Просмотр содержимого документа
«Сценарий музыкально-литературной гостиной " А музы не молчали."»
КОНСПЕКТ МАСТЕР- КЛАССА « В гармонии с музыкой»
ЭПИГРАФ
Есть ли что-нибудь более прекрасное , чем сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви, узнать ее происхождение и установить связь с другими силами, которыми держится Вселенная... Птолемей
Цель мастер- класса: формировать основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие.
ХОД:
Организационный момент. Вступительное слово.
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на мастер - классе.
Чтобы создать теплую дружественную атмосферу, предлагаю начать нашу встречу с музыкального приветствия: « Добрый день!»
ПЕСЕННАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ: « ДОБРЫЙ ДЕНЬ!» ( учитель приветствует « музыкально» - участники музыкально отвечают, придумывая свои мелодии в ответе)
УЧИТЕЛЬ: Всем добрый день! Еще совсем в недалеком прошлом предмет музыка назывался по- другому, как…? ( пение) Меняется время, меняются задачи и вот уже основная цель музыки, как искусства, не просто научить петь, а сформировать основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, помочь ребенку жить в гармонии с музыкой.
УЧИТЕЛЬ: Что же означает , это слово « гармония»? ( ответы участников)
УЧИТЕЛЬ: Действительно.
«Гармония» - одно из самых главных понятий музыкального искусства.
Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя
ни проявляла - в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений.
И это же слово - такое богатое смыслами, такое многозначное – из множества других было избрано для выражения глубинного смысла музыки, того главнейшего, что отличает ее от других видов искусства.
Тема нашего мастер-класса « В гармонии с музыкой»
«Музыка – море гармонии, в это море погружается человек, чтобы вновь предстать освящённым , и преображённым.» Р. Вагнер
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно.
Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом, изобразительной деятельностью.
Все мы родом из детства. Предлагаю вашему вниманию приемы и упражнения, которые помогут обрести чувство гармонии и слияния внутреннего мира с миром внешним.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1 БЛОК
« ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗАРЯДКА»
УЧИТЕЛЬ: Предлагаю окунуться в волшебный мир музыки.
Вы знаете, этот мир огромен и разнообразен.
Какие музыкальные направления ,вам знакомы? ( ответы)
Так же вы знаете ,что существуют средства выразительности в музыке Назовите их. Это… ( ответы участников)
1 задание
Предлагаю послушать фрагменты двух произведений.
СЛУШАЕМ Э.ГРИГ « УТРО» и « Во поле береза стояла» в исполнении оркестра р н и ( ответы участников)
УЧИТЕЛЬ: С помощью, каких средств выразительности идет развитие произведения? Назовите основные три.
( ответы)
- Определите ,что общего и в чем основное различие этих произведений. ( Ответы)
2 задание
УЧИТЕЛЬ: Вы знаете, что музыкальные произведения пишутся в различных формах. Какие музыкальные формы вы знаете? ( ответы)
В какой форме написано это произведение?
( ответ)
Почему вы считаете , что это вариация?
А как с помощью различных форм и фигур изобразить музыкальную форму вариация? Попробуйте. Вот лист бумаги, карандаши.
РАБОТА НА ЛИСТЕ
3 задание
УЧИТЕЛЬ Послушайте еще раз это произведение и попробуйте придумать этому произведению название.
СЛУШАНИЕ. Э,ГРИГ « УТРО» ( ответы)
4 задание Слушаем « УТРО» Э.ГРИГ СИНКВЕЙН
- одно существительное, выражающее главную тему;
- 2 прилагательных ,выражающих главную мысль;
- 3 глагола, описывающие действия в рамках темы;
- фраза несущая определенный смысл:
- заключение в форме существительного.( ассоциация с одним словом)
Зачитываем полученные произведения.
УЧИТЕЛЬ. ИТОГ. Эти приемы и упражнения помогут развить логику, ассоциативное мышление , находить аналогии, научат рассуждать, правильно оформлять свои мысли вслух.
2 БЛОК ЗАДАНИЙ « АУДИАЛЬНЫЙ КОНТАКТ»
УЧИТЕЛЬ Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом блоке?
( ответы)
1 задание « Звуки вокруг меня»
УЧИТЕЛЬ: Мир вокруг нас звучит. Попробуйте услышать эти звуки.
Тишина. Слушаем.
( Ответы)
2 задание « Я слышу музыку и исполняю»
Приглашаются несколько человек. Создается оркестр.
С помощью подручных средств создать музыку , исполнить и назвать.
( с помощью полиэтилена, бумаги, шумовых инструментов, ладоней извлекать звуки и дать им название)
3 задание « Тренируем « внутреннюю» музыку».
УЧИТЕЛЬ
А) Услышать в себе, а потом прикоснуться к клавиатуре так, чтобы звук прозвенел, вспыхнул и погас ,как звезда в ночном небе.
Б) Услышать мелодию в себе, исполнить на клавиатуре, дать название.
4 задание « 2 цветка»
Предлагается послушать пьесу « 2 вальса» Ф. Шуберта и изобразить свои ассоциации в виде двух цветов.
ИТОГ Развивают внимание, память учащихся, умение прислушаться к себе, к окружающему миру, умение « слушать « и « слышать» музыку.
3 БЛОК « ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
1 задание
Прослушать два фрагмента разнохарактерных произведений, выбрать наиболее подходящее своему настроению и при повторном слушании- выразить свое настроение в цвете, линии, элементах орнамента.
СЛУШАНИЕ и ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ
2 задание « Я хочу увидеть звуки»
Прослушивание произведений с сольным звучанием инструментов. ( скрипка, виолончель)
Предлагается в линии, форме линии, размере изобразить звучание инструмента.
СЛУШАНИЕ. РАБОТА. АНАЛИЗ
3 задание « ФОТОГРАФИЯ»
Слушая произведение интуитивно отразить в рисунке созвучные музыке зрительные образы.
ИТОГ Направлены на развитие эмоционально- чувственной сферы детей: умение дифференцировать собственные эмоциональные состояния; сравнивать жизненные эмоции с художественными .
Как бы вы назвали, этот блок приемов и упражнений? ( ответы)
4 БЛОК « ТВОРЧЕСКИЙ МАРАФОН»
УЧИТЕЛЬ. Как вы считаете , может ли музыка нарисовать портрет? ((Ответы)
1 задание « Кто спрятался в музыке?
Слушаем произведение. Определяем на слух, чей портрет нарисовал композитор?
( ответы) Нужно услышать и показать в движении героев этого произведения.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
2 задание « Музыкальная сказка»
Рассказать сказку, имитируя голоса героев.
3 задание « Из жизни в музыку» ( Можно выполнять в парах)
Составит музыкальные партитуры различных обстоятельств жизни.
( прием помогает учителю оттолкнуться от события в жизни ребенка и подготовить его к восприятию музыки композитора- классика на сходную тематику)
4 задание « СТОП КАДР»
По окончании звучания музыки зафиксировать свое состояние, настроение.
ИТОГ. Развивают умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить логику развития своей мысли через различные творческие проявления, через тембровое, пластическое, мелодическое и вербальное и невербальное фантазирование.
РЕФЛЕКСИЯ
УЧИТЕЛЬ. Как ваше настроение, самочувствие?
Я очень рада. Наш мастер- класс называется « В гармонии с музыкой».
«Логическая цепочка»
Учитель: Вспомните всё услышанное, увиденное, прочувствованное на нашем мастер- классе и составьте «логическую цепочку» через промежуточные ассоциации, чтобы перейти от слова «музыка» к слову «Гармония».