kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СЦЕНАРИЙ ИМПЕРАТОРСКОГО БАЛА 19 века.docx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознокомление детей 5-8 классов как люди проводили свой досуг в 19 веке, с традициями балов, зтикетом того времени. Дети учат бальные танцы полонез, мазурку, вальс, падеграс, польку.Ведь великую историю и культуру нашего народа нельзя забывать. Лучшее необходимо помнить, воссоздавать, преумножать. История наша очень богата, а культура многогранна, духовна и нравственна. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СЦЕНАРИЙ ИМПЕРАТОРСКОГО БАЛА 19 века.docx»

СЦЕНАРИЙ ИМПЕРАТОРСКОГО БАЛА 19 века

Часть 1. Встреча гостей.

(тихо звучит музыка Моцарта)

ВЕД: – Дорогие друзья, мы пригласили вас сегодня в эту залу, чтобы познакомить с тем, как проводили люди свободное время в том далёком 19 веке. Ведь тогда не было телевизоров, радио, компьютеров, интернета, не было СМСок и кино… И как в те времена люди могли обходиться без всего этого? Чем занимались? Как развлекались?

ВЕД: Одно из главных событий для дворян, были балы.

Балы устраивались с поздней осени и до весны и были главным развлечением богатых и состоятельных людей. А почему же не летом? - спросите вы. Летом дворяне жили в деревне, на свежем воздухе и лишь на зиму переезжали в город. ВЕД: Итак, бал.

Слайд с бальной сценой.

По сцене проходят пары, как бы, прогуливаясь по залу, создавая иллюзию бала.

Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах
Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты
Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало
Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался

Музыка прекращается. Все становятся на свои места.Слайд с портретом Петра I

В: Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.

В: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами.      Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».

Он: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование.

Она: По-моему, нынешний оркестр играет восхитительно, не правда ли, мой друг.

В: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы, господа.

В: И свои, иногда очень жесткие правила. Слайд с портретом Екатерины II.

В: Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.

В: Помнится, матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.

В: А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое.
Слайд с портретом Павла I.

В: Батюшка мой рассказывал, что император Павел запретил употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспретил также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же приказал следить за исполнением указа строжайшим образом!

В:О времена, о нравы!Слайд с портретом Александра I.

В: Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.

В: И с той поры модные танцы и можно, и нужно. Балы же в Зимнем Дворце сделались регулярными. Слайд с изображением бала.

В: Уважаемые дамы и господа!

В:. Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу.

В:. От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.

В. Мы открываем бал!

В. По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.

В. На балу присутствуют: (перечисляют официальных гостей). Класс делает 2 шага вперед, юноши на втором плане, девушки на первом делают реверанс. У каждого класса свой реверанс.

В. Участники бала: графиня Селезнева Любовь Анатольевна со своим семейством!

В. Герцогиня Зябко Елена Федоровна, с сыновьями и дочерьми.

В: Графиня Шевченко Ольга Александровна, с племянниками!

В:. Баронесса Степаненко Алена Игоревна, со своим семейством!

В: Герцогиня Сердюк Людмила Ивановна, со своим семейством!

В: Княгиня Федчук Лариса Владимировна, с сыновьями и дочерьми!

В:. Господа, объявляется торжественный выход их величества.

. Выстраиваются, создавая «живой коридор» для прохождения императора и исторических гостей.


Церемониймейстер: «Божиею милостию» Екатерина Вторая , , Императрица и Самодержица Всероссийская, Московская, Киевская, Владимирская, Новгородская, Царица Казанская, Царица Астраханская, Царица Сибирская, Государыня Псковская и Великая Княгиня Смоленская, Княгиня Эстляндская, Лифляндская, Корельская, Тверская, Югорская, Пермская, Вятская, Болгарская и иных, Государыня и Великая Княгиня Новагорода Низовския земли, Черниговская, Рязанская, Ростовская, Ярославская, Белоозерская, Удорская, Обдорская, Кондийская и всея Северныя страны Повелительница и Государыня Иверския земли, Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей и иных наследная Государыня и Обладательница.

В зал входит императрица. За императорской четой шествует Пара, проходят в центр зала.

Обращение Екатерины Второй к балу.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

В: Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывают себя, свой наряд, светскость манер и благородство.

В: Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Церемониймейстер: Господа, бал открывает полонез. Исполняется полонез

В:. Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец.

В: Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии

В: Мы предлагаем вам заглянуть в институт благородных девиц на кануне бала.

Сцена в институте благородных девиц.

(Девочки переговариваются, бегают, смеются)

- Ах, душеньки, как же я жду этого бала! Ведь это первый бал в моей жизни!

- Маменька мне писала, что там можно будет встретить Михаила Лермонтова. Я обожаю его стихи!

(Входит наставница)

Наставница (хлопает в ладоши):

- Мадмуазель! Минуточку внимания! До бала остались считаные дни – вы обязаны должным образом к нему приготовиться! Вы не можете уронить честь нашего института. Повторим бальный этикет! Правило первое?

Лиза: - Правило первое: это очень вредно — не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь!

Наставница: - Мадемуазель Лиза, это правило из сказки, а первое, что вы должны знать о бале, - кто на нем самый главный?

Лиза: - Император? Хозяин? Хозяйка? (Наставница всякий раз качает головой)

1 (тянет руку): - Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов.

Наставница: - Браво, мадмуазель … Другое правило: без чего не следует являться на бал?

2: - Без перчаток. Если вы замечаете, что они часто рвутся, то берите с собой вторую пару,

3: - ну, или оставайтесь в порванных, но ни в коем случае не с голыми руками.

Наставница: - Верно. Еще одно, что должно соблюдать непременно: никогда не приглашайте кавалера самостоятельно!

3 (в сторону): - Так, пожалуй, и просидишь весь вечер.

4: - Так и всю жизнь можно просидеть…. В невестах.

Наставница (не слышит и продолжает):

- Если вас пригласил кавалер на танец заранее, то вы должны поблагодарить реверансом и запомнить танец.

4 - Лучше записать в бальную книжечку, а не полагаться на девичью память.

Наставница: - Все завели бальные книжечки?

Все: - Да, мадам. (Показывают книжечки)

Наставница: - Как вести себя после приглашения?

5: - Сделайте реверанс, положите пальчики на предложенную руку. Не надо на нее опираться всем весом. (Девочки изображают все, что говорит 5)
6: - Во время танца старайтесь сгладить или не заметить ошибок кавалера и не падайте в обморок, если сами ошиблись.

7: - Если вы замечаете, что один кавалер приглашает вас слишком часто, то поблагодарите и откажитесь с некоторой холодностью

8: - или деликатно посоветуйте ему обратить внимание на других дам.

Наставница: - А теперь повторим язык веера: веер развернут, дама обмахивается - "я замужем";

веер закрывается - "вы мне безразличны";

подать верхним концом – «Вы мне симпатичны». (Хлопает в ладоши). На сегодня достаточно. А сейчас отправляйтесь в свои дортуары и приготовьте свои наряды.

Музыка.

В:- В 18 в. веселый чешский танец «Полька» покорил страны Европы. Согласно легенде, сельская девушка, слушая чешскую народную песню, придумала те прыжки, которые есть в «Польке». Из-за быстроты и веселого характера она назвала придуманные шаги “Madera”. В переводе с чешского означает «половина», т.е. полшага

В:2– Полька имела огромный успех. Педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцзалах. И в наши дни «Полька» популярный танец с большим количеством вариаций от сложных до простых, прыгучими шагами и всегда счастливой и веселой музыкой.

В:- В небе светит солнышко- золотое донышко,

Шепчет ветер облачку: «Ну-ка спляшем полечку».


Церемониймейстер: Полька господа! Кавалеры приглашают дам!

В: На балу, кроме танцев были и другие развлечения. Даже играли в карты.

Сценка игра в карты.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!


На балах можно было встретить знаменитых людей того времени. Балы любили, Лермонтов, граф Воронцов, А. С. Пушкин. (выходит с няней, сценка из ералаша), читает стихотворение. Предложить классам прочитать стихи.

К микрофону подходят две девушки, пары замирают и изображают разговор .

Машенька: Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!
Вот, капитан Васильев - душка -
Со мной мазурку танцевал!
Сашенька: Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын
Ко мне неравнодушен, знаю!
Он здесь без матушки, один!
Машенька: Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.
На нас он смотрит не мигая.
Ну, просто, чудо кавалер.
Сашенька: А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.
Сейчас к нам подойдет поближе.
Он, кстати, сказочно богат.


Машенька: О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!
Товар удачно сбыл папаша,
Гостинцев ворох ей привез.
Машенька: А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!
- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.
Явилась старая сова!
Сашенька: Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.
И мы, с тобой, не лыком шиты.
Себя в обиду не дадим.
Машенька: Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!
Вино французское рекою!
И будем танцевать всю ночь!

Звучит музыка, девушки, хихикая, убегают, расходятся и пары.


В: Вот такие разговоры иногда случались на балах. Простим этим молодым особам их ветреность и злословие.


В: Мазурка! А вот мазурка родом из Польши. Без нее не обходился ни один бал!

Танец этот появился в Петербурге, перекочевав к нам из Парижа. Он сразу вошел в большую моду.


В: Разумеется! Мазурка – супер-шлягер своего времени! А все почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры – показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!...
В: …Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком!

Церемониймейстер: Господа, середина бала – мазурка.

В:Еще одно развлечение молодежи- того времени сентиментальная игра на языке цветов .Эта игра появилась в эпоху Средневековья. А в19 веке символика цветов стала источником «цветочного» флирта и строго соблюдалась в этикете. Кавалер преподносит даме разноцветный тюльпан- у тебя прекрасные глаза, а они ему ромашку-могу ли я мечтать о продолжении нашего знакомства. Вот девушка подает молодому человеку желтую гвоздику-хочу, чтобы ты был более внимательным, а он вручает ей калу- ты великолепна, кавалер протягивает соседке белую розу- ты ангел, она в ответ белую гвоздику- пусть все твои желания исполнятся. Так на языке цветов можно было сказать о своих чувствах.

В:Бал-это школа общения. На балу обсуждались последние новости.

Беседа в парах


- Бал в начале 19 века был явление совершенно особенное. Это была жизнь в миниатюре. На балу можно было решить политические вопросы, завязать нужные знакомства, сделать первые шаги в карьере. А для барышень это была ярмарка невест. Бал был настоящим спектаклем со строгим порядком танцев, разговоров и даже сменой нарядов.

Церемониймейстер: Падеграс господа.

Пары выстраиваются в одну линию. Звучит Падеграс - Моцарта (пары танцуют).

( Выходят на сценку)

Элен – Как всё это старо и несовременно! В Европе давно уже так не танцуют!

Гости (наперебой) – Как интересно! Да что вы! Послушаем!

Элен – Да, скажу я вам, Париж, Вена – это не то, что Петербург или Москва! Вся Европа превратилась сейчас в один танцующий зал!!! Танцуют в парках, скверах, даже просто на улицах!!!

Баронесса (скептически) – И что же танцуют в вашей Европе?

Элен – Конечно, вальс, вальс, вальс, вальс!!! Бурный, порывистый, нежный, грациозный, блистательный, великолепный!!!

Баронесса – (недоумённо) – Вальс???

Элен – Да, вальс! Все танцуют сейчас вальсы Ланнера и Штрауса! Ах, эта легкость, скольжение, кружение…! Ах, этот вальс!

Баронесса – (скептически) – А я слышала, что этот танец (презрительно) вальсе танцуют немецкие крестьяне на своих деревенских праздниках. По-моему, это просто неприлично, вульгарно танцевать такое в залах! Просто не понимаю, куда смотрит царственный австрийский двор!? Вот немецкий император давно и строго запретил этот танец «вальсе»!!!

Натали – А вы, матушка, видели ли этот танец?

Баронесса – Не видела и видеть не хочу!!

Корнет – Не знаю, не знаю дамы! Сам я этот танец не видел тоже, но вот что пишет о нем поэт Плещеев:

Я помню бал. Горели ярко свечи.

За пестрою толпой следил я в стороне.

И не искал мой взор отрадной встречи,

Я ничего не ждал, и скучно было мне.

Вдруг Ланнера послышались мне звуки –

«Унылый вальс»! Знаком он сердцу с давних дней,

И вспомнил я любви тревожной муки,

И вспомнил блеск давно угаснувших очей!


Элен – Ах, Ланнер…! Но это – вчера! А вот Штраус!!!

Звучит вальс Штрауса. 2-3 пары танцуют.

Все (аплодируя) – Браво! Очаровательно! Я покорён!

Баронесса – Ну, молодёжь, ну нравы! Это просто позор, позволить обнять себя за талию!.. Фи, как он прижимал её к себе…

Кати – Ну, что вы, матушка! А мне напротив, понравился этот танец! В нем столько нежности, мечтательности, грациозности!!! Он подобен порханию бабочки вокруг весенних цветов!

Баронесса – Да, полно!!! Что ты в нем нашла, моя дорогая! Ах, послушал бы вас император Павел… А ведь никто ещё не отменил его высочайшее предписание, а в нём говорится: «Запретить танец вальсеном именуемый!»

Элен – Ах, как с вами скучно!

Давыдов Элен – Разрешите пригласить вас на тур вальса?

(пары кружатся в вальсе »Война и мир», музыка затихает)

- С сер. 19 в. Самым популярным бальным танцем становился «Вальс» История вальса связана с творчеством венского композитора Иоганна Штрауса, «короля вальсов», который написал более 500 вальсов. Танец стал очень знаменитым в Вене. Специально для вальса открывались большие танцевальные залы.

В ритме вальса все плывет,

Весь огромный небосвод.

Вместе с солнцем и луной

Закружился шар земной.

Все танцуют скользя,

Удержаться нельзя!

1- Вальс над землей плывет.

Добрый, как друг, и белый, как снег

И этот вальс с тобой ,

Нам предстоит запомнить на век?


2- Не случайно поэт с такой любовью говорит об этом танце, который может «закружить вихрем» и подружить незнакомых людей. Ведь, то, что человек не решается сказать другому, говорит за него музыка, и в этой музыке рождается любовь:

«Я пригласить хочу на танец

Вас и только Вас.

И не случайно этот танец- вальс»

Девушка: Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели 
В забавах и знакомствах.

Юноша: Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро

Звучит музыка.

.


Церемониймейстер: Господа, бал окончен.

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СЦЕНАРИЙ ИМПЕРАТОРСКОГО БАЛА 19 века.docx

Автор: Линкина Наталья Николаевна

Дата: 05.01.2016

Номер свидетельства: 272606


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства