Ознокомление детей 5-8 классов как люди проводили свой досуг в 19 веке, с традициями балов, зтикетом того времени. Дети учат бальные танцы полонез, мазурку, вальс, падеграс, польку.Ведь великую историю и культуру нашего народа нельзя забывать. Лучшее необходимо помнить, воссоздавать, преумножать. История наша очень богата, а культура многогранна, духовна и нравственна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СЦЕНАРИЙ ИМПЕРАТОРСКОГО БАЛА 19 века.docx»
СЦЕНАРИЙ ИМПЕРАТОРСКОГО БАЛА 19 века
Часть 1. Встреча гостей.
(тихо звучит музыка Моцарта)
ВЕД: – Дорогие друзья, мы пригласили вас сегодня в эту залу, чтобы познакомить с тем, как проводили люди свободное время в том далёком 19 веке. Ведь тогда не было телевизоров, радио, компьютеров, интернета, не было СМСок и кино… И как в те времена люди могли обходиться без всего этого? Чем занимались? Как развлекались?
ВЕД: Одно из главных событий для дворян, были балы.
Балы устраивались с поздней осени и до весны и были главным развлечением богатых и состоятельных людей. А почему же не летом? - спросите вы. Летом дворяне жили в деревне, на свежем воздухе и лишь на зиму переезжали в город. ВЕД: Итак, бал.
Слайд с бальной сценой.
По сцене проходят пары, как бы, прогуливаясь по залу, создавая иллюзию бала.
Сегодня бал, в огнях весь дом, Подъехали кареты Шампанское укрыто льдом, И слуги приодеты Вплывают дамы, всех слепят Бриллианты и сапфиры Надеты модные шарфы На оголенных спинах Везде банты и кружева Мелькают эполеты И знатоки Парижских мод В новинки разодеты Зал весь в свечах и зеркалах Хрустальный звон бокалов Хозяин дома объявил Раздолию начало Мазурки музыка звучит Её сменяют вальсы Никто веселья не отверг И скучным не остался
Музыка прекращается. Все становятся на свои места.Слайд с портретом Петра I
В: Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.
В: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами. Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».
Он: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование.
Она: По-моему, нынешний оркестр играет восхитительно, не правда ли, мой друг.
В: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы, господа.
В: И свои, иногда очень жесткие правила. Слайд с портретом Екатерины II.
В: Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.
В: Помнится, матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.
В: А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое. Слайд с портретом Павла I.
В: Батюшка мой рассказывал, что император Павел запретил употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспретил также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же приказал следить за исполнением указа строжайшим образом!
В:О времена, о нравы!Слайд с портретом Александра I.
В: Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.
В: И с той поры модные танцы и можно, и нужно. Балы же в Зимнем Дворце сделались регулярными. Слайд с изображением бала.
В: Уважаемые дамы и господа!
В:. Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу.
В:. От танца к танцу по невидимой дороге, От кринолинов и корсетов до шелков, Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху, Где танцы появлялись вновь и вновь.
В. Мы открываем бал!
В. По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.
В. На балу присутствуют: (перечисляют официальных гостей). Класс делает 2 шага вперед, юноши на втором плане, девушки на первом делают реверанс. У каждого класса свой реверанс.
В. Участники бала: графиня Селезнева Любовь Анатольевна со своим семейством!
В. Герцогиня Зябко Елена Федоровна, с сыновьями и дочерьми.
В: Графиня Шевченко Ольга Александровна, с племянниками!
В:. Баронесса Степаненко Алена Игоревна, со своим семейством!
В: Герцогиня Сердюк Людмила Ивановна, со своим семейством!
В: Княгиня Федчук Лариса Владимировна, с сыновьями и дочерьми!
В:. Господа, объявляется торжественный выход их величества.
. Выстраиваются, создавая «живой коридор» для прохождения императора и исторических гостей.
Церемониймейстер: «Божиею милостию» Екатерина Вторая , , Императрица и Самодержица Всероссийская, Московская, Киевская, Владимирская, Новгородская, Царица Казанская, Царица Астраханская, Царица Сибирская, Государыня Псковская и Великая Княгиня Смоленская, Княгиня Эстляндская, Лифляндская, Корельская, Тверская, Югорская, Пермская, Вятская, Болгарская и иных, Государыня и Великая Княгиня Новагорода Низовския земли, Черниговская, Рязанская, Ростовская, Ярославская, Белоозерская, Удорская, Обдорская, Кондийская и всея Северныя страны Повелительница и Государыня Иверския земли, Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей и иных наследная Государыня и Обладательница.
В зал входит императрица. За императорской четой шествует Пара, проходят в центр зала.
Обращение Екатерины Второй к балу.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
В: Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывают себя, свой наряд, светскость манер и благородство.
В: Так вот оно, начало бала, Когда сквозь времени порез, Колонна пар затрепетала, С балкона грянул Полонез!
В:. Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец.
В: Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии
В: Мы предлагаем вам заглянуть в институт благородных девиц на кануне бала.
Сцена в институте благородных девиц.
(Девочки переговариваются, бегают, смеются)
- Ах, душеньки, как же я жду этого бала! Ведь это первый бал в моей жизни!
- Маменька мне писала, что там можно будет встретить Михаила Лермонтова. Я обожаю его стихи!
(Входит наставница)
Наставница (хлопает в ладоши):
- Мадмуазель! Минуточку внимания! До бала остались считаные дни – вы обязаны должным образом к нему приготовиться! Вы не можете уронить честь нашего института. Повторим бальный этикет! Правило первое?
Лиза: - Правило первое: это очень вредно — не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь!
Наставница: - Мадемуазель Лиза, это правило из сказки, а первое, что вы должны знать о бале, - кто на нем самый главный?
Лиза: - Император? Хозяин? Хозяйка? (Наставница всякий раз качает головой)
1 (тянет руку): - Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов.
Наставница: - Браво, мадмуазель … Другое правило: без чего не следует являться на бал?
2: - Без перчаток. Если вы замечаете, что они часто рвутся, то берите с собой вторую пару,
3: - ну, или оставайтесь в порванных, но ни в коем случае не с голыми руками.
Наставница: - Верно. Еще одно, что должно соблюдать непременно: никогда не приглашайте кавалера самостоятельно!
3 (в сторону): - Так, пожалуй, и просидишь весь вечер.
4: - Так и всю жизнь можно просидеть…. В невестах.
Наставница (не слышит и продолжает):
- Если вас пригласил кавалер на танец заранее, то вы должны поблагодарить реверансом и запомнить танец.
4 - Лучше записать в бальную книжечку, а не полагаться на девичью память.
Наставница: - Все завели бальные книжечки?
Все: - Да, мадам. (Показывают книжечки)
Наставница: - Как вести себя после приглашения?
5: - Сделайте реверанс, положите пальчики на предложенную руку. Не надо на нее опираться всем весом. (Девочки изображают все, что говорит 5) 6: - Во время танца старайтесь сгладить или не заметить ошибок кавалера и не падайте в обморок, если сами ошиблись.
7: - Если вы замечаете, что один кавалер приглашает вас слишком часто, то поблагодарите и откажитесь с некоторой холодностью
8: - или деликатно посоветуйте ему обратить внимание на других дам.
Наставница: - А теперь повторим язык веера: веер развернут, дама обмахивается - "я замужем";
веер закрывается - "вы мне безразличны";
подать верхним концом – «Вы мне симпатичны». (Хлопает в ладоши). На сегодня достаточно. А сейчас отправляйтесь в свои дортуары и приготовьте свои наряды.
Музыка.
В:- В 18 в. веселый чешский танец «Полька» покорил страны Европы. Согласно легенде, сельская девушка, слушая чешскую народную песню, придумала те прыжки, которые есть в «Польке». Из-за быстроты и веселого характера она назвала придуманные шаги “Madera”. В переводе с чешского означает «половина», т.е. полшага
В:2– Полька имела огромный успех. Педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцзалах. И в наши дни «Полька» популярный танец с большим количеством вариаций от сложных до простых, прыгучими шагами и всегда счастливой и веселой музыкой.
На балах можно было встретить знаменитых людей того времени. Балы любили, Лермонтов, граф Воронцов, А. С. Пушкин. (выходит с няней, сценка из ералаша), читает стихотворение. Предложить классам прочитать стихи.
К микрофону подходят две девушки, пары замирают и изображают разговор .
Машенька: Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка! Какой чудесный нынче бал! Вот, капитан Васильев - душка - Со мной мазурку танцевал! Сашенька:Ах! Машенька! Моя родная! Гуляевой графини сын Ко мне неравнодушен, знаю! Он здесь без матушки, один! Машенька: Взгляни направо, дорогая! Стоит красавец офицер. На нас он смотрит не мигая. Ну, просто, чудо кавалер. Сашенька: А! Князь Миронов! Из Парижа Вчера вернулся, говорят. Сейчас к нам подойдет поближе. Он, кстати, сказочно богат.
Машенька: О! Дочь купца Петрова - Глаша. Кривляка! Ишь, задрала нос! Товар удачно сбыл папаша, Гостинцев ворох ей привез. Машенька: А что за дама там, послушай?! Уж на советника ль вдова?! - Да, Аграфена, в прошлом - Груша. Явилась старая сова! Сашенька: Охота на мужчин открыта. Не сдобровать сегодня им. И мы, с тобой, не лыком шиты. Себя в обиду не дадим. Машенька: Глянь, небо звездное какое! Отбросим все печали прочь! Вино французское рекою! И будем танцевать всю ночь!
Звучит музыка, девушки, хихикая, убегают, расходятся и пары.
В: Вот такие разговоры иногда случались на балах. Простим этим молодым особам их ветреность и злословие.
В: Мазурка! А вот мазурка родом из Польши. Без нее не обходился ни один бал!
Танец этот появился в Петербурге, перекочевав к нам из Парижа. Он сразу вошел в большую моду.
В: Разумеется! Мазурка – супер-шлягер своего времени! А все почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры – показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!... В: …Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком!
Церемониймейстер: Господа, середина бала – мазурка.
В:Еще одно развлечение молодежи- того времени сентиментальная игра на языке цветов .Эта игра появилась в эпоху Средневековья. А в19 веке символика цветов стала источником «цветочного» флирта и строго соблюдалась в этикете. Кавалер преподносит даме разноцветный тюльпан- у тебя прекрасные глаза, а они ему ромашку-могу ли я мечтать о продолжении нашего знакомства. Вот девушка подает молодому человеку желтую гвоздику-хочу, чтобы ты был более внимательным, а он вручает ей калу- ты великолепна, кавалер протягивает соседке белую розу- ты ангел, она в ответ белую гвоздику- пусть все твои желания исполнятся. Так на языке цветов можно было сказать о своих чувствах.
В:Бал-это школа общения. На балу обсуждались последние новости.
Беседа в парах
- Бал в начале 19 века был явление совершенно особенное. Это была жизнь в миниатюре. На балу можно было решить политические вопросы, завязать нужные знакомства, сделать первые шаги в карьере. А для барышень это была ярмарка невест. Бал был настоящим спектаклем со строгим порядком танцев, разговоров и даже сменой нарядов.
Церемониймейстер: Падеграсгоспода.
Пары выстраиваются в одну линию. Звучит Падеграс - Моцарта (пары танцуют).
( Выходят на сценку)
Элен – Как всё это старо и несовременно! В Европе давно уже так не танцуют!
Гости (наперебой) – Как интересно! Да что вы! Послушаем!
Элен – Да, скажу я вам, Париж, Вена – это не то, что Петербург или Москва! Вся Европа превратилась сейчас в один танцующий зал!!! Танцуют в парках, скверах, даже просто на улицах!!!
Баронесса (скептически) – И что же танцуют в вашей Европе?
Элен – Да, вальс! Все танцуют сейчас вальсы Ланнера и Штрауса! Ах, эта легкость, скольжение, кружение…! Ах, этот вальс!
Баронесса – (скептически) – А я слышала, что этот танец (презрительно) вальсе танцуют немецкие крестьяне на своих деревенских праздниках. По-моему, это просто неприлично, вульгарно танцевать такое в залах! Просто не понимаю, куда смотрит царственный австрийский двор!? Вот немецкий император давно и строго запретил этот танец «вальсе»!!!
Натали – А вы, матушка, видели ли этот танец?
Баронесса – Не видела и видеть не хочу!!
Корнет – Не знаю, не знаю дамы! Сам я этот танец не видел тоже, но вот что пишет о нем поэт Плещеев:
Я помню бал. Горели ярко свечи.
За пестрою толпой следил я в стороне.
И не искал мой взор отрадной встречи,
Я ничего не ждал, и скучно было мне.
Вдруг Ланнера послышались мне звуки –
«Унылый вальс»! Знаком он сердцу с давних дней,
И вспомнил я любви тревожной муки,
И вспомнил блеск давно угаснувших очей!
Элен – Ах, Ланнер…! Но это – вчера! А вот Штраус!!!
Звучит вальс Штрауса. 2-3 пары танцуют.
Все (аплодируя) – Браво! Очаровательно! Я покорён!
Баронесса – Ну, молодёжь, ну нравы! Это просто позор, позволить обнять себя за талию!.. Фи, как он прижимал её к себе…
Кати – Ну, что вы, матушка! А мне напротив, понравился этот танец! В нем столько нежности, мечтательности, грациозности!!! Он подобен порханию бабочки вокруг весенних цветов!
Баронесса – Да, полно!!! Что ты в нем нашла, моя дорогая! Ах, послушал бы вас император Павел… А ведь никто ещё не отменил его высочайшее предписание, а в нём говорится: «Запретить танец вальсеном именуемый!»
Элен – Ах, как с вами скучно!
Давыдов Элен – Разрешите пригласить вас на тур вальса?
(пары кружатся в вальсе »Война и мир», музыка затихает)
- С сер. 19 в. Самым популярным бальным танцем становился «Вальс» История вальса связана с творчеством венского композитора Иоганна Штрауса, «короля вальсов», который написал более 500 вальсов. Танец стал очень знаменитым в Вене. Специально для вальса открывались большие танцевальные залы.
В ритме вальса все плывет,
Весь огромный небосвод.
Вместе с солнцем и луной
Закружился шар земной.
Все танцуют скользя,
Удержаться нельзя!
1- Вальс над землей плывет.
Добрый, как друг, и белый, как снег
И этот вальс с тобой ,
Нам предстоит запомнить на век?
2- Не случайно поэт с такой любовью говорит об этом танце, который может «закружить вихрем» и подружить незнакомых людей. Ведь, то, что человек не решается сказать другому, говорит за него музыка, и в этой музыке рождается любовь:
«Я пригласить хочу на танец
Вас и только Вас.
И не случайно этот танец- вальс»
Девушка: Сей праздник память сохранит, Останется потомству. Приятно время провели В забавах и знакомствах.
Юноша: Довольны все и стар и млад, Вот будет разговоров. Немного жаль, грядущий бал Готовится не скоро