче, словно Дант, творить.

Или Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить…

Но, боже, как их замолчать заставить!


1-ведущий. Это чуть ли не единственная у Анны Ахматовой эпиграмма написана всё-таки не для посмеяния. «Я научила женщин говорить»,- вот для этого и явилась она в мир и исполнила свой долг сполна.

2-ведущий. Она учила женщин быть достойными любви, быть равными в любви, щедрыми и жертвенными. И учила мужчин выслушивать не «влюблённый лепет», которым восхищались столько веков, а слова столь же жаркие, сколь и гордые:

От других мне хвала – что зола,

От тебя и хула – похвала.

И всё. Две строчки. А нужно ли ещё хоть словцо?


1-ведущий. Это была самая свободная женщина в русской литературе, да и только ли в русской… И самая мужественная. Помните некрасовское: коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт? Да она десятилетиями не входила, а жила в подожжённом , и среди дыма и падающих балок с державной улыбкой говорила:

Тебе покорной? Ты сошёл с ума!

Покорна я одной господней воле…

Каково? Даже глагол ей, видите ли, лень выговорить, ни к чему, и так понятно.


3-й ведущий. Но Серебряный век подарил нам ещё одну поэтессу. Личность и наследие Зинаиды Николаевны Гиппиус занимают особое место. Яркий и глубокий лирик, одарённый прозаик, умный и тонкий критик, блестящий мемуарист, она - «декадентская мадонна» и «дерзкая сатанесса», «ведьма», как называли её современники, - пользовалась в литературных кругах значительным авторитетом и влиянием. Её «приговора» страшились, её вниманием дорожили.


4-ведущий. А для неё, «не боявшейся ничего», единственным безусловным авторитетом был Дмитрий Мережковский, с которым она прожила в счастливом браке более полувека. Это был необычный брак. Она работала по ночам и поздно вставала. Он рано вставал и с утра садился за письменный стол, книги, критические статьи. Они спорили до бесконечности. Однажды она сказала ему: «Я умнее тебя. Ты талантлив, у тебя бывают гениальные прозрения, но я умнее тебя». Подобные споры не мешали им любить друг друга.


3-ведущий. Поэт Андрей Белый называл её Зинаидой Прекрасной. Двумя словами он написал её устный портрет: «…точно оса в человеческий рост». Она ждала революции в России как освобождения. Дождалась – как крови, грязи и насилия. Когда осознала, что прежней России не будет, вместе с мужем покинула Россию навсегда. С какой горечью Гиппиус писала:



Если гаснет свет – я ничего не вижу.

Если человек – зверь, я его ненавижу.

Если человек хуже зверя – я его убиваю.

Если кончена моя Россия – я умираю.


1-ведущий. Наследницей поэтической традиции Серебряного века стала в 60-е годы неподражаемая Бела Ахмадуллина. Евгений Евтушенко, первый муж Ахмадуллиной, так пишет о ней: «Бела была одним из самых замечательных поэтов, которые существовали за всю историю русской поэзии. Уж не знаю, как Бог расположил места, но она будет где-то рядом с Цветаевой и Ахматовой, безусловно. Она была тончайшим мастером, писала такие тонкие слова, что они таяли, будто иней на ладошке».


2-ведущий. Имя Ахмадулиной — один из символов современной русской поэзии и самое живое напоминание о поэтическом буме 1960-х годов. Ее называли «женщиной, рожденной поэтом», женщиной вне времени и вне пространства, поэтессой со своим голосом и совершенно неподражаемой манерой чтения стихов. Сама же Белла Ахатовна никогда не называла себя «поэтессой», только «поэтом».


Чтец. Ночь перед выступлением.

Сегодня, покуда вы спали, надеюсь,

как всадник в дозоре, во тьму я глядела.

Я знала, что поздно, куда же я денусь

от смерти на сцене, от бренного дела!


Безгрешно рукою водить вдоль бумаги.

Писать - это втайне молиться о ком-то.

Запеть напоказ - провиниться в обмане,

а мне не дано это и неохота

И все же для вас я удобство обмана.

Я знак, я намек на былое, на Сороть,

как будто сохранны Марина и Анна

и нерасторжимы словесность и совесть.


В гортани моей, неумелой да чистой,

жил призвук старинного русского слова.

Я призрак двусмысленный и неказистый

поэтов, чья жизнь не затеется снова.


За это мне выпало нежности столько,

что будет смертельней, коль пуще и больше.

Сама по себе я немногого стою.

Я старый глагол в современной обложке.


О, только за то, что душа не лукава

и бодрствует, благословляя и мучась,

не выбирая, где милость, где кара,

на время мне посланы жизнь и живучесть.


Но что-то творится меж вами и мною,

меж мною и вами, меж всеми, кто живы.

Не проще ли нам обойтись тишиною,

чтоб губы остались свежи и не лживы?


Но коль невозможно, коль вам так угодно,

возьмите мой голос, мой голос последний!

Вовеки я буду добра и свободна,

пока не уйду от вас сколько-то-летней...



Звучит мелодия Глюка СЛАЙД 46


3-ведущий. Современная поэзия представлена не менее талантливыми именами. Среди них – Вероника Михайловвна Тушнова, известная советская поэтесса. Её стихи – пронзительные и исповедальные — ярчайший образец женской любовной лирики.

4-ведущий. А вот такой предстаёт она в описаниях знавших её людей:

«У Вероники — красота жгуче-южная, азиатская (скорее персидского, чем татарского типа)» (Лев Аннинский)

(3)«Ошеломляюще красива» (Марк Соболь)

(4)«Красивая, черноволосая женщина с печальными глазами (за характерную и непривычную среднерусскому глазу красоту её называли смеясь «восточной красавицей»)»

(3) «Вероника была потрясающе красива! Все мгновенно влюблялись в неё… Не знаю, была ли она счастлива в жизни хотя бы час… О Веронике нужно писать с позиции её сияющего света любви ко всему. Она из всего делала счастье…» (Надежда Ивановна Катаева-Лыткина)

4-ведущий. На беду ли свою или на счастье, познакомилась Вероника Тушнова с поэтом и писателем Александром Яшиным, которого она горько и безнадёжно полюбила и которому посвятила свои самые прекрасные стихи, вошедшие в её последний сборник «Сто часов счастья». Безнадёжно – потому что Яшин, отец семерых детей, был женат уже третьим браком. Близкие друзья называли семью Александра Яковлевича «яшинским колхозом».

3-ведущий. «Неразрешимого не разрешить, неисцелимого не исцелить…». А исцелиться от своей любви, судя по её стихам, Вероника Тушнова могла только собственной смертью.

Чтец-девушка читает стихотворение В.Тушновой.

Хмурую землю

стужа сковала,

небо по солнцу

затосковало.

Утром темно,

и в полдень темно,

а мне всё равно,

мне всё равно!


А у меня есть любимый, любимый,

с повадкой орлиной,

с душой голубиной,

с усмешкою дерзкой,

с улыбкою детской,

на всём белом свете

один-единый.


Он мне и воздух,

он мне и небо,

всё без него бездыханно

и немо…

А он ничего про это не знает,

своими делами и мыслями занят,

пройдёт и не взглянет,

и не оглянется,

и мне улыбнуться

не догадается.


Лежат между нами

на веки вечные

не дальние дали —

года быстротечные,

стоит между нами

не море большое —

горькое горе,

сердце чужое.

Вовеки нам встретиться

не суждено…

А мне всё равно,

мне всё равно,

а у меня есть любимый, любимый! (В.Тушнова)



Чтец-юноша читает стихотворение А.Яшина.

Думалось, всё навечно,

Как воздух, вода, свет:

Веры её беспечной,

Силы её сердечной

Хватит на сотню лет.


Вот прикажу —

И явится,

Ночь или день — не в счёт,

Из-под земли явится,

С горем любым справится,

Море переплывёт.


Надо —

Пройдёт по пояс

В звёздном сухом снегу,

Через тайгу

На полюс,

В льды,

Через «не могу».


Будет дежурить,

Коль надо,

Месяц в ногах без сна,

Только бы — рядом,

Рядом,

Радуясь, что нужна.

Думалось

Да казалось…

Как ты меня подвела!

Вдруг навсегда ушла —

С властью не посчиталась,

Что мне сама дала.


С горем не в силах справиться,

В голос реву,

Зову.

Нет, ничего не поправится:

Из-под земли не явится,

Разве что не наяву.

Так и живу.

Живу? (Я.Яшин)



Чтец.

А знаешь, все еще будет!

Южный ветер еще подует,

и весну еще наколдует,

и память перелистает,

и встретиться нас заставит,

и еще меня на рассвете

губы твои разбудят.

Понимаешь, все еще будет!

В сто концов убегают рельсы,

самолеты уходят в рейсы,

корабли снимаются с якоря...

Если б помнили это люди,

чаще думали бы о чуде,

реже бы люди плакали.


Счастье - что онo? Та же птица:

упустишь - и не поймаешь.

А в клетке ему томиться

тоже ведь не годиться,

трудно с ним, понимаешь?

Я его не запру безжалостно,

крыльев не искалечу.

Улетаешь?

Лети, пожалуйста...

Знаешь, как отпразднуем

Встречу!




Звучит песня на стихи В.Тушновой в исполнении А.Пугачёвой «А ты придешь, когда темно…»

1-ведущий. Лариса Рубальская - сегодня, это имя известно очень многим. Всегда улыбающаяся, жизнерадостная, обаятельная женщина. И многим кажется, что у нее легкая, безоблачная, счастливая жизнь. Ларису часто спрашивают: плачет ли она когда-нибудь? «Плачу, дорогие женщины, плачу. Ничего из того, что есть у каждого человека в жизни - страдания, счастье, радость - не обошло и меня» - всегда отвечает она. Ее путь к известности и популярности, личная жизнь складывались очень непросто.

2-ведущий. Но это не отразилось на стихах  Рубальской. Многие из них полны радости, света и тепла. Они вселяют в нас надежду на лучшее будущее, согревают душу, проникают в самое сердце, близки и понятны каждому. Сама Лариса Рубальская - очень сильная женщина и умеет достойно противостоять многочисленным жизненным трудностям. Ее отличает не только поэтический талант, тонкий юмор,  но и глубокое понимание женской судьбы.

1-ведущий. Получив диплом по специальности учитель русского языка и литературы, Лариса Алексеевна честно пыталась работать в школе. Однако комиссия из РОНО не увидела в ней советского учителя. А все из-за того, что нестандартно трактовала сказку «Морозко», считая, что собачка в этом произведении – самый положительный герой, потому что отец – трус, мачеха – злодейка и т.д. Из школы пришлось уволиться. Одно время Лариса работала библиотекарем, потом – машинисткой, корректором... пока случайно не увидела объявление о наборе на курсы японского языка. По словам поэтессы, в ее жизни открылась новая глава. Она стала переводчиком с японского.

2-ведущий. Работала гидом-переводчиком в бюро международного молодежного туризма «Спутник», в Госконцерте. С 1975 по 1983 гг. – секретарь-переводчик в московском бюро японской телекомпании «Эн-Ти-Ви». С 1983 года – референт московского представительства японской газеты «Асахи».

1-ведущий. Стихи начала писать еще школьницей. И конечно, они были о любви к однокласснику, но он не оценил порывов. Потом были еще ухажеры, пока в 31 год Лариса не вышла замуж за врача-стоматолога Давида Иосифовича Розенблата. Именно он и разглядел искорку таланта в своей жене, стимулировал ее творчество, а впоследствии выступил ее продюсером.

2-ведущий. Давид познакомил супругу с композитором Мигулей, который был его пациентом. И Лариса совместно с Владимиром написала свою первую песню. Их «Воспоминание» исполнила В. Толкунова.

1-ведущий. Известность Ларисе принесла песня, написанная совместно с Давидом Тухмановым, в исполнении А. Малинина «Напрасные слова», которая прозвучала в 1988 году в Юрмале. Телеведущий программы «До и после полуночи» Владимир Молчанов признался в эфире: «Я вчера услышал изумительный романс «Напрасные слова» и был уверен, что автор стихов еще в веке прошлом-позапрошлом умер. А оказалось, нет. Это Лариса Рубальская». Так вся страна запомнила ее имя.

2-ведущий. Любимыми поэтами Ларисы Рубальской являются Лермонтов, Пастернак, Визбор, В. Тушнова. В своей лирике поэтесса обнажает чувства, именно поэтому ее стихи привлекают людей, которые пережили интимные неудачи, обжегшись на горячем огне любви. Особенно популярны такие песни, как «Бессонница», «Наташка» в исполнении Т. Овсиенко, «Свет в твоем окне» — Алсу, «Все может быть» — Л. Долиной, «Странная женщина» - В.Муромова, Доченька» — А. Пугачевой, «Угонщица» — И. Аллегровой.

Лариса Рубальская – член Союза писателей Москвы. В 2005 году Российская академия бизнеса и предпринимательства наградила ее национальной премией общественного признания достижений женщин «Олимпия».


1-ведущий. Сегодня Лариса Рубальская больше выступает, чем пишет. Всего в ее копилке более 600 стихотворений самых разных жанров. Она автор 5 сборников лирики, а также книг, включающих 6 циклов. Среди ее произведений есть поэмы, рассказы, мюзикл. Ее стихи – ненавязчивые советы, мысли-откровения, признания.

Чтец.

Не закажешь судьбу, не закажешь,

Что должно было сбыться, сбылось,

И словами всего не расскажешь,

Что мне в жизни прожить довелось.

Что мне в юности снилось ночами,

Что ночами мне снится сейчас,

Отчего весела и печальна,-

Это грустный и долгий рассказ.

Я листаю былого страницы,

Все там- дружба, потери, любовь.

Не остаться тем дням, не забыться,

Не вернуться прошедшему вновь.


Пусть мне ветер волос не взьерошит,

И серьезен за здравье мой тост,

Жизнь до срока мне крылья не сложит,

А до срока еще, как до звезд.о

Снова осень сгорела пожаром

На пороге холодной зимы.

Говорят, мы с тобою не пара

И не сможем быть счастливы мы.

Говорить, пожимая плечами,

Может каждый, кто хочет, любой,

Но как сладко нам вместе ночами,

Только мы понимаем с тобой.


Кто сказал, что в любви есть законы

И что правила есть у судьбы,

Тот не знал нашей ночи бессонной,

Тот, как мы, никогда не любил…

Холода наши души не тронут,

Нашей ночи не стать холодней.

Кто сказал, что в любви есть законы,

Ничего тот не знает о ней.

По любви мы крадемся, как воры.

Перед кем мы виновны, скажи?

Наша ночь гасит все разговоры

И звездой на подушке лежит.

Ты вздохнешь легким облачком пара

На замерзшее к ночи окно.

Мы и правда с тобою не пара,

Нас любовь превратила в одно.

2-ведущий. Лариса Алексеевна умеет не только радоваться каждому дню, счастливым мгновениям и светлому чувству, поэтесса умеет сопереживать и сочувствовать многим женщинам, которым не улыбнулось счастье в личной жизни:

Я уже ничего не ждала,

Начала привыкать к одиночеству.

Намекнули, грустя,

зеркала:

Представляйся по имени - отчеству!

Мексиканские фильмы любя,

С героинями плакала поровну.

Но когда увидала тебя,

Жизнь рванула в обратную

сторону.



Ну и что, что обжигалась,

И не очень молода.

От ожогов не

осталось

В моём сердце и следа.


Обжигалась, что ж такого?

Это с каждым

может быть:

Я ещё сто раз готова Обжигаться и любить.

Все забытые

вспомнив слова,

Молодой я вдруг стала

по-прежнему.

Снова кругом пошла

голова,

Переполнившись мыслями грешными.

Как сладка мне ночей

кабала,

Как к утру расставаться не хочется.

Намекнули, смеясь,

зеркала:

Рановато по имени-отчеству.



Х о з я й к а с а л о н а. Мы рассказали о женщинах, которые добились славы своим поэтическим талантом, даром Божьим. Они опровергли мнение о том, что поэзия – это привилегия мужчин, их род занятий. Для обаятельнейших женщин, о которых шла сегодня речь, поэзия – не прихоть, не случайность. Она была смыслом их жизни, средством выражения своего «я», откликом сердца на радости и горести бытия. А потому им обеспечено бессмертие любви и вечность верности.

Звучит романс Б. Окуджавы «Ваше величество, женщина»

3-ведущий. Женщины… Умные, красивые, талантливые. Они горели сами и освещали путь другим. Поэзией. Любовью. Красотой.

4-ведущий.

О вы, служительницы Музы,

Связав с поэзией все узы,

Вы ей отдались до конца,

Крепив порой перо борца.

Любовь и верность воспевая,

В уныние вы не впадали,

Святое свято берегли –

Иначе жить вы не могли.

Пусть тьма всегда огня боится,

Пусть всё прекрасное струится!

Да будут жить стихи вовек,

Пусть не умолкнет строчек бег!

Пусть рифма слов не иссякает,

Пусть быт восторг не заедает,

Пусть радость душу теребит!

Поэта сердце не сгорит!


3-ведущий. Дорогие наши учителя! Вы тоже воистину служительницы Муз. А это значит, что этот поэтический призыв обращён и к Вам. Примите нашу самую искреннюю любовь к Вам.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "О вы, служительницы Музы!"

Автор: Примак Ольга Михайловна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206292


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства