kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарная разработка "Наследие славянских народов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарная разработка внеурочного мероприятия "Наследие славянских народов". Подойдет как основа для праздника День народного единства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарная разработка "Наследие славянских народов"»


МАСТЕР- КЛАСС

«Бесценное наследие славянских народов»


Цель: формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим славянским культурам, дружеских связей между славянскими народами. Создание благоприятных условий для творческого развития детей в соответствии с их способностями и индивидуальными особенностями.


Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с традициями и обрядами славянских народов, разучить с обучающимися элементы народного танца, народные игры, познакомить с шумовыми инструментами народов Белоруссии, Украины, России, Болгарии.

Развивающие: Развитие индивидуальной творческой успешности, умения применять знания на практике.

Воспитательные: Вовлечение в воспитательный процесс всех его участников (детей, родителей, педагогов), повышение уровня знаний в области культуры славянских народов.

Содействовать созданию общей радости, хорошего настроения.


Оборудование и материалы:  предметы народного быта - скамейки, палки, рушники, веночки, платочки, шумовые музыкальные инструменты (трещотки, бубны, свистульки, деревянные ложки, рожок)


Ход мероприятия:

Ведущая

Братья славяне – един для нас мир,

Прочь все печали, дружбу храним.

Ты украинец, словак или чех,

Русский, поляк? Да славяне мы все!

Мирного неба над вашей землей,

Солнца родного и пляски лихой,

Смеха от сердца, благ от души –

Чтоб не погас единенья мотив.

Так давайте веселиться, песни петь и танцевать,

А еще друзей хороших будем в гости зазывать!

Все вместе скажем: Раз, два, три! Друг хороший к нам приди!


Ведущая:

Добрый вечер, ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях славянских народов. Все славяне - братья и сёстры, мы едины, несмотря на границы государств и разные языки, на которых мы говорим.

В настоящее время на планете насчитывается около 300 миллионов славян. Выделяются три группы славян: западные, восточные и южные славяне. К западным славянам относятся поляки, чехи, словаки, словинцы, кашубы и лужичане. К восточным славянам относятся белорусы, украинцы, русские. К южным славянам относятся болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы. Из поколения в поколение передаются самобытные традиции, обычаи и обряды многовековой культуры славянских народов. При этом происходит укрепление гражданского мира и согласия. У каждого второго россиянина есть родственник на Украине, у каждого третьего украинца есть родня в Беларуси, а каждый четвертый белорус знаком с поляком или словаком. Все мы – славяне.

Первый блок посвящен России.

Ведущая 1- (в русском костюме)

Утром нива росистая,

Даль прозрачная, ясная

Отзовется Россия.

-Здравствуй! – скажет она.

И куда ни поеду

В те ли, эти края,-

Всюду словом привета

Встретят братья, друзья.

Потому что,

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Все вместе - Мы славяне!

Ведущая:

Россия имеет богатейшую культуру и великую историю. Все то, что наша прекрасная страна дала миру, и не перечислить. В первую очередь это гениальные люди: ученые, историки, писатели, художники, философы, актеры, музыканты, композиторы, полководцы и государственные деятели..  


Знакомство с русскими народными инструментами.

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки, свистульки, ложки, дудку, рожок, бубен. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Ведущий с помощниками – педагогами раздаёт музыкальные инструменты гостям - ложки, трещотки, бубны, рожок.


Игра на музыкальных инструментах.

Звучит фонограмма «Ложки». Все играют на музыкальных инструментах, под сопровождение народной музыки.


Ведущая: Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России.  Их просто невозможно сосчитать. Русские народные танцы очень разнообразны. Связанные с жизнью народа, они отражают его мысли и чувства. Народный танец «Калинка» является одним из наиболее известных во всем мире. Он считается лицом и визитной картой всей России. Также с него начинают свое выступление прославленные фольклорные коллективы. Нашу национальную русскую пляску любят и исполняют во всем мире. В ее рисунках заложены сочетание спокойных и быстрых движений, широта размаха родных просторов, прочная связь с народными традициями.


Разучивание танцевальных движений.

Дети становятся в круг, девочкам раздаются платочки

Звучит фонограмма «Калинка»

Дети повторяют движения за педагогом – хореографом.


Ведущая:

Русским радушием вас я встречаю,

В игры со мной поиграть приглашаю!

Знаю много игр веселых,

Многие старинные,

Наши бабушки играли

В игры эти дивные.

Эй, ребята, выходите!

Игры заводите!

Русская народная игра «Бубенцы»

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы - брынцы, бубенцы,

 Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила:  Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

 Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод. 

Игра «Дедушка Рожок»

Ведущая 1.

По божьей росе,

По поповой полосе

Там шишки, орешки,

Медок, сахарок

Поди вон, дедушка Рожок!

Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от дома дедушки  - у них свой «дом».

 Дети:  Ах ты, дедушка Рожок,

              На плече дыру прожёг!

Дедушка: Кто меня боится?

Дети: Никто!

Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом, и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

Правила игры: игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих. 

Второй блок посвящён Белоруссии

Выход 2 ведущей.

Ведущая 2 (девушка в Белорусском костюме)


Из родной Беларуси

Я встречаю зарю,

Всем мальчишкам, девчонкам

«Добрый дзень!» говорю.


В Республике Беларусь существует 2 официальных языка – белорусский и русский. Белорусский язык относится к восточнославянским языкам. Белорусы относятся к восточным славянам.

Как и раньше, национальная одежда белорусов шьется из белых тканей. Мужчины носят рубахи навыпуск, с разрезом на груди и цветным поясом. Также национальный костюм мужчин включает безрукавку, холщовые штаны и различные головные уборы.

Женщинам принято носить рубахи или туники и поневы. Нижняя часть женской национальной одежды - клетчатая юбка, поверх которой повязывался фартук и цветной пояс. Головы женщин украшают венки или повязки из ткани.

Белорусский народ на протяжении своей истории создал множество ярких, самобытных танцев.

Как и многие другие народные танцы, танец «Бульба» пришел к нам из глубины столетий. «Бульба» по-белорусски означает «картошка». Известно, что Беларусь – это страна, где основной сельскохозяйственной деятельностью является выращивание картофеля. Для танца «Бульба» характерной является легкость, живость, стремительность. В озорном танце ощущается и бескрайнее поле, и ласковое солнце, и невесомый ветерок.

Разучивание танцевальных движений к танцу «Бульба»

(дети становятся парами по кругу)

Звучит фонограмма «Бульба». Дети повторяют движения за педагогом – хореографом.


Ведущая 2.

Поиграть с тобой мы рады,

И скорей хотим узнать,

Как белорусские ребята

Играют, чтобы не скучать!

Знаю много игр веселых,

Многие старинные,

Наши бабушки играли

В игры эти дивны

Эй, ребята, не скучайте!

В «Пярсценак» со мной сыграйте!

Ведущая 2. (задаёт вопрос детям)

А что обозначает пярсценак?

В переводе на русский язык «пярсценак» — это колечко!


Проводится хороводная игра «Пярсценак» — «Колечко».

Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Один участник стоит в центре круга, держит в руке колечко.

Слова участника:

Вот по кругу я иду,

Всем колечко вам кладу,

Ручки крепче зажимайте,

Да колечко принимайте.

Одному из детей незаметно кладет колечко в ладошки, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!». Тот ребенок, у которого окажется колечко, выбегает в круг, а дети должны постараться его задержать и не выпустить из круга. Игра повторяется с новым водящим.


Игра «МИХАСИК»

Для проведения игры шесть пар лаптей ставятся по кругу. Семь участников игры располагаются вокруг лаптей.

Ведущая 2.

Ты, Михасик, не зевай, не зевай!

Лапоточки обувай, обувай!

Правила игры.

Игроки обувают лапти только по окончании музыки. Двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.


Звучит фонограмма белорусской народной мелодии.

Все подскоками или шагом белорусской польки движутся по кругу. С окончанием музыки все останавливаются и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.


Игра прыжки через палку «Зайчики»

Дети становятся парами лицом друг к другу, держась за руки, палки лежат по центру между парами, крестиком. Под белорусскую музыку перепрыгивают через палочку, при этом исполняют белорусское движение «перескок с переступанием» поднимая колени вверх.

Все вместе:

Мы будем с украинским народом дружить,

И нашей дружбой крепкой дорожить!

Ведущая 1 и2.

Мы опять друзей хороших в гости позовем,

Вместе дружно поиграем, спляшем и споем!

Все вместе:

Раз, два, три! Друг хороший к нам приди!

Третий блок посвящён Украине.

Выход 3 ведущей.

Ведущая 3. (девушка в украинском костюме)

Слышу голос родимый

Городов, деревень.

Говорит Украина:

- Добрый дэнь!

- Здоровеньки булы!


Ведущая 3.

Мы отправляемся в путешествие по Украине.

В древние времена нынешние украинцы назывались малороссы и русины. Украинская народность берет свое начало у восточных славян. Традиции и обычаи Украины красочны и многообразны. Некоторые обряды настолько интересны, что поражают воображение. Народные украинские танцы отличаются оригинальностью и самобытностью. Гопак – визитная карточка Украины. Это яркий, искромётный, быстрый танец. В танце участвуют юноши и девушки, причем ребята танцуют энергично, резко, задорно, а девчата мягко, ласково и нежно. Всего в эстрадной версии танца участвуют 7 человек- 5 юношей и 2 девушки. Их исполняют в национальной вышитой одежде. Наряд девушек состоит из длинной белой рубахи, расшитой по вороту, рукавам и подолу, крестиком или гладью. Сверху рубахи надевается юбка. Обязательным элементом в праздничном наряде являются ярко-красные бусы на шее. На голове венок из цветов с разноцветными лентами, ниспадающими до пояса. На ногах кожаные сапожки красного цвета. Национальный костюм мужчины состоит из рубашки с вышивкой по вороту и на груди (вышиванки) и широких красных или синих шаровар. Пояс-кушак несколько раз обвит вокруг талии. На голове шапка.

Разучивание танцевального движения к танцу «Гопак»

Исполнители стоят лицом по ходу движения, девушка справа юноша слева и держатся за руки, скрещенные перед собой: правой рукой за правую, левой за левую. Левая рука девушки находится над правой рукой юноши, кисти на уровне талии.

Бегунец - движение выполняется поочередно с правой и с левой ноги. Нога в прыжке выносится вперед, вторая при этом немножко пружинит. Затем, то же самое, выполняется с другой ноги.

Под фонограмму «Гопака», дети повторяют движения за педагогом - хореографом


Ведущая 1.

Братья наши, русые и светлокожие,

Ведущая 2.

Общего у нас достаточно полно.

Ведущая 3.

Наши языки славянские для всех похожи,

И культурное наследие у нас одно.

Ведущая 1.

Ну, коль наши языки похожи, попробуйте прочитать и понять пословицы и поговорки славянских народов.

Есть ли русский вариант этой пословицы?

Ведущая 3.

Гість хоч не довго буває, та все примічає. (Украина)

(Гость хоть не долго бывает, да всё примечает.)

Ведущая 2.

Якое дрэва, такі і клін, які бацька, такі сын. (Белорусия)

(Яблоко от яблоньки недалеко падает.)

Ведущая 1.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.(Россия)

Ведущие:

Ведущая –Россия.

Мы будем в мире жить,

И нашей дружбой дорожить!

Ведущая – Белоруссия.

Пусть будет дружба крепкой, неразлучной.

Проблемы, кризисы она переживет.

Ведущая – Украина.

Не будет войн, а только наша дружба,

И в странах наших лад, покой, доход.

За руки возьмемся, станем в круг,

Все вместе:

Каждый человек человеку друг!

Дети и педагоги выходят в круг, исполняют хоровод дружбы.









































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Сценарная разработка "Наследие славянских народов"

Автор: Курелова Ирина Владимировна

Дата: 25.09.2020

Номер свидетельства: 558449


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства