Подготовительная работа: Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги” учащимися).
Цель: воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения студентов в многонациональном коллективе учебной группы и колледжа.
Задачи:
исследовать и обобщить представления современного студента о таком явлении как толерантность;
сформировать жизненной позиции каждого студента, воспитание гражданского самосознания, духа терпимости, взаимопонимания, бережного отношения к культуре и традициям многонациональных народов России и других стран;
активизировать познавательные возможности студентов, сделать общение позитивным, более свободным и непосредственным;
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Подготовительная работа: Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги” учащимися).
Цель: воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения студентов в многонациональном коллективе учебной группы и колледжа.
Задачи:
исследовать и обобщить представления современного студента о таком явлении как толерантность;
сформировать жизненной позиции каждого студента, воспитание гражданского самосознания, духа терпимости, взаимопонимания, бережного отношения к культуре и традициям многонациональных народов России и других стран;
активизировать познавательные возможности студентов, сделать общение позитивным, более свободным и непосредственным;
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Сценарий классного часа "Единство непохожих"
Учитель. Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантностьсчитается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. И нашу встречу я начну с разговора о вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Учитель. А кого выбрали бы вы? Почему? Почему Любовь выбрала Доброту?
Ответы учащихся.
Учитель. Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Разминка «Знакомство»
Класс делится на две команды. Задача кто быстрее построится по следующим параметрам:
А) по цвету глаз (от самого светлого до самого темного) Б) по алфавиту отчества В) по размеру ноги Г) по числу согласных в имени Д) по росту Г) по дате рождения; Е) по численности состава семьи.
Вопросы для обсуждения:
Что помогло быстрее построиться?
Состоялась ли игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?
Упражнение «Поиск сходства»
Каждая команда должна написать на доске черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Психологический смысл упражнения. Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Вопросы для обсуждения:
1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества? 2. Какие факторы влияют на ваши взаимоотношения с людьми? 3. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей? 4. Сказываются различия в возрасте на общение людей и почему?
Учитель делает выводы. О человеке судят потому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими.Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры весьма распространённые явления в нашей жизни.Они возникают из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения чужих в привычную обстановку. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?
Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?
Ответы учащихся.
Учитель. Правильно, Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вам импонирует более всего?
Ответы учащихся.
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
Ответы учащихся.
А что же объединяет эти определения?
Ответы учащихся.
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Ответы учащихся.
Упражнение. Давайте пофантазируем…
Представим себе, что наступит Время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний в т. д.).
1. Каким будет этот мир? Как люди в нём будут жить? 2. Хорошо или плохо, что мы все разные? 3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Учитель делает вывод.Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе понимания.
Упражнение. Превращаем минусы в плюсы
Команды получают задание на нахождение в отрицательных чертах характера положительные аспекты. Например, скряга – экономный человек. Команда приводит свои примеры и дает свои противопоставления.
Обсуждение: Что помогает (какие качества личности) видеть в другом человеке положительное и хорошее?
Студенты называют данные качества:
Сотрудничество
Готовность мириться с чужим мнением
Уважение человеческого достоинства
Принятие другого таким, какой он есть
Способность поставить себя на место другого уважение права быть иным
Признание многообразия
Признание равенства других
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
К сожалению, дух неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и будет существовать, однако надо понимать, что принятие различий между людьми и осознание единства дает возможность легче общаться, приобретать друзей, преодолевать трудности в жизни. Умение понять и принять людей такими как они есть, уважение человеческого достоинства – все это проявление толерантности.
Учитель совместно с учащимися обобщает всё сказанное, делает вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Слово толерантность изображено в виде солнца. Давайте, за напишем ваши ответы в виде лучиков. (учащиеся высказывают свои мнения). На доске появляется схема:
Рис 1. Толерантность-это
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
Давайте попробуем определить правила толерантного общения:
1. Уважай собеседника 2. Старайся понять то, о чем говорят другие 3. Отстаивай свое мнение тактично 4. Ищи лучшие аргументы 5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого 6. Стремись учитывать интересы других
Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди, даже если они бедные, старые и больные имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, неповторим и значим. Толерантное отношение позволяет сблизиться с разными людьми, обогатить свой мир и найти новых друзей. Различия дополняют и обогащают общество. Единство непохожих позволяет справляться со всеми жизненными невзгодами и разделять радость и счастье, единение помогает и в работе и в семейной жизни и в учебе.
Упражнение на отработку толерантного отношения
«Я-высказывание/ Ты-высказывание»
Объяснение разницы между Я-высказыванием/ Ты-высказыванием. Задача каждой команде составить Я – высказывание:
Тебе наступили на ногу в транспорте и не извинились.
Твой преподаватель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал контрольную у соседа.
Ты договорился со знакомым встретиться на улице. Прождал полчаса, а он так и не пришел.
Учащимся представляется возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Учитель просит представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Учитель выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.
Учить подводит итог занятия. Человеческое общество разумно и мы должны понимать, что наша сила в единстве, а не в разобщенности. Вас объединяет и молодость, и желание учиться и получить профессию и множество увлечений и интересов. Это единство помогает вам легче жить, учиться и преуспевать. Если мы постараемся применять правила толерантного общения, то приобретем преимущества.
Нас сегодня объединила дружба, молодость, профессия, наш колледж! Единство непохожих – так можно определить нашу сегодняшнюю встречу.