kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий музейного урока "Роль школьной формы в образовательном процессе" (на примере формы СССР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного урока посвященного роли школьной формы в образовательном процессе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий музейного урока "Роль школьной формы в образовательном процессе" (на примере формы СССР)»

«Роль школьной формы в образовательном процессе

(на примере формы СССР)»

Серебрякова Н.П.

учитель истории и обществознания


У всех девочек и мальчиков класса во времена СССР, была школьная форма и никто не сомневался в её необходимости. Практически все родители предпочитают купить форму детям в 1 класс, хотя по поводу ношения школьной формы вызывает много споров и мнений. Школьная форма СССР, становиться все более популярной и среди выпускниц, все чаще юные девушки одевают, традиционную форму на последний звонок в школе.

В наши дни традиция ношения школьной формы возрождается, единая школьная форма для учащихся снова становится актуальной. Известные дома мод разрабатывают и шьют школьные формы элитным гимназиям и школам. На сегодняшний день такая форма вновь становится показателем престижа и избранности. Во многих учебных заведениях предусматривает соблюдение дресс-кода, что является на сегодняшний день негласным школьным кодексом.

В одних школах форму покупают централизованно и делают на них нашивки с эмблемой школы, в других просят приобрести форму в определенной цветовой гамме. Школьная форма, одним родителям нравится, другим нет. Но все они хотят, чтобы их дети были собранными и внимательными, ответственными и самостоятельными, хорошо учились. И по утрам они не стояли перед шкафом в размышлении: а что бы такое сегодня надеть? Именно поэтому школьная форма – это в первую очередь атрибут дисциплины и порядка. И, конечно же, эстетичный и аккуратный вид, комфортная и удобная. Хорошие традиции возвращаются в наше общество.

История школьной формы.

Годом «рождения» школьной формы в России считается 1834 год. В этом году был принят закон, утвердивший отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. В царской России эти учреждения были государственными. Все государственные служащие в те времена должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию. В государственных учебных заведениях (гимназиях) все педагоги носили форменные сюртуки. Было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.

Учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников и поэтому форма гимназистов была сословным признаком, форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Форма была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Все гимназисты носили ранец.

Школьная форма для девочек была введена в 1896 году. В то время у девочек было три вида одежды:

- обязательная форма, состояла из шерстяного платья и фартука черного цвета;

- парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного

кружевного воротничка;

-отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли

такую роскошь.

У каждого учебного заведения цветовая гамма была разной. У младших гимназисток он был темно-синим, для 12–14-летних – цвет морской волны, у выпускниц – коричневый.

В 1918 году был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Причина была в том, что многие родители не могли позволить купить специальную одежду для детей. Поэтому ребята ходили в школу в свободной одежде. Ношение школьной формы становится обязательной после Великой Отечественной войны.

Девочки обязаны, были носить коричневые шерстяные платья с черным

передником, в обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником и белые гольфы или колготки. Мальчики носили военные

гимнастерки с воротничком стоечкой. Послевоенное время атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

В 1962 году школьная форма претерпевает ряд перемен. Появились вместо гимнастёрок серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, фуражка с кокардой и ремень с бляхой. А форма девочек не изменилась.

В 1975 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погонами на плечах и нагрудными карманами. Куртка застегивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем – символ просвещения.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.

С 1984 года для девочек введен костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки- трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки.

Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом.

В 1988 году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

К концу 1980-х годов школьная форма в ряде регионов СССР попала в разряд дефицита. Школьная форма была очень дешевая, материал её был весьма качественным и прочным. С ухудшением материального положения её стали покупать взрослые в качестве повседневной рабочей одежды. С 1992 году

отменили обязательное ношение школьной формы в школах Российской Федерации.

Эффективность введения школьной формы

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.

Президент Владимир Путин предложил регионам подумать о введении

единой формы в школах. Об этом президент сказал на встрече с представителями актива Общероссийского народного фронта.

По мнению Путина, этим вопросом можно заняться на муниципальном или региональном уровне. Не обязательно вводить единую форму на всю страну, однако в регионах вполне можно вводить такую форму одежды, полагает президент.

Форма несет в себе корпоративную культуру учебного заведения и является последствием его содержания. Изучив специальную литературу и проведя исследования мы пришли к выводам : Форма не должна быть скучной коричневой или серой тряпкой, которую никто не замечает, а специально продуманной, и в том числе учитывая пожелания самих учеников. Так как школьная форма одежды напрямую влияет на учебный процесс, дисциплинирует учеников и позволяет им сосредоточится на обучении, а не на обсуждении того, кто в чём пришел.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Серебрякова Наталья Павловна

Дата: 05.02.2024

Номер свидетельства: 645152


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства