Сценарий классного часа «Нам нужно знать имена героев ». Посвящен 45-летию Даманских событий
Сценарий классного часа «Нам нужно знать имена героев ». Посвящен 45-летию Даманских событий
Классный час способствует развитию личных качеств: патриотизма, ответственности за сохранение исторической правды, способствует формированию ответственного отношения к своим гражданским обязанностям. Знакомство с литературным творчеством участников Даманских сражений. " Классный час активизироет интерес к изучению истории своей малой родины, уважительному отношению к старшему поколению и участникам военных конфликтов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа «Нам нужно знать имена героев ». Посвящен 45-летию Даманских событий »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
№ 56 города Хабаровска
Методическая разработка классного часа
Нам нужно знать имена героев
Подготовила - Юлдашева Ольга Вячеславовна –
учитель русского языка первой категории.
г. Хабаровск
2014 год
Сценарий классного часа «Нам нужно знать имена героев ».
Оборудование: мультимедийное установка, магнитофон, аудиозаписи песен
Цель:
воспитание чувства любви к Родине и к своему краю;
воспитание готовности защищать своих родных, свой край, Родину;
воспитание уважения к подвигу солдат.
Задачи:
- создать условия для эмоционального переживания учащимися подвига солдат; - создать условия для знакомства учащихся с героями даманского конфликта,
с краеведческим материалом; - активизировать интерес учащихся к истории Хабаровского края,
заострив внимание детей на драматических страницах из жизни страны
и участников военный событий на Дальнем Востоке; - формировать патриотические чувства к Родине, гордость за воинов
– защитников Дальнего Востока; - прививать бережное отношение к историческому прошлому Отчизны
и Хабаровского края;
- развивать патриотические чувства учащихся: гордость и сопричастность
к истории страны, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны
и участникам Даманских событий.
Пояснительная записка и методические рекомендации:
Воспитательная цель мероприятия достигается различными педагогическими средствами. Достижение любой воспитательной цели и поставленной в нашем случае достигается через ситуации нравственной оценки поступков героев, эмоционального переживания содержания презентаций и через восприятие рассказов – воспоминаний участников военных событий. Только пропустив что-то через душу, ребенок усвоит нравственные ценности. Ценности – нормы, бытующие в обществе и выраженные в сюжете мероприятия, ребенок превращает в ценности собственного духовного мира.
Данный классный час способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизма, ответственности за наше прошлое и будущее; способствует формированию ответственного отношения к своим гражданским обязанностям. Важную роль в мероприятии имеют электронная презентация, музыкальное сопровождение, проекты учеников о своих дедах, прадедах-участниках ВОВ и участниках локальных войн, которые они готовят самостоятельно.
Оформление: выставка книг, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, рисунки, сочинения, фотоколлаж родственников-фронтовиков и участников Даманских событий.
Гости: участники Даманских событий – Князев Александр Леонидович и Бережной Юрий Васильевич.
Ход классного часа « Нам нужно знать имена героев».
Цель: воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой край, народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма наших пограничников, храбрости и мужества народа. Задачи: 1. Воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества. 2. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне. 3. Способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся. 4. Содействовать развитию творческих, организаторских способностей детей. 5. Формировать умения и навыки поиска нужной информации. Оборудование: карточки, вечный огонь, пилотки, фотографии, книжная выставка, технические средства обучения: - компьютер; - мультимедийный проектор; - музыкальный центр;
- фотографии и фотоальбомы гостей, приглашенных на классный час.
Ход классного часа: « Нам нужно знать имена героев».
Звучит мелодия вальса « На сопках Манчьжурии».
( Учащиеся сидят за партами. Перед ними вечный огонь).
1. Ведущий. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Что же это за события? Итак, мы начинаем
2. Ведущий. Для нашей Родины всегда будет святым день 9 мая, и всегда люди будут мысленно возвращаться к маю 1945 года. В те весенние дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами, закончилась Великая Отечественная война. Но не менее важна для нас - дальневосточников дата 2 сентября 1945 год, так как 2 сентября 1945 года на борту американского линкора "Миссури" был подписан акт о капитуляции Японии. Вторая мировая война закончилась. Фактически она началась в Маньчжурии еще 1931 году, здесь же и завершилась. Поэтому 2 сентября в Российской Федерации отмечается как «День окончания Второй мировой войны (1945 год)
1. Ведущий. В 2015 году наша страна будет отмечать 70 лет со дня окончания ВОв.Празднуя Победу и вспоминая события на Дальнем Востоке, мы всегда будем вспоминать, какие качества народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. «Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда Победа будет за нами». Эти слова принадлежат великому полководцу, маршалу Георгию Жукову.
1-й чтец.
Родина – улица наша и дом, где ты играешь с любимым котом,
Луг, чтоб бежать по траве босиком, речка со светлым зеленым леском.
Зимний денек со снежком, лед под блестящим коньком,
Садик и школа потом…Родина…
Звучит мелодия вальса « Амурские волны».
Учитель.
Упомянутые выше даты нам уже хорошо известны. О них мы часто говорим на уроках литературы и истории, отмечаем всей страной. Но есть дата, о которой нам мало что известно и в учебниках по истории говорится о ней вскользь. Поэтому я хочу вас. Ребята спросить:
- Что для вас, ребята, означают слова Родина, Хабаровск? ( Ответы детей).
- Наша Родина – Россия, а край – Хабаровский - ваша малая Родина.
Говорят, что чувство любви к Родине необъяснимо. Родина – мать. А разве можно не любить маму? Разве можно бросить ее в беде?
2. Ведущий.
Наш край имеет необъятные просторы, а Россия – самая большая в мире страна. Она богата прекрасными людьми, природой, ископаемыми. Мы варим сталь, осваиваем космос, растим хлеб, учим детей. У нас безграничные поля и необъятные равнины, именно поэтому Россия всегда была предметом зависти для многих государств. Именно поэтому к нам не раз приходили не с добром, а с войной, пытаясь захватить нашу землю, мир и покой.
1-й чтец.
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слёзы, да страдания несёт она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
2-й чтец.
Как смерч, врываясь в мирные дома,
Их разрушает яростно, не ведая сама,
Что веру в разум убивает,
И душу пламенем отчаянья сжигает.
1. Ведущий: 9 мая 1945 года закончились суровые испытания для нашего государства. Наступили мирные созидательные годы: советские люди восстанавливали города, заводы, школы. Стал развиваться наш Дальний Восток. И советские люди мечтали лишь о мирной и счастливой жизни. Ничто не предвещало новой беды, никто не думал, что над нашим государством вновь нависнет опасность. Нам ли доказывать лишний раз, что российская армия и народ никогда не числились в списках агрессоров и завоевателей. Обороняться – дело другое. Но были силы, которые не могли жить спокойно и стремились захватить чужие земли и попрать мир.
Учитель. - Ребята, скажите пожалуйста, чем известен Остров Даманский , а дата - 2-е марта 1969-го года? ( ответы ребят).
2. Ведущая: Это островок на реке Уссури, входивший в состав Пожарского района Приморского края, располагался чуть ближе к китайскому берегу, чем к нашему.
В первые годы после образования КНР Китай был нашим верным союзником. Но недальновидная политика привела к советско-китайскому расколу, а к концу 60-х годов отношения с Китаем настолько обострились, что наше две страны оказались на грани войны. Началом этой войны вполне мог стать конфликт на острове Даманский, произошедший в марте 1969 года.
1. Ведущий. В ночь с 1 на 2 марта 1969 года около 300 китайских военнослужащих в зимнем камуфляже, вооружённых автоматами АК и карабинами СКС, переправились на остров Даманский и залегли на западном берегу острова.
2. Ведущий. В 10:40 на 2-ю заставу «Нижне-Михайловка» 57-го Иманского пограничного отряда поступил доклад от поста наблюдения, что в направлении Даманского движется группа вооружённых людей численностью до 30 человек.
К месту событий на автомобилях ГАЗ-69 и ГАЗ-63 и бронтранспортере БТР-60ПБ выехала тревожная группа из 32 советских пограничников под командованием начальника заставы старшего лейтенанта Ивана Стрельникова.
1. Ведущий. Приблизившись к китайцам, И.Стрельников выразил протест по поводу нарушения границы и потребовал от китайских военнослужащих покинуть территорию СССР. Один из китайцев что-то громко крикнул своим солдатам, после чего солдаты, стоящие впереди расступились, а задние открыли автоматный огонь по нашим пограничникам. Последний кадр сделан Петровым за несколько мгновений до гибели: ближайший китайский солдат поднял руку – скорее всего, это сигнал к открытию огня.
2. Ведущий. 2 марта 1969 года в бою у острова Даманский погибло до 250 китайских солдат и 31 советский пограничник, 14 получили ранения.
Прошло уже 45 лет со дня кровавых боёв на острове Даманском. Память о тех эпохальных событиях XX в., поставивших мир на грань войны должны быть сохранена.
