kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий фольклорного праздника в начальной школе «Фольклорный калейдоскоп»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие с детьми начальных классов, где представлены все фольклерные жанры. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий фольклорного праздника в начальной школе «Фольклорный калейдоскоп»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Навлинская основная общеобразовательная школа»















Внеклассное мероприятие

На тему: Сценарий фольклорного праздника в начальной школе «Фольклорный калейдоскоп»














Выполнил:


Стручкова Людмила

Николаевна,

преподаватель начальных

классов










Навля, 2025

Сценарий фольклорного праздника в начальной школе

«Фольклорный калейдоскоп»


Подготовительная работа

На родительском собрании учитель просит родителей оказать помощь в подготовке выставки прикладного искусства (вышивки, вязание, резьба по дереву, поделки из соломки, макраме и так далее); (собирают дети приметы октября); заранее разучивают русские народные танцы, на уроках музыки — русские народные песни.


Оформление классной комнаты или актового зала

Над доской плакат «Фольклорный калейдоскоп», на доске импровизация деревенской избы из красивых платков с орнаментом и бахромой, выставка прикладного искусства, детские иллюстрации.


Ход мероприятия:

(Исполнение танца)


Ведущий 1:

Сегодня у нас необычное занятие
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.

Ведущий 2: 

Тема нашего занятия: «Фольклорный калейдоскоп».

Калейдоскоп — это ярко, красочно, необычно. Это лучик света, преломленный в разных гранях сразу. Грани для нас сегодня — это разные фольклорные жанры, которые мы попытаемся осветить на нашем занятии. А что же такое фольклор?

(Отвечает заранее подготовленный ученик, у него в руках «Толковый словарь русского языка»)

Ведущий 1: Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Давайте откроем этот прекрасный ларец народной мудрости. Ребята, а какой сегодня месяц? (Октябрь)

Народ каждому месяцу давал свои прозвища, часто по погоде и наблюдениям в природе. Так, октябрь славяне звали листопадом да листобоем. Почему, я думаю, догадаться совсем не трудно, стоит только пройтись по парковой аллее, пошуршать красно-жёлтым золотом, выстелившимся под ногами. Ещё одно название, появившееся из-за пёстрой осенней окраски – жёлтень, жовтень.

Ведущий 2. Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

Это загадка.

К сегодняшнему дню вы должны были подготовить загадки, созданные народной мудростью.

(Выступают по очереди дети и рассказывают загадки)

Ведущий 1: Пословицы и поговорки несут в себе накопленный опыт поколений, украшают нашу речь и делают ее более выразительной, представляет собой краткое народное изречение назидательного характера. (Картинки на экране)

- Посмотрите внимательно на экран и отгадайте какие пословицы справились в картинках.

-А какие пословицы вы ещё знаете? (Ученики объясняют смысл этих пословиц)

Ведущий 2:  Считалка - это жанр народного фольклора, который возник очень давно. Это сейчас считалки являются видом детского творчества, а в далекие времена, как это ни удивительно, считалки использовали взрослые! Они использовали считалки для того, чтобы распределять работу, например, роли перед охотой.

В наше время эта роль считалок уже утеряна, но они по-прежнему выполняют функцию распределения ролей, только не в работе, а в играх.

Сейчас зачастую трудно определить, какие считалки пришли к нам из древности, а какие появились совсем недавно: этот жанр нисколько не устарел и не потерял свою актуальность, и постоянно появляются все новые считалки. Они по-прежнему помогают детям распределять роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно.

Задание: Рассказать считалку.

ШЛА МАШИНА ТЕМНЫМ ЛЕСОМ
ЗА КАКИМ-ТО ИНТЕРЕСОМ
ИНТИ-ИНТИ-ИНТИРЕС
ВЫБИРАЙ НА БУКВУ "С"
А НА БУКОВКЕ ЗВЕЗДА
ОТПРАВЛЯЕТ ПОЕЗДА
ЕСЛИ ПОЕЗД НЕ ПРИДЕТ
МАШИНИСТ C УМА СОЙДЕТ


До-ре-ми-фа-со-ля-си,
Села кошка на такси,
А котята прицепились
И бесплатно прокатились.


Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.


За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке - теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.


Шел утенок по дорожке,
Видит он — лежат сапожки.
Стал сапожки он носить,
Выходи тебе водить!


Ведущий 1: Неотъемлемой частью народного фольклора всегда были частушки, полные веселого задора.

(Исполнение частушек девочками, а мальчики аккомпанируют игрой на ложках и других народных инструментах. Помогает учитель музыки)


Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно

Развесёлые частушки

Споем вам обязательно!


Самовар блестит, кипит,

Чай в нем пенится.

Погляди-ка на себя,

Что за отраженьице.

 

Подавай мне чашку чая,

Ведь тебе не жалко чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай.

 

Чай хорош от всех болезней,

Сокрушит любой недуг.

Он всех снадобий полезней,

Чай здоровью лучший друг.


Я в Навле живу,

Сушки, пряники жую,

Я частушек много знаю

И сейчас для вас спою.

 

Будет вам сейчас гармошка

Полтора часа играть.

А мы с подруженькой на пару

Вам частушки напевать.

 

Девочки - белян очки,

Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

 

У меня в кармане роза,

Роза рассыпучая!

У меня такой характер —

Как крапива жгучая!

 

Эх, топни, нога,

Топни, правенькая!

Я не вырасту большая,

Буду маленькая.

 

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.


Ведущий 2. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было. Конкурс на самую смешную небылицу, выразительно прочитанную.

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

***

Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«где моя лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать.

***

Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит качан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет.

Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.

 

Ох, случилась беда:
Загорелась вода.
Проходил стороной
Солдат отставной.
Отставной солдат Тарас
От пожара речку спас,
Огонь затушил,
Себе славу заслужил:
«Тарас седой
Тушил воду бородой!»

 

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.


Ведущий 1: А какой же фольклор без русской народной сказки! Одно из видных мест в фольклоре принадлежало именно им.

(Инсценировка сказки «Репка»)


Ведущий 2: Песня является душой русского народа, их пели и поют до сих пор, как говорится «и в горе и в радости». Редкий праздник обходился без хороводов.

(Хоровод)

Ведущий 1. Вот и закончилось наше путешествие к неиссякаемому роднику -  русскому фольклору.


Ведущий 2: Время не стоит на месте и лет через 100, быть может, вот также  наши потомки будут вспоминать игры, считалки, частушки нашего времени, потому что народное творчество будет жить, развиваться,  и пополняться пока будет жить на планете русский народ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий фольклорного праздника в начальной школе «Фольклорный калейдоскоп»

Автор: Стручкова Людмила Николаевна

Дата: 13.04.2025

Номер свидетельства: 668324


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства