Данное внеклассное мероприятие подготовлено педагогами и учащимися кружка по фортепиано для учеников 3-4 классов начальной школы. Весь музыкальный материал исполняется учащимися и педагогами кружка. Цель: Формирование художественно-эстетического вкуса учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данное внеклассное мероприятие подготовлено педагогами и учащимися кружка по фортепиано для учеников 3-4 классов начальной школы. Весь музыкальный материал исполняется учащимися и педагогами кружка.
Цель: Формирование художественно-эстетического вкуса учащихся.
Задачи: Приобщение учащихся к музыкальному искусству, развитие творческих способностей, воспитание интереса к музыке.
Ведущий: Сегодня я предлагаю вам немного пофантазировать. Давайте представим, что мы читаем книгу. В книгах, особенно детских, встречаются иллюстрации, красочные картинки, которые помогают понять содержание. В нашей воображаемой книге иллюстрации будут музыкальными.
Итак, мы начинаем. Первая глава переносит нас в Германию, где много старинных городов со средневековыми замками, узкими улочками. Одним из таких городов является Лейпциг. В центре Ратушной площади стоит церковь св. Томаса, в которой много лет назад работал органистом величайший композитор Иоган Себастьян Бах.
1. И. С. Бах – Менуэт.
В Германии жил и работал композитор Нейзиндлер. Он не так известен, как И. С. Бах, и до нас дошли лишь немногие его произведения. Одно из них сейчас прозвучит. Это старинный танец Падуана.
2. Нейзиндлер – Падуана.
Австрийский композитор Карл Черни был пианистом и учителем игры на фортепиано. Жил он в Вене, а в Лейпциг часто приезжал с концертами.
3. Черни – Этюд.
Ведущий: Перейдем к следующей главе нашей воображаемой книги. Здесь будет много музыкальных иллюстраций, т. к. эта глава расскажет нам о народной музыке. Самый распространенный вид народной музыки – это песня. Она отражает характер и культуру каждого народа, отличается разнообразием музыкального языка.
4. Русская народная песня «Тетеря».
5. Чешская народная песня «Мой конек».
6. Американская народная песня «Кенгуру».
7. Чешская народная песня «Ну-ка, кони».
8. Армянская народная песня «Ночь».
9. Французская народная песня «Жаворонок».
10. Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»
11. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Ведущий: Бывает ли музыка смешной? Об этом мы узнаем из следующей главы нашей необычной книги. У композиторов много способов сделать музыку смешной. Самый простой – это подражать животным или людям. Музыка может изображать звуки, которые мы все знаем – жужжание шмеля, кукареканье петуха или даже чихание.
12. Рыбицкий – «Кот и мыши».
Иногда уже название пьесы вызывает улыбку.
13. Роули – «Обезьянки на дереве».
Юмор в музыке – это не обязательно смех. Музыка может быть просто веселой, озорной, создающей хорошее настроение.
14. Галынин – «Зайчик».
Для того чтобы сделать музыку смешной, можно использовать фальшивые ноты, делать неожиданные акценты, внезапные остановки. Все это мы услышим в шуточной Польке французского композитора Пуленка.
15. Пуленк – Полька.
Ведущий: Следующая глава нашей воображаемой книги посвящена джазу. Джаз – это вид музыкального искусства, который появился в Америке в конце XIX века, а потом распространился по всему миру. Характерными чертами джазовой музыки являются импровизация и особый синкопированный ритм. Сейчас мы услышим три джазовые иллюстрации.
16. Мордасов – «Смелее, малыш!»
17. Керн – «Дым».
18. Жарр – Вальс.
Ведущий: Листая страницы нашей книги, мы попадаем в сказку. Слушая классическую музыку, любители сказок могут встретить много знакомых героев и персонажей. Это Дед Мороз в пьесе Шумана, гномы и кобольды в пьесах Грига, Дюймовочка в пьесе Слонимского и многие другие герои. Одним из самых популярных сказочных образов у русских композиторов является Баба Яга. Этот персонаж встречается в произведениях Мусоргского, Лядова, Чайковского.
19. Щуровский – Танец Бабы Яги.
Во многих сказках живут маленькие принцессы. Музыкальный портрет одной из них рисует следующая пьеса.
20. Симонова – Маленькая принцесса.
По сюжетам сказок композиторы сочиняют оперы и балеты: «Золушка» Прокофьева, «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и т.д. Армянский композитор Карэн Хачатурян написал балет по сказке «Чиполлино». Сейчас прозвучат два фрагмента из этого балета.
21. К. Хачатурян – Галоп из балета «Чиполлино».
22. К. Хачатурян – Вариация Редиски из балета «Чиполлино».
Ведущий: Следующая глава нашей книги перенесет нас в XIX век. Это век расцвета музыкального культуры Западной Европы. Классическая музыка звучала повсюду: в концертных залах, театрах, кафе, учебных заведениях. XIX век – это эпоха романтизма, для которого характерно создание произведений на основе народных мелодий.
23. Фибих – Аллегро.
24. Брамс – Венгерский танец № 2.
Ведущий: Перелистнув последнюю страницу нашей необычной книги, на ее обложке мы видим отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.
Так Пушкин описывает злого волшебника Черномора. А вот как рисует этот образ Глинка в опере «Руслан и Людмила».
25. Глинка – Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
Ведущий: Вот мы и прочитали книгу с музыкальными иллюстрациями. В мире существует много книг и много музыки. Желаем вам читать больше хороших книг и слушать хорошую музыку.