Учитель. Поэтому сегодня на наш классный час мы пригласили участников Даманских событий – Князева Александра Леонидовича и Бережного Юрия Васильевича, чтобы они поделились с нами своими воспоминаниями о мужестве тех, кто до конца оставался верен военной присяге и воинскому долгу, положив на алтарь Отечества свою жизнь.
За плечами каждого из даманцев – жизнь длиною в 45 лет, но они не забыли:
Как горел БТР, и трещала броня,
Рвали землю разрывы гранат,
Как Володя Потапов у старого пня
Замер вдруг, землю крепко руками обняв.
Как Орехов огнем пулемета
Спас от гибели наших ребят,
И остался в том марте далеком
Этот парень, русский солдат.
СЛОВО КНЯЗЕВУ АЛЕКСАНДРУ ЛЕОНИДОВИЧУ.
А.Л.Князев в 1967-1969 гг. проходил службу в рядах ВС СССР. С 14 марта по 22 апреля 1969 г. принимал участие в боевых действиях в районе о.Даманский в составе экипажа передвижного узла связи артиллерийской разведки дивизии.
Примерные вопросы к Александру Леонидовичу и Бережнову Юрию Васильевичу ( задают ребята сами):
Чем вы занимались до службы? Какие планы строили?
Расскажите, как и где призывались?
Сколько лет Вам было, когда начались эти события?
Как прошло Ваше боевое крещение, помните ли первый бой?
Часто ли Вы писали домой письма? О чём и кому? От кого получали письма?
О чём хочется рассказать молодёжи, что особенно не даёт покоя?
Какие награды получили?
Были ли вы ранены? Если да то сколько раз?
Какие награды вы получили?
Помогла ли вам хоть раз какая-нибудь песня ?
Что пожелаете нам, молодым?
(Это стихотворение опубликовано в книге
«Остров мужества», Хабаровск: 2006).
Всколыхнула опять наша память прошедшее,
Острой болью кольнуло сердце в груди,
Вспомнилось юности время ушедшее,
Лица друзей, те далекие дни!
Боевые друзья – поседевшие головы,
Боевые друзья, уж не юны года!
Боевые друзья, вы на подвиг готовы –
Свою землю и честь отстоять как тогда!
Как тогда, на Уссури, под метелью свинцовой
Шли вперед на врага, защищая страну.
И под пулями падали, умирали герои,
Алый след оставляя на белом снегу.
Много лет уж прошло, и теперь мы не молоды,
И внучатам уже ведем свой рассказ
О Даманском, который отстояли в те годы,
И о том, как в бессмертье уходили у нас.
Мы по жизни идем, несмотря на невзгоды,
Мы теряем друзей, сохраняя в сердцах,
Вспоминаем при встречах нашей юности годы,
И погибших ребят имена на устах.
Всколыхнула опять наша память прошедшее,
Острой болью кольнуло сердце в груди,
Вспомнились юности время ушедшее,
Лица друзей, те далекие дни!
Н.Мар и Александр Проханов «Литературная газета»,
12 марта 1969 года.
Учитель: В заключение нашего классного часа я хотела бы вам ребята сказать, что в 2013году 31 мая почетное звание лауреатов премии имени Якова Дьяченко присвоено шести хабаровчанам в их число вошёл Князев Александр Леонидович – председатель Хабаровской городской общественной организации «Даманцы». Мэр Хабаровска Александр Соколов вручил памятные знаки «Лауреат премии имени Якова Дьяченко» с удостоверениями и премиями.
Эта награда вручается ежегодно с 1998 года за общественно-значимые заслуги и сохранение исторического и культурного наследия. За эти годы лауреатами стали 144 номинанта, из них 12 предприятий, объединений и творческих коллективов, а также 132 жителя города. В их числе ветераны войны и труда, депутаты, писатели, артисты, художники, музыканты, архитекторы, преподаватели, руководители предприятий и учреждений, именитые спортсмены
1.Ведущий: Мы очень вам благодарны за то, что поделились с нами воспоминаниями. Война не должна повториться. Мы будем помнить о военных событиях, рассказанных уважаемыми ветеранами. Мы должны знать и беречь историю своей страны.
2 Ведущий:
Закончим нашу встречу словами:
Есть у нас интересное дело
По отцовским дорогам пройти,
Разузнать про отважных и смелых,
Неизвестных героев найти.
( В конце встречи вручение цветов и фотографирование с гостями классного часа).
Заканчивается встреча Гимном Хабаровска « Хабаровск – город удачи».