Нарушения умственного развития детей могут быть сглажены, компенсированы при осуществлении системы коррекционно-воспитательных занятий. Одним из условий коррекции является логопедическая работа, которая способствует развитию не только мыслительно-речевой деятельности, но и личности ребенка c ограниченными возможностями здоровья. В результате занятий наблюдается повышение речевой и коммуникабельной активности обучающихся.
Одной из эффективных форм работы логопедических занятий является логопедическая спартакиада. Используемый при этом речевой материал зависит от состава команд учащихся, их возраста, глубины проявления у них речевого дефекта.
Участниками логопедической спартакиады могут были учащиеся третьих классов, посещающих занятия логопеда.
В специальной коррекционной школе VIII вида логопедическая спартакиада проводится для привития интереса к изучению русского языка и логопедическим занятиям, закрепления навыков звуковой автоматизации, воспитания товарищества и коллективизма через умение играть в команде.
Цель занятия: прививать интерес к логопедическим занятиям.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Обобщить и систематизировать знания детей о гласных и согласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках, слогообразующей роли гласного;
Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов;
Закрепить навыки фонематического синтеза;
Упражнять в делении слов на слоги;
Совершенствовать координацию речевого выдоха и голоса;
Коррекционно-развивающие:
Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
Нарушения умственного развития детей могут быть сглажены, компенсированы при осуществлении системы коррекционно-воспитательных занятий. Одним из условий коррекции является логопедическая работа, которая способствует развитию не только мыслительно-речевой деятельности, но и личности ребенка c ограниченными возможностями здоровья. В результате занятий наблюдается повышение речевой и коммуникабельной активности обучающихся.
Одной из эффективных форм работы логопедических занятий является логопедическая спартакиада. Используемый при этом речевой материал зависит от состава команд учащихся, их возраста, глубины проявления у них речевого дефекта.
Участниками логопедической спартакиады могут были учащиеся третьих классов, посещающих занятия логопеда.
В специальной коррекционной школе VIII вида логопедическая спартакиада проводится для привития интереса к изучению русского языка и логопедическим занятиям, закрепления навыков звуковой автоматизации, воспитания товарищества и коллективизма через умение играть в команде.
Цель занятия: прививать интерес к логопедическим занятиям.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Обобщить и систематизировать знания детей о гласных и согласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках, слогообразующей роли гласного;
Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов;
Закрепить навыки фонематического синтеза;
Упражнять в делении слов на слоги;
Совершенствовать координацию речевого выдоха и голоса;
Коррекционно-развивающие:
Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
Развивать общую моторику, учить координировать речь с движением;
Развивать межполушарное взаимодействие головного мозга, бинокулярное зрение;
Формировать умение ориентироваться в пространстве (различать право и лево);
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками
Ход занятия
Организационный момент
Логопед. Дорогие дети, гости, уважаемое жюри и учителя, вы знаете, что часто в мире, в России, да и у нас в школе проходят спортивные соревнования . В спортивных соревнованиях принимают участия самые ловкие, сильные, смелые. Сегодня мы в нашей школе проводим игры здоровья, в которых чемпионом может стать каждый из вас.
И давайте улыбнемся друг другу и начнем наш праздник песней «Улыбка». (Дети исполняют песню «Улыбка»)
Логопед. Сегодня у нас спартакиада не простая, а логопедическая, и ребята будут соревноваться в двух командах на лучшее знание скороговорок, загадок, на составление слов.
Вас, ребята, очень много, поэтому прошу вас быть организованными, не кричать и не шуметь. Вести себя тихо.
Давайте повторим с вами все, что вы знаете о звуках.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Какие гласные звуки вы знаете?
- Какие звуки мы называем согласными?
- В каком замке живут гласные звуки?
- В каком замке живут согласные звуки?
-Чем отличаются звуки от букв?
Конкурсная программа
1 конкурс.
Представление команд. Звуковички. Буковки.
2 конкурс. Угадай-ка.
По артикуляции назвать гласный звук. (о,у; а,и).
3 конкурс «Найди пару»
Дети получают карточки, на которых обозначена буква. Под музыку они двигаются, демонстрируя друг другу свои буквы. Когда музыка замолкает, нужно встать парами так чтобы можно было прочитать слог на тему: Правописание гласных после шипящих. (ча, жи, чу; щу,ши, ща)
4 конкурс. Игра «Скажи наоборот» (деление слов на слоги)
Ребенок берет игрушки, лежащие на столе, делит его на слоги, прыгает столько раз, сколько в слове слогов. (заяц, собака, слон; рыба, мяч, крокодил)
5 конкурс. Игра «Слово рассыпалось»
На двух столах приготовлены кубики (мячи, шары, круги), на которых наклеены буквы, составляющие слова. Слова прочитываются. Выбранные от каждой команды дети берут эти кубики, под музыку выполняют любые движения, можно танцевальные, может быть и бег по залу врассыпную. Когда музыка замолкает, нужно как можно быстрее собрать свое слово.
Слова: букет, арбуз.
- скажите, какой согласный стоит в конце слова, звонкий или глухой?
- как можно проверить?
6 конкурс. Игра «Кто быстрее соберет гирлянду?».
На доске нарисованы елки (для каждой команды), на елке размещены гирлянды в двух цветах для каждой команды. В гирлянде зашифрованы слова. Каждой команде надо расположить эти гирлянды так, чтобы получилось 2 слова. (1команда: зеленый-шары, синий-рука; 2 команда: красный-Лиза, желтый- муха)
7 конкурс. По первым буквам слов составить новые слова.
Показываются таблицы, на каждой из которых 3 — 4 предметных картинки. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся слово. Выигрывает команда, первой определившая зашифрованное на таблице слово.
Рот — расческа, очки, топор;
рак — рыба, арбуз, корова;
сон — слон, ослик, ножницы;
мак — морковь, апельсин, карандаш;
8 конкурс. Игра «Шел прошлогодний снег» (анализ предложения)
Дети стоят на ковре с закрытыми глазами. Звучит музыка. Тихо падают «снежинки» (на каждой снежинки написаны слова). Дети берут снежинки со словами.
Задание: составить предложение из заданных слов, и ответить на вопросы. Предложение: 1 команда- Белка сидела в дупле. 2 команда- На дворе шёл снег.