Праздник русской березки
Ход мероприятия.
Цель: расширить знания детей о русской березке, познакомиться с именами художников и поэтов, прославлявших красоту этого дерева, представить березу как символ России, как символ русских традиций, воспитывать эстетический вкус детей, чувства любви к природе, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.
I. Организационный момент.
Загадка: - Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
II.Сообщение темы и цели мероприятия.
- Наш праздник посвящен русской березке. Сегодня мы услышим много признаний в любви к настоящей русской красавице, узнаем много интересного об этом дереве.
Сейчас мы отправимся в путешествие, и первой нашей остановкой будет
«Полянка знакомств»
Ученица в образе березы:
- Люди добрые, здравствуйте! От меня вам поклон земной. Вас на этом празднике я приветствую всей душой. Я – береза, лиственное дерево с тонкими розовато – коричневатыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название я получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде меня звали берзой, а теперь березой, березкой.
Береза я березонька,
Береза я белая,
Береза кудрявая.
Стою я, березонька.
Посредь долинушки,
На мне, березоньке,
Листья зеленные,
Подо мною, березонькой,
Трава шелковая.
Ученик:
-Белый ствол, чуть поникшие ветки.
Задушевный, задумчивый взор.
Тихо дремлют родные березы,
Украшая России простор.
Образ России немыслим без русской березки. Белоствольная, с развивающимися на ветру зелеными кудряшками. То немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не
восхищался светло- изумрудной зеленью распускающихся листочков березы, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой. А ее осенний золотой наряд украшает хмурый пейзаж. А какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе!
«Полянка изобразительного искусства»
Ученик:
-Обратимся к знаменитой картине А. К. Соврасова «Грачи прилетели». В ней художник запечатлел березу и прилетевших с юга птиц. Их он сделал символом обновления жизни. И. И. Левитан увековечил пейзаж с задумчивыми русскими березами. Смотришь , и кажется: вот-вот из-за берез выйдут девушки с длинными косами и поплывут в дивном русском танце.
(танцуют девочки под русскую нар. песню «Во поле береза стояла»)
«Полянка русских традиций»
Ученик:
-С глубокой древности березка почитается у русского народа как символ весны. И многие русские традиции связаны с березой.
По народному обычаю на русский праздник Семик береза была в центре праздника.
На Семик девушки шли в лес и тайно завивали венки на березах. Через венки целовались друг с другом, обменивались колечками, лентами, платками. И становились кумушками- подружками. А песни пели такие:
Березка, березка!
Завивайся, кудрява!
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли,
Пироги принесли
Со яичницей.
Под тобой, березонька,
Не мак цветет,
Не огонь горит –
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, березонька,
Все песни поют!
Учитель:
-А какие умельцы живут на Русской земле. Какие замечательные вещи они делают из березы.
Об этом нам сейчас расскажут веселые скоморохи.
Скоморохи:
-На таланты наша Родина щедра,
Всюду русские в почете мастера.
Сделать вещь красивую ловко –
Всегда нужна сноровка.
-Вот к топору топорище -Товары у меня славные,
Коль сильна у вас ручища Занятные и забавные.
Раз махнешь одной рукой Есть прехитрые штуки Накидаешь дров горой. Позабавят от скуки.
-Хочешь быстро пробежать,
Надо лыжи покупать.
Смотри, да любуйся
А долго не торгуйся
-Веник венику не брат,
Этот жарит в бане,
Этот веник – вот чудак,
Пыль метет в чулане.
-Подходи, смотри товар.
Что надо – отдам без заклада.
Трость купи и будешь рад,
Хоть она и не забава,
А придется вам по нраву.
-А вот это – туесок!
Он не низок, не высок.
По грибы в лесок иди,
Полный туес принеси.
-Девица, красавица!
Гляди сюда! Нравится?
Шкатулка просто диво,
Изящна и красива!
Драгоценности свои
Ты в шкатулочке храни!
«Поэтическая полянка»
Учитель: - А теперь я вас приглашаю на «Поэтическую полянку». Я хочу вам напомнить имя замечательного русского поэта:
В этом имени - слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь – рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней грусти,
Юности и чистоты.
Только скажут «Сергей Есенин»,
Всей России встают черты.
-Вспомните стихотворение С.Есенина о березе. (чтение стихотворения)
-А сейчас проведем конкурсное чтение стихотворение о березе и других поэтов.
Дети читают стихи.
П. Балацкий: М.Ероха:
Опять о них- кудрявых и белых. На полянке, на пригорке,
А что тут делать, если на Руси Под окном, среди полей
У всех дорог встречаются березы, Белокурая березка-
Хоть день, хоть вечность колеси. Символ Родины моей.
Ты до того, березонька, красива Белолицая, белоствольная,
И в жаркий полдень, и в часы росы, Как невеста, горда и нежна,
Что без тебя немыслима Россия, Словно русская песня раздольная
И я не мыслим без твоей красы. К небесам устремилась она.
В. Рождественский: О. Шестинский:
Чуть солнце пригрело откосы, Без березы не мыслю России.
И стало в лесу потеплей, Так светла по-славянски она,
Березка зеленые косы Что, быть может, в столетья иные
Развесила с тонких ветвей. От березы - вся Русь рождена.
Вся в белое платье одета, Под березами пели, женили,
В сережках, в листве кружевной, Выбирали коней на торгах,
Встречает горячее лето Дорогих матерей хоронили
Она на опушке лесной. Так, чтоб были березки в ногах.
Гроза ли над ней пронесется, Потому, знать, березы весною
Туманная ляжет ли мгла,- Человеческой жизнью живут:
Дождинки стряхнув, улыбнется То смеются зеленой листвою,
Березка- и вновь весела. То сережками слезы прольют.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,-
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется - в шуме березы
Есть русская наша душа.
Н. Рубцов: А. Прокофьев:
Русь моя! Люблю березку русскую,
Люблю твои березы, То светлую, то грустную.
С первых лет я с ними жил и рос, В светлом сарафанчике,
Потому и набегают слезы С платочками в карманчиках,
На глаза, отвыкшие от слез. С красными застежками.
С зелеными сережками.
Березка - лебедь белая, Люблю ее, нарядную,
Рядком с тобой стою, Родную, ненаглядную,
Тебе, моя, несмелая, То юную, кипучую,
Стихи я говорю. То грустную, плакучую.
Стоишь в лесу счастливая, Люблю березку русскую.
Веселым летним днем, Она всегда с подружками
Из- за тебя, красивая, Под ветром низко клонится
Светло в лесу кругом! И гнется, да не ломится!
«Полянка полезных информаций»
Ученик:
-Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры. Береста – готовая бумага, деготь – лекарство. Дегтем пропитывали кожу при выделке, чистили обувь. Из бересты плели лапти, туфли, а из берестяных лент – ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью.
Ученик:
-Вот как еще используется береза. Веником березовым полезно в бане париться, настоем листьев лечат ожоги, потливость ног. Березовый уголь – карболен (в медицине- активированный уголь) – принимают при отравлении. Почки березы используют как мочегонное, желчегонное, противовоспалительное средство.
Ученик:
-Полезен и приятен березовый сок. Его издавна употребляли как напиток, делали квас. Сок пьют при цинге, ангине, малокровии, для укрепления организма. Им умываются, моют волосы для укрепления и роста. Даже больная береза помогает нам: наросты гриба – чаги используют для лечения тяжелых заболеваний, из него делают мази и капли при заболевании вен.
«Природоохранная полянка»
Учитель:
-Сейчас мы отправляемся в гости к леснику.
Лесник:
-Ребята, вы, конечно, узнали меня. Сейчас я расскажу вам очень грустный рассказ, а вы внимательно послушайте и сделайте выводы.
(рассказ лесника )
Учитель:
-Ребята, что вы скажите о поступке мальчика? (ответы детей)
-Вспомним правила поведения в природе.
На слайде:
Не ломай ветки деревьев.
Не повреждай кору деревьев.
Не повреждай ягодные кустарники.
Не рви цветы.
Не разоряй муравейники.
Не трогай птичьи гнезда.
Не шуми и не сори.
Исполнение песни «То березка, то рябина»
III. Итог мероприятия.