kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стресс менеджмент как способ повышения эффективности профессиональной деятельности педагога в работе с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

                   ( Занятие с элементами тренинга для педагогов)

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и  формирование знаний о приемах саморегуляции.

Задачи:

-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

-создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

-совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стресс менеджмент как способ повышения эффективности профессиональной деятельности педагога в работе с детьми с ОВЗ»

Тема: Стресс менеджмент как способ повышения эффективности профессиональной деятельности педагога в работе с детьми с ОВЗ

( Занятие с элементами тренинга для педагогов)

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и формирование знаний о приемах саморегуляции.

Задачи:

-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

-создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

-совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Организация тренинга:

группа педагогов от 15 до 20 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 60 минут

Оборудование:

аудиозаписи, оборудование для просмотра презентации, фломастеры, карандаши, мягкая игрушка, буклет «Сильнее всех владеющий собой», бумага для визиток.

Ход занятия:

Звучит классическая музыка. Участники рассаживаются по кругу.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Я рада Вас всех приветствовать на нашей секции, которая носит название «Стресс менеджмент»

Разрешите представиться. Меня зовут Смирнова Т.А., я педагог-психолог Пестриковской СОШ Кашинского района.

  1. В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам часто не хватает времени на встречи с родными, друзьями, коллегами по работе в нерабочей обстановке, внимания друг к другу, а часто и к самим себе.

Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга.

Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся.

- Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

- Или Вы чувствуете усталость?

- Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня нам есть о чем с Вами поговорить.

Слайд 1.

« Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек»

Вольфганг Шмидбауэр

Тема нашей встречи: « Стресс- менеджмент как способ повышения эффективности профессиональной деятельности педагога в работе с детьми с ОВЗ



Профессия учителя одна из наиболее стрессовых , наряду с правоохранительными органами и здравоохранением, поэтому требует большой выдержки и самообладания, особенно от педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении и приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья.



Представим, что это наш внутренний мир и накопившийся стресс, с которым мы живем, находится внутри вот этого закрытого чемодана.

Вывешивается плакат чемодана



Этому мы с вами и попробуем сегодня поучиться, найти ключик к своему внутреннему миру, открыть его и избавиться от лишнего и не нужного нам груза.

















Чтобы начать плодотворную работу, я предлагаю вам поближе познакомиться.



Игра « Визитка» - время проведения 5 мин.

Оборудование: бумага для бейджиков, аглийские булавки, ручки



Напишите на бейджике свое имя. На заглавную букву имени напишите слово-определение, которое отражает характер, темперамент или стиль жизни. (Татьяна- темпераментная), прикрепите бейджик и поочереди представимся представляются, называя свое имя и слово-определение.



Упражнение «Десять секунд» -время проведения 10 мин.

Ход упражнения

Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

я просить вас распределяться на группы по по различным признакам. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве, если, например, вам цвет волос отличается от других- это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто другой! И потому, что мы разные, мир так разнообразен и интересен.

Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

- Распределиться в группы

* по районам, которые вы представляете

* по занимаемой должности

* по росту (...)

* по цвету глаз (...)

* по длине волос (ниже плеча и выше плеча)

*по преобладающему цвету в одежде (...)

* по настроению, которое вы сейчас испытываете (...)

Что ж, я очень рада, вы что сумели так быстро познакомиться друг с другом, немного отвлечься.









Давайте вкратце вспомним Что такое стресс?

Слайд 2. Что такое стресс?

Стресс- общее напряжение организма, возникающее под действием чрезвычайного раздражителя.

Рисуночные методики

Оборудование: Карандаши, мелки, бумага

Стресс- категория абстрактная. О ней все говорят, но никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь.

Находясь в трудной, стрессовой ситуации или просто на каком-то совещании, человек, сам того не замечая, спонтанно рисует линии, «каракули», зачеркивает изображения, зачерняет пространство листа бумаги, чертит палкой по песку... Как правило, данный процесс не контролируется сознанием, это — так называемые свободные рисунки, «почеркушки», как неосознанный способ вынести травмирующие переживания вовне, освободиться от переизбытка эмоций и чувств.

У каждого из нас есть свое понимание того, что такое

стресс. Мы с вами сейчас:

• материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную

форму;

• поймем, какие факторы влияют на возникновение стресса;


• определим показатели (маркеры), показывающие, что чело­век находится в

стрессовом состоянии.


Сделаем это следующим образом: в течение пяти минут

каждый из вас выполнит рисунок, который называется «Мой стресс».


На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Это ваш произвольный рисунок. Не спешите, подумайте некоторое время над тем, что вы изобразите, и приступайте рисовать. Каждый работает самостоятельно.






Шерингэто особый вид группового взаимодействия, используемый в групповой работе. В нем принято делиться своими чувствами.


Кто желает сделать презентацию своей работы?


--Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке?

-- Какой он, ваш стресс?

--На что он похож?

--Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем?),

не нравится (что в нем не нравится), вы его боитесь и т. п.?

-- Где вы на этом рисунке?

--Как вы взаимодействуете со сво­им стрессом (боритесь с ним, противостоите ему, убегаете от него, стресс овладел вами, вы в стрессе, вы приручили свой стресс, вы подружились с ним, он вам безразличен)?

-- Изображены ли на рисунке факторы, влияющие на возникновение стресса? Каковы они?

-- Изображены ли на рисунке показатели (маркеры), по которым можно определить состояние стресса? Каковы они?


--Что является результатом вашего взаимодействия со стрес­сом?



























Слайд 3-4

Причины стресса у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

  • Страх перед неизвестным

(недостаточные знания возрастных, психологических, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, что затрудняет реализацию дифференцированного подхода и выстраивание индивидуальной траектории обучения « особенных детей»)

  • Страх вреда инклюзии для остальных участников учебного процесса

(трудности в налаживании контакта с ребенком, который чаще всего замкнут и необщителен, готовности включать детей с ОВЗ в деятельность на уроке

  • Психологическая неготовность

(большая эмоциональная нагрузка :сочувствие, сопереживание оставляют отпечаток на эмоциональном состоянии педагога и создают трудности в обучении)

Во-первых, учителю трудно бывает не жалеть ребенка и предъявлять объективные требования к ученику

Во- вторых, большой трудностью является для учителей общение с родителями таких детей ( родители часто эмоционально истощены состоянием ребенка и находятся в депрессии или близком к ней)

В-третьих, волнения и переживания учителя, связанные с усвоением учебного материала такими детьми

  • «барьер» эмоционального принятия

(учитель психологически не готов принять ребенка, в успешности

обучения которого он не уверен)


Работа с детьми, а особенно с детьми с ОВЗ, отнимает много сил. Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психологические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение и выгорание - вот цена ответственности, которую платит учитель.


Слайд 5.

Основные признаки стресса:

Физиологические (бессонница, боли в груди, спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды …)

Эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушение памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность…)

Поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем)

Многие болезни педагогов связаны с накопленным напряжением и происходят, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у нее нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, желудок). Мышцы, пораженные стрессом, сокращаются и остаются в этом состоянии.

























Слайд 6.

Стресс-менеджмент в педагогической деятельности

Стресс-менеджмент – грамотное управление своим состоянием и поведением во время сильного физического или психологического напряжения.

основные стратегии стресс-менеджмента

Стратегия бегства от излишнего стресса

-следует научиться говорить «нет» (отказ от

излишних обязательств, особенно тех, которые вы не

способны выполнить)

-необходимо избегать людей, выводящих вас из себя

-следует контролировать окружающую среду и

сторониться «горячих тем»

-сократите список дел

2. Стратегия изменения ситуации:

-старайтесь выражать свои чувства, а не взрываться

-стремитесь к компромиссу

-научитесь управлять временем

3. Стратегия адаптации к стрессовой ситуации:

-переосмыслить проблему и взглянуть с другой точки

зрения, сосредотачиваясь на положительном

-установить разумные стандарты к себе и другим

4. Стратегия принятия:

-не пытаться подвергнуть контролю бесконтрольное

(поведение окружающих)

-следует смотреть дальше ( стараться оценивать

проблему как возможность для собственного роста

-делитесь своими чувствами и умейте прощать других

5. Стратегия отдыха и развлечений:

6. Стратегия здорового образа жизни


Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие -самая трудная вещь на свете.

Иоган Вольфган Гёте.






Давайте те же попробуем начать действовать



Источник бодрости в равновесии души и тела. Успешность наша тоже зависит от этой гармонии

Практическая часть (тренинг)

Очень важно в такой ситуации добиться баланса и гармонии между телом и душой. Мы с вами попробуем начать с простейших упражнений

дыхательной гимнастики

Упражнение « Труба»

  1. Сядьте удобно, максимально постарайтесь расслабится, почувствуйте вес своего тела

  2. Сделайте глубокий вдох и мягким звуком из себя с закрытым ртом выводим звук (мычим и чувствуем себя)

  3. Делаем вдох глубже и погружаемся в себя в вес своего тела. (до 5 минут)

Упражнение « Голосовая зарядка»

Работа диафрагмы ( На ней тоже отражается стресс)

  1. Сядьте удобно, расслабьтесь

  2. Руки вперед, стряхните кисти словно стряхиваете воду

  3. Согните локти и стряхните с кистей эту воду.

  4. Опустите руки, резко поднимите плечи и стряхните руки

  5. Сделайте мягкий вдох и на выдохе погрузитесь внутрь себя

  6. Еще раз глубоко вдохните и и к выдоху добавьте мягкий звук

«Ух»

Упражнение: координированная последовательность движений

Возьмитесь правой рукой за нос и одновременно левой — за правое ухо. Потом поменяйте руки: левой возьмитесь за нос, а правой — за левое ухо. При этом рука, держащая ухо, всегда должна лежать перед другой рукой. Повторяйте эту последовательность движений с возрастающей скоростью.







Упражнения для снятия мышечного напряжения

Данные упражнения формируют умение вовремя «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабляться.

Несколько упражнений из методики « Ключ» Хасая Алиева.

Синхрогимнастика

Упражнение «Обнимашки». ( мы замерзли, греемся приплясывая, в комфортном для нас ритме, стараясь подключить ресурс организма)

При этом расслабляем мышцы шеи

Критерий - найти комфортный для себя ритм, который пойдет на «автомате»

Упражнение « Лыжник»

Поднимаем руки взмахом вверх, ноги при этом кому как удобно ( могут приподниматься на носок или пятку), ищем приятное для себя движение, которое хочется делать на « автомате»

Упражнение « Качели»

Раскачиваемся с замахом рук в стороны, при этом и амплитуда и ритм только тот, который соответствует вашему состоянию в данный момент, находим момент расслабления

Упражнение « Вис вперед»

С наклоном вперед повисаем как тряпичная кукла, стараясь максимально расслабить позвоночник, плечевой пояс, руки ( противопоказан людям с давлением)

Упражнение « Гора с плеч»

Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, развести их назад и опустить.

Упражнение « Крюки» (очень часто так сидят дети)

1 Фаза- Одна нога захлестывает другую ( любая, какая удобно)

Руки вперед, перехлестом,соединяем ладони

Выворачиваем руки и прижимаем к средней линии туловища

Язык к верхнему небу

Глаза вверх

Стоим и чувствуем свое тело, стресс уходит.

2 фаза- Ноги- расставили

Глаза- опустили

Язык- там же

Руки- лодочкой вниз

Постояли, почувствовали как остатки напряжения уходят. В крюках хорошо думать о проблемах, они быстро решаются.






































Упражнения на выработку позитивного настроя

Стресс-это не то, что с нами случилось, а то, как вы это воспринимаете

Упражнение « Шнуровка»

Группе задается ситуация (в класс пришел учиться ученик с ОВЗ)

Это хорошо, потому что… (в классе стало больше учащихся)

в классе больше учащихся - это плохо, потому что…

Методики на расслабление дают возможность хотя бы на некоторое время немного изменить ( замедлить частоту работы мозга, включаем в помощь наше правое полушарие, добавляем нам ресурсов и часто находясь в таком расслабленном состоянии нам начинают представляться различные выходы из сложных ситуаций, как можно на нее посмотреть по другому)

Медиация-визуализация « Океан». ( Видео)

Рефлексия:

Притча

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно.

В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой мы будем чувствовать себя   комфортно.



А вот насколько комфортно и полезно вам было на сегодняшнем семинаре мы сейчас узнаем.



Если вы на сегодняшнем семинаре вы подобрали хоть один ключик к своему чемодану с тяжелым психологическим грузом и открыв его научились хоть немного, но избавляться от него, то прикрепите его к открытому чемодану, если тренинг ничему не научил –к закрытому.



Вывешивается открытый чемодан

Хотелось бы закончить шуткой.

Если не умеете снимать стресс, не надевайте его.



Этапы

Упражнения

Время

Знакомство

Оргмомент , представление ведущего. (Слайд 1)

3 мин.


Игра «Визитка»

5 мин.


Упражнение « Десять секунд»

7 мин.


Знакомство с понятием «Стресс» (слайд 2)

2мин.

Тренинг

Арт-терапия Рисунок « Мой стресс»

7 мин.


Теория (причины стрессов педагогов, работающих с детьми с ОВЗ) ( слайд 3-4,5)

5 мин.


Стресс-менеджмент в педагогической деятельности( слайд 6-7)

3 мин.

Упражнения

Дыхат. Упражнения « Труба»

1 мин

на

« Голосовая зарядка»

1 мин.

снятие

Упражнение « Обнимашки»

1 мин.

мышечных

Упражнение «Лыжник»

1 мин.

зажимов

Упражнение « Качели»

1 мин.


Упражнение « Тряпичная кукла»

0,5 мин.


Упражнение «Гора с плеч»

0,5 мин

Упр. на выработку

« Упражнение шнуровка»

7 мин.

позит. настроя

Медитация- визуализация « Океан»

10 мин.

Рефлексия

Притча « Бабочка»

3 мин.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Смирнова Татьяна Александровна

Дата: 06.02.2017

Номер свидетельства: 388427


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства