Просмотр содержимого документа
«Сценарий фольклорного праздника в начальной школе «Фольклорный калейдоскоп»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Навлинская основная общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
На тему: Сценарий фольклорного праздника в начальной школе «Фольклорный калейдоскоп»
Выполнил:
Стручкова Людмила
Николаевна,
преподаватель начальных
классов
Навля, 2025
Сценарий фольклорного праздника в начальной школе
«Фольклорный калейдоскоп»
Подготовительная работа
На родительском собрании учитель просит родителей оказать помощь в подготовке выставки прикладного искусства (вышивки, вязание, резьба по дереву, поделки из соломки, макраме и так далее); (собирают дети приметы октября); заранее разучивают русские народные танцы, на уроках музыки — русские народные песни.
Оформление классной комнаты или актового зала
Над доской плакат «Фольклорный калейдоскоп», на доске импровизация деревенской избы из красивых платков с орнаментом и бахромой, выставка прикладного искусства, детские иллюстрации.
Ход мероприятия:
(Исполнение танца)
Ведущий 1:
Сегодня у нас необычное занятие На нём подведём мы работы итог. О жанрах устного народного Творчества поговорим, То, что читали, повторим.
Ведущий 2:
Тема нашего занятия: «Фольклорный калейдоскоп».
Калейдоскоп — это ярко, красочно, необычно. Это лучик света, преломленный в разных гранях сразу. Грани для нас сегодня — это разные фольклорные жанры, которые мы попытаемся осветить на нашем занятии. А что же такое фольклор?
(Отвечает заранее подготовленный ученик, у него в руках «Толковый словарь русского языка»)
Ведущий 1: Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Давайте откроем этот прекрасный ларец народной мудрости. Ребята, а какой сегодня месяц? (Октябрь)
Народ каждому месяцу давал свои прозвища, часто по погоде и наблюдениям в природе. Так, октябрь славяне звали листопадом да листобоем. Почему, я думаю, догадаться совсем не трудно, стоит только пройтись по парковой аллее, пошуршать красно-жёлтым золотом, выстелившимся под ногами. Ещё одно название, появившееся из-за пёстрой осенней окраски – жёлтень, жовтень.
Ведущий 2. Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.
Это загадка.
К сегодняшнему дню вы должны были подготовить загадки, созданные народной мудростью.
(Выступают по очереди дети и рассказывают загадки)
Ведущий 1:Пословицы и поговорки несут в себе накопленный опыт поколений, украшают нашу речь и делают ее более выразительной, представляет собой краткое народное изречение назидательного характера. (Картинки на экране)
- Посмотрите внимательно на экран и отгадайте какие пословицы справились в картинках.
-А какие пословицы вы ещё знаете? (Ученики объясняют смысл этих пословиц)
Ведущий 2:Считалка - это жанр народного фольклора, который возник очень давно. Это сейчас считалки являются видом детского творчества, а в далекие времена, как это ни удивительно, считалки использовали взрослые! Они использовали считалки для того, чтобы распределять работу, например, роли перед охотой.
В наше время эта роль считалок уже утеряна, но они по-прежнему выполняют функцию распределения ролей, только не в работе, а в играх.
Сейчас зачастую трудно определить, какие считалки пришли к нам из древности, а какие появились совсем недавно: этот жанр нисколько не устарел и не потерял свою актуальность, и постоянно появляются все новые считалки. Они по-прежнему помогают детям распределять роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно.
Задание: Рассказать считалку.
ШЛА МАШИНА ТЕМНЫМ ЛЕСОМ ЗА КАКИМ-ТО ИНТЕРЕСОМ ИНТИ-ИНТИ-ИНТИРЕС ВЫБИРАЙ НА БУКВУ "С" А НА БУКОВКЕ ЗВЕЗДА ОТПРАВЛЯЕТ ПОЕЗДА ЕСЛИ ПОЕЗД НЕ ПРИДЕТ МАШИНИСТ C УМА СОЙДЕТ
До-ре-ми-фа-со-ля-си, Села кошка на такси, А котята прицепились И бесплатно прокатились.
Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу, Да работы не нашел, Сам заплакал и пошел.
За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке - теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком иди И замочек отомкни.
Шел утенок по дорожке, Видит он — лежат сапожки. Стал сапожки он носить, Выходи тебе водить!
Ведущий 1: Неотъемлемой частью народного фольклора всегда были частушки, полные веселого задора.
(Исполнение частушек девочками, а мальчики аккомпанируют игрой на ложках и других народных инструментах. Помогает учитель музыки)
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно
Развесёлые частушки
Споем вам обязательно!
Самовар блестит, кипит,
Чай в нем пенится.
Погляди-ка на себя,
Что за отраженьице.
Подавай мне чашку чая,
Ведь тебе не жалко чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай.
Чай хорош от всех болезней,
Сокрушит любой недуг.
Он всех снадобий полезней,
Чай здоровью лучший друг.
Я в Навле живу,
Сушки, пряники жую,
Я частушек много знаю
И сейчас для вас спою.
Будет вам сейчас гармошка
Полтора часа играть.
А мы с подруженькой на пару
Вам частушки напевать.
Девочки - белян очки,
Где вы набелилися?
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
У меня в кармане роза,
Роза рассыпучая!
У меня такой характер —
Как крапива жгучая!
Эх, топни, нога,
Топни, правенькая!
Я не вырасту большая,
Буду маленькая.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.
Ведущий 2. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было. Конкурс на самую смешную небылицу, выразительно прочитанную.
Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете, Ехал дяденька верхом В ситцевой карете. А за ним во всю прыть Прыгая шагами, Волк старался переплыть Миску с пирогами. Заяц на небо взглянул, Там землетрясенье, И из тучи на него Капало варенье.
***
Едет повар на тарелке, Две кастрюли впереди, А лоханка позади. Кричит ему кухарка: «где моя лоханка?» Услыхали чугуны, Загудели как жуки. Услыхали ложки, Запрыгали как блошки. Кочерга пошла плясать, А ухват ей подпевать.
***
Едет на лисе Курица верхом, Бежит качан капустный С зайцем кувырком. Ловит щука в море Сетью рыбака, Плавает корова В крынке молока. Зернышко пшеницы Воробья клюёт, А червяк ворону В коробе несет.
Небылицы в лицах Сидят в светлицах, Щелкают орешки И творят посмешки.
Ох, случилась беда: Загорелась вода. Проходил стороной Солдат отставной. Отставной солдат Тарас От пожара речку спас, Огонь затушил, Себе славу заслужил: «Тарас седой Тушил воду бородой!»
Лиса по лесу бежала, Лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, Лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила, Её хвост отдать просила.
Ведущий 1: А какой же фольклор без русской народной сказки! Одно из видных мест в фольклоре принадлежало именно им.
(Инсценировка сказки «Репка»)
Ведущий 2: Песня является душой русского народа, их пели и поют до сих пор, как говорится «и в горе и в радости». Редкий праздник обходился без хороводов.
(Хоровод)
Ведущий 1. Вот и закончилось наше путешествие к неиссякаемому роднику - русскому фольклору.
Ведущий 2: Время не стоит на месте и лет через 100, быть может, вот также наши потомки будут вспоминать игры, считалки, частушки нашего времени, потому что народное творчество будет жить, развиваться, и пополняться пока будет жить на планете русский народ.