Сценарий закрытия Недели естественно-математических наук (2025-2026 уч. год). "Научное наследие М.В. Ломоносова"
Сценарий закрытия Недели естественно-математических наук (2025-2026 уч. год). "Научное наследие М.В. Ломоносова"
Сценарий завершения Недели естественно-математических наук в формате научной конференции школьников «Мы – наследники Ломоносова». Включает защиту трёх исследовательских проектов (об открытии атмосферы Венеры, о мозаике Ломоносова, о вкладе в науки о природе) и интерактивную игру «Открытие и наука», проверяющую знания о многогранной деятельности великого учёного. Особое внимание уделяется межпредметным связям и актуализации научного наследия М.В. Ломоносова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий закрытия Недели естественно-математических наук (2025-2026 уч. год). "Научное наследие М.В. Ломоносова"»
Сценарий закрытия недели
естественно-математических наук
2025-2026 учебный год
Тема: Научное наследие М.В. Ломоносова.
Девиз: Ученье — путь ко всем вершинам!
Цель проведения мероприятия:
Создание условий для развития познавательной активности, исследовательских способностей и интереса учащихся к естественно-математическим наукам через приобщение к научному наследию М. В. Ломоносова.
Задачи мероприятия
Образовательные:
расширить знания учащихся о вкладе М. В. Ломоносова в развитие науки и культуры;
показать межпредметные связи естественных и гуманитарных дисциплин;
развивать умение представлять и защищать результаты исследовательской работы.
Развивающие:
формировать навыки публичного выступления, аргументации и научного мышления;
развивать творческую инициативу, наблюдательность и исследовательскую самостоятельность;
способствовать развитию критического и аналитического мышления через участие в игре и защите проектов.
Воспитательные:
воспитывать уважение к научному труду и отечественным учёным;
формировать чувство гордости за историю российской науки;
стимулировать стремление к саморазвитию, командной работе и исследовательской деятельности.
Ведущий 1 Бугаевский М.: Добрый день, участники, педагоги, гости! Мы рады приветствовать вас на Научной конференции школьников «Мы – наследники Ломоносова», которая завершает нашу Неделю естественно-математических наук!
Слайд 5
Ведущая 2 Новикова А.: Целую неделю мы открывали удивительные тайны наук, следуя по стопам великого русского ученого-энциклопедиста — Михаила Васильевича Ломоносова, чей гений внес вклад во все сферы знания. Давайте вспомним как это было. Внимание на экран.
Слайд 6
Видеоролик по дням недели.
*******
Защита первого проекта
Слайд 7
Ведущий 1 Бугаевский М.: Михаил Васильевич Ломоносов был не только физиком, но и астрономом. Он открыл, что у планеты Венера есть атмосфера!
Ведущая 2 Новикова А.: Как он это сделал? Через наблюдения! И наши юные исследователи решили проверить этот удивительный факт.
Ведущий 1 Бугаевский М.: Приглашаем Ли Таисию и Дьяченко Александру с их руководителем Чигаревой Светланой Федоровной, для защиты исследовательской работой: «Секрет атмосферы Венеры — открытие Ломоносова, проверенное опытом»!
Слайд 8
Учитель
Добрый день! Мы представляем проект на тему: «Секрет атмосферы Венеры — открытие Ломоносова, проверенное опытом». Наша работа доказывает гениальность русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. Мы не просто изучили его открытие, но и проверили его с помощью простого эксперимента. Слово нашим исследователям, ученицам 6 «А» класса, Таисии и Александре.
Слайд 9
Таисия
В середине XVIII века учёные считали, что атмосфера есть только у Земли.
Но в 1761 году произошло очень редкое явление — прохождение Венеры по диску Солнца.
Мы поставили цель: узнать, как Ломоносов сделал своё открытие, и доказать его правоту с помощью простого опыта.
Наша гипотеза: Мы думаем, что Ломоносов увидел световое кольцо, потому что солнечный свет отклонился или говоря научным языком – преломился, в плотной атмосфере Венеры.
Слайд 10
Александра
Большинство учёных в 1761 году по всему миру просто рассчитывали расстояние до Солнца. Но Ломоносов искал большего!
26 мая 1761 года, когда тёмный диск Венеры стал сходить с края Солнца, он увидел «тонкое, едва заметное световое кольцо» или «светящийся ободок».
Он сразу понял: этот свет появился потому, что плотный воздух вокруг Венеры заставляет солнечный свет отклоняться и изгибаться. В физике это называется преломлением.
Ломоносов был первым в мире, кто доказал, что у других планет тоже есть атмосфера!
Слайд 11
Таисия
Чтобы доказать правоту Ломоносова, мы провели два простых опыта.
Сначала мы просто показали, что такое преломление света.
Мы взяли стакан с водой и опустили в него карандаш.
На границе воды и воздуха кажется, что карандаш «сломался». Это происходит, потому что свет, переходя из воды в воздух, отклоняется от прямого пути.
Слайд 12
Александра
Затем мы создали «модель атмосферы Венеры».
Стакан с мутной водой — это наша планета с плотной атмосферой.
Яркий фонарик — это Солнце.
Когда мы направляем узкий луч фонарика через край стакана с водой, мы видим, что свет огибает стакан и на экране появляется светящаяся каёмка.
Это в точности то, что увидел Ломоносов!
Наш опыт доказывает, что в плотной среде (как атмосфера Венеры) свет обязательно отклоняется и создаёт «световой ободок».
Наша гипотеза верна! Ломоносов увидел то же отклонение света!
Слайд 13
Учитель
Открытие Ломоносова было сделано с помощью простого телескопа.
Он не знал, ни из чего состоит атмосфера, ни насколько она плотная.
Только спустя почти 200 лет, благодаря космическим аппаратам, смогли подтвердить его правоту. 1962, «Маринер-2»: У Венеры обнаружена плотная горячая атмосфера.
1967, «Венера-4»: Установлен состав атмосферы - 90% углекислый газ (CO₂).
1970, «Венера-7»: Первая посадка на поверхность. Получены данные с поверхности: давление - 90 атм., t° - 470°C.
Это говорит о том, что Ломоносов был абсолютно прав! Его гениальность и интуиция, как показал наш опыт, позволили сделать вывод, который наука смогла подтвердить только с помощью космических технологий.
Слайд 14
Учитель
Мы благодарим вас за внимание и хотим сделать вывод о значении открытия Ломоносова.
Таисия
Ломоносов первый в мире доказал существование атмосферы у другой планеты.
Александра
Ломоносов заложил начало сравнительной планетологии.
Таисия
Ломоносов показал блестящий пример научной интуиции, опередившей технические возможности на 200 лет.
Александра
Наш эксперимент наглядно подтвердил физический закон преломления света, лежащий в основе великого открытия.
Учитель
Будем рады ответить на ваши вопросы.
Слайд 15
Ведущая 2 Новикова А.: Благодарим команду за блестящую презентацию, посвященную открытию Ломоносова! Вы проделали великолепную работу, наглядно показав, как именно великий учёный открыл атмосферу Венеры.
*******
Игра со зрителями: «Открытие и наука»
Ведущий 1 Бугаевский М.: Мы знаем, что Михаил Васильевич Ломоносов был настоящим энциклопедистом! Он оставил след во многих науках. Проверим, насколько хорошо вы знаете его открытия и труды!
Слайд 16
Поиграем в «Открытие и наука»
Ведущая 2 Новикова А.: Отвечать можно хором. Но будьте внимательны!
Учитель: Я называю то, что сделал или открыл Ломоносов. Ваша задача — назвать науку!
Вопрос 1. Впервые высказал идею о воздушном питании растений на бедных песчаных почвах.
Ответ. Биология
Слайд 17
Вопрос 2. Создал телескоп-рефлектор новой конструкции, который позволял видеть объекты, невидимые в обычные телескопы.
Ответ. Астрономия
Слайд 18
Вопрос 3. Написал «Краткий Российский летописец» и критиковал «норманнскую теорию» происхождения Руси.
Ответ. История
Слайд 19
Вопрос 4. Совместно с Георгом Рихманом проводил исследования атмосферного электричества с помощью специального прибора — «громовой машины».
Ответ. Физика
Слайд 20
Вопрос 5. Внёс вклад в освоение Северного морского пути и создание атласа России. Ответ. География
Слайд 21
Вопрос 6. Создал первую в России химическую лабораторию для учебных и исследовательских целей.
Ответ. Химия
Слайд 22
Вопрос 7. Внёс вклад в создание русского ямба и утверждение жанра торжественной оды.
Ответ. Литература
Слайд 23
Учитель: Отлично! Вы доказали, что знаете, как много областей охватил гений Ломоносова.
*******
Защита второго проекта
Слайд 24
Ведущий 1 Бугаевский М.: Ломоносов был математиком и … художником! Он воссоздал секрет изготовления смальты — цветного стекла для мозаики.
Ведущая 2 Новикова А.: Его работы — это "вечная мозаика"! Он возродил это искусство в России.
Ведущий 1 Бугаевский М.: С радостью встречаем Дабижу Николетту и ее руководителя Мельник Аллу Николаевну с исследовательской работой: «Ломоносов и вечная мозаика»!
Слайд 25-26
Учитель
Добрый день всем. Сегодня мы расскажем о необычном и очень красивом искусстве. Оно называется мозаика.
Михаил Ломоносов был великий учёный. Он хорошо знал химию, физику и другие науки. Именно он вернул в Россию старинное искусство мозаики. Он сделал эту красоту вечной.
Слайд 27
Николетта
Я, Николетта, расскажу о его большом достижении. Ломоносов нашёл секрет цветного стекла, который был давно потерян. Он создал самые яркие картины. Он действительно великий Русский Гений.
Слайд 28
Учитель
Наша цель – разгадать великую тайну. Мы хотим понять, как мозаика может жить тысячи лет. Мы покажем, как Ломоносов работал, используя науку. А также покажем вам практический опыт.
Николетта
Мы поставили перед собой задачи. Сначала мы узнали, что такое смальта. Это цветное непрозрачное стекло. Потом изучили все работы Ломоносова. А главное – я решила сделать мозаику сама.
Слайд 29
Учитель
Вот наша главная гипотеза. Мозаика не стареет благодаря науке. Ломоносов создал очень прочную смальту. Ему помогли глубокие знания химии.
Слайд 30
Николетта
Мозаика – это картина, которую собирают из маленьких кусочков. Эти кусочки – очень мелкие плитки. Они могут быть из камня, бумаги, бисера или цветного стекла. Мозаика – это вечная живопись.
Слайд 31
Учитель
Секрет был потерян 600 лет. Ломоносов решил вернуть его России. Он провёл около 4000 научных опытов. Наконец, он нашёл идеальную формулу для создания цвета.
Слайд 32-33
Николетта
Мозаика требует очень точного расчёта. Нужна точная геометрия плиток. Ломоносов следил, чтобы между ними не было просветов. Это искусство, где нужна математика.
Слайд 34
Учитель
Цвет – это точные пропорции веществ. Ломоносов нашёл идеальное соотношение. Малейшая ошибка портит цвет. Химия даёт мозаике вечную яркость.
Слайд 35
Николетта
Ломоносов создал примерно 40 картин. Они сделаны из стекла и сверкают, как живые.
Учитель
Среди его работ:
Образ Богоматери.
«Нерукотворный Спас» : Это была самая первая, пробная мозаика.
Бог Отец.
Портрет Анны Петровны, дочери Петра I.
Александра Невского, чья слава была символом воинской доблести.
Портрет Екатерины II, которая была его заказчицей и помогала ему.
Слайд 36
Николетта
Его мозаики выглядят как картины, написанные маслом. Вот, например, портрет Петра Первого.
Слайд 37
Учитель
Самый большой и главный его шедевр - это мозаика «Полтавская баталия». Она очень важна для нашей истории. Она сделана из более чем 1 миллиона плиток.
Николетта
Создание главного шедевра - мозаики «Полтавская баталия» - потребовало от Ломоносова очень много сил и подорвало его здоровье.
Слайд 38
Учитель
Это очень грустно, что мастерскую закрыли, но искусство осталось жить! До нас дошли 23 бессмертные мозаики, которые сияют как вечная память о его научном и художественном гении.
Слайд 39
Николетта
Узнав о мозаике, я решила попробовать сделать её сама!
Я нашла определение слова «мозаика» в книгах.
Я изучила, как работал Ломоносов.
Я сделала мозаики из бумаги, бисера.
Это нелегко, нужно терпение, но это очень интересно!
Слайд 40
Видео о поделке Николетты.
Слайд 41
Учитель
Наш главный вывод такой. Ломоносов – великий учёный и гений. Он сам возродил мозаику для России. Наука сделала это искусство вечным.
Николетта
Наша гипотеза подтвердилась.
Слайд 42
Спасибо вам за внимание.
Слайд 43
Ведущая 2 Новикова А.: Спасибо Николетте, которая под руководством Аллы Николаевны, показала, что за каждой вечной мозаикой Ломоносова, за каждым кусочком смальты стоит точный расчёт и формула.
*******
Минутка отдыха
Слайд 44
Ведущая 2 Новикова А.: Ребята, мы с вами много узнали о великих трудах Ломоносова! Чтобы дальнейшая работа была продуктивной давайте разомнёмся, чтобы с новыми силами продолжить нашу конференцию. Приглашаем всех на физкультминутку!
Слайд 45
Физкультминутка.
*******
Защита третьего проекта
Слайд 46
Ведущий 1 Бугаевский М.: Ломоносов был не только ученым, но и великим естествоиспытателем!
Ведущая 2 Новикова А.: Он предвидел будущее и выдвинул идеи эволюции и фотосинтеза задолго до того, как они стали признанными научными открытиями.
Ведущий 1 Бугаевский М.: Встречаем Коваленко Станислава с проектом «М. В. Ломоносов и науки о природе!» и его научного руководителя Лупилова Олега Петровича.
Слайд 47
Проектная работа по биологии на тему: «М. В. Ломоносов и науки о природе»
Слайд 48
Учитель
Что побудило тебя выбрать именно эту тему?
Станислав
За свою короткую жизнь Михаил Васильевич оставил нам очень богатое научное наследие. Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова пришлась в основном на трудное время крупных государственных реформ и войн Петра великого. И по словам Александра Сергеевича Пушкина;
«Была та смутная пора
Когда Россия молодая
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра»
Думаю, что нам есть чему поучиться у Ломоносова.
Слайд 49
Учитель
Какую гипотезу ты выдвигал, когда готовил этот проект?
Станислав
Я желал найти «внутреннее движущее начало». Я представил этого человека. Выдвигая гипотезу, я предположил, что он был очень деловитым и предприимчивым и во всяком поприще не искал славы, но имел стремление быть полезным. Я предположил, что его цепкий ум заставлял его смотреть и видеть всё происходящее вокруг и не оставаться равнодушным, а задавать правильные вопросы и находить ответы на них. Я предполагаю, что его пылким сердцем двигала горячая и преданная любовь к своей Родине и к своей Отчизне.
Слайд 50
Учитель
Расскажи, как формировался характер Ломоносова.
Станислав
С детства и юности Михаил уходил в море с отцом. Его отец имел земельную собственность и морские суда, на который занимался рыбный ловлей, совершал морские перевозки. Беломорская край, где родился Ломоносов был экономически и культурно развитым районом России. Там не было крепостной зависимости. Ломоносов был обучен в местный церкви.
Слайд 51
Учитель
Какой вклад внес Ломоносов в развитие химии?
Станислав
Ломоносов основал химическую лабораторию, выполнял анализы руд и горных пород. Мы изучали атомно-молекулярное учение, разработанное Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Сегодня мы на уроках химии смело решаем химические уравнения и ведём расчёт благодаря научным трудам Ломоносова. Он открыл закон сохранения массы.
Слайд 52
Учитель
Какую науку он считал главной?
Станислав
Не было у него главной науки, наоборот он говорил о пользе «союза наук», где одна наука дополняет другую. Ломоносов не выделял главную из наук, он ценил их все. Ломоносов говорил: «нет сомнения, что науки наукам много весьма взаимно способствуют, как физика химии, физике математика…». Ломоносов считал, что биолог должен хорошо знать физику и химию, но и физику полезны знания биологические.
Слайд 53
Учитель
Какие открытия в области биологии сделаны в трудах Ломоносова?
Станислав
Ломоносов смело объяснял суть процесса питания растений на свету - это фотосинтез. В своей работе «Слово о слоях земных» Ломоносов на примере сосны объяснил идею о воздушном питании растений. Также он развивает почвоведение - это объединение нескольких наук: экология, геохимия, ботаника.
Слайд 54
Учитель
Что писал ученый-почвовед В.В. Докучаев о работах Ломоносова?
Станислав
Докучаев цитирует записку профессора Вернадского, где он разбирая сочинения Ломоносова с удивлением пишет, что Ломоносов давно уже изложил в своих сочинениях ту теорию, за защиту которой Вернадский получил докторскую степень и изложил, даже, шире.
Слайд 55
Учитель
Как влиял тип растительности на тип почвы, согласно работам Ломоносова?
Станислав
Ломоносов видел огромное значение почвоведения на развитие сельского хозяйства. В своей работе «о слоях земных», он рассматривал вопрос о происхождении чернозёма. И так в хвойном лесу пишет он почва всегда бедная, а в лиственном лесу, на лугу, в степи почвы очень плодородные, чернозёмный, по причине обилия перегноя.
Слайд 56
Учитель
Почему мы называем учёного Ломоносова опережающим своё время?
Станислав
По мнению современных учёных гипотезы и теории Ломоносова опережали достижения российской науки того времени на 100 лет и более, но и передовую, на то время, западноевропейскую науку работы Ломоносова опережали на 10-20 лет.
Слайд 57
Благодарим за внимание!
Слайд 58
Ведущая 2 Новикова А.: Скажем спасибо Станиславу, который показал, что за смелыми идеями ученого о природе – будь то эволюция, учение о биосфере или фотосинтез – стояло удивительное научное предвидение, сделавшее Ломоносова человеком, опережающим время!
*******
Подведение итогов и награждение
Слайд 59
Ведущий 1 Бугаевский М.: Вот и подошла к концу наша Неделя естественно-математических наук, посвященная великому Ломоносову. За эти дни мы совершили увлекательное путешествие в мир его открытий, осветили вклад Ломоносова в химию, физику, историю и другие науки, защитили блестящие исследовательские проекты на конференции «Мы – наследники Ломоносова», а также приняли активное участие в практических занятиях, открытых уроках и викторинах!
Слайд 60
Ведущая 2 Новикова А.: Для торжественного награждения всех активных участников Недели — тех, кто защищал проекты, участвовал в мероприятиях и викторинах, — мы приглашаем Мельник Аллу Николаевну.
Мельник Алла Николаевна:
Слайд 61
Дорогие ребята! Уважаемые педагоги!
Я искренне благодарю каждого, кто принял участие в этой Неделе! Вы все показали глубокий интерес к науке, невероятную любознательность и упорство, которые и были главным девизом жизни Михаила Васильевича Ломоносова.
Особая благодарность тем, кто не побоялся выступить с исследовательскими проектами и провести практические демонстрации. В ваших работах и глазах мы увидели, что научное наследие Ломоносова живо и будет продолжено!
Я желаю вам не останавливаться на достигнутом, всегда следовать его примеру и помнить, что научный поиск — это труд во имя Отечества. Пусть его гений и дальше вдохновляет вас на активное обучение и исследовательскую деятельность!
Слайд 62
Церемония награждения. Музыка.
Слайд 63
Ведущий 1 Бугаевский М.: Спасибо всем за активное участие! До новых встреч!
Ведущая 2 Новикова А.: И помните ученье — путь ко всем вершинам!