kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий классного часа "На Иванах держится Россия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час предлагается для учащихся 2-11 классов о событиях 1938 г у озера Хасан.

Цель: Формирование у воспитанников самосознания, становления активной жизненной позиции и гуманистического отношения к миру через живой пример истории и литературное творчество.

Задачи:

 1) развить интерес к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;

 2) привить любовь к образовательному учреждению, своему поселку, людям, живущим в нем;

3) дать  представление о национальных героях на материалах литературного творчества.

Оборудование: книги, письма, фотодокументы, карта Хасанского района Приморского края, статьи СМИ, литературные сборники «Сопок синие колокола.», «Мой край», фотопрезентация, компьютер.

Форма проведения: литературная гостиная.

Место проведения:  музейная комната  школы«Память Хасана»

Время проведения : 45 мин. ( фрагмент 20 мин.)

Участники проведения: учащиеся, классные руководители 5-7 классов, учитель истории, руководитель кружка «Краевед», члены Совета ветеранов посёлка.

Подготовительная работа:

  1. Анкетирование учащихся «Знаешь ли ты историю Хасанских событий?»
  2. Метод социологического опроса с целью выбора форм и методов проведения данного классного часа;
  3. Совет дела, творческая группа;
  4.  Отбор материалов, работа с архивом;
  5. Составление сценария;
  6. Работа над презентациями;
  7. Материалы к оформлению.

Актуальность выбора:

-географическое и историческое месторасположение данного посёлка;

-мероприятия, проходящие в рамках подготовки к 75-летию событий у озера Хасан;

- съёмки художественного фильма «Хасанский вальс»( в том числе и на территории  п. Хасан), посвящённого Хасанским событиям;

-строительство  на территории посёлка в непосредственной близости от  данной школы Храма Иконы Порт-Артурской  Божьей Матери в честь героев Хасана  ;

-  участие воспитанников в закладке камня этого  храма;

-системность проведения экскурсий в музейных комнатах, на заставу имени П.Ф.Терёшкина;

- прием школьников района и края, проявляющих интерес к истории нашей страны;

- поисковая работа членов  клуба «Память Хасана»,  комнаты «Краеевед»;

- традиция проведения последнего звонка выпускников на сопке «Заозёрная»;

-личное знакомство классного руководителя, учителей  школы с  автором стихов о героях и  событиях 1938 года;

-работа над школьными проектами «А память нам на что дана…»,

 «На братских могилах.», «Люби и знай свой край».

 Данный классный час - организованная ценностно-ориентационная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к истории своей малой Родины, к окружающему миру.

Степень эффективности данного классного часа:

  • личная значимость для учащихся;
  • вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа;
  • комфортность, благоприятный психологический климат;
  • возможность проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
  • духовно-нравственная ценность.

План проведения.

1.Вступительное слово классного руководителя.

2. Здесь наших дедов строгие могилы. Здесь наше счастье, здесь наш добрый дом.

3.Рассказ о событиях у озера Хасан 1938 года.

4. «Не щадите сердца своего…»: Рассказ о поэтессе Хасанского района                   С.В. Ковалёвой.

5. Пусть коснётся Вас печаль чужая вихрем человеческих тревог…. (Выступления учащихся 5 класса).

6. Клуб «Память Хасана» МКОУ СОШ.

7.Имена героев  Хасана на карте района.

8.Эстафета защитников рубежей нашей родины -                                                  воинов-интернационалистов.

9. О переписке с участником Хасанских  событий В.И.Щербининым.

10.Итоги классного часа. Рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "На Иванах держится Россия" »

Сценарий мероприятия в музее «Память Хасана» МКОУ СОШ пгт Хасан Хасанского района Приморского края.

Классный час «На Иванах держится Россия…».

Цель: Формирование у воспитанников самосознания, становления активной жизненной позиции и гуманистического отношения к миру через живой пример истории и литературное творчество.

Задачи:

1) развить интерес к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;

2) привить любовь к образовательному учреждению, своему поселку, людям, живущим в нем;

3) дать представление о национальных героях на материалах литературного творчества.

Оборудование: книги, письма, фотодокументы, карта Хасанского района Приморского края, статьи СМИ, литературные сборники «Сопок синие колокола...», «Мой край», фотопрезентация, компьютер.

Форма проведения: литературная гостиная.

Место проведения: музейная комната школы«Память Хасана»

Время проведения : 45 мин. ( фрагмент 20 мин.)

Участники проведения: учащиеся, классные руководители 5-7 классов, учитель истории, руководитель кружка «Краевед», члены Совета ветеранов посёлка.

Подготовительная работа:

  • Анкетирование учащихся «Знаешь ли ты историю Хасанских событий?»

  • Метод социологического опроса с целью выбора форм и методов проведения данного классного часа;

  • Совет дела, творческая группа;

  • Отбор материалов, работа с архивом;

  • Составление сценария;

  • Работа над презентациями;

  • Материалы к оформлению.

Актуальность выбора:

-географическое и историческое месторасположение данного посёлка;

-мероприятия, проходящие в рамках подготовки к 75-летию событий у озера Хасан;

- съёмки художественного фильма «Хасанский вальс»( в том числе и на территории п. Хасан), посвящённого Хасанским событиям;

-строительство на территории посёлка в непосредственной близости от данной школы Храма Иконы Порт-Артурской Божьей Матери в честь героев Хасана ;

- участие воспитанников в закладке камня этого храма;

-системность проведения экскурсий в музейных комнатах, на заставу имени П.Ф.Терёшкина;

- прием школьников района и края, проявляющих интерес к истории нашей страны;

- поисковая работа членов клуба «Память Хасана», комнаты «Краеевед»;

- традиция проведения последнего звонка выпускников на сопке «Заозёрная»;

-личное знакомство классного руководителя, учителей школы с автором стихов о героях и событиях 1938 года;

-работа над школьными проектами «А память нам на что дана…»,

«На братских могилах...», «Люби и знай свой край».

Данный классный час - организованная ценностно-ориентационная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к истории своей малой Родины, к окружающему миру.


Степень эффективности данного классного часа:

  • личная значимость для учащихся;

  • вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа;

  • комфортность, благоприятный психологический климат;

  • возможность проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

  • духовно-нравственная ценность.


План проведения.

1.Вступительное слово классного руководителя.

2. Здесь наших дедов строгие могилы. Здесь наше счастье, здесь наш добрый дом...

3.Рассказ о событиях у озера Хасан 1938 года.

4. «Не щадите сердца своего…»: Рассказ о поэтессе Хасанского района С.В. Ковалёвой.

5. Пусть коснётся Вас печаль чужая вихрем человеческих тревог…. (Выступления учащихся 5 класса).

6. Клуб «Память Хасана» МКОУ СОШ .

7.Имена героев Хасана на карте района.

8.Эстафета защитников рубежей нашей родины - воинов-интернационалистов.

9. О переписке с участником Хасанских событий В.И.Щербининым.

10.Итоги классного часа. Рефлексия.

Ход классного часа.


1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Литературный монтаж ( выступление учащихся 6 класса).

1) Чуть слышно ветер треплет лист сторожкий.

Укутаны молочной пеленой,

Спокойно спят в седом тумане сопки -

Ровесники истории самой.

2) Неласковы, суровы эти сопки.

Порой их краски буднично просты.

Не каждый глаз поэзию заметит

В чертах неяркой, скромной красоты.

3) Здесь наших дедов строгие могилы,

Здесь наше счастье, здесь наш добрый дом.


Все: Ведь не напрасно, люди, край свой милый

Мы нашей малой родиной зовём.[ 5]

3.Рассказ о хасанских событиях 1938 года.

Выступление учителя истории.

К лету 1938 года на границе с Маньчжурией, захваченной японцами, крайне обострилась обстановка. 15 июля 1938 года японский посол в Москве М.Синемицу на приёме у наркома иностранных дел М. Литвинова в ультимативной форме потребовал отвода советских войск с западного берега озера Хасан, с высоты «Заозёрной». 22 июля советское правительство направило Японии ноту, в которой отвергались ее требования и отмечалось, что они не подкреплены никакими документами. В тот же день японский кабинет министров утвердил план нападения на Советский Союз. Ранее был получен приказ о занятии важнейших высот по линии границы гарнизонами пограничников, усиленными взводами красной Армии. 29 июля в 16 часов группа японцев в количестве 50 человек атаковала высоту «Безымянную», на которой находилось всего 11 пограничников во главе с лейтенантом А.Махалиным. В коротком ожесточённом бою, перешедшем в рукопашный, пограничники дали отпор провокаторам. Пятеро бойцов погибло смертью храбрых. Лейтенанту Алексею Махалину было присвоено звание Героя Советского Союза. С этого первого боя и начались Хасанские события.

30 июля в непосредственной близости у высоты «Заозерной» японцы сосредоточили большие силы, готовые к наступлению. 31 июля в четвёртом часу утра на ее южных скатах начался бой. Гарнизон пограничников в составе около 100 человек и взвод поддержки Красной армии всю ночь отражали атаки японцев. К утру 31 июля с командного пункта, находящегося на высоте 68,8 в тылу, поступил приказ об отходе. В 6 часов 30 минут японцы заняли высоту и углубились на нашу территорию до четырёх километров. В этом бою пограничники и красноармейцы, отражавшие атаки во много раз превосходящего врага, покрыли себя неувядаемой славой. Бой на высоте «Заозёрной» вошёл в историю пограничных войск как пример мужества, отваги, самоотверженного выполнения воинского долга. 9 августа японцы были разгромлены и капитулировали.

4. Выступление классного руководителя Карповой Н.В.

Светлана Викторовна Ковалёва (1938-1998) - светлая, талантливая, неординарная женщина. Она вошла в историю Хасанского района тёплым лучиком доброты и любви к людям. В районе нет, пожалуй, человека, который бы не знал, не читал её непритязательных, трогающих до глубины души стихов. Так сложилась жизнь, что судьба пяти поколений семьи С. Ковалёвой неразрывно связана с Хасанской землёй. Здесь жили её родители, выросли дети, внуки.

Обучаясь на заочном отделении Томского университета, Светлана Викторовна работала учителем начальных классов. Затем преподавала в школе рабочей молодёжи п. Краскино.

С 1969 по 1998 годы работала в районном отделе народного образования. Являясь неоднократным победителем творческих конкурсов, проводимых газетами «Боевая вахта» и «Красное знамя», она стала лауреатом краевого конкурса чтецов - 95. С.В.Ковалёва относилась к очень ценной категории людей. Накопленный ею огромный багаж знаний в области литературы, искусства и истории района она многие годы доводила до хасанцев всех возрастов доступными средствами: школьными уроками, лекциями в учреждениях, поэтическими строками. Была она поэтом, воспевающим героическую историю Хасанской земли, красоту родного края и славные дела современников. Книгу стихов «Сопок синие колокола» издали в 1998 году, в год её смерти. Она была человеком, глубоко и обострённо чувствующим, чувствовала себя в вечном долгу перед теми, кто погиб в сражениях, будь то Хасан, Берлин, Афганистан, Чечня, Таджикистан. На её стихи композитор Михаил Эдуардович Турлай, бывший в конце 60-х годов дирижёром полкового оркестра в п. Краскино, написал более 20 песен. В 1977году Светлана Викторовна написала стихотворение «Не щадите сердца своего». Она жила в соответствии с этой заповедью, была проста, открыта и отзывчива. Она была истинной женщиной-поэтом и мечтала о том, «чтобы сквозь белый туман смотрел голубой, тихий, спокойный Хасан…»:

Пусть коснётся Вас печаль чужая

Вихрем человеческих тревог.

Отзовитесь, горько сострадая,

Не щадите сердца своего…[4 ]


5. Стихи С.В.Ковалёвой. Выступление учащихся 5 класса.

1) Всё острей беспощадная память

И солдатского мужества свет.

Не стереть, не забыть, не оставить

В глубине убегающих лет.


2) От снарядов стволы содрогались,

Смерть стальная лавина несла,

И тревогой в ответ отзывались

Сопок синие колокола.


3) Наступление - справа и слева,

Но бесстрашно сквозь дым и туман

Встал преградой возмездия, гнева

На пути самураев Хасан.


4) Сколько здесь, у стволов раскаленных,

Под смертельным огнём батарей

Полегло на дымящихся склонах

Старших братьев, отцов, сыновей.


5) А трава над бойцами склоняла

Лепестков опалённую смоль

И как- будто в себя принимала

Свежих ран неостывшую боль.


6)И над вечным солдатским покоем,

Там, где скорбь к обелиску легла,

Всё звенят и звенят тишиною

Сопок синие колокола...[ 4]



29 июля 1938 года пограничный наряд во главе с А.Махалиным вёл неравный бой с японскими самураями за высоту «Безымянную».


Рассказ о А.Махалине. Лейтенант, помощник начальника заставы

«Пакшикори» Посьетского погранотряда. В октябре 1937 года из пяти красноармейцев отразил нападение японского взвода на высоте 460,1. Был ранен в ногу. 29 июля 1938 года возглавлял наряд из десяти бойцов-красноармейцев, стойко оборонял высоту «Безымянную» до подхода подкреплений. Заменил в бою убитого пулемётчика. Геройски погиб в рукопашной схватке на линии границы.


Баллада о махалинцах.


Над тяжёлой моросью туманной

Хмурый полдень тучею навис,

А наряд на сопке Безымянной

Напряжёно всматривался вниз.

Шли японцы огненной подковой,

Чтоб её концы смертельно сжать.

Высоту махалинцы готовы

До последней пули защищать.


Эхо боя в сопках грохотало,

Серебрились травы сединой.

Только цепь орудий замолчала

Перешли к атаке штыковой.



Дрогнул враг под натиском,

А парни до конца остались на посту,

Умирали, падая на камни,

Закрывая грудью высоту.


Вновь туман над сопками клубится,

Снова травы летние шумят.

Навсегда запомнила граница

Боевых защитников отряд.


6. О создании и работе клуба «Память Хасана» - Выступление Сорокиной Е.Н., учителя истории, (Наверное, нужно отразить содержание ее выступления, ведь это сценарий) о встречах в 1988году в п. Хасан и в г. Свердловске с участниками Хасанских событий. Рассказ очевидца, одного из первых членов, которые стояли у истоков создания клуба.

7. Имена героев Хасана на карте района: выступление классного руководителя.

- Посмотрите на карту нашего района.

-Назовите названия населенных пунктов, связанных с именами героев и участников Хасанских событий.


Выступление учащихся 7 класса.

- Памяти Ивана Гвоздева, Героя Советского Союза, погибшего в 1938 году на берегах Хасана.


1) Политрук в стрелковом батальоне

Был отважен, родом из крестьян,

С мягким взглядом, с волей непреклонной,

С вековечным именем - Иван.


2) Бой катился, дико свирепея,

В сопках, раскалённых добела.

Камнями, оскалившись, траншея

Пропастью зловещей пролегла.


3)И порывом, яростным объятый,

Сквозь огонь, сквозь пулемётный гул

Политрук с последнею гранатой

Навсегда в бессмертие шагнул.


4) В лихолетье, в годы роковые,

В дни, когда страна берет разбег,

На Иванах держится Россия

Год за годом и за веком век.



Выступление учителя истории (из переписки С. Ковалёвой):

«Спасибо за память об отце и за стихотворение о нём. Пусть будет больше таких людей, как вы, и тогда мы не всё выкинем из истории»,- М. Каргаполова, дочь И.Гвоздева.


Слово ученику:

- Иван Никонович Мошляк водрузил Знамя победы на высоте «Заозёрная» в последний день хасанских боёв.

Штурм сопки «Заозёрной». В первых рядах наступавших шли комсомольцы и коммунисты во главе с секретарём партийного бюро полка лейтенантом И.Н.Мошляком. С бойцами и командирами 3-го стрелкового батальона он вступил в бой и принял боевое крещение. Сражаясь с врагом, Иван Никонович не бравировал своей храбростью, а выступал настоящим руководителем, заботившимся о высоком моральном духе воинов в бою. В условиях наступления это даётся нелегко, но Мошляк успешно справлялся со своими обязанностями. Находясь в цепи атакующих, он словом и личным примером мобилизовывал бойцов на успешное выполнение боевых задач, на то, чтобы каждый из них действовал мужественно, стойко, инициативно…Батальон наступал на сопку «Заозёрная». В самые напряжённые минуты боя, когда решалась её судьба, в цепи атакующих тяжело ранило знаменосца. Из его рук выпало Знамя, святыня части. И.Н.Мошляк поднял его, одним из первых ворвался на сопку «Заозёрная» и водрузил на ней Красное знамя. Он был ранен в голову и плечо, но, несмотря на это, продвигался вперёд, увлекая за собой бойцов. Когда ранило командира батальона, Мошляк принял на себя командование и успешно продолжал атаку вражеских позиций. В годы Великой Отечественной войны защитник Хасана боролся за нашу Родину. Он удостоен звания Героя Советского Союза. Имя Ивана Мошляка носят улицы посёлков страны, в том числе и центральная улица п. Хасан.

Сопки спят в седом тумане.

Но запомнил лютый враг,

Как сражался на Хасане

Командир, парторг Мошляк.


А когда в разгаре боя

Знаменосец пал без сил,

Древко крепкою рукою

Он тотчас же подхватил.


И прошедшее с боями,

Как несломленный солдат,

Трижды раненное знамя

Гордо вьётся на закат.


И стоял Мошляк у края,

Под смолкающим огнём,

Словно пахарь, оттирая

Пот обильный рукавом.


В бой идя на Заозёрной,

Испытавший всё сполна,

Он не знал, что тучей чёрной

Впереди будет война.


Что сквозь дым, огонь и стоны,

День за днём, из года в год

по дорогам опалённым

Он с дорогами пройдёт.


Что солдатскою отвагой

Будут орды сметены,

Что взовьётся над рейхстагом

Знамя мира и весны!



Улица Ивана Мошляка находится в п. Хасан, на ней и стоит школа. Имеется мемориальная доска на доме по ул. Мошляка.

Памятник Мошляку установлен в п. Краскино на сопке «Крестовой».


Станция Виневитино. «Сюрпризами Виневитина» называли фугасные поля боёв у озера Хасан.

Василий Виневитин - лейтенант погранзаставы «Подгорная» Посьетского погранотряда.

Активно руководил инженерными работами пограничников и армейских подразделений. Фугасные поля, заложенные им, причинили неприятелю огромный урон. Они вошли в историю погранвойск под названием« Сюрпризы Виневитина». Имея ранение в голову, остался в строю и водил бойцов в контратаки. Не долечившись, добровольно ушёл из госпиталя на фронт. Погиб в ночь с 8 на 9 августа 1938 года, в день окончания этой войны.


Был подтянут он, русоволос,

С добротой и смекалкой во взгляде.

Безотказно, талантливо нёс

Инженерную службу в отряде.



И «сюрпризы» нещадно рвались

Вместе с пламенем камни взметая,

От земли поднимая их ввысь,

И бежали назад самураи.


Он упал, когда в вихре тревог

Было поднято Красное знамя,

И отважное сердце его

Сжала смерть ледяными руками.


Чуткой совести колокола!

Наши души набатом будите.

Будет вечная память светла

О тебе, лейтенант Виневитин.


Станция Бамбурово.

Бамбуров - Герой Советского союза, участник Великой Отечественной войны, принял боевое крещение в 1938 году у озера Хасан.


От ветра дрожали кусты,

А небо насупилось хмуро,

И поднял на штурм высоты

Стрелковую роту Бамбуров.


Свело в напряжении рот:

« За мной! Не робейте, ребята!

И шёл, пробиваясь вперёд

Призывом, штыком и гранатой.


Охваченной паникой враг,

Изведал удар за ударом,

Бросались в горнило атак

Бойцы за своим комиссаром.


Но смерть в него пулей вошла,

И скорбно на вечное место

Его, словно мать, приняла

Земля легендарного Бреста.


А сейчас здесь берёзы

Тишину стерегут,

И дозорные тропы

К обелиску ведут.


Вновь над тихим Хасаном

Пламенеет закат,

Вновь несёт свою службу

Пограничный наряд.


Двадцати шести защитникам границы за хасанские бои присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе и пятерым пограничникам: Алексею Махалина, Гильфану Батаршину, Петру Терёшкину, Василию Виневитину, Ивану Чернопятко.

Гильфан Батаршин - командир отделения. Активный участник боёв за высоты «Безымянная» и «Заозёрная» 29-31 июля 1938 года. Отделение Батаршина отразило нескольких яростных ночных атак противника, нанеся ему серьёзный урон. Батаршин вынес из-под огня лейтенанта Терёшкина и переплыл с ним через озеро Хасан. После этого он эвакуировал ещё восьмерых тяжелораненых бойцов. Майор Г. Батаршин трагически погиб 11 декабря 1947года во время возвращения из Токио в авиационной катастрофе.

Иван Чернопятко - младший командир взвода Посьетского погранотряда. Во время смелой разведки в ночь с 30 на 31 июля обнаружил цепь ползущих японцев и вступил с ними в бой. Заменил раненого начальника заставы. Захватил пулемёт и вёл из него огонь по захватчикам.

Дважды раненый, не оставил поля боя. Вывел из окружения раненых бойцов. Майор Иван Чернопятко трагически погиб 11 декабря 1947года во время возвращения из Токио в авиационной катастрофе.

Пётр Терёшкин - лейтенант, начальник погранзаставы «Подгорная» Посьетского погранотряда. В пограничном сражении с японцами руководил обороной правого фланга «Заозёрной». Позже заменил убитого начальника гарнизона высоты. В 1941-1943 - офицер штаба партизанской бригады.

Выступление ученицы.

Двадцать шесть.


Вы в боях отстояли Землю,

Родину, честь,

Твёрже камня и стали-

Двадцать шесть! Двадцать шесть!


Погибали от пули,

В рукопашном огне,

В оглушающем гуле,

В раскаленной броне.



Плещут волны Хасана,

Постарели бойцы,

Их давнишние раны,

Как на сердце рубцы.


Сыновей у России,

Сильных духом, не счесть.

Будут помнить живые-

Двадцать шесть! Двадцать шесть!

РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРррРРр ооР

8.Эстафета защитников рубежей нашей родины, воинов- интернационалистов.

Эстафету приняли солдаты и офицеры 80-х.

Памяти В. Привалова, офицера Посьетского погранотряда,

погибшего в Афганистане посвящается.

По-мужски был красив он и росл,

Только вряд ли от многих отличий,

Смел и скромен, отзывчив и прост,

Словом, воин частей пограничных.


Но в страну бесконечных тревог

Был он призван военной судьбою,

И душманский фугас подстерёг

В едком дыме кипящего боя.


Стон не выразить сжатой строкой,

Нету горю безмерному меры,

И нашёл он свой вечный покой

В раскаленной броне бэтэра.


Через боль и страданья земли,

Сквозь оркестра печальные звуки

Скорбно цинковый гроб пронесли

Земляков онемевшие руки.


Будет в сопках стелиться туман,

И вставать над заливом рассветы,

Будет жить молодым капитан

На земле легендарной Посьета.


Выступление классного руководителя.

Юноша, выпускник краскинской средней школы, Алёша Огурцов и не подозревал, что он продолжит эстафету героев Хасана и молодого капитана, погибшего в далёкой стране. Не думал, что и он не вернётся в свою любимую школу, не встретит рассвет с любимой девушкой, не окунётся в нежные воды тёплого родного моря, не поднимется на своего «Ивана».

Памяти Алексея Огурцова, выпускника краскинской средней школы, погибшего в Афганистане, посвящается.

Выступление ученика.

Рос мальчишка добрым и хорошим,

Озорным, смышленым и простым.

Называли ласково Алёшей,

И дружить всегда хотели с ним.


Не успел он встретить взгляд влюблённый,

Испытать и верность, и обман,

И ворвался болью обострённой

В юную судьбу Афганистан.



В отдалённом, нараставшем гуле

Дрожью сотрясалось всё кругом.

Вдруг солдата вражеская пуля

Обожгла безжалостным свинцом.


Трубы исступлённые рыдают,

Долг последний выполнен сполна,

Почему же душу обжигает

Перед ним невольная вина?


И нести нам, люди, эту ношу

Раскалённой совестью в сердцах

За солдата, мальчика Алёшу,

Что сражён был выстрелом в горах…


9. На Иванах держится Россия.

Василий Иванович Щербинин - участник военных действий 1938г. Встреча с прошлым в настоящее время. В 2012

Личные воспоминания участника Хасанских событий.

Переписка пенсионеров – жителей п Хасан . Переписка учащихся.


Итоги классного часа. Рефлексия.

Слово учителю истории. (Из переписки Ковалёвой С.В.)

«Большое спасибо за письмо и, особенно, за стихотворение «Друзья». Мы его перепечатывали несколько раз всей семьёй. Вы нам принесли большую радость»,- Алесандра Григорьевна, вдова И.Чернопятко.

«Получили ваше письмо и прекрасные стихи о нашем М.В.Краскине. Огромное спасибо. В старшей группе детей я рассказывала о Краскине, прочитала ваши стихи, у мемориальной доски почтили его память минутой молчания»,- В.В.Воронина, директор горьковского детского дома, где воспитывался М.Краскин.

«Получила ваше письмо и замечательное стихотворение, посвящённое нашему земляку Герою Советского Союза А.Е.Боровикову. Хочу выразить свою искреннюю благодарность за стихи и за память о погибших воинах,-И.И.Докина, директор музея г.Ельня.

Минута молчания.

Рефлексия.

(Классным руководителям, присутствующим вместе с воспитанниками, не пришлось задавать вопросов детям, чтобы выяснить результаты прогноза и ожидания. Все участники, пропустившие через себя новую информацию, непроизвольно продолжили разговор.

Им уже здесь и сейчас хотелось высказаться о сокровенном и значимом:

- давайте с нашими родителями сходим на озеро Хасан и поднимемся на сопку «Заозёрную», посмотрим на весь посёлок и места, где были бои ( Женя К.);

- мой папа ремонтировал памятники участников Хасанских событий, их много (Серёжа Х.);

- у нашего Владика папа - начальник этой заставы сейчас... ( Вика К.);

- мои мама и папа служат на этой заставе, а папу тоже зовут Иваном (Ксюша К.);

- как здорово, что мы ездили в п. Гвоздево и фотографировались около памятника И.Гвоздеву (Ксюша З.);

- Какая добрая эта Светлана Ковалёва, как она обо всех тепло написала (Оля Б.);

- наверное, все солдаты были сильные, раз они не боялись драться врукопашную (Костя Н.);

- ведь нашего посёлка не было, и людей не было, а они всё равно стояли насмерть (Серёжа Х.);

-а матери, наверное, не сразу узнали, что погибли их сыновья (Юля Л.);

- как? Прямо здесь была война? Война- это плохо, у нас в Корее тоже была война (Таня К. КНДР);

- мы обязательно должны сходить на дальние могилы и поклониться им (Алеша Д.);

-мистика какая-то: посадили в 2003 году 65 сосен, а прижилось 38 (Маша К.);

- давайте поедем в Краскино, хочется посмотреть на портрет Алёши Огурцова (Саша Я.)

P.S. Надо ли что-то комментировать? В эти минуты комок походил к горлу, и слёзы на глазах.

Жить стоит только ради этих минут. 45минут закончились… Ребята ещё долго держали экспонаты живой истории, вглядывались в фотографии на стендах. Мы с ними сюда ещё вернёмся и будем говорить, говорить… Светлана Ковалёва незримо была с нами, она словно благославляла нас и благодарила, но не за её стихи, нет, а за память о тех, кого нет, кто отдал свою жизнь за этот крохотный уголок великой России. И не дай Бог, чтобы случилось то самое страшное, о чём предупреждала нас Светлана Ковалева:


Скоро все торжества отойдут,

И погаснут огни юбилея.

Неужели сердца зарастут,

Как травой боевые траншеи?

Воля павших- в свершеньях живых,

Пусть же память нас жжёт постоянно

Об известных, простых, рядовых,

Безымянных героях Хасана….


Заключительное слово классного руководителя. Предложение учащихся посетить аллею сосен, посаженных в год 65-летия Хасанских событий.



Выводы и перспективы:

  • Работа оргкомитета по подготовке к юбилейным торжествам;

  • Работа со СМИ;

  • Участие учащихся в конкурсах рисунков и сочинений, посвящённым событиям у озера Хасан;

  • Выступление на родительском собрании со стихами С.В.Ковалёвой;

  • Оформление фотомонтажа о проведённом классном часе;

  • Встречи со школьниками района и края (имеются уже договорённости с администрацией);

  • Эколого-патриотические трудовые десанты к памятникам;

  • Акция «Живи, сосна!». Уход за аллеей сосен, посаженных в год 65-летия Хасанских событий;

  • Экскурсии в п. Посьет и п. Краскино с целью посещения школьных музеев;

  • Строительство храма Порт-Артурской божьей матери и установление мемориальной стены в честь воинов, участников Хасанских событий;[1]

  • Просмотр художественного фильма «Хасанский вальс», посвящённого событиям тех лет, воспоминания о встрече со съёмочной группой ;[3]

  • Дни памяти в августе ;

Список литературы.

1. Антонова О. - Православный Форпост России - Хасанские вести, №31, 2008 г.

2.Алоева М.А. - Классные часы в 5-7 кл.. - Ростов-на Дону, Феникс, 2005 г.

3. Информационный буклет «Хасанский вальс», 2008 г.

4.Ковалёва С.В. - Сопок синие колокола - Славянка, 1998 г.

5.Ковалёва С.В. - Мой край - Славянка, 1997 г.





















Приложение.

Анкета «Знаешь ли ты историю Хасанских событий?»


1.Число, месяц и год Хасанских событий – (29 июля 1938 г.)

2.Заставы, пограничники которых принимали участие в событиях у озера Хасан (- Подгорная (ныне Терешкина), Пакшекари.)

3.Названия сопок, которые были в зоне нападения японских самураев – (Заозерная, Безымянная.)

4. со стороны Советского Союза операцией руководил -

(Маршал Блюхер.)

5.Кто водрузил знамя победы на Хасане и когда?

(6 августа знамя на Заозерную водрузил Иван Мошляк )

6.Имена пяти пограничников, удостоенных звания Героя Советского Союза за бои на озере Хасан – ( П.Ф. Терешкин,

И.Д. Чернопятко, М.В. Виневитин, А.С.Махалин, Батаршин)

7.Дивизии, которые принимали участие в Хасанских событиях – (40 стрелковая Н.Э.Берзарина и 32 стрелковая В.К.Базарова.)

8.Рода войск, принимавших участие в Хасанских событиях ( Пехотные и танковые войска, авиация и артиллерия.)

9.Награды, которыми были удостоены защитники озера Хасан – (личный состав 40 пехотной дивизии наградили Орденом Ленина, 32-ю стрелковую дивизию наградили Орденом Красного Знамени, 26 солдат получили звание Героя Советского Союза и Ордена Ленина.)

10.Названия населенных пунктов, которым присвоены имена участников Хасанских событий – (станции Махалино, Гвоздево, Бамбурово, Провалово, Винивитино и село Пожарское.)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий классного часа "На Иванах держится Россия"

Автор: Карпова Наталья Васильевна

Дата: 07.06.2015

Номер свидетельства: 218097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Классный час на тему   «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»   (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(102) "klassnyi-chas-na-tiemu-prava-i-obiazannosti-dietiei-konstitutsiia-rf-gosudarstviennyie-simvoly-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132490"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416338860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